Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

X. Правка-переделка. Литературная запись как вид литературной работы




Правка-переделка является специфической формой редактирования. Она применяется при подготовке к печати рукописей авторов, которые слабо владеют литературными навыками. Правка, переделка широко распространена в практике газетной работы, в частности отделов писем. Материалы, присланные читателями, по разным причинам бывает трудно отправить в печать в том виде, в каком они поступили. Правка-переделка позволяет расширить публикацию читательских высказываний на самые разные темы.

Цель правки-переделки – создание нового варианта текста на основе материала, представленного автором. Строго основываясь на сообщенных фактах, журналист облекает мысль автора в литературную форму. Изменение жанровой структуры произведения, обработка текста в случае изменения его целевого назначения также осуществляется правкой-переделкой.

Близка по методике к правке-переделке литературная запись – специфический вид творческого сотрудничества редактора и автора. Это такая форма литературной работы, когда первоначальной рукописи может вообще не быть. Бывалый человек, герой, крупный военачальник, партизан, известный спортсмен рассказывают о своей жизни, делах, боевых друзьях, сделанном и достигнутом, а литератор использует весь этот богатейший материал, осмысливает его, иногда дополняет архивными изысканиями, собственными наблюдениями и в содружестве с бывалым человеком создает произведение.

Правку-переделку в издательстве или редакции поручают только опытному работнику, обладающему разносторонними знаниями и твердыми профессиональными навыками.

 

<Из лекции ко всем билетам по логике – ИМЕТЬ ПРИМЕРЫ, ЗНАТЬ ВСЕ ТИПЫ ОШИБОК>

       Редактируя текст, мы обращаемся к своей бытовой логике, но этого недостаточно.

       Существует логический анализ текста. Анализ, то есть метод научного исследования действительности, состоящий в расчленении целого на составные элементы. Антипод анализа – синтез.

 

Суждение = высказыванию Имя = слову
1) Определенный смысл 1) Определенный смысл
2) Истинность/ложность 2) Обозначение предмета
3) Утверждение/отрицание 3) НЕТ истинности/ложности 

 

E.g. Обучение студентов – сложное дело («обучение студентов» и «сложное дело» - два имени; «Обучение студентов – сложное дело» - суждение).

Т.о., имена являются кирпичиками для построения суждений.

       ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЕСТЬ ВЫДЕЛЕНИЕ СУЖДЕНИЙ И ИМЕН. Мы исследуем связи между суждениями и именами на предмет инкорректности.

       Логика суждений оперирует законами, логика имен – отношениями. ^Учите формулировки!

 

Логические законы:

I. Законтождества

II. Закон противоречия

III. Закон исключенного третьего

IV. Закон достаточного основания

 

 

I. Закон тождества. Каждое суждение, к-е приводится в данном умозаключении (т.е. в тексте), при повторении должно иметь одно и то же устойчивое содержание. Иными словами, при повторении суждения должна сохраняться монотематичность. Это связано с такими базовыми характеристиками текста, как целостность, связность, информативность.

Закон тождества имеет 5 подвидов:

1. Несоответствие заголовка теме

2. Подмена темы (в огороде бузина, а в Киеве дядька)

3. Нагромождение в одной единице текста (в абзаце) разных по содержанию мыслей

4. НЕНАМЕРЕННАЯ двусмысленность (реклама же бывает заведомо алогичной)

5. Нарушение в вопросно-ответных формах (один не соответствует другому).

II. Закон противоречия. Не могут одновременно истинными быть два противоположных суждения:    

а) об одном и том же предмете

б) взятые в одно и то же время

в) взятые в одном и том же отношении

Противоречия

Явное (эксплицитное)                                                    скрытое (имплицитное)

Контактное                                                                       дистантное

Скрытое дистантное противоречие – самый отвратительный вид противоречия, его сложнее всего найти. *Слабое место всех текстов цифры. …

· Образные противоречия – противоречия в постановке цепочки метафор. Будьте аккуратны в построении образов.

· Мнимое противоречие, когда неправильно используются связки (но, однако, хотя, невзирая на и т.д.). Надо понимать роль связок.

· Противоречие между структурными элементами текста.

· Противоречие при использовании сравнительной степени (пример?)

· Противоречия средств модальной окраски высказывания.

 

III. Закон исключенного третьего. Из двух противоречащих друг другу суждений об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, одно непременно истинно. Третьего не дано. E.g., автор специально дает противоречие, когда автор считает, что два суждения имеют явное противоречие. *ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИЕ – РАЗНЫЕ ВЕЩИ!

IV. Закон достаточного основания. Каждая мысль, к-я приводится в данном умозаключении, должна быть обоснована другими мыслями, истинность к-х уже доказана.

Типы ошибок на закон достаточного основания (не вздумайте сказать на экзамене недостаточного!):

1. Нарушение причинно-следственных связей.

2. Поспешное обобщение. Очень часто с использованием таких слов, как «никто», «никогда», «нигде».

3. Категоричность высказывания. Суждение, к-е содержит ничем не обоснованную информацию.

 

Каждый логический закон имеет свою римскую цифру. Знать номер каждого. I. Закон тождества. II. Закон противоречия. III. Закон исключенного третьего. IV. Закон достаточного основания. <См. также http://www.elitarium.ru/2007/04/16/osnovnye_zakony_logiki.html>

 

Имена

Отношения:

1. Отношение тождества

2. Отношение подчинения

3. Отношение перекрещивания

4. Отношение внеположенности (абсолютно различного)

 

ОТНОШЕНИ ТОЖДЕСТВА. E.g., торжество и празднество.

ОТНОШЕНИЕ ПОДЧИНЕНИЯ. Ошибки, когда А) Вид и род ставят в один ряд и объединяют союзом «и». Б) Не все видовые отличия входят в род (женщины Подмосковья и Одинцово?) E.g., жители России и Сочи.

ОТНОШЕНИЕ ПЕРЕКРЕЩИВАНИЯ. Имена частично совпадающие показывают как несовпадающие. Дети и школьники.

ОТНОШЕНИЕ ВНЕПОЛОЖЕННОСТИ. А) совмещение вещественно неоднородных понятий. Б) объединение понятий из разных смысловых плоскостей. Понятия P и Q называются внеположенными, если их объёмы полностью исключают друг друга (Рис.3). Можно сказать иначе: объёмы положенных                              понятий не содержат ни одного общего объекта, следовательно, область их пересечения образует пустой класс. Пример: «стол» и «торшер», «портфель» и «пишущая машинка», «ежедневная газета» и «еженедельная газета».

<Дополнительную информацию об отношении имен можно найти здесь http://ref.net.ua/work/det-34883.html>

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 309.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...