Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные понятия теории управления
Используя кибернетический подход, в самом общем виде процесс управления предприятием может быть проиллюстрирован с помощью схемы, приведенной на рис. 1. Применительно к промышленному предприятию кибернетический подход предполагает, что при управлении предприятием должны использоваться следующие принципы: • управление предприятием рассматривается в рамках системы, включающей в себя помимо предприятия и внешнюю среду; • цель управления формулируется в количественных терминах; • действующие в системе механизмы связи и управления анализируются с учетом как детерминированности, так и стохастических изменений. Управление предприятием всегда подчинено некоторой цели, поэтому всегда можно говорить об управлении, оптимальном в известном смысле, например цель: максимизация прибыли за задан- Рис. 1 Здесь t — время, Хизм(t) — вектор измеряемых параметров, характеризующих состояние управляемого объекта (измеряемая часть вектора фазовых координат), Zизм(t) — вектор измеряемых параметров, характеризующих состояние окружающей среды, U — управляющее воздействие, V— воздействие окружающей среды, W — информационные возмущения. В общем случае U, V, W могут зависеть от Х и t.
ный период времени, снижение издержек производства и т. д. Управление представляют две составляющие: • программные управляющие воздействия, зависящие только от времени; • корректирующие управляющие воздействия, формируемые по принципу обратной связи, т. е. зависящие от рассогласований между текущими значениями контролируемых параметров и прогнозируемыми программными. Поведение контролируемых параметров деятельности изображено на рис. 2. Методы формирования программной составляющей управляющих воздействий и прогнозирования поведения предприятия при реализации этих воздействий в экономике и в области управления предприятием дали начало развитию такого направления, как методы планирования. Дополнение методов планирования способами периодического формирования корректирующих составляющих управляющих воздействий легло в основу направления — управление проектами. После введения этих упрощений процесс управления предприятием можно представить в виде, изображенном на рис. 3. Рис. 2 Здесь t— время; X пл (t) — программное, планируемое значение параметра; Хф(t) — фактическое значение параметра. Рис. 3 Планирование заключается в выработке плановой «траектории» процесса X(t) на период планирования {t0 ,tпл}. Учет, т. е. измерение, в производственных системах состоит в определении в заданные моменты времени истинного состояния процесса Хф(t). Контроль позволяет определить отклонение Xф(t) от Х пл(t), а регулирование состоит в определении скорректированного плана Хp(t), т. е. по существу является решением задачи планирования при новых начальных условиях. Схема управления, показанная на рис. 2 и рис. 3, является универсальной и применима ко всем процессам производственных системах. Компонентами вектор-функции X(t) могут быть показатели, характеризующие ход производства, состояние доходов, расходов, мощностей, запасов, кадров и т. п. Для описания процесса управления используются перечисленные далее термины.Управление предприятием представляет собой совокупность воздействий, призванных обеспечить эффективное с точки зрения заданных целей протекание производственного процесса. Реализация процесса управления предприятием происходит в рамкахсистемы управления предприятием — структуры, в которой можно выделитьобъект управления и управляющую часть. Объектом управления является производственный процесс. В роли управляющей части на предприятии выступают управленческие службы. Управление предприятием протекает во времени, поэтому его следует рассматривать какпроцесс управления. Структура производственного процесса определяет, в свою очередь, структуру процесса управления. На каждом предприятии можно выделить несколько направлений деятельности (производство, сбыт, снабжение, финансы и т. д.), а в рамках этих направлений — процессы более глубоких уровней, которые также являются объектами управления. Система управления предприятием — этосистема управления организационного типа. В таких системах велика роль организации, координации и согласования поведения коллективов людей. Соответственно в процессе управления принимаются решения трех категорий: стратегические, тактические и оперативные. В соответствии с этой классификацией управленческий аппарат обычно имеет трехуровневую иерархию: высший, средний и оперативный уровни. Высший уровень (высшее руководство) определяет цели управления, внешнюю политику, материальные, финансовые и трудовые ресурсы, разрабатывает долгосрочные планы и стратегию их выполнения. В его компетенцию входит анализ рынка, конкуренции, коньюктуры и поиск стратегии развития предприятия. На среднем уровне основное внимание сосредоточено на составлении тактических планов, контроле за их выполнением, слежение за ресурсами и разработке управляющих директив. На оперативном уровне происходит реализация планов и составляются отчеты о ходе их выполнения. Руководство здесь состоит, как правило, из руководителей среднего звена, обеспечивающих управление цехами, участками, отделами, сменами. Основная задача оперативного управления заключается в согласовании всех элементов производственного процесса во времени и пространстве. На каждом из уровней выполняются работы, в комплексе обеспечивающие управление. Эти работы принято называть функциями. Все частные производственные процессы, вплоть до элементарных, представляют собойуправляемые процессы. Управление каждым процессом осуществляется путем реализациифункций управления в отдельные дискретные моменты времени. В состав функций управления входят: планирование, учет, контроль, регулирование, анализ.Планирование — это определение поведения управляемого процесса в будущем в детерминированном виде.Планирование - функция, посредством которой в идеальной форме реализуется цель управления. Планирование - заключается в разработке краткосрочных и долгосрочных планов (прогнозов) производственно-хозяйственной деятельности предприятия, основанными на учете социальных, экономических и других закономерностей и связано с обработкой больших объемов данных, выполнением сложных и трудоемких расчетов. Планирование занимает значительное место в деятельности высшего руководства, меньшее - на среднем и минимальное - на оперативном уровне Учет — определение фактического состояния управляемого процесса в дискретные моменты времени. Учет - функция, направленная на получение информации о ходе работы предприятия, Учет в основном осуществляется на оперативном и среднем уровнях управления. На высшем уровне управления учет отсутствует, однако на его основе в полной мере выполняются анализ результатов производства и его регулирование.Контроль — это определение отклонений между запланированным и фактическим состоянием управляемого процесса в дискретные моменты времени.Регулирование— обеспечение функционирования управляемых процессов в рамках заданных параметров.Анализ — это подведение итогов осуществления управляемого процесса за период управления, выявление факторов, повлиявших на степень достижения запланированных результатов. Анализ и регулирование - сопоставление фактических показателей с нормативными, определение отклонений, установление причин отклонений и нахождение путей их устранения. Взаимосвязь между уровнями управления и осуществляемыми ими функциями по объему выполняемых работ представлена на таблице. Взаимосвязь функций и уровней управления
Существует еще одна функция управления — прогнозирование.Прогнозирование — это определение на будущее вероятностных