Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 2. Основные элементы организации
Организация является сложной социально-технической системой, на функционирование которой воздействуют внешние и внутренние факторы. Любая организация должна располагать важнейшими ресурсами, такими как капитал, материалы, оборудование, информация, кадры и т.д. Внешними факторами являются природные, политические, экономические, социальные, климатические, демографические и, кроме того, факторы, поддающиеся влиянию: инфраструктура рынка, посредники, потребители, конкуренты. К внутренним факторам организации относится понятие организационная культура, которая в подсистеме менеджмент занимает важное место. Организационная культура – это совокупность норм, правил поведения, традиций, отличающих одну организацию от другой и позволяющих сдерживать влияние факторов внешней среды, разрушающих организацию. Организационная культура может быть изучена по ряду уровней:
Организационная культура не формируется в одночасье, требуются долгие годы для создания организационной культуры необходимого содержания, в отличие от организационной структуры, которую можно быстро изменять. Именно организационная культура, пронизывая организационную структуру, «цементирует» ее блоки и дает возможность достигнуть поставленных целей наиболее оптимальными путями. Поэтому создание организационной культуры в организации является важнейшей задачей руководства и менеджеров. Кроме того, в любой организации наравне с организационной культурой могут существовать ряд субкультур, которые, если они несут позитивный характер, должны приветствоваться руководством, а если негативный – должны быть подавленны. Субкультура – это организационная культура отдельной группы людей в организации. Важно, чтобы субкультуры развивались в том же направлении, что и общая организационная культура компании. В основе организационной культуры компании лежит понятие управленческая культура. Управленческая культура – это организационная культура управленческого звена компании. Она складывается из знания научных теоретических основ управления, которые включают приемы методы, способы, технологии управления и искусство управления, в основе которого лежит опыт, интуиция, прирожденные данные руководителя. Теоретические основы управления должны реализовываться в умении руководителя разрабатывать, принимать и реализовывать управленческие решения. Каждая организация имеет свой технологический базис, т.е. совокупность используемых технологий в производственных процессах. Технологии с одной стороны влияют на состав используемых средств в организации, с другой на возможные варианты ее декомпозиции с выделением соответствующих подразделений. Деятельность организации формируется в виде технологий и включает 3 основных процесса:
Технология связывает задачи с целями и влияет на характер декомпозиции системы, на подсистемы, блоки, на специализацию разделения труда, объем выполнения по вертикали и по горизонтали. Организация должна стремиться к достижению не только целей организации, но и личных целей своих членов. Причем личным целям должно предаваться не меньшее значение. Организация выполняет следующие функции:
Неотъемлемой частью организации является управление. Управление включает в себя координацию человеческих и материальных ресурсов для достижения целей организации. На управляющих ложится ответственность за координирование, регулирование, объединение различных видов деятельности для эффективного и своевременного достижения поставленных целей организации. Проблемы, с которыми сталкиваются управляющие: 1) Запутанность. Центральным для этой проблемы является фактор контроля и согласованности. 2) Размер организации. Увеличение размера организации приводит к тому, что люди не представляют о том, что делается в других частях организации, и не знают большинства людей, с которыми приходится работать. Они теряют связь с целями организации, осложняется процесс мотивации и координации. 3) Развитие науки и технологии. Наука и технология оказывает влияние не только на техническую сторону функционирования организации, но и на каждый аспект организационной деятельности. Любая организация характеризуется своей организационной структурой. Организационная структура – это общая сумма методов, которыми организация разделяет свой трудовой процесс на отдельные звенья, а затем добивается координации между этими звеньями. Организационная структура включает следующие подходы:
Виды заданий:
Организации, в которых иерархических уровней власти много, называются длинными, в которых мало – плоскими. В большинстве организаций существуют скалярная цепь подчинения – каждый член организации должен иметь одного линейного начальника. В организационной структуре у каждого начальника есть широта контроля, и она определяется через количество подчиненных и зависит от степени вертикальной дифференциации. Кроме того, любая организационная структура обладает соответствующей формализацией. Формализация – это степень спецификации правил и регулирующих положений, которые управляют рабочим поведением членов организации, а также степень распространения формальных письменных способов коммуникации, которые проходят через иерархическую цепь команд. Формализация служит для координирования поведения членов организации. Лекция №2 Социальная организация Виды социальных систем. Основной элемент социальной системы – человек. Социальные системы могут быть образовательные, политические, экономические, медицинские и правовые. Социальная организация – это система, которая реализует себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний. Социальная организация – это сложная, открытая, управляемая, динамическая система с целенаправленным действием. Т.е. организация – это: 1) общественная система, т.к. создается людьми для достижения определенных целей. 2) сложная система, т.к. объединяет интересы большого количества людей; в процессе ее работы создается информационная среда, определяющая связи как внутри организации, так и с внешней средой. 3) открытая система – в процессе своей жизнедеятельности организация, ориентированная на коммерческую деятельность, активно взаимодействует с внешней средой. 4) управляемая система – т.к. для достижения цели с минимальными временными и материальными затратами необходимо скоординировать деятельность всех звеньев организации. 5) динамически развивающаяся система. Организация – явление живое, подвижное. В процессе существования организации происходят изменения в материальных и финансовых ресурсах, в кадровом составе, информационных базах. 6) целенаправленная система, т.к. цель – основа деятельности организации. Особенности социальных организаций: 1) реализация потенциальных возможностей и способностей человека, 2) формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов является системообразующим фактором. 3) сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности. Механизмы взаимодействия людей через социальную организацию создают условия для развития, коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях, создают условия системы контроля индивидов. В организации протекают объективные (естественные) и субъективные (созданные человеком) процессы. Как правило, в организации имеются формальные и неформальные лидеры. Лидер – это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников. Формальный лидер – это человек, назначенный на должность и наделенный необходимыми правами и обязанностями. Неформальный лидер – это член организации, признанный группой людей как профессионал и защитник в интересующих их вопросах. В коллективе могут быть несколько лидеров в непересекающихся сферах деятельности. Социальные организации бывают: - деловые – нацелены на получение прибыли. Они создаются предпринимателями, коллективами, государством, местной властью, акционерными обществами. Деловые организации могут быть государственными, муниципальными, частными. - общественные организации – союз индивидуальных участников, объединенных общественно значимой целью. Ориентированы на удовлетворение потребностей населения, решение социальных проблем общества или проблем членов своих организаций. - ассоциативные организации – построены на основе личных симпатий, взаимной привязанности, общих интересов (семья, круг друзей и знакомых, студенческая компания, неформальные группы и объединения). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 245. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |