Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

XVI. Типичные ошибки изложения, вызванные нарушением закона достаточного основания (с примерами)




Закон достаточного основания требует, чтобы всякая истин­ная мысль была обоснована другими мыслями, истин­ность которых доказана.Соблюдением этого закона достига­ется обоснованность мышления, обязательное условие мышления правильного. Логика высказываний считает обоснованность мыш­ления общим методологическим требованием и рассматривает ряд законов, обеспечивающих его выполнение (закон двойного отрицания, тавтологии, симплификации, конъюнкции и др.)

* закон двойного отрицания «если неверно, что неверно А, то верно А». Закон двойного отрицания называется также законом снятия двойного отрицания. В формализованном языке логики высказываний закон двойного отрицания выражается формулой

 

В любом рассуждении наши мысли должны быть внутренне связаны друг с другом, вытекать одна из другой, обосновывать одна другую. Истинность суждений должна быть подтверждена надёжными доказательствами. Достаточность основанияистинности суждений в каждом конкретном случае — предмет рассмотрения специальных наук, логическая обоснованность - необходимое качество каждого журналистского выступления.

Именно обоснованности суждений недостаёт газетной рецен­зии на книгу И. Долгополова «Рассказы о художниках»: Тот, кто читает журнал «Огонёк», не может не обратить внимание на серию статей, посвящённых творчеству художников. Многие из этих статей — точнее рассказов – принадлежат Игорю Долгополову. Разумеется, любой такой рассказ должен не­сти в себе ту дозу информации, без которой нет документального рассказа, а тем более - статьи. То, что пишет И. Долгополов, - это, скорее всего, именно рассказы. То есть необходимая информа­ция сочетается с формой подачи её. А эта форма более всего напоминает рассказ. Поэтому совершенно правомерно, что тридцать рассказов И. Долгополова оказались под одним красивым тёмно-зелёным переплётом. И название книги «Рассказы о художниках» - соответствует содержанию её”.

В этом отрывке из 28 газетных строк логических неточностей много. В частности, автору следует задать вопрос: в чём же он усматривает правомерность того, что тридцать рассказов Долгопо­лова оказались под одним тёмно-зелёным переплётом?

Причиной недоказательности изложения могут быть не толь­ко поверхностность знаний и небрежность формулировок, но и автоматизм мышления, когда, например, журналист прибегает к привычным и, казалось бы, проверенным схемам типа «раньше - теперь». Обыденное сознание часто мешает пишущему вникнуть в суть явления, вскрыть причины происходящего. Иллюзия пол­ной очевидности для журналиста всегда опасна. Но особенно опас­на всякая попытка подогнать факты под некую схему, какой бы «надежной» она ни представлялась.


<Из лекции то, что относится к билетам по композиции>


Композиция текста

 

Внешняя (рамочная)                                                                                Внутренняя

3 структурных элемента:                                                                       1 структурный элемент: 

            1 - заголовок                                                                             Основная часть

 2 - вступление

 3 – концовка

           

К каждому структурному элементу предъявляются свои требования.

Заголовок является очень сильной позицией текста. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАГОЛОВКУ:

· Соответствовать содержанию текста:

(a) Логическое соответствие (закон тождества)

(b) Стилистическое соответствие

(c) Эмоциональное соответствие

· Не злоупотреблять многозначными словами, узкоспециальными словами, терминами

· Заголовок не должен содержать сложных синтаксических конструкций (особенно страдательных)

*синтаксический параллелизм – абсолютно одинаково построенные произведения.

       ФУНКЦИИ ЗАГОЛОВКА:

· Контактная (завлечь читателя, но, стремясь к этому, не противоречьте себе)

· Информативная

· Конструктивная (реализуется, если показывает, как будет выстроен материал)

 

Михаил Кольцов выносил первую фразу текста и оформлял ее графически.

 

Существуют ЗАГОЛОВОКИ С ДВУХЧАСТНОЙ КОНСТРУКЦИЕЙ: разбиваются либо точкой, либо двоеточием. Они бывают хороши тем, что дальше идет неожиданное развитие темы.

НЕДОЧЕТЫ СОВРЕМЕННЫХ ЗАГОЛОВКОВ:

· Заштампованность (часто это связано с аллюзиями – аккуратнее их используйте!)

· Заголовок может вступать во вредные связи с другими заголовками

· Чудовищно низкий языковой уровень

 

ВСТУПЛЕНИЕ. Максимум ¼ текста. Вступление призвано дать В ОБЩЕМ представление о предмете изложения. Чехов: «Читателю надо сразу дать по морде».

КОНЦОВКА. Концовка должна вытекать из текста. Лучше избегать прописных истин и оставлять концовки открытыми.

ВНУТРЕННЯЯ КОМПОЗИЦИЯ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Характерные ошибки:

· Отход от темы (нарушение закона тождества)

· Неоправданное нарушение последовательности изложения (закон достаточного основания)

· Неправомерное деление текста на абзацы

· (!) нечеткость композиционных рамок

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 304.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...