Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История развития арабской литературы




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Т.А.Шайхуллин

Э.М.Зиганшин

А.Н.Зиляева

 

 

Арабская

Литература

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Допущено Учебно-методическим советом по реализации образовательных программ профессиональной подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Теология»

 

 

КАЗАНЬ

2008

УДК 82.07(085)      

ББК 81.2+83  

Ш 17

 

Рецензенты:

А.А.Тимерханов, доктор филологических наук, заведующий отделом лексикографии ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова АН РТ

А.М.Саттарова, кандидат филологических наук, доцент кафедры восточных языков ТГГПУ

 

Ш 17 Шайхуллин Т.А., Зиганшин Э.М., Зиляева А.Н.

Арабская литература: Учебное пособие / Т.А. Шайхуллин. – Казань: ТГГПУ, 2008. – 327 с.

Предлагаемое учебное пособие по арабской литературе основано на положительном опыте российских востоковедов и арабских педагогов-исследователей в данной области. В учебном пособии приводится подробная биография классиков арабской литературы: поэтов и прозаиков, подробно описаны этапы становления арабской литературы, начиная с доисламского периода и заканчивая современным периодом. Аутентичные учебные тексты − репрезентанты арабской литературы приводятся в оригинале, наиболее трудные лексемы и фразеологизмы объясняются; таким образом, студенты могут ознакомиться с творчеством каждого арабского литературного деятеля в оригинале. В пособии подробно рассмотрены Коран и хадисы как эталоны арабской литературы. Ко всем текстам данного учебного пособия приведены проблемные и тестовые упражнения, обеспечивающих как развитие мышления обучаемых и поднятие их творческого потенциала, так и закрепление новой лексики и выработку речевых навыков и умений.

Данное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям “Теология” и “Лингвистика”, а также для филологов широкого профиля, преподавателей арабского языка и для всех, желающих изучить арабский язык и овладеть его литературным богатством.

 

 

Научный редактор: д-р фил. наук, профессор Н.Н. Фаттахова

 

 

© Шайхуллин Т.А., 2008

© Зиганшин Э.М., 2008

© Зиляева А.Н., 2008

© Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2008



Введение

В последнее время интерес к арабскому языку в России существенно возрос в связи с развитием и укреплением межгосударственных, экономических и культурных связей нашей страны с арабскими странами. Очевидно, что наряду с интересом к арабскому языку увеличился интерес и к арабско-мусульманской культуре.

На книжном рынке появилось много содержательной, хорошо оформленной и иллюстрированной литературы, раскрывающей особенности арабо-мусульманской культуры. Особенно хотелось бы отметить фундаментальный труд академика М.И.Махмутова «Мир ислама». В столице Татарстана городе Казани в последнее время проводится ежегодный международный фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар», в рамках которого многие арабские страны представляют свои лучшие фильмы различных жанров. Во время показа залы переполнены, некоторые фильмы даже демонстрируют повторно. Также большой интерес вызвал телесериал «Клон», показанный на центральном телевидении несколько лет назад и открывший глаза многим нашим соотечественникам на традиции и обычаи арабов. Вошли в моду арабские песни и неповторимая арабская восточная музыка. Широко известными стали такие имена арабских исполнителей песен, как Омар Диаб, Ненси Ажрам и др. В учебных заведениях России преподавание арабского языка постепенно выходит на новый современный и качественный уровень. Появляются новые учебники, словари и учебные пособия, соответствующие времени, проводятся научно-практические конференции и т.д.

Все эти факторы, безусловно, оказывают положительное влияние на формирование позитивного отношения к арабо-мусульманской культуре в сердцах наших соотечественников. Но, к сожалению, часто просматривается несформировавшееся мнение многих об арабской литературе, как о прозаиках, так и о поэтах, как о классиках, так и о современниках.

В предлагаемом учебном пособии мы хотим обратить читателя на большой пласт арабской литературы, уходящей своими корнями в далёкое прошлое. Ещё задолго до нашей эры китайский философ Конфуций утверждал, что путь к духовному развитию и нравственному сознанию человека начинается именно в литературе.

