Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перспективы развития отечественной конфликтологии




 

Это означает, во-первых, что должно быть признано и обосновано значение соци­альных конфликтов в качестве повседнев­ного и естественного явления общественной жизни, ее неотъемлемого атрибута. «Бес­конфликтного» общественного бытия, как это утверждалось еще недавно идеологами тоталитаризма применительно к нашему обществу, нет и быть не может, посколь­ку по своей сути оно представляет со­бой непрерывный процесс возникновения и разрешения разного рода противоборств личностей и социальных групп.   

Во-вторых, должна быть признана не только «неизбывность», неустранимость конфликтности в обществе, но и выявле­на и подчеркнута конструктивная, пози­тивная роль конфликтов в общественном развитии. По существу, это методологиче­ское требование составляет другую сторо­ну преодоления тоталитаристской парадиг­мы «бесконфликтности», поскольку имен­но последняя придает конфликту чисто деструктивный смысл, рассматривая его в качестве отклонения от «нормы», за ко­торую выдается полное единство сознания и интересов всех составляющих общество групп, слоев, граждан.   

Разумеется, отсюда вовсе не следует, что конфликты могут иметь только по­зитивное значение и не приобретают де­структивную для развития человека и об­щества роль. Однако общее положительное отношение к конфликтности в обществе ориентирует, с одной стороны, на то, что столкновения по тем или иным основани­ям — нормальное явление общественной жизни, а с другой, — на необходимость по­иска таких общественных условий и форм, которые способны придать этим столкно­вениям максимально культурный, цивили­зованный и гуманный характер.

Насколько важна эта последняя сто­рона дела и насколько благотворно вли­яют на общественную жизнь сформиро­ванная в массовом сознании и поведении конфликтологическая парадигма и обеспе­чивающие ее реальное функционирование социальные институты и процедуры — по­казывает опыт развитых демократических стран, где большинство социальных кон­фликтов разворачивается в уже стабили­зированных общественных условиях, ко­торые обеспечиваются устоявшимися рам­ками официально признанных институциальных структур и хорошо отработанных процедур посреднической деятельности — от участия экспертно-аналитических групп до международного арбитража[6].     

Негативные же последствия отсутствия всего этого демонстрирует наша нынешняя отечественная ситуация, где институциализация социальных конфликтов, по су­ществу, отсутствует, а использование про­цедур рационализации конфликтных си­туаций и посреднических усилий непри­вычно пока не только для населения, но и для властных органов. В результате воз­никновение и развертывание конфликтных ситуаций в стране носит преимуществен­но стихийный характер. Он выражается прежде всего в том, что эмоции конфлик­тующих сторон, как правило, преоблада­ют над разумом и потому их участники не могут адекватно осмыслить существо конфликта, рационально сформулировать свои претензии и требования. Соответ­ственно этому конфликты с самого нача­ла приобретают неуправляемый характер и по мере своего расширения и обострения грозят обернуться и зачастую действитель­но оборачиваются катастрофой, несущей участвующим в них сторонам взаимное насилие, опустошение, а порою и уни­чтожение. Это особенно ярко демонстри­руют в настоящее время межнациональ­ные конфликты в Чечне, Таджикистане, Нагорном Карабахе, Абхазии. Но эмоци­онально-деструктивный, неинституциализированный и нерационализированный ха­рактер с достаточным основанием можно отнести и ко многим социально-полити­ческим, производственно-трудовым, эко­логическим, «образовательным» и другим социальным конфликтам.[7]

Не лучше обстоит дело с освоением конфликтологической парадигмы и власт­ными структурами. По существу, отсут­ствует конфликтологическая экспертиза подготавливаемых управленческих реше­ний и нормативных актов, предпринима­емых политических и административных действий, которая могла бы использовать и международный опыт урегулирования и разрешения сходных конфликтных ситуа­ций. Управленческое воздействие на кон­фликтный процесс нередко запаздывает и оказывается недостаточно эффективным из-за того, что не учитываются стадии его развития и решение начинает вырабаты­ваться лишь тогда, когда конфликт подо­шел к границе, за которой вообще не под­дается контролю и регулированию. К тому же при проработке способов и средств це­ленаправленного разрешения конфликтов предпочтение зачастую по-прежнему отда­ется немедленному силовому воздействию, а не постепенно достигаемому компромис­су и тем более консенсусу. Столь неподго­товленное или агрессивное вмешательство властных органов вместо институциализация и рационализации конфликтов спо­собствует их провоцированию и дальней­шему обострению, нередко заводя в тупик.    

В связи со всем этим основная задача отечественной конфликтологии на пере­живаемом ею в настоящее время этапе своего становления состоит в том, что­бы, координируя научные исследования по социальным конфликтам в современ­ном обществе, сконцентрировать их на разработке таких важнейших стратегиче­ских направлений конфликтологического анализа, как:     

• принципы прогнозирования и ран­ней диагностики социально-экономических, политических, межнациональных, правовых и других социальных конфлик­тов;     

• методы предотвращения, нейтрали­зации и надежного блокирования их де­структивных, разрушительных для обще­ства тенденций, форм и последствий;     

• способы цивилизованного разреше­ния конфликтов, содействующие стабили­зации и развитию общественных процессов и отношений.    

Соответственно этому приоритетными задачами в исследовательской деятельно­сти конфликтологов на ближайшую пер­спективу должны быть признаны:     

• анализ мировоззренчески-методоло­гических проблем и проблем общетеорети­ческого характера, состоящий в обоснова­нии принципиальных подходов к анали­зу конфликтных процессов и отношений, а также в обеспечении соответствующего понятийного аппарата;    

• проработка концептуальных про­блем, играющая, по сути дела, роль «про­граммного обеспечения» в адекватном осмыслении, надежном отслеживании и точной оценке реальных конфликтных си­туаций, а также в отборе эффективных средств и способов их разрешения;     

• разработка организационно-методи­ческих и технологических проблем, обес­печивающих практическую применимость и действенность конфликтологической те­ории.    

Успешная реализация этой долговре­менной исследовательской и прикладной программы в различных дисциплинарных ответвлениях конфликтологического зна­ния (политической и юридической кон­фликтологии, конфликтологии труда, предпринимательства, образования, меж­национальных отношений, семьи и т. п.) позволит, наряду с налаживанием мони­торинга, дающего представление о со­стоянии и динамике конфликтных ситуа­ций, возникающих в переходном обществе, осуществить практическое посредничество между различными группами населения, участвующими в них, а также между ад­министрацией и населением и вместе с тем — критически анализировать и оце­нивать характер и результаты различных управленческих воздействий на эти ситуа­ции с целью их урегулирования.


ÿ Лекция 2

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ КАК НАУКИ

1.Объект и предмет конфликтологии.

2.Понятие конфликта. Различные подходы в определении конфликта.

3.Субъекты конфликта.

4.Причины и результаты конфликта.

5.Сферальная специфика предмета конфликтологии. Принципы и законы функционирования сфер жизнедеятельности общества. Сфера жизни общества как взаимодействие индивидов.

6.Конфликт как негативное взаимодействие. Субъекты взаимодействия, средства взаимодействия, цели взаимодействия, условия взаимодействия и нормы взаимодействия.

7.Теоретическая конфликтология и эмпирическая (прикладная) конфликтология.

8.Общенаучные и эмпирические методы анализа конфликта.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 470.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...