Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема личности и уровни методологии науки.




Особенности познавательной ситуации изучения личности:

1. Многогранность феноменологии личности  (многообразие проявлений человека в
истории развития общества и его собственной жизниà вопрос об эмпирической
сфере изучения личности — в камень преткновения)

2. Междисциплинарный статус проблемы личности

(главная причина перемещения проблемы личности в фокус самых разных дисциплин заключается в объективно возросшем влиянии личности на судьбы исторического процесса, а вместе с тем и той колоссальной ответственности за эти судьбы перед прошлым, настоящим и последующими поколениями человечества.)

Многогранность феноменологии личности:

Ø Личность и внешние характеристики человека.

(отличия по внешности, росту, цвету кожи, телосложению, весу и другим особенностям человеческого тела как физического объекта)

-связь физической внешности человека с особенностями его характера

ЕХ:

• люди маленького роста имеют тенденцию ходить большими шагами;

• полные люди чаще худощавых являются счастливыми обладателями покла­
дистого характера;

• цвет кожи в определенных общественно-исторических условиях оказывает
роковое влияние на весь жизненный путь человека.

•     В античные времена с опорой на факты, говорящие о связи внешнего облика с
характером человека, возникло целое учение — физиогномика.

à отнести внешний облик человека к проявлениям его личности или нет?

Ø Личность и прошлый опыт

(опыт=знания, убеждения, умения, привычки, стереотипы, разнообразные

проявления памяти)

Образ «Я» возвращается к просыпающемуся человеку через воспоминание

истории культуры, его дома, вещей, плана комнаты, одежды.

НО не факт, что невозможно стать снова личностью, потеряв прошлый опыт ЕХ:

АР.Лурия «Потерянный и возвращенный мир»- герой лейтенант Засецкий, у

которого вследствие вызванного ранением массивного поражения левой

теменно-затылочной области мозга возникли глубокие нарушения речи и

памяти.

«Но вот удивительный результат ранения, — продолжает А.Р.Лурия, — оно

полностью пощадило мир его переживаний, мир его творческого энтузиазма, оно

оставило полностью сохранным его личность, личность человека, гражданина,

борца!»

Через воображение он создает взамен утраченного беспамятного мира прошлого

новые будущие миры, в которых все вновь и вновь находит себя, делает себя

личностью.


à Эти факты говорят о том, что проявления личности несводимы к ее прошлому опыту или знаниям.

Ø Личность и мотивация

Психологи одного направления, известного под названием «new look» («Новый взгляд»), охарактеризовали потребности, установки и желания как «личностные факторы» познания и попытались через изучение влияния этих личностных факторов на познавательные процессы человека судить об его личности.

Эксперимент , убедительно демонстрирующий роль личностных факторов в процессе познания:

Попросили детей нарисовать изображение Сайта Клауса (Деда Мороза) 5 декабря, 21 декабря, 31 декабря. Оказалось, что чем ближе был праздник, тем больше места на карточке занимал Сайта Клаус, тем больше набухал мешок с подарками у него за плечами. После встречи с Сайта Клаусом его изображение на карточке резко умень­шилось.

НО Представление о личности превращается в по-разному сконструированную модель нужд человека, а сама личность сводится исключительно к коллекции нужд, потребностей и влечений.

Ø Личность, цели и ценности

Ценности, ради которых живет человек, цели, к которым он стремится, действительно входят в пространство феноменов психологии личности. Однако и они сами по себе не являются той силой, которая заставит ожить статую личности. Ценность лишь определяет выбор поступка личности

Ø Личность, язык и речь

«Каков человек, таковы его речи». Язык во многом определяет видение мира. Связь языка с личностью столь органична, что в лингвистике вводятся и развиваются представления о «языковой личности».

Ø Личность и черты характера

Черты характера - «дескрипторы» личности. Однако эти описания преимущественно фиксируют поверхностные проявления личности, нередко полностью совпадающие с чисто житейскими наблюдениями.

ЕХ:

Л.С.Выготский приводит случай подмены житейским описанием более глубоких причин поведения личности, с которым он столкнулся в практике консультирования трудновоспитуемого ребенка. Мать, приведшая своего восьмилетнего сына на консультацию к психиатру, рассказала, что ее ребенок испытывает приступы вспыльчивости, аффекта, гнева, злобы, опасен для окружающих. В этом состоянии он может запустить камнем в другого ребенка, даже наброситься на него с ножом. «Расспросив мать, мы отпустили ее, — пишет Л.С.Выготский, — посовещались между собой и снова позвали ее для того, чтобы сообщить ей результаты нашего обсуждения. "Ваш ребенок, — сказал психиатр, — эпилептоид". Мать насторожилась и стала внимательно слушать. "Это что же значит?" — спросила она. "Это значит, — разъяснил ей психиатр, — что мальчик злобный, раздражительный, вспыльчивый, когда рассердится, сам себя не помнит, может быть опасен для окружающих, может запустить камнем в детей и т.д.". Разочарованная мать возразила: "Все это я сама вам только что рассказала».

àПсихология личности, довольствующаяся описанием, всегда рискует вместо помощи человеку вернуть ему его же рассказ о себе самом.


Ø Личность и социальные роли

Другой возможный материал для построения статуи личности — социальные

роли человека. Роль студента, роль учителя, роль врача, роль инженера... Каждая

из социальных ролей связана с определенной функцией, которую человек,

принимая роль, начинает исполнять в жизни.

Но опыт обыденной жизни подсказывает, что и путь строительства статуи личности через перечисление самого полного репертуара ролей теряет в личности что-то существенное, несводимое к исполняемым ею ролям.

Представление о «социальной роли» в обыденном сознании постоянно соседствует с образами «маски», фасада, за которыми скрывается подлинная натура человека,

За социальными ролями стоит вполне ощутимая реальность. И вопрос о месте этой реальности в спектре феноменов личности вновь наталкивается на барьер незнания системы координат исследования личности в человекознании.

Ø Личность и поведение

[Реакции, действия, поступки, поведение, деятельность человека)

«Скажи мне, что ты сделал, и я скажу тебе, кто ты»

Ø Личность и самосознание

Иногда в психологии личность определяют как человека, наделенного сознанием. Сознание, а тем более самосознание человека, осознание им своего «Я» — существеннейшие проявления личности.

Ø Личность, талант и творчество

В обыденном сознании феномены личности прочно связываются со

способностями и неординарностью интеллекта, одаренностью и талантом.

 

перечисленные явления и факты иллюстрируют многогранность проявле­ний феноменологии личности и заставляют обратиться к вопросу, как изучать личность в психологии. à Реше­ние этого вопроса лежит в сфере изучения возможностей приложения разных уровней методологии к психологии личности

Уровни методологии (Юдин)

· уровень философской методологии

· уровень методологии общенаучных принципов исследования

· уровень конкретно-научной методологии

· уровень методики и техники исследования

 

Уровень философской методологии

В качестве высшего уровня ме­тодологии науки выступает фило­софская методология, задающая общую стратегию изучения прин­ципов познания и построения категориального аппарата в любой конкретной области человекознания, в том числе и в психологии. Философская методология науки выделяет развитие человека в природе и обществе как предмет фило­софского познания.

Функции:

Ø Интегративная функция в познании человека выпол­няет

При поста­новке общих вопросов психологи выходили за рамки конкретной науки и поднимались на уровень философской методологии изучения личности, общения, деятель­ности, бессознательного, сознания, предмета психологии в целом.

EX.: труды

o Л.С.Вы­готского «Исторический смысл психологического кризи­са» (1926)

o С.Л.Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» (1934),«Человек и мир» (1973)

o  А.Н.Леонтьева «Проблемы развития психики» (1957), «Де­ятельность, Сознание, Личность» (1975) и др.

Ø Критико-конструктивная функция

Подвергает сомнению принятые в качестве аксиом, исходных постулатов, предельных категорий дости­жения науки или мировоззрения определенного истори­ческого периода, которые возводятся в ранг незыблемых, вечно существующих истин.

 

Ø миро­воззренческая нормативно-аксиологическая функция (Э.Г.Юдин)

Она заключается в этической оценке обще­научных и конкретно-научных построений и создании тех идеалов и ценностных норм, которым должен соответ­ствовать образ человека в научной картине мира.

EX.:

o представители гуманистической психологии А.Маслоу и К.Роджерс àчеловек по природе «добр», а психотерапия должна помочь более полному раскрытию доброго начала

o З.Фрейд à человек изначально агрессивен и эгоистичен, а общество обуздывает его эгоистические порывы

Уровень системной методологии

(уровень методологии общенаучных принципов исследования)

Позволяет синтез различных знаний, выражающих общее стремление исследователей к созданию целостной картины явления или процесса. Си­стемный подход выступает как связующее звено между философской методологией и методологией конкретных наук.

Основные положения системного подхода давно найдены и органично вписались в различные психологи­ческие концепции.

EX.:

o Гештальтпихология àидея о психических явлениях как целостностях, в контексте кото­рых части неразрывно связываются друг с другом и приобре­тают новые, ранее им не присущие свойства (М.Вертхаймер)

o принцип анализа психики «по единицам», то есть анализ, сохраняющий свойства явлений как целого (Л.С.Выготский)

o положение об установке как целостной модификации личности (Д.Н.Узнадзе)

С особой отчетливостью системные идеи выступили в раз­личных концепциях личности. Начиная с 20-х гг. термин «система» прочно обосновался в психологии личности и с тех пор не покидал ее никогда. Большинство исследователей личности солидаризировались в том, что адекват­ное понимание личности может быть достигнуто только при изучении человека как целостности.

EX.:

o в психоанализе З.Фрейда, было выдвинуто положение об иерархической уровневой структуре личности (иерархия- одно из свойств «системы»)

o Организмические концепции личности (например, концепция извест­ного невролога и психолога К.Гольдштейна) пытались обосновать тезис о саморазвитии личности, целостного организма как системы

 

Если пропустить через воображаемый фильтр, настро­енный на термин «система» и его формальные параметры («целостность», «структурность», «взаимодействие со сре­дой», «иерархичность», «саморазвитие»), тексты различных известных исследователей по психологии личности, то в одном ряду оказались бы такие непохожие друг на друга концепции, как психоанализ, организмические тео­рии, динамическая концепция личности Курта Левина, пер-сонология Генри Мюррея, теория самоактуализирующейся личности Абрахама Маслоу, персоналистская концепция лич­ности Гордона Олпорта и т.п.

Уровень конкретно-научной методологии

конкретно-научная методология - совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя

· проблемы, специфические для научного познания в данной области

·  вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии (например, как проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях)

EX.:

o В качестве конкретно-научной методологии изучения личности различные общепсихологические направления принимают принци­пы деятельностного подхода.

 

Уровень методики и техники исследования

Этот уровень составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обес­печивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...