Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Б.Шелдон (основа – соматотип)




Соматотип определяется через изучение сочетания трех параметров:

1. эндоморфизм (преобладающее развития внутренних органов, слабое мешковатое телосложение с избытком жировой ткани)

2. мезоморфизм (развитость мышечной ткани, сильное крепкое тело)

3. эктоморфизма (хрупкое телосложение, слабая мускулатура, длинные руки и ноги).

Если Э.Кречмер исходит из понимания типа как совокупности черт, то У.Шелдон оценивает с помощью антропоцентрических измерений по семибалльной шкале степень выраженности каждого из трех этих основных пара­метров.

Впоследствии У.Шелдон установил соответствие между типами телосложения и типами психодинамических свойств человека, типами темперамента:

1. эндоморфный тип àвисцеротонический тип т-та

2. мезоморфный àсоматотонический тип т-та

3. эктоморфный тип àцеребротонинеский тип т-та

(Привожу всю таблицу, но для экзамена, мне кажется, хватит нескольких характеристик на выбор)

Висцеротония

Соматотония Церебротония

Расслабленность в осанке и движе­ниях

Уверенность в осанке и движениях Заторможенность в движениях, ско­ванность в осанке

Любовь к комфорту

 

Склонность к физической деятель­ности Чрезмерная физиологическая реактив­ность

Медленная реакция

Энергичность Повышенная скорость реакций

Пристрастие к еде

 

Потребность в движениях и удо­вольствие от них Склонность к уединению  

Социализация пищевой потребности

Потребность в доминировании   Склонность к рассуждениям, исключи­тельное внимание

Наслаждение от процесса пищева­рения

Склонность к риску и игре случая   Скрытность чувств, эмоциональная заторможенность

Любовь к компаниям, дружеским излияниям

Решительные манеры   Самоконтроль мимики  

Социофилософия (склонность к об­щественной жизни)

Храбрость Социофобия (страх перед обществен­ными контактами)

Приветливость со всеми

Сильная агрессивность Заторможенность в общении
Ориентация на других  

Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства)

Агорофобия (боязнь открытого прост­ранства)
Эмоциональная ровность  

Отсутствие сострадания

 

Непредсказуемость установок (поведе­ния)
Терпимость

С трудом приглушаемый голос

Тихий голос, избегание шума
Безмятежная удовлетворенность

Спартанская выносливость боли

Чрезмерная чувствительность боли
Хороший сон

Шумное поведение

Плохой сон, хроническая усталость
Отсутствие взрывных эмоций и по­ступков

Внешний вид соответствует более пожилому возрасту

Юношеская живость и субъективное мышление
Мягкость, легкость в обращении и внешнем выражении чувств  

Объективное и широкое мышление, направленное вовне

 

Концентрированное, скрытое и субъек­тивное мышление  
Общительность и расслабленность под воздействием алкоголя

Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя

 

Устойчивость к действию алкоголя и других репрессантов  
Потребность в людях в тяжелую минуту

Потребность в действиях в тяжелую минуту

Потребность в уединении в тяжелую минуту
Ориентация на детей и семью  

Ориентация на занятия юношеского возраста

Ориентация на пожилой возраст  
       

Из таблицы видно, что в представление о темпераменте У.Шелдон включает не только формально-динамические, но и со­держательные характеристики поведения личности, тем самым проводя идею об их наследственной обусловлен­ности

Критика (Шелдон+Кречмер):

· А.А.Малиновский: жироотложение и мускулатура, которые порой принимаются за основу телесной конституции, варьиру­ют относительно независимо друг от друга.

· Э.Кречмер группирует разнообразие т-тов вдоль одной оси: шизоидность (не­контактность, склонность к абстракции и т.д— циклоидность (контактность, реалистичность мышления и т.д.).

Ограниченность взглядов Э.Кречмера заключается не только в прямой корреляции типов тело­сложения с характером, но и в том, что он считал это направление вариаций (контактность — неконтактность) преобладающим, не учитывая возможности вариаций людей в ходе эволюции по каким-либо другим направле­ниям. àВ.П.Алексеев: вряд ли возможно вме­стить многообразие систем интеграции человеческого организма в жесткую схему нескольких вариантов. Про­блема конституционных популяций в психологии не толь­ко не решена, но даже не поставлена.

· Главная при­чина неудачи Э.Кречмера и У.Шелдона - они руководствовались схемой двухфакторной детерминации развития личности, непосредственно свя­зывая особенности характера личности с генотипом ин­дивида. Реально же в самих построениях Э.Кречмера и У.Шелдона эта связь опосредствовалась социальными сте­реотипами конкретной исторической эпохи, увязываю­щими строение тела и характер.

В.Айзенк

Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются иерархически:

1. Нижний уровень — специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности (рисование узоров в тетради во время лекции – может быть, а может и не быть характеристикой личности).

2. Второй уровень — это привычные действия или мысли, то есть реакции, которые при определенных условиях повторяются.

3. Третий уровень – черта – «важное, относительно постоянное личное свойство». Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций.

4. Четвертый, высший уровень организации поведения — это уровень типов или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт.

Типы

В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа или суперфактора:

1.Шкала E. Экстраверсия – интроверсия.

Экстравертный тип характеризуется общительностью и импульсивностью, интроверты характеризуются чертами.

Однако принципиальные различия между экстраверсией и интроверсией не поведенческие, а скорее биологические или генетические по природе.

Айзенк считает, что главная причина различий между экстравертами и интровертами — уровень возбужденности коры головного мозга, психологический фактор, являющийся в основном наследственным, а не выученным.

2.Шкала N.Нейротизм – стабильность.

Имеет сильную наследственную составляющую. Люди с высоким показателем нейротизма часто имеют склонность слишком сильно эмоционально реагировать на возбуждение и с трудом возвращаются в нормальное состояние.

Корреляция между факторами нейротизма и экстраверсии равна нулю, то есть можно иметь одинаково высокие показатели по обоим

В дальнейшем он определил третий тип 

3. Шкала P. Психотизм – сильное супер-Эго.

Люди с высокими показателями по шкале Р часто эгоцентричны, холодны, любят спорить, агрессивны, импульсивны, враждебно настроены к окружающим, подозрительны и антисоциальны. Те, кто показывает низкий уровень психотизма (более сильное «Супер-Я»), склонны сопереживать, заботиться о других, сотрудничать и хорошо социально приспособлены.

Айзенк установил четыре критерия для идентификации факторов:

1. психометрический – должно быть получено психометрическое подтверждение существования фактора. Естественное следствие из этого критерия — фактор должен быть статистически достоверным и проверяемым.

2. генетический – фактор должен обладать свойством наследования и удовлетворять установленной генетической модели.

3. смысловой – фактор должен иметь смысл с точки зрения теории.

4. социальный – социальная уместность фактора, то есть нужно показать, что математически выведенный фактор имеет отношение (не обязательно строго причинное) к социальным явлениям(например, злоупотребление наркотиками, склонность попадать в неприятные ситуации итд)

ПОЧЕМУ ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРНЕ НЕПРАВИЛЬНЫЙ:

Индивидные предпосылки, будь то от природы унаследованные задатки или т-т, сами по себе не предрешают развитие способностей и характера. Если индивид не будет вовлечен в соответствующую его природным задаткам деятельность, то они останутся нереализованными.

Основатели конституционных типологий личности (Э.Кречмер, У.Шелдон, Г.Айзенк) подвергаются критике вовсе не за то, что они пытались выявить связь индивидных свойств человека с развитием, а за то, как они устанавливали эту связь










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...