Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Входной материальный поток на операциях разгрузки




Виды входных материальных потоков на операциях разгрузки Величина входного материального потока, т/год
Разгрузка железнодорожных вагонов        4870
 Выгрузка контейнеров                2435
Разгрузка автомобильного транспорта      2435
ИТОГО входной материальный поток                      9740

Выходной материаль­ный поток на операциях погрузки

Виды выходных материальных потоков на операциях погрузки Величина выходного материального потока (грузооборот базы), т/год
Погрузка автотранспорта 8279
Погрузка контейнеров 974
Погрузка железнодорожных контейнеров 487
ИТОГО выходной материальный поток 9740

 

v По натурально-вещественному составу материальные по­токи делят на одноассортиментные и многоассорти­ментные. Такое разделение необходимо, ассортиментный со­став потока существенно отражается на работе с ним.

Напри­мер, логистический процесс на оптовом продовольственном рын­ке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

v По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

Массовый поток  возникает в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным сред­ством, а их группой,

Например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

Крупные потоки — несколько вагонов, автомашин.

Мелкие потоки образуют грузы, не позволяю­щие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, по­путными грузами.

Средние потоки занимают промежуточное положение меж­ду крупными и мелкими. Эти потоки обра­зуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомоби­лями.

v По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.

Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использова­ние грузоподъемности транспортных средств, требуют для хра­нения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки обра­зуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках же­лезнодорожным транспортом).

ПРИМЕР:  транспортировка металлов.

Легковесные потоки представлены грузами, не позволя­ющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м куб.

ПРИМЕР:  табачные изделия в процессе транспортиров­ки.

v По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несов­местимые. Этот признак учитывается в основном при транс­портировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

v По консистенции грузов материальные потоки делят на по­токи насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных гру­зов.

Насыпные грузы (например,  зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство — сыпучесть. Могут перевозиться в спе­циализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в авто­машинах.

Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.),  как правило,  минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться, обладают сыпучестью.

Тарно-штучные грузы имеют самые различные физи­ко-химические свойства, удельный вес, объем (грузы в контейнерах, ящиках, мешках, без тары, длинно­мерные и негабаритные грузы).

Наливные грузы — грузы, перевозимые наливом в цистер­нах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и другие выполняют­ся с помощью специальных технических средств.

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

По пути движения груза с ним осуществляются разнообраз­ные логистические операции.

Логистические операции - это совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потока:

 это  разгрузка, погрузка, транспортировка, комплекта­ция, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и другие операции с грузами, деталями, то­варно-материальными ценностями, рассматриваемые за определенный временной интервал;  и другие операции.

 однако понятие логистической операции не ограничивается дей­ствиями лишь с материальными потоками. Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям. Издержки на вы­полнение логистических операций с информационными потока­ми составляют существенную часть логистических издержек.

Внешние и внутренние логистические операции - Выполнение логистических операций с материальным пото­ком, поступающим в логистическую систему или покидающим ее (сбыт и снабжение), отличается от выполнения этих же операций внутри логи­стической системы. Это объясняется имеющим место перехо­дом права собственности на товар и переходом страховых рис­ков с одного юридического лица на другое.

Операции в сфере производства и обращения - Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производ­ства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовой базы.

 

 

ЛЕКЦИЯ 5. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА

Характеристика функциональных областей логистики

Закупочная логистика

Характеристика функциональных областей логистики

Объектом логистики, как известно, является сквозной мате­риальный поток, но на любых участках упра­вление им имеет определенную специфику. В соответствии с этой спецификой выделяют пять функциональных областей ло­гистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную.

 

Рис. 25. Взаимосвязь закупочной, производственной и распределительной логистики

Различают следующие компоненты логистики:

Закупочная логистика – процесс своевременного и оптимального обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Распределительная логистика – обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса.

Производственная логистика – обеспечение качественного своевременного и комплексного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство.

Складская логистика – оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов, расчет оптимального количества складов и места их расположения.

Транспортная логистика – оптимизация транспортных систем, выбор вида и типа транспортных средств, определение разноканальных маршрутов доставки, обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.

Закупочная логистика

Закупочная логистика — это управление материальными по­токами в процессе обеспечения предприятия материальными ре­сурсами.

Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в сво­ем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и вре­менное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления.

Рассмотрим цели функционирования службы снабжения:

v На внешнем уровне служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, со­гласовывая технико-технологические, экономические и методо­логические вопросы, связанные с поставкой товаров. Служба снабжения работает в контакте со службами сбыта поставщика и транспортными организациями. Идея логисти­ки — получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предпри­ятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической макросистемы. Это означает, что служба снабже­ния, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирова­ния всей макрологистической системы. Собственное предприя­тие при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы — улучшается положение предприятия, как ее элемента .

v Внутри своего предприятия, служба снабжения, должна обеспечивать прохождение материального потока в цепи «снабжение—производство—сбыт» при  высокой степени согласованности планов и действий по управлению ма­териальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта с учетом постоянных изменений.

 

ПРИМЕР

Рассмотрим два варианта организации снабжения, принци­пиально отличающиеся друг от друга возможностями реализа­ции системного подхода к управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем.

На рис. 26 представлен вариант организационной структуры предприятия. Задачи что закупить и сколько закупить решаются дирекцией по производству. Задачи, у кого и на каких условиях закупить решаются ди­рекцией по закупкам. Здесь же выполняются работы по снабжению, то есть заключаются договоры, контроли­руется их исполнение, организуется доставка закупленных пред­метов труда. В результате функция управления материальным потоком в процессе снабжения предприятия сырьем и материа­лами разделена между различными службами и ее эффективная реализация затруднена.

Другой вариант, представленный на рис. 27, предполага­ет сосредоточение всех функций снабжения предприятия в од­них руках, например, в дирекции по материально-техническому снабжению. Такая структура создает широкие возможности ло­гистической оптимизации материального потока на стадии за­купок предметов труда.

      Рис. 26. Реализация функции снабжения в процессе работы различных подразделений предприятия

Рис. 27. Реализация функции снабжения в процессе работы одного подразделения предприятия

Задачи службы снабжения:

Для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решить задачи:

v Сделать или купить;

v Выбор поставщика (сколько, у кого, на каких условиях закупить)

v заключить договор и проконтролировать его исполнение;

v организовать доставку и складирование.

Задача «Сделать или купить». В широком плане решение задачи предусматривает решение во­проса о степени использования в производственном процессе собственных средств производства: средств труда (собственный транспорт, склады, техника, обору­дование), предметов труда (изготовленных своими силами заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий). Альтернативные решения — наемный транспорт, лизинг оборудо­вания, аренда складов, а также закупка полуфабрикатов или комплектую­щих изделий.

В более узком значении задача заключается в принятии одного из двух альтернативных решений — делать комплектующее изде­лие самим или же покупать у другого производителя.

При принятии решения учитываются следующие факторы:

Ø Са­мостоятельное производство комплектующих снижает зависи­мость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Пред­приятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах).

Ø В то же время, высокое качество и низкую себесто­имость комплектующих скорее обеспечит производитель, кото­рый специализируется на их выпуске. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке ком­плектующих у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестои­мость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды.

Ø Риск потерь, обусловленный ростом зави­симости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем «спокой­нее» предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализиро­ванного производителя.

Ø Решение в пользу закупок комплектующих должно быть принято в случае, если:

 потребность в комплектующем изделии невелика;

 отсутствуют необходимые для производства комплектую­щих мощности;

 отсутствуют кадры необходимой квалификации.

Ø Решение против закупок и в пользу собственного производ­ства принимается в том случае, когда:

 потребность в комплектующих изделиях стабильна и до­статочно велика;

 комплектующее изделие может быть изготовлено на име­ющемся оборудовании.

Задача «Выбор поставщика»

После того, как решена задача «делать или покупать» и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необхо­димо закупить, решают задачу выбора поставщика.

Основные этапы решения этой задачи.

Ø Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы:

— объявление конкурса;

— изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;

 — посещение выставок и ярмарок;

— переписка и личные контакты с возможными поставщи­ками.

В результате перечисленных мероприятий формируется спи­сок потенциальных поставщиков, который постоянно изменяется.

Ø Анализ потенциальных поставщиков. Составленный перечень потенциальных поставщиков анали­зируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество та­ких критериев?

— Часто ограничиваются ценой и качеством поставляемой про­дукции, а также надёжностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляе­мой продукции.

— Удаленность поставщика от потребителя;

— сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

 — наличие резервных мощностей;

 — организация управления качеством у поставщика;

 — психологический климат у поставщика (возможности за­бастовок);

— способность обеспечить поставку запасных частей в тече­ние всего срока службы поставляемого оборудования;

— финансовое положение поставщика, его кредитоспособ­ность и др.

В результате анализа потенциальных поставщиков формиру­ется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

Ø Оценка результатов работы с поставщиками. Раз­рабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчи­тать рейтинг поставщика, т.е. производится первичная классификация.  Перед расчетом рейтинга необходи­мо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.

Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производствен­ного или торгового процесса. Отсутствие некоторых комплек­тующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых то­варов в торговле — к резкому падению прибыли торгового пред­приятия). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки.

Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.

 

 

ПРИМЕР 1.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 504.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...