Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие «система» и ее основные свойства




В основе ТО лежит теория систем.

Система – это целое, состоящее из элементов (частей), объединенных для целенаправленной деятельности.

Система – это совокупность взаимосвязано действующих элементов.

Система, включающая большой перечень элементов, должна быть разделена на подсистемы.

Признаками системы являются:

1) множества составляющих ее элементов;

2) единство главной цели для всех элементов;

3) наличие связей между ними

4) целостность и единство элементов;

5) наличие структуры иерархичности;

6) относительная самостоятельность;

7) наличие управления элементами.

       Подсистема – это набор элементов представляющих автономную внутри системы область, например, технологическую (производство), экономическую (финансы), организационную (менеджмент) и т.д.

       Свойства систем:

1. Свойство связанности, т.е. элементы одного набора могут действовать только вместе друг с другом, в противном случае эффективность их деятельности резко снижается.

2. Свойство эмерджентности, т.е. потенциал системы может быть больше, равным или меньше суммы потенциалов составляющих его элементов.

3. Свойство самосохранения, т.е. система стремится сохранить свою структуру неизменной при наличии возмущающих воздействий, используя для этого все свои возможности.

4. Свойство организационной целостности, т.е. система имеет потребность в организации и управлении.

Схема функционирования системы:

 


                           Внешняя среда

 

                              Система Вход 1                                               Обратная связь


Обработка входного воздействия
Объект управления
Субъект управления
 

Вход 2                                                                                                                          Выход

                                                                                                                                          

 


                      

Каждая система имеет входное воздействие, систему обработки этого входного воздействия и конечный результат – выход и обратная связь.

Входное воздействие складывается из воздействия внешней среды и собственных воздействий. Системы могут включать большое число группировок, однако основной является группировка в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.

Техническая подсистемавключает оборудование, станки, компьютеры и другие изделия, которые имеют инструкции для пользователя.

Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том числе замкнутые биологические подсистемы, такие как муравейник, человеческий организм, относительно которых человек принимает решения. Эта подсистема обладает большим разнообразием функций, чем техническая.

Социальная подсистема характеризуется наличием человека в качестве объекта управления. Например, семья, производственный коллектив, сам по себе человек.

Социальная подсистема существенно опережает биологическую по разнообразию функционирования, т.е. набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом.

 




Классификация систем

Социальные, биологические, технические подсистемы могут быть:

  • искусственными и естественными,
  • открытыми и закрытыми,
  • полностью предсказуемыми и частично предсказуемыми,
  • жесткими и мягкими,

В свете социальных систем:

Искусственная система – это система, созданная по желанию человека или общества для реализации намеченных целей, программ (семья, конструкторское бюро, предвыборные объединения и др.)

Естественные системы создаются природой или обществом (система землепользования, система мироздания, система мировой экономики).

Открытые системы характеризуются широким набором связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее (СМИ, органы власти).

Закрытые системы характеризуются внутренними связями и создаются людьми или компаниями для удовлетворения интересов и потребностей преимущественно своего персонала или учредителей компании (политические партии, профсоюзы).

Полностью предсказуемые системы функционируют по заранее заданным правилам с заранее определенным результатом (система обучения студентов в институте).

Частично предсказуемые (вероятностные) системы характеризуются тем, что выходные воздействия могут отличаться от ожидаемых, а результаты деятельности не всегда совпадают с запланированными.

Это обусловлено:

1) события в организации происходят помимо воли персонала (форс-мажорные   обстоятельства);

2) недостатком профессионализма персонала;

3) сложностью задания или новизны информации.

       Жесткие системы основаны на высоком профессионализме небольшой группы руководителей и отлаженной технологии производства и управления. Они обладают большой устойчивостью к внешним и внутренним возмущающим воздействиям и медленно реагируют на слабые воздействия.

       Мягкие системы имеют высокую чувствительность к внешним и внутренним возмущающим воздействиям и поэтому слабую устойчивость.

Кроме того системы могут быть простыми и сложными, активными и пассивными.

       Каждая система должна обладать всеми признаками системы. Отсутствие одного из них приводит организацию к ликвидации.

Можно отметить, что системный характер организации – это необходимые условия ее деятельности.

Кроме того, нужно учитывать комплексный и аспектный подход.

Системный подход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних, влияющих на принятие решений).

Комплексный подход требует определения приоритетов ключевых элементов и учета наиболее важных из них.

Аспектный подход ограничивается учетом отдельных элементов при анализе организационных формирований.

Комплексный и аспектный подходы дешевле, но менее точны. Системный подход требует больше ресурсов и времени.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...