Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Б.Шелдон (основа – соматотип)
Соматотип определяется через изучение сочетания трех параметров: 1. эндоморфизм (преобладающее развития внутренних органов, слабое мешковатое телосложение с избытком жировой ткани) 2. мезоморфизм (развитость мышечной ткани, сильное крепкое тело) 3. эктоморфизма (хрупкое телосложение, слабая мускулатура, длинные руки и ноги). Если Э.Кречмер исходит из понимания типа как совокупности черт, то У.Шелдон оценивает с помощью антропоцентрических измерений по семибалльной шкале степень выраженности каждого из трех этих основных параметров. Впоследствии У.Шелдон установил соответствие между типами телосложения и типами психодинамических свойств человека, типами темперамента: 1. эндоморфный тип àвисцеротонический тип т-та 2. мезоморфный àсоматотонический тип т-та 3. эктоморфный тип àцеребротонинеский тип т-та (Привожу всю таблицу, но для экзамена, мне кажется, хватит нескольких характеристик на выбор)
Из таблицы видно, что в представление о темпераменте У.Шелдон включает не только формально-динамические, но и содержательные характеристики поведения личности, тем самым проводя идею об их наследственной обусловленности Критика (Шелдон+Кречмер): · А.А.Малиновский: жироотложение и мускулатура, которые порой принимаются за основу телесной конституции, варьируют относительно независимо друг от друга. · Э.Кречмер группирует разнообразие т-тов вдоль одной оси: шизоидность (неконтактность, склонность к абстракции и т.д— циклоидность (контактность, реалистичность мышления и т.д.). Ограниченность взглядов Э.Кречмера заключается не только в прямой корреляции типов телосложения с характером, но и в том, что он считал это направление вариаций (контактность — неконтактность) преобладающим, не учитывая возможности вариаций людей в ходе эволюции по каким-либо другим направлениям. àВ.П.Алексеев: вряд ли возможно вместить многообразие систем интеграции человеческого организма в жесткую схему нескольких вариантов. Проблема конституционных популяций в психологии не только не решена, но даже не поставлена. · Главная причина неудачи Э.Кречмера и У.Шелдона - они руководствовались схемой двухфакторной детерминации развития личности, непосредственно связывая особенности характера личности с генотипом индивида. Реально же в самих построениях Э.Кречмера и У.Шелдона эта связь опосредствовалась социальными стереотипами конкретной исторической эпохи, увязывающими строение тела и характер. В.Айзенк Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются иерархически: 1. Нижний уровень — специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности (рисование узоров в тетради во время лекции – может быть, а может и не быть характеристикой личности). 2. Второй уровень — это привычные действия или мысли, то есть реакции, которые при определенных условиях повторяются. 3. Третий уровень – черта – «важное, относительно постоянное личное свойство». Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. 4. Четвертый, высший уровень организации поведения — это уровень типов или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. Типы В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа или суперфактора: 1.Шкала E. Экстраверсия – интроверсия. Экстравертный тип характеризуется общительностью и импульсивностью, интроверты характеризуются чертами. Однако принципиальные различия между экстраверсией и интроверсией не поведенческие, а скорее биологические или генетические по природе. Айзенк считает, что главная причина различий между экстравертами и интровертами — уровень возбужденности коры головного мозга, психологический фактор, являющийся в основном наследственным, а не выученным. 2.Шкала N.Нейротизм – стабильность. Имеет сильную наследственную составляющую. Люди с высоким показателем нейротизма часто имеют склонность слишком сильно эмоционально реагировать на возбуждение и с трудом возвращаются в нормальное состояние. Корреляция между факторами нейротизма и экстраверсии равна нулю, то есть можно иметь одинаково высокие показатели по обоим В дальнейшем он определил третий тип 3. Шкала P. Психотизм – сильное супер-Эго. Люди с высокими показателями по шкале Р часто эгоцентричны, холодны, любят спорить, агрессивны, импульсивны, враждебно настроены к окружающим, подозрительны и антисоциальны. Те, кто показывает низкий уровень психотизма (более сильное «Супер-Я»), склонны сопереживать, заботиться о других, сотрудничать и хорошо социально приспособлены. Айзенк установил четыре критерия для идентификации факторов: 1. психометрический – должно быть получено психометрическое подтверждение существования фактора. Естественное следствие из этого критерия — фактор должен быть статистически достоверным и проверяемым. 2. генетический – фактор должен обладать свойством наследования и удовлетворять установленной генетической модели. 3. смысловой – фактор должен иметь смысл с точки зрения теории. 4. социальный – социальная уместность фактора, то есть нужно показать, что математически выведенный фактор имеет отношение (не обязательно строго причинное) к социальным явлениям(например, злоупотребление наркотиками, склонность попадать в неприятные ситуации итд) ПОЧЕМУ ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРНЕ НЕПРАВИЛЬНЫЙ: Индивидные предпосылки, будь то от природы унаследованные задатки или т-т, сами по себе не предрешают развитие способностей и характера. Если индивид не будет вовлечен в соответствующую его природным задаткам деятельность, то они останутся нереализованными. Основатели конституционных типологий личности (Э.Кречмер, У.Шелдон, Г.Айзенк) подвергаются критике вовсе не за то, что они пытались выявить связь индивидных свойств человека с развитием, а за то, как они устанавливали эту связь |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 281. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |