Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История становления конфликтологии как науки и учебной дисциплины




Конфликтология стремится выявить принципы, способы и методологическую основу фундаментального разрешения природы конфликтов.

Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже 19-20 веков, однако и в предшествую-щие столетия лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов. Идеи согласия и конфликта, мира и насилия всегда были одними из центральных в различных религиозных течениях. Тема борьбы добра со злом представлена в значительном числе произведений культуры и искусства. Обыденное соз-нание также является источником конфликтологических идей, отражением отношения людей к конфликтам разного уровня.
Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой по-вседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя от-дельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты.
Первые дошедшие до нас исследования рассматриваемой проблемы относятся к 7-6 векам до н.э. Китайские мыслители того времени писали, что источник развития всего существующего - во взаимоотношениях, присущих материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, находящихся в постоянном противоборстве и приводящих к конфронтации их носителей.
Социально-исторические условия возникновения и развития философии, агонального начала в древней Греции. Специфика, предмет, агон философского мышления.  

Сократ: отождествление знания и добродетели, противоречие и противопоставление природы добродетели. Спор Сократа с софистами

о природе «агона» и «субъективной диалектики». Проблема противопоставления в этических и социальных воззрениях сократических школ. Платон и его философское наследие.

Столкновение древнегреческой философии и восточной мудрости.

Мыслители прошлого, осознавая неизбежность конфронтаций в общественной жизни, уже тогда пытались определить критерии "справедливого" и "несправедливого" насилия. В частности, Цицерон (106-43 гг. до н.э.) выдвинул тезис о "справедливой и благочестивой войне", ко-торая могла вестись для отмщения за причиненное зло, для изгнания из страны вторгшегося врага ("О государстве"). Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345-430 гг.) добавил к условиям Цицерона "справедливость намерений" ведущего войну. Его рассуждения о войне и мире, изложенные в работе "О граде Божьем", звучат вполне своевременно: "те, которые нарушают мир, не ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их желаниям".

Одну из первых попыток систематического анализа социальных конфликтов предпринял Флорентийский теоретик и государственный деятель Николо Макиавелли (1469-1527 гг.). Ценность его концепции заключается в отходе от господствовавших тогда божественных взглядов на источники общественного развития. Великий теоретик средневековья считал конфликт универсальным и непрерывающимся состоянием общества ввиду корыстной природы человека, стремления различных групп постоянному и неограниченному обогащению. Н. Макиавелли одним из источников конфликта считал знать, сосредоточивающую в своих руках всю полноту государственной власти. Он отрицательно относился к дворянству. Тем не менее, Макиавелли видел в конфликтах не только разрушительную, но и созидательную функцию. Чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно правильно воздействовать на него. Выполнять эту миссию призвано государство, считал мыслитель.
Томас Гоббс (1599-1679 гг.) обосновал в "Левиафане" концепцию "войны против всех" как естественного состояния. Он считал главной причиной конфликта стремление к равенству, которое приводит к возникновению у людей одинаковых надежд, желание завладеть теми же объектами, необходимыми для самосохранения или получения удовольствия, а это превращает людей во врагов, порождает соперничество, недоверие и честолюбие.
Проблема борьбы за существование занимала центральное место в учении английского биолога Чарльза Дарвина (1809-0902 гг.). Содержание его теории биологической эволюции изложено в книге "Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь", изданной в 1859 г. Главная идея этой работы сформулирована в самом названии - развитие живой природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. В дальнейшем взгляды Ч. Дарвина получили развитие в некоторых социологических и психологических теориях конфликта.

Таким образом, с древних времен до наших дней сталкиваются между собой две точки зрения на проблему конфликта.
Первая точка зрения восходит к древнегреческой философии (Аристотель и Платон): конфликт - противоборство, зло, отношения между людьми должны быть бесконфликтными. Право и справедливость заложены во всех людях от природы.
Другая точка зрения принадлежит Томасу Гиббсу, который полагает, что общество - это "война всех против всех". Он считает, что "природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей". Но это равенство людей от природы само по себе не есть благо.

 

Конфликты языческой философии и теологии христианства. Природа противостояние христианской догмы и философской мысли. Противопоставление Бога и первоматерии, духа – телесной плоти.

Проблема непротиворечия между откровением и разумом, истинная религия есть истинная философия. Столкновение крайнего реализма и номинализма. Анализ и синтез мистики и схоластики. Конфликт христианства с нехристианскими культурами, крестовые походы. Проблема разногласий Папы с королевской властью, конфликт светского и священного.

Основные черты социально-политических реалий культуры эпохи Возрождения. Противостояние гуманизма и философской мысли Ренессанса средневековой теологии, схоластике и философии. Столкновение итальянского неоплатонизма с поздней схоластикой. Секуляризация политики в противостоянии «Граду земному». Столкновение гуманистов с университетской учёностью.

Формирование и метафизические основания новоевропейской философии. Противопоставление понятий «субъект – объект». Утверждение автономной свободы мыслящего субъекта. Проблема противоречивого в практической направленности метафизического разума. Онтологическое противоречие сущности и существования. Противопоставление новой науки со средневековой scientia.

Характеристика социально-экономических условий развития Европы, США и России на рубеже Х1Х – ХХ веков.. Особенности кризисных явлений, социальных противоречий, внутренних и внешних конфликтов в Европе и России в последней четверти Х1Х – первой четверти ХХ веков. Абсолютная противопоставленность созерцания преобразованию как основание социологии и философии марксизма. От борьбы идей к борьбе классов. Политические и социальные конфликты времени, поляризация обществ. Военное противостояние метрополий и колоний.

Основные направления конфликтологической мысли в XX веке. «Бытие и время» vs «Бытия и ничто». Современный психологизм о конфликтной сущности человеческой природы. Современные социологические теории о природе человеческих конфликтов. Парадокс современного состояния войны и мира.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...