Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Становление отечественной конфликтологии. Основной круг теоретических и практических проблем. Отечественные Центры изучения конфликта




Первые отечественные публикации, посвященные проблеме конфликта, появились в начале 20-х годов. В них проблема конфликта впервые выделяется как самостоятельная, в названиях работ появляется само понятие "конфликт" и его производные. Как самостоятельная наука конфликтология в России существует с начала 90-х годов. Первая работа в данной области была опубликована в 1924 году. Ее написали П.О. Гриффин и М.И.Могилевский. Она носила в большей степени социологический характер и была посвящена трудовым конфликтам.

По мнению А.Анцупова и А.Шипилова, в истории отечественной конфликтологии можно выделить несколько периодов.

1 период - до 1924 года. В течение этого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах, запечатленное в философии, религии, литературе, народном творчестве. В этот же период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, права, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

2 период - 1924-1990 годы. Период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук - отраслей конфликтологии. В это время конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух наук (правоведение и социология), а к концу периода - 11. Интенсивность исследования конфликта постоянно увеличивается.

 Второй период включает 4 этапа:

Первый этап - 1924-1934 гг.

Охватывает первую "волну" публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, математике, социобиологии.

Второй этап - 1935-1948 гг.

 Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой отечественной войной и обстановкой в стране в целом.

Третий этап - 1949-1972 гг.

Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках.

Четвертый этап - 1973-1989 гг.

Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации.

3 период - 1990 год - настоящее время

Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций (от 60 до 250), создаются центры, группы по исследованию и урегулированию конфликтов.

 Итак, библиографический поиск позволил выделить 11 отечественных наук, занимающихся изучением конфликта: искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политология, правоведение, психология, социобиология, социология и философия. Ведущие позиции в исследовании конфликта занимает психология. С большим отрывом от нее идут социология, политические науки. Доля других наук не превышает 7 %. Полученные данные показывают, что проблема конфликта носит ярко выраженный междисциплинарный характер. По теме конфликта, рассматриваемого с позиций различных наук, защищено 225 диссертаций, опубликовано около 300 книг.

 У нас в стране сегодня существует как минимум две серьезных организации, спектр интересов которых находится в области изучения конфликтов - это Центр конфликтологии, научно-экспертный совет по конфликтологии при Институте социологии РАН в Москве и Исследовательский конфликтологический центр при Государственном университете С.- Пб, Ассоциация конфликтологов-миротворцев при МГУ. В Ростове-на-Дону недавно создана и зарегистрирована ассоциация конфликтологов - общественная организация «Роза мира». Издается журнал «Конфликт и консенсус».

 

 

 

Становление конфликтологии в России есть двуединый процесс становления ее и как науки, и как образовательной программы одновременно. Образовательная программа по конфликтологии базируется на уже достаточно развитой междисциплинарной теоретической конструкции, формирующей свой тип восприятия и интерпретации сложных социальных процессов. Современная конфликтология обогащает познавательные ресурсы современного научного знания в целом, а конфликтологическое образование обогащает общегуманитарную подготовку, включено в качестве ее составной части в различные образовательные программы и выделяется в самостоятельное образовательное направление по подготовке бакалавров и магистров конфликтологии.

Конфликтология сегодня как наука и образовательная программа переживает свой подъем и все больше признается российским обществом как метод анализа процессов происходящих в нем, как методология познания, как то, что дает личности, государству и гражданскому общество методы предупреждения, управления и разрешения конфликтов, не уничтожая в них способности быть источником развития. Это социальное предназначение конфликтологии вооружает человека не только методами познания самого себя и различных политических, социальных и экономических форм его бытия, но и дает методы предупреждения конфликта, разрешения и управления конфликтом. Конфликтология своим предметом всегда видит конфликт, условия его созревания и разрешения. Конфликт для конфликтологии как некоторая устойчивая и постоянно воспроизводящаяся форма связи между людьми является всеохватывающей формой связи между ними, господствующей формой связи, определяющей суть современного человека. Конфликт для конфликтологии является сущностной связью, определяющей изменчивость и развитие самого человека. Конфликт для конфликтологии представлен как основной способ существования человека, основное содержание современного человека.

Абсолютизация конфликта для конфликтологии не является чем-то не оправданным. Конфликт всегда и еще долгий период времени будет ведущей стороной многообразия взаимодействий между людьми, ибо только посредством конфликта человек связывает себя как с природой, так и с самим собой. Конфликт для конфликтологии есть способ, которым соотносятся мирные и немирные формы борьбы человека за свое существование, способ при котором немирные формы бытия человека превалируют над мирными формами и всякий раз нам перманентно являют относительно устойчивую форму жизни. Тем самым конфликт представлен как некоторое состояние результата взаимодействия людей, которое всякий раз может быть изменено либо под воздействием изменения внутренних связей, либо - внешнего воздействия. Поэтому конфликт есть изменчивая форма связей стремящегося к изменению или сохранению своего положения в объединении индивида. Конфликт есть способ соединения между собой стремящегося к объединению индивида на разнотипных основаниях и способ его разъединения.

Конфликт для конфликтологии представлен как состояние взаимодействия, которое характеризуется особенностями субъекта взаимодействия, не только его телесным и чувственным, но и состоянием сознания, его навыками утверждать свое положение в объединении людей либо интегративным, либо дезинтегративным способом. Для конфликтологии состояние субъектов взаимодействия характеризуется нацеленностью на борьбу. Этому состоянию нацеленности на борьбу соответствует и действия людей в конфликте. Конфликт для конфликтологии представлен как действия людей, суть которых в отрицании действий других субъектов взаимодействия и утверждении своих собственных действий. Отрицательно-утвердительные действия индивидов вытекают из природной и социальной сущности субъектов, их потребностного состояния и положения в социуме.

Для конфликтологии потребности индивидов являются эмпирическим основанием отрицательно утвердительных действий, но их конфликтная сущность снимается в зависимости от способа соединения потребностей с условиями их удовлетворяющими. Потребности индивида и та совокупность условий, удовлетворяющих эти потребности, создают социальное основание конфликту. Поэтому для конфликтологии важны потребности не сами по себе, а в способах их соединения с условиями жизни, как отношение к этим потребностям со стороны социума. Для конфликтологии социальное положение индивидов (под социальным положение нами понимается положение индивида в любом человеческом объединении, которое характеризуется устойчивым удовлетворением потребностей - Авт.) выступает источником конфликтов. Но социальное положение становится таким источником в процессе, связанного как с изменением, так и сохранением этого положения. Столкновение этих процессов при наличествующих относительно устойчивых формах связей индивидов предопределяет степень конфликтности и индивида, и социума. Способы, которыми пользуются те, кто стремиться изменить положение и те, кто стремятся сохранить свое положение, называют конфликтом. Ибо изменение одного положения влечет за собой изменение другого положения, сохранение одного влечет за собой сохранение другого. Тем самым в конфликтологии разрабатываются и способы разрешения конфликтов, т.е. способы, направленные на ослабление антагонизма между теми, кто сохраняет свое положение, и теми, кто его изменяет. Вместо революций предлагаются реформы, вместо войны "худой мир", вместо драки посредничество и переговоры.

Для конфликтологии под конфликтами понимаются не только способы, которыми пользуются индивиды для изменения и сохранения положения, но и то, что изменяется и сохраняется. Так революция изменяет социальное положение тех, кто стремился к этому изменению. Т.е. конфликт разрешает конфликт. Тем самым конфликт не только способ, но и противоречивое состояние, в котором прибывает человек. Конфликт это то что представлено как противоположность и их антагонизм, их борьба и единство. А так как мир состоит повсюду из таких противоположностей, а конфликт выступает соединяющим их способом, т.е. способом, укрепляющим их единство, то и получаемый результат, добытый конфликтным способом, и то, что прежде прибывало в конфликте, сохраняется в видимой форме его разрешения, тогда как внутреннее содержание результата по-прежнему остается конфликтным. Достигнутое временное единство противоположностей разрушается мгновенно либо стихийно, либо при дополнительной сознательной работе. Конфликт сложное и многоплановое явление, таким же сложным представлено его содержание. По форме конфликт является нам в различных связях, устойчивость которых относительна, устойчивость которых есть продукт сознательного принудительного воздействия, есть продукт недобровольного принятия уготованных форм связей, уготованных для того, чтобы воспроизводить неравенство положения в объединении, обусловленного не жестокой необходимостью самого объединения, а его занимающей выгодное положение части. По содержанию конфликт представлен как негативное взаимодействие, как отрицательно утвердительное действие индивидов, их объединений и их представителей, прибывающих в состоянии нацеленности на борьбу за изменение и сохранение своего положения в объединении и объединения в отношении к другому объединению. Конфликт - это способ связи (отрицательно утвердительные действия - Авт.), это конфликтный субъект (индивид или объединение - Авт.), конфликтное состояние субъекта, выраженное нацеленностью на борьбу, конфликтное положение индивидов в объединении или конфликтное положение объединения, а также конфликтная цель изменение и сохранение положения индивидов или объединения. Каждая позиция конфликта, рассмотренная в отдельности, нам дают неполное представление о конфликте, охватывают фрагмент конфликта, что само по себе оправдано только в том случае, что дается указание на то, что это неполный конфликт, что это либо субъективная, либо объективная сторона конфликта.

То, что получается в результате конфликтного взаимодействия, сохраняет в себе внутренний конфликт. Деятельной стороной зарождения или удержания конфликта во внутреннем состоянии, конечно, выступает человек. Его действия либо укрепляют внутреннее положительное достижение конфликтного взаимодействия, либо, наоборот, разрушают и вводят действия субъектов в новую систему неконфликтных или менее конфликтных взаимодействий.

В современной науке о конфликтах накоплен значительный теоретический и эмпирический материал. Конфликтология получает признание как наука и предмет изучения во многих ВУЗах и научных центрах России, ежегодно проводятся международные научно-практические конференции по проблемам социальных конфликтов, вышли в свет первые учебники и учебные пособия. Складываются первые профессиональные и научные сообщества отечественных конфликтологов.

Подготовка специалистов в области предупреждения и разрешения конфликтов относится к числу приоритетных задач современного этапа становления отечественной конфликтологии. Институциализация конфликтологии в российском научном сообществе как самостоятельной отрасли знания невозможна без утверждения ее в качестве полного элемента образовательного процесса.

Конфликтологическое образование в России представлено сегодня образовательной программой по конфликтологии и курсами по конфликтологии в различных образовательных программах. Сегодня конфликтология как образовательная программа является постоянно действующей в Российской Федерации, включена в Общероссийский классификатор специальностей образования (040300 "Конфликтология"). За рубежом дело с подготовкой конфликтологов в высших учебных заведениях обстоит не так как в России. Конфликтология не приобрела там статуса образовательной программы и потому можно констатировать, что Россия в этом направлении опередила многие страны. Этому есть свои причины, но одной из них является то, что российское государство и научное сообщество осознали необходимость культивирования знаний о конфликтах, навыков использования мирных стратегий в их разрешении в нарождающемся демократическом обществе.

Получает также значение учебный курс "Конфликтология", который все больше включается в образовательные программы высшего профессионального образования. Так сегодня преподаватели кафедры конфликтологии СПбГУ читают курс конфликтологии на таких факультетах как: журналистики, экономическом факультете, географии и геоэкологии. Но она так же включена в образовательные программы в области социологии, менеджмента, психологии. Это говорит о том, что конфликтология как знание о конфликтах и способах их разрешения становится одним из необходимых в структуре подготовки специалистов различных областях социального и гуманитарного знания. Сегодня конфликтология органично вписывается в структуру различного знания и становится необходимой составляющей анализа общества и человека, становится аналитической составляющей в практической деятельности специалистов в различных областях человеческой практики.

За период с 1999 года,с года, когда в Санкт-Петербургском государственном университете была начата подготовка конфликтологов, в образовательной программе по конфликтологии произошли изменения - она стала программой, учитывающей  последние достижения отечественной конфликтологии. Над ее созданием и реализацией трудились и трудятся несколько десятков преподавателей, специалистов в различных отраслях конфликтологии, из академических и образовательных учреждений. Образовательная программа есть плод совместного труда Центра конфликтологии Института социологии РАН и ведущих преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета, стала практическим воплощением действительной интеграции академической науки и образования. Конфликтология как образовательная программа жива и успешно развивается, также благодаря энтузиазму преподавателей, который проистекает от понимания значимости конфликтологического знания в этом непростом, насыщенном конфликтами мире. Подготовка конфликтологов на государственной основе ведется на философском факультете СПбГУ (г. Санкт-Петербург). Но это не значит, что конфликтология относится к философским дисциплинам. Она по своей внутренней структуре и сути дисциплина междисциплинарная.

Содержание образовательной программы отражает уровень развития отечественной конфликтологии. Концептуально она построена с учетом абстрактно-аналитического и прикладного характера конфликтологии. Абстрактно-аналитический характер представлен курсом "Общая конфликтология" и отраслевыми конфликтологиями, такими как "Политическая конфликтология", "Экономическая конфликтология", "Юридическая конфликтология" и другими. Ее прикладной аспект представлен в курсе "Технологии урегулирования конфликтов", а также в технологиями урегулирования конфликтов в различных сферах жизни, которыми, как правило, завершаются курсы, относящиеся к отраслевым конфликтологиям. Курс "Общая конфликтология" создает базисную основу образовательной программы. Он структурируется по разделам и темам, в которых отражается содержание курса. Задачами курса являются приобретение студентами фундаментальных знаний о конфликте, о типах конфликтного взаимодействия, причинах, условиях и факторах, порождающих конфликт, о месте и роли конфликтов в функционировании и развитии социальных систем, о способах и методах предупреждения и разрешения конфликтов.

В программе представлены курсы отраслевой конфликтологии. Эти курсы, такие как "Политическая конфликтология", "Этноконфликтология", "Юридическая конфликтология", "Экономическая конфликтология", "Конфликтология международных отношений", "Конфликтология духовной сферы", "Педагогическая конфликтология", "Региональная конфликтология", дают представление о специфике конфликта в различных сферах жизни общества, раскрывают особые технологии регулирования типовых конфликтов.

Прикладная часть образовательной программы включает курс "Технологии урегулирования конфликтов". Содержательный аспект этого курса подробно раскрывает сложившиеся в обществе способы предупреждения, управления и разрешения конфликтов. В ходе курса обучаемые получают знания и приобретают навыки работы с конфликтами различной сложности и вариативности. С 2003 года при кафедре конфликтологии СПбГУ впервые проходит апробацию 2-летняя магистратура. Ведется подготовка конфликтологов высшей квалификации по трем магистерским программам. Это "Технологии регулирования и разрешения конфликтов", "Политическая конфликтология" и "Наркоконфликтология" нового направления в отечественной конфликтологии, в которых 50% учебного времени отводится научно-исследовательской работе. Выпускники программ будут работать и уже работают, потому что первый выпуск состоялся в 2005 году, в госструктурах - администрациях административно-территориальных образований.

Кафедрой конфликтологии СПбГУ инициированы институциализация подготовки научных кадров - аспирантов (докторантов) и организация диссертационных советов по специальности "Конфликтология", утверждение паспорта специальности, создание экспертных советов специалистов в области конфликтологии.

Приобретенный опыт реализации образовательной программы по конфликтологии в Санкт-Петербургском государственном университете позволяет видеть ее ближайшую и отдаленную перспективу. Во-первых, образовательная программа, реализуемая в СПбГУ, вполне может быть реализована в других вузах страны, а подготовленные по этой программе специалисты внесут неоценимый вклад в снижение конфликтного потенциала регионов. Для чего сама образовательная программа в большей степени должна быть ориентирована на формирование у студентов навыков практической работы с конфликтами. Цикл предметов, охватывающих технологии регулирования конфликтов и различные аспекты системы безопасности требует существенного расширения. Во-вторых, в силу того, что не все области конфликтологического знания представлены в одинаковой степени разработанности, некоторые курсы не требуют того количества аудиторных часов, которые требуются учебным планом. Необходимо, чтобы образовательная программа и учебный план походили на некоторую концепцию, в пределах которой могла бы производится произвольная перегруппировка курсов в зависимости от потребностей общества и региона. В-третьих, образовательная программа еще слабо обеспечена методической литературой, необходимой студентам. Появилась необходимость в том, чтобы специалисты в области конфликтологии, пишущие монографические исследования по различной конфликтологической проблематике, делали бы свой продукт завершенным и полезным для подготовки конфликтологов. Необходимо, чтобы вместе с исследовательскими трудами появлялись программы курсов и методические указания к ним. В-четвертых, необходимо, чтобы образовательный цикл в области конфликтологии носил завершенный характер. Следует также двигаться к тому, чтобы институционализировать подготовку аспирантов и осуществлять защиты по диссертационным советам, специализирующимся в области конфликтологии. Сегодняшняя ситуация, когда диссертационные исследования по конфликтологии защищаются в советах по иным наукам, оказывает конфликтологии медвежью услугу, поскольку превращают ее в "падчерицу" той или иной уже вполне развитой науки об обществе и человеке. Сегодня для того, чтобы конфликтологическое знание, а тем самым и образование приобрело окончательное признание общества, необходима ее организационная самостоятельность, необходимы свои диссертационные советы, свой паспорт научной специальности, свой круг лиц, входящих в экспертные советы. Конфликтология как образовательная программа может и получит свое окончательное признание в обществе только в том случае если она будет строго придерживаться междисциплинарного подхода в анализе явлений и в подготовке специалистов конфликтологов. Эта задача хотя и трудная, но она должна быть решена для конфликтологии и конфликтологами. Междисциплинарными исследованиями и образовательной практикой открывается новый этап, как в развитии самой науки, так и в подготовке специалистов.

Перспективными задачами конфликтологии как учебной дисциплины являются не только знакомство студентов с основным категориальным аппаратом конфликтологии, но и приобретение некоторых практических навыков управления конфликтами, их предупреждения и разрешения. Современное гуманитарное образование в высшей школе уже трудно представить достаточно комплексным и завершенным вне конфликтологической парадигмы познания и интерпретации социальных явлений. Конфликтологическое прочтение сущности социальных процессов, понимание имманентной "вплетенности" конфликта во все формы и способы жизнедеятельности индивида, социальных групп и общества, существенно расширяет методологическую и мировоззренческую культуру специалиста, формирует более многомерное и реалистическое восприятие социальных процессов, характера и содержания взаимоотношений и взаимодействия людей, понимание механизмов функционирования и развития социальных систем, и, тем самым, способствует обогащению и универсализации профессиональных качеств молодых специалистов, повышению их социальной адаптации и социальной защищенности.

Опыт преподавания курсов конфликтологии и технологии посредничества для студентов, получающих образование в области психологии и социальной работы, показывает, что данные дисциплины помогают актуализировать и объединять в единую систему знания и навыки, полученные при изучении различных предметов в течение нескольких лет. Конфликтология интересует студентов различных специальностей сегодня в меньшей степени в эвристическом, познавательном, но все больше в технологическом плане. Студенты все больше испытывают потребность в получении знаний по технологиям и техникам ведения переговоров, методам "вывода" конфликта в позитивное русло взаимодействия, и его редуцирования в неконфликтные способы взаимодействия.

Помимо стандартной образовательной программы набирает силу иная форма подготовки конфликтологов через учебно-научные центры по конфликтологии, образованные во многих городах России по эгидой Центра конфликтологии ИС РАН РФ. Настала необходимость создания банка методических пособий по курсам образовательной программы по конфликтологии, необходимость распространения накопленного опыта работы учебно-научных центров на вузах страны. В связи с обилием учебников по конфликтологии, в которых представлено многообразие подходов к содержательной стороне и структуре конфликтологии как учебной дисциплины, возникает потребность в усилении механизма нормативности учебной литературы по конфликтологии.

Ведущей задачей современного этапа становления образовательной программы по конфликтологии является практическая реализация междисциплинарной конфликтологической парадигмы как объективной основы анализа социальных конфликтов, ключевыми моментами которой является признание конфликта неотъемлемой частью общественного бытия и выполнении конструктивной функции конфликтов в развитии общества и социальных отношений. Институционализация конфликта ориентирует специалистов выпускников образовательной программы по конфликтологии на поиск цивилизованных и гуманных способов преодоления конфликтных отношений, а рационализация конфликтных ситуаций и посреднических процедур при конфликтном взаимодействии позволяет избегать силовых воздействий на конфликт, либо позволяет оказать управленческое воздействие на конфликт до тех пор, пока он не вышел из под контроля и поддается регулированию.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 693.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...