Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Путем тех, кого Ты облагодетельствовал,




не тех, на кого пал гнев, и не заблудши (Коран: сура аль-Фатиха[8])

Возникновение новой мировой монотеистической религии ислама сопровождалось неотделимыми от него политическими последствиями эпохального значения: арабской экспансией, приведшей к образованию мощного теократического государства — Халифата.

Религиозные представления древних арабов можно определить как патриархальный генотеизм, при котором каждое племя верило в своего особого бога-покровителя. При этом идея племенного божества не только не исключала, а, напротив, подразумевала существование иных богов — покровителей других племен.

Ко времени возникновения ислама первобытный натурализм языческих культов и примитивно-чувственные мифологические представления уже утратили власть над сознанием аравитян; этому способствовали широкие связи аравитян с соседними народами и знакомство с учением иудеев и христиан.

Языческому культу многочисленных племенных божеств ислам противопоставил вероучение о едином, могущественном, милосердном, всеведущем и вездесущем верховном творце, правителе и верховном судье мира – Аллахе. Языческие верования, основанные на преклонении человека перед грозными силами природы, сменились религией, обращенной к человеку, к его нравственным потребностям, к его судьбе, земной и посмертной.

Возникновение и распространение новой религии в Аравии происходило синхронно и во многом было соотнесено с давно назревшим социальным сдвигом: объединением аравийских племен и формированием на полуострове государственности. В обстановке кризиса родо-племенной структуры ислам стимулировал и мотивировал начавшиеся ранее процессы племенной интеграции и создания новых имущественно-правовых отношений, а эти процессы, в свою очередь, способствовали распространению нового вероучения.

К концу 630 г. большая часть Аравии приняла ислам и признала Мухаммада  пророком. Возникновение ислама сопровождалось появлением священной книги — Корана, который был ниспослан Аллахом через архангела Джабраила в форме откровений пророку Мухаммаду , передавшему эти божественные откровения людям.

После смерти Мухаммада  Абу Бакр и Омар поручили запись Корана одному из сподвижников пророка Зайду ибн Сабиту, помнившему текст проповедей Мухаммада . Третий Праведный Халиф Осман (644—656) распорядился выработать единую официальную редакцию Корана. По его приказу текст Корана был канонизирован.

 

Коран.Основой ислама является священная книга мусульман – Коран (с арабского «аль-Куръан» – чтение нараспев), Божественное откровение переданное Пророку Мухаммаду . Согласно преданиям, первые аяты начали ниспосылаться Аллахом через архангела Джибрила в то время, когда пророк Мухаммад  предавался уединению в пещере Хира близ Мекки. Затем, в течение 23 лет, во время различных жизненных ситуаций, пророку устно передавались другие аяты, вплоть до самой его смерти (632 г.). Сам Мухаммад  был неграмотным, не умел читать и писать.

В 651 году сохранившиеся в памяти и записях сподвижников аяты, по повелению «праведных» халифов Абу Бакра и Умара, были записаны в виде целой книги – Корана. Третий «праведный» халиф Усман распорядился выработать единую официальную редакцию Корана. По его приказу текст Корана был канонизирован.  Текст Священной Книги остается неизменным с момента первых откровений.

Арабский текст Корана используется мусульманами для чтения (поклонения) и заучивания его наизусть с целью совершенствования молитвенных обрядов и ритуалов, а также изучения его как исторического памятника классического арабского языка.

Мусульманские биографы пророка и историки Корана из самых ранних и первых откровений священной книги считают первые 5 аятов из 96 суры. Всего в Коране 114 сур разной величины, они расположены в порядке убывания длины, за исключением первой. Каждая сура делится на отдельные высказывания, стихи или коранические предложения - аяты. Сура может содержать от 3 до 286 аятов. Всего в Коране 6.616 айатов, в общей сумме 77,934 слова на арабском языке. Каждая сура имеет свое название. Например, первая сура Корана называется аль-Фатиха (Открывающая). Название суры, как правило, не отражает ее содержания, а связано с самой яркой, запоминающейся фразой или темой. Текст Корана - слова Аллаха, ниспосланные пророку Мухаммаду в период 610-632 гг. Главной мыслью Корана представляется вера в Единого Аллаха и только в Него. Он – Всемогущий и Всезнающий.

Скажи: «Он – Аллах – един,

Аллах, вечный;

Не родил и не был рожден,

И не был Ему равным ни один!»    (Коран: сура аль-Ихлас)

В Книге часто повторяется, что другого такого нет, и не связывать что-то с Аллахом – не умалять его уникальность, и не придавать Ему сотоварища (ля шарика ляху). Господь вновь и вновь посылает своих Пророков к человеку, призывая его отринуть неверие, но его наставлениями пренебрегают, пророков преследуют и изгоняют. Коран дает последний шанс человечеству покориться воле Божьей, поэтому на Мухаммаде лежит «печать Пророков»; дальнейших предупреждений не последует. Верующие будут вознаграждены раем, а неверующих отошлют в ад. Предстоит последнее судилище, на котором человечество будет взвешено на весах и даст отчет в своей греховности.

В чем суть Корана? Она в том, чтобы внушить человеку чувство ответственности за свою жизнь, укрепить его дух, совершенствовать его мышле­ние. Для этого необходимо всестороннее изменение самого человека, в том числе - отказ от ложных ценностей и бессмысленных принципов, рожденных силами невежества в предыдущих эпохах. Мусульманские богословы пишут, что одно из чудес Корана – «сохранение своей современности и актуальности. Коран имеет особенность удовлетворять потребности каждого столетия...» [Бадиуззаман Саид Нурси. Вера и человек. Казань, 2000, стр. 88].

Хотя мы говорим, что Коран - это, прежде всего, духовное руководство для человечества, Малик Ибрагим замечает, что только 500 аятов, т. е. только 1/12 его часть посвящены религиозным проблемам[9]. Остальная часть рассматривает различ­ные социальные, политические, военные, исторические, идеологические, культурные и другие проблемы. Следовательно, Коран – это конкретные, доступно изложенные принципы и правила человеческого общежития.

Священный Коран упоминает положительную миссию предыдущих пророков и с уважением упоминает имена, по­читаемые христианами и иудеями. «Мы ниспослали тебе Писание как истину для подтверждения того, что было в прежних писаниях, чтобы предохранить их от искажения ...»(Аль-Ма'ида, 48). Следовательно, в самом Коране указано на преемственность посланий.

Считается, что различие же между прежними пророками и пророком Ислама заключается в том, что откровения пре­дыдущих пророков служили основой для временных про­грамм действий данного конкретного народа. Коран же содержит квинтэссенцию всех предыдущих учений и дополняет их новой всеохватывающей системой ценностей, необходимых человеку для удовлетворения своих социальных, материальных и духовных потребностей, - пишет М.Ибрахим.

Мусульманские теологи утверждают, что ислам представляет собой последнюю из трех монотеистических религий, Коран – окончательное откровение, а Мухаммад – последний Пророк. Коран, таким образом, завершает и заменяет собой два ранних течения монотеизма – еврейскую Тору и христианское Евангелие. Таврат и Инджил – так они зовутся по-арабски – соотносятся со всем Кораном и приняты мусульманством как произведения вдохновляющего свойства. Поэтому ислам, христианство и иудаизм имеют общую основу. Коран имеет ссылки на пророков и патриархов Ветхого Завета и на новозаветного Иисуса. Из Корана мусульманам известны используемые христианами и иудеями имена Адама и Евы, Каина и Авеля, Ноя, Авраама, Моисея, Аарона, Илии, Исаака, Исмаила, Иакова, Ионы, Закарии, Иосифа, Давида и Соломона. Также здесь упомянуты пророки, неизвестные в иудейско-христианских источниках, например Зу-л-Карнайн, Зу-л-Кифл, Салих, Шуайб [Пол Ланд. 2003, стр. 25]. Существует и прямое отличие Корана от его предшественников. Коран – не повествование о Боге (Аллахе), это само по себе слово Аллаха, направленное напрямую человечеству или Посланнику Аллаха Мухаммаду.

Этим объясняется центральное место, которое занимает Коран в жизни мусульман, это краеугольный камень исламского общества, его конституция, он пронизывает все сферы жизни. Стараться жить по Корану, значит выполнять Божью волю, а идеальное общество – общество, которое управляется по Его предписаниям. Исламская концепция Бога представлена в известных строфах о Троне (аят «аль-Курси»):

Аллах – нет божества, кроме Него, живого, сущего;

Не овладевает Им ни дремота, ни сон;

Ему принадлежит










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...