Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 2. Основные элементы организации




 

Организация является сложной социально-технической системой, на функционирование которой воздействуют внешние и внутренние факторы. Любая организация должна располагать важнейшими ресурсами, такими как капитал, материалы, оборудование, информация, кадры и т.д.

Внешними факторами являются природные, политические, экономические, социальные, климатические, демографические и, кроме того, факторы, поддающиеся влиянию: инфраструктура рынка, посредники, потребители, конкуренты.

К внутренним факторам организации относится понятие организационная культура, которая в подсистеме менеджмент занимает важное место.

Организационная культура – это совокупность норм, правил поведения, традиций, отличающих одну организацию от другой и позволяющих сдерживать влияние факторов внешней среды, разрушающих организацию.

Организационная культура может быть изучена по ряду уровней:

  • поверхностный слой или подуровень включает символику, внешнюю атрибутику, интерьер, оформление офиса, ведение переговоров, отношения внутри организации.
  • 2-й подуровень сложен, но возможен для изучения, - это внешнее отношение работников компании к нормам, принципам и уставам организации.
  • 3-й подуровень – душа компании, то, как на самом деле каждый член организации относится к правилам, нормам, традициям организации и разделяет их в своем сознании. Этот пласт организационной культуры практически не возможен для изучения.

Организационная культура не формируется в одночасье, требуются долгие годы для создания организационной культуры необходимого содержания, в отличие от организационной структуры, которую можно быстро изменять. Именно организационная культура, пронизывая организационную структуру, «цементирует» ее блоки и дает возможность достигнуть поставленных целей наиболее оптимальными путями. Поэтому создание организационной культуры в организации является важнейшей задачей руководства и менеджеров. Кроме того, в любой организации наравне с организационной культурой могут существовать ряд субкультур, которые, если они несут позитивный характер, должны приветствоваться руководством, а если негативный – должны быть подавленны.

Субкультура – это организационная культура отдельной группы людей в организации. Важно, чтобы субкультуры развивались в том же направлении, что и общая организационная культура компании.

В основе организационной культуры компании лежит понятие управленческая культура.

Управленческая культура – это организационная культура управленческого звена компании. Она складывается из знания научных теоретических основ управления, которые включают приемы методы, способы, технологии управления и искусство управления, в основе которого лежит опыт, интуиция, прирожденные данные руководителя.

Теоретические основы управления должны реализовываться в умении руководителя разрабатывать, принимать и реализовывать управленческие решения.

Каждая организация имеет свой технологический базис, т.е. совокупность используемых технологий в производственных процессах. Технологии с одной стороны влияют на состав используемых средств в организации, с другой на возможные варианты ее декомпозиции с выделением соответствующих подразделений.

Деятельность организации формируется в виде технологий и включает 3 основных процесса:

  1. Получение сырья и ресурсов из внешней среды;
  2. Преобразование сырья в продукт;
  3. Передача продукта во внешнюю среду.

Технология связывает задачи с целями и влияет на характер декомпозиции системы, на подсистемы, блоки, на специализацию разделения труда, объем выполнения по вертикали и по горизонтали.

Организация должна стремиться к достижению не только целей организации, но и личных целей своих членов. Причем личным целям должно предаваться не меньшее значение. 

Организация выполняет следующие функции:

  1. Достижение целей организации и целей отдельных ее членов;
  2. Управление поведением и стимулированием трудовых усилий;
  3. Служит эталоном измерения деятельности в данной сфере, т.е. если цели не достигаются, то эффективность работы организации ставится под сомнение.

Неотъемлемой частью организации является управление. Управление включает в себя координацию человеческих и материальных ресурсов для достижения целей организации.

На управляющих ложится ответственность за координирование, регулирование, объединение различных видов деятельности для эффективного и своевременного достижения поставленных целей организации.

Проблемы, с которыми сталкиваются управляющие:

1) Запутанность. Центральным для этой проблемы является фактор контроля и согласованности.

2) Размер организации. Увеличение размера организации приводит к тому, что люди не представляют о том, что делается в других частях организации, и не знают большинства людей, с которыми приходится работать. Они теряют связь с целями организации, осложняется процесс мотивации и координации.

3) Развитие науки и технологии. Наука и технология оказывает влияние не только на техническую сторону функционирования организации, но и на каждый аспект организационной деятельности.

Любая организация характеризуется своей организационной структурой.

Организационная структура – это общая сумма методов, которыми организация разделяет свой трудовой процесс на отдельные звенья, а затем добивается координации между этими звеньями.

Организационная структура включает следующие подходы:

  1. Горизонтальную дифференциацию – способ разделения заданий по отдельным звеньям.

Виды заданий:

    • по выполняемой работе,
    • по производимому продукту,
    • по потребительским группам,
    • по месторасположению.
  1. Вертикальную дифференциацию. Она определяется количеством уровней власти в организации.

Организации, в которых иерархических уровней власти много, называются длинными, в которых мало – плоскими.

В большинстве организаций существуют скалярная цепь подчинения – каждый член организации должен иметь одного линейного начальника.

В организационной структуре у каждого начальника есть широта контроля, и она определяется через количество подчиненных и зависит от степени вертикальной дифференциации. Кроме того, любая организационная структура обладает соответствующей формализацией.

Формализация – это степень спецификации правил и регулирующих положений, которые управляют рабочим поведением членов организации, а также степень распространения формальных письменных способов коммуникации, которые проходят через иерархическую цепь команд.

Формализация служит для координирования поведения членов организации.



Лекция №2 Социальная организация

Виды социальных систем.

Основной элемент социальной системы – человек. Социальные системы могут быть образовательные, политические, экономические, медицинские и правовые.

Социальная организация – это система, которая реализует себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний.

Социальная организация – это сложная, открытая, управляемая, динамическая система с целенаправленным действием.

Т.е. организация – это:

1) общественная система, т.к. создается людьми для достижения определенных целей.

2) сложная система, т.к. объединяет интересы большого количества людей; в процессе ее работы создается информационная среда, определяющая связи как внутри организации, так и с внешней средой.

3) открытая система – в процессе своей жизнедеятельности организация, ориентированная на коммерческую деятельность, активно взаимодействует с внешней средой.

4) управляемая система – т.к. для достижения цели с минимальными временными и материальными затратами необходимо скоординировать деятельность всех звеньев организации.

5) динамически развивающаяся система. Организация – явление живое, подвижное. В процессе существования организации происходят изменения в материальных и финансовых ресурсах, в кадровом составе, информационных базах.

6) целенаправленная система, т.к. цель – основа деятельности организации.

Особенности социальных организаций:

1) реализация потенциальных возможностей и способностей человека,

2) формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов является системообразующим фактором.

3) сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

Механизмы взаимодействия людей через социальную организацию создают условия для развития, коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях, создают условия системы контроля индивидов.

В организации протекают объективные (естественные) и субъективные (созданные человеком) процессы.

Как правило, в организации имеются формальные и неформальные лидеры.

Лидер – это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников.

Формальный лидер – это человек, назначенный на должность и наделенный необходимыми правами и обязанностями.

Неформальный лидер – это член организации, признанный группой людей как профессионал и защитник в интересующих их вопросах.

В коллективе могут быть несколько лидеров в непересекающихся сферах деятельности.

Социальные организации бывают:

- деловые – нацелены на получение прибыли. Они создаются предпринимателями, коллективами, государством, местной властью, акционерными обществами. Деловые организации могут быть государственными, муниципальными, частными.

- общественные организации – союз индивидуальных участников, объединенных общественно значимой целью. Ориентированы на удовлетворение потребностей населения, решение социальных проблем общества или проблем членов своих организаций.

- ассоциативные организации – построены на основе личных симпатий, взаимной привязанности, общих интересов (семья, круг друзей и знакомых, студенческая компания, неформальные группы и объединения).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...