![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История становления конфликтологии как науки и учебной дисциплиныСтр 1 из 10Следующая ⇒
Конфликтология стремится выявить принципы, способы и методологическую основу фундаментального разрешения природы конфликтов. Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже 19-20 веков, однако и в предшествую-щие столетия лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов. Идеи согласия и конфликта, мира и насилия всегда были одними из центральных в различных религиозных течениях. Тема борьбы добра со злом представлена в значительном числе произведений культуры и искусства. Обыденное соз-нание также является источником конфликтологических идей, отражением отношения людей к конфликтам разного уровня. Сократ: отождествление знания и добродетели, противоречие и противопоставление природы добродетели. Спор Сократа с софистами о природе «агона» и «субъективной диалектики». Проблема противопоставления в этических и социальных воззрениях сократических школ. Платон и его философское наследие. Столкновение древнегреческой философии и восточной мудрости. Мыслители прошлого, осознавая неизбежность конфронтаций в общественной жизни, уже тогда пытались определить критерии "справедливого" и "несправедливого" насилия. В частности, Цицерон (106-43 гг. до н.э.) выдвинул тезис о "справедливой и благочестивой войне", ко-торая могла вестись для отмщения за причиненное зло, для изгнания из страны вторгшегося врага ("О государстве"). Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345-430 гг.) добавил к условиям Цицерона "справедливость намерений" ведущего войну. Его рассуждения о войне и мире, изложенные в работе "О граде Божьем", звучат вполне своевременно: "те, которые нарушают мир, не ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их желаниям". Одну из первых попыток систематического анализа социальных конфликтов предпринял Флорентийский теоретик и государственный деятель Николо Макиавелли (1469-1527 гг.). Ценность его концепции заключается в отходе от господствовавших тогда божественных взглядов на источники общественного развития. Великий теоретик средневековья считал конфликт универсальным и непрерывающимся состоянием общества ввиду корыстной природы человека, стремления различных групп постоянному и неограниченному обогащению. Н. Макиавелли одним из источников конфликта считал знать, сосредоточивающую в своих руках всю полноту государственной власти. Он отрицательно относился к дворянству. Тем не менее, Макиавелли видел в конфликтах не только разрушительную, но и созидательную функцию. Чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно правильно воздействовать на него. Выполнять эту миссию призвано государство, считал мыслитель. Таким образом, с древних времен до наших дней сталкиваются между собой две точки зрения на проблему конфликта.
Конфликты языческой философии и теологии христианства. Природа противостояние христианской догмы и философской мысли. Противопоставление Бога и первоматерии, духа – телесной плоти. Проблема непротиворечия между откровением и разумом, истинная религия есть истинная философия. Столкновение крайнего реализма и номинализма. Анализ и синтез мистики и схоластики. Конфликт христианства с нехристианскими культурами, крестовые походы. Проблема разногласий Папы с королевской властью, конфликт светского и священного. Основные черты социально-политических реалий культуры эпохи Возрождения. Противостояние гуманизма и философской мысли Ренессанса средневековой теологии, схоластике и философии. Столкновение итальянского неоплатонизма с поздней схоластикой. Секуляризация политики в противостоянии «Граду земному». Столкновение гуманистов с университетской учёностью. Формирование и метафизические основания новоевропейской философии. Противопоставление понятий «субъект – объект». Утверждение автономной свободы мыслящего субъекта. Проблема противоречивого в практической направленности метафизического разума. Онтологическое противоречие сущности и существования. Противопоставление новой науки со средневековой scientia. Характеристика социально-экономических условий развития Европы, США и России на рубеже Х1Х – ХХ веков.. Особенности кризисных явлений, социальных противоречий, внутренних и внешних конфликтов в Европе и России в последней четверти Х1Х – первой четверти ХХ веков. Абсолютная противопоставленность созерцания преобразованию как основание социологии и философии марксизма. От борьбы идей к борьбе классов. Политические и социальные конфликты времени, поляризация обществ. Военное противостояние метрополий и колоний. Основные направления конфликтологической мысли в XX веке. «Бытие и время» vs «Бытия и ничто». Современный психологизм о конфликтной сущности человеческой природы. Современные социологические теории о природе человеческих конфликтов. Парадокс современного состояния войны и мира. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 407. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |