Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подготовительные недели Великого поста




Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные недели, а именно:

1. о Мытаре и Фарисее (без седмицы),

2. о блудном сыне (с седмицей),

3. мясопустная,

4. сыропустная (сырная).

В продолжение подготовительных недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы она восстанавливает пост в среду и пятницу, затем возводит христиан на высшую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и позволением употреблять лишь сырную.

Такое особое приготовление к посту Четыредесятницы является древним установлением Церкви. Так, знаменитые проповедники IV века: святитель Василий Великий, святитель Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие – оставили нам беседы и слова, сказанные ими относительно поста, еще не наступившего, а только ожидаемого. В частности, у них находим беседы, произнесенные в каждую из названных подготовительных недель.

Каноны и многие песнопения, в которых раскрывается значение подготовительных недель, также относятся к древнему периоду: в VIII-IХ веке Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели блудного сына, мясопустную и сыропустную, а в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, – канон на Неделю Мытаря и Фарисея.[64]

Общее понятие о подготовительных неделях

Приготовляя верующих к Святой Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань. Поэтому в приготовительных службах она не забывает сказать все то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням мира и человека, к блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и пробудить сокрушение о грехах, и ко времени пришествия на землю Сына Божия для спасения человека, чтобы обратить нас к Богу. Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах Церковь уже в приготовительные недели начинает петь на утрени перед каноном умилительные тропари: «Покаяния отверзи ми двери... На спасение стези настави мя, Богородице... Множество содеянных мною лютых... ».

С другой стороны, для той же цели, как бы сближая 70-дневный период великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением 136 псалма: «На реках Вавилонских...».

Неделя о Мытаре и Фарисее

Свое наименование эта подготовительная неделя получила от того, что на ней читается Евангельская притча о Мытаре и Фарисее (Лука 18,10-14), из которой, по изображению притчи, видим, что Мытарь вышел из храма более оправданным, чем Фарисей.

Уставные особенности служб Недели о Мытаре и Фарисее

Начиная с Недели о Мытаре и Фарисее и во все последующие подготовительные недели Великого поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной.

На утрени, начиная с Недели о Мытаре и Фарисее и кончая 5-й неделей Великого поста, в воскресные дни после Евангелия и пения «Воскресение Христово видевше...» и чтения 50-го псалма – поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной.

На «Слава»: «Покаяния отверзи ми двери...» (вместо: «Молитвами апостолов... »).

На «И ныне: «На спасения стези»... (вместо: «Молитвами Богородицы...»).

Затем: «Помилуй мя, Боже...» и «Множество содеянных мною лютых...».

В основу первого тропаря – «Покаяния отверзи ми двери...» положена притча о Мытаре: из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второго тропаря – «На спасения стези...» – положена притча о блудном сыне; а в основу третьего: «Множество содеянных мною лютых...» – предсказания Спасителя о Страшном суде. Как видим, эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелием, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту (о Мытаре и Фарисее, о блудном сыне и о Страшном суде).

Начиная с недели о Мытаре и Фарисее до недели Всех святых, евангельская стихира поется перед 1-м часом (на «Слава, и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди – вместо евангельской стихиры.[65]

На литургии – прокимен гласа, Апостол – Тим., зачало 296, Евангелие от Луки, зачало 89.

Таким образом, в неделю о Мытаре и Фарисее имеются следующие особенности.

1. Пение на утрени после Евангелия особых покаянных тропарей.

2. Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе и канона) Постной Триоди.

3. Чтение на литургии Евангельской притчи о Мытаре и Фарисее.

4. Отмена поста в среду и пятницу – «сплошная», или «всеядная» седмица, в знак обличения горделивого поста Фарисея.

5. От недели о Мытаре и Фарисее до недели Всех святых включительно – воскресные кондаки не читаются, а заменяются (на часах, на повечерии, на полунощнице и на литургии, после входа) кондаками Триоди, а иногда Минеи, если в воскресенье выпадает предпразднство или попразднство, или память великого святого, или храмового святого (за исключением 4-й, 5-й и 6-й недели), т.е. в эти недели поются кондаки.

В неделю 4-ю и 5-ю Святой Четыредесятницы, вместо кондака Триоди, берется кондак святому (преподобному Иоанну Лествичнику, преподобной Марии Египетской) и на литургии этот кондак святому следует петь на «Слава», а на «И ныне» поется кондак храма (если храм Спасов или Богородицы) или кондак «Предстательство христиан непостыдное» (если храм святого).[66]

От Недели о Мытаре и Фарисее до недели Ваий, по существующей практике, к тропарям канона Постной Триоди по воскресеньям прилагают припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», и только в недели Православия и Крестопоклонную, припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Определенного указания в Уставе и Триоди на этот счет нет.[67]

Седмица и неделя о блудном сыне

В эту неделю евангельской притчей (Лука 15,11,32), от которой получила свое название и сама неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. В этом случае благодать исходит к ним в сретение, лобызает их, украшает и помогает им в достижении своего спасения.

«Познаем, братие, таинства силу, от греха бо к отеческому дому востекшаго (опять пришедшего) блудного сына преблагий Отец предусрет лобзает, и паки своея славы познание (отличия) дарует: и таинственное вышним (силам) совершает веселие, закалая тельца упитанного, да мы достойно сожительствуем (будем обитать вместе) заклавшему человеколюбному Отцу, и славному Заколению, Спасу душ наших».[68]

Церковь учит, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним («да достойно сожительствуем»). Удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений.

Таким образом, показав в неделю о Мытаре и Фарисее истинное начало покаяния, Церковь теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов. И потому ни один грешник в дни приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании Отца Небесного.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 304.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...