Предлагаемое пособие имеет ряд положительных особенностей:  

– приводится подробная биография классиков арабской литературы: поэтов и прозаиков на русском языке;

– подробно описаны этапы становления арабской литературы, начиная с доисламского периода и заканчивая современным периодом на русском языке;

– аутентичные учебные тексты − репрезентанты арабской литературы приводятся на арабском языке, наиболее трудные лексемы и фразеологизмы объясняются; таким образом, студенты могут ознакомиться с творчеством каждого арабского литературного деятеля в оригинале;

− в первой части пособия подробно рассмотрены Коран и хадисы как эталоны арабской литературы;

− ко всем текстам пособия приведены проблемные и тестовые упражнения, обеспечивающие как развитие мышления обучаемых и поднятие их творческого потенциала, так и закрепление новой лексики и выработку речевых навыков и умений;

Учебное пособие состоит из трех глав.

В первой главе содержатся теоретические данные об истории формирования и развития арабской литературы и ее месте в мировом культурологическом пространстве. В ней рассмотрены исторические периоды: доисламский, период расцвета Ислама, Омейядов, Аббасидов, Османской империи и современный. В каждом периоде обращено внимание на основные литературные приемы, жанры и стили, характерные именно для данной эпохи. Также рассмотрены предпосылки возникновения того или иного жанра арабской литературы на каждом отрезке времени. Особую ценность представляет описание политических и социальных процессов, соответствующих определенной эпохе. Также в первой главе подробно описаны Коран и хадисы (высказывания пророка Мухаммада).  

Вторая глава посвящена арабской поэзии и истории ее развития. В нее включены основные представители арабской поэзии, их биография, фрагменты основных произведений. Рассмотрено творчество многих арабских поэтов каждой эпохи, начиная с представителей арабской поэзии VI века, таких как Имруу аль-Кайс и заканчивая поэтами-современниками, такими как Низар Каббани или Абу Касим Шаби и т.д. Каждый параграф второй главы посвящён отдельному поэту и построен по следующему принципу: приведена биография поэта, затем отрывок его произведения в оригинале. Далее следует объяснение наиболее трудных слов и упражнения.

В третьей главе рассмотрена арабская проза. В нее включены основные представители арабской прозы, их биография, примеры основных произведений. Здесь представлено творчество известных арабских писателей-прозаиков, таких как Мухаммад Абдо, Таха Хусейн, Наджиб Махфуз и др. Каждый параграф третьей главы посвящён отдельному прозаику и построен по следующему принципу: приведена биография прозаика, затем отрывок его произведения в оригинале. Далее следуют объяснение наиболее трудных слов и упражнения.

После каждого параграфа данного учебного пособия приводятся проблемные и тестовые упражнения для закрепления пройденного материала. Например: «Ответьте на вопросы», «Правильно или ошибка?», «Подберите синонимы», «Подберите антонимы», «Выразите своё мнение на арабском языке по поводу прочитанного» и т. д.

Пособие написано в соответствии с программой по литературе и охватывает все разделы курса “Ислам и арабская литература”. Курс литературы создавался и дополнялся авторами в процессе многолетнего преподавания арабского языка и литературы в ТАРИ (Татарско-американском региональном институте), ТГГПУ (Татарском гуманитарно-педагогичаском университете) и РИУ (Российском исламском университете).

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям “Теология” и “Лингвистика”, а также для филологов широкого профиля, преподавателей арабского языка и для всех, желающих выучить арабский язык и овладеть его литературным богатством.



ГЛАВА I.

История развития арабской литературы

Арабское завоевание, распространившееся к концу VIII в. на огромную территорию в Передней и Средней Азии, Северной Африке и Юго-Западной Европе, было историческим событием огромного значения.

Объединение арабских племен и последующая экспансия происходили под знаменами новой религии — ислама. Изучение Корана в оригинале стало краеугольным камнем образования, основой религиозно-этического воспитания. Коран как литературный памятник оказал большое влияние на формирование единого арабского языка и распространение его в странах Азии и Африки. Толкование Корана в широком масштабе дало начало ряду отраслей средневековой мусульманской науки и письменности: богословию, языкознанию, стилистике и риторике, мусульманской философии, социологии и т. п.

В Средние века Коран и многочисленные комментарии к нему стали источниками большинства жанров религиозного фольклора в странах мусульманского Востока. Центральное место в этом фольклоре занимала жизнь библейских и древнеарабских пророков, упомянутых в Коране. Этот цикл известен под названием «Кысас аль-Анбия» («Рассказы о пророках»). Не меньший интерес представляют коранические рассказы о Хызре, Зулькарнайне, Лукмане, семи спящих отроках и др., получившие в дальнейшем устное хождение или ставшие сюжетообразующими мотивами художественной литературы. Особенно популярна в персоязычной и тюркоязычной литературе история об Юсуфе Прекрасном. Существует большая серия эпико-романических поэм «Юсуф и Зулейха», темой которых, как и в Коране, является драматическая судьба пророка Юсуфа.

В создании и развитии арабской культуры принимали участие не только арабы, но и сирийцы, копты, иранцы и таджики, греки, евреи, испанцы и другие народы, подданные Халифата[1].

Арабский язык долго удерживался на Востоке в качестве языка науки и философии, выступая в той роли, которую на Западе играла латынь. Запад использовал, таким образом, в качестве общекультурного языка мертвый язык древней цивилизации, а Восток - только что вышедший на широкую историческую арену арабский язык.

Более длительное и широкое использование арабского языка в науке, чем в литературе, привело к тому, что, многие научные термин и понятия, связанные с арабским языком, часто применяется по отношению к более обширному географическому ареалу, чем «арабская литература». В этом обширнейшем ареале в VIII—XII вв. происходил исторический процесс, в результате которого были смяты границы старых культурных регионов (сирийско-коптско-еврейский, ирано-таджикский и т. д. и т. п.) и развернулось активное их взаимодействие под арабским господством. Традиции, восходящие к поздней античности, были либо оборваны, либо коренным образом переработаны, уступая напору языка, религии и героической племенной поэзии арабов. В результате этого окончательно завершился переход от античности к «чистому» Средневековью на Ближнем и Среднем Востоке (Фильштинский И. М.)[2].

Вместе с тем расцвет средневековой культуры начался здесь раньше, чем на Западе, а арабы раньше своих западных собратьев сумели оценить и обогатить некоторые элементы древневосточного и античного культурного наследия и передать их Западу. В литературе арабов в X—XII вв. были весьма ощутимы черты свободомыслия и гуманизма. Этими чертами указанная литература в известной мере предвосхитила западноевропейский Ренессанс.

Дальнейшее развитие арабской лирики в значительной мере определялось традицией древних арабов, ориентированной на лирику V-VI вв. как на классический образец. Вместе стем шло активное влияние арабской лирики на литературу других народов. Например от арабов в частности пошло стихосложение, основанное на упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов (квантитативная метрика), правда, принявшая в персидской поэзии специфические формы. Арабы сыграли большую роль как передатчики восточных, главным образом индийских, традиций сказочного фольклора и нравоучительной повести («Калила и Димна», «Варлаам и Иоасаф» и др., ср. персидские «Сказки попугая»), с этими традициями отчасти связан и знаменитый сборник восточных сказок и повестей «Тысяча и одна ночь».

Наибольших высот арабская литература достигла в области философско-дидактической поэзии и прозы. Здесь необходимо назвать крупнейшего восточно-арабского поэта-философа аль-Маарри (X—XI вв.) и испано-арабского писателя-философа Ибн Туфейля (XII в.). Поэзия аль-Маарри отмечена общественным критицизмом, религиозным скептицизмом, горькими и мрачными раздумьями над человеческой жизнью. Иной характер имеет философская повесть Ибн Туфейля, в которой изображается процесс познания и самопознания изолированной человеческой личности, своего рода «Робинзона», выросшего на необитаемом острове. При этом обнаруживается исключительная сила человеческого разума, хотя некоторые высшие ценности герой познает с помощью мистического откровения. Еще больший размах философская дидактика приобретает в ираноязычной литературе. Рядом с философской лирикой (Насир Хосров, Омар Хайям), с философско-этическим элементом в собственно эпических произведениях Фирдоуси, Низами и др., в XI и XII вв. развился особый жанр дидактической поэмы («Сад Истин» Санаи, «Сокровищница тайн» Низами и т. д.). В этом жанре наиболее отчетливо выявились гуманистические тенденции, присущие иранской литературе X—XII вв. в целом, отчетливый этический пафос, упорное стремление создать не лишенный утопизма образ достойного, идеального царя, гарантирующего справедливое человеческое устройство.

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что в общем и целом литература Ближнего Востока, с одной стороны, проходила примерно те же фазы, что и западноевропейская средневековая литература, но с другой — на фоне развитой городской культуры, благодаря более раннему обращению к античным культурным традициям, влиянию философского свободомыслия — гораздо ранее проникалась гуманистическими идеалами и подошла к разработке той проблематики, которая стала доступной Западу уже в эпоху Возрождения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 381.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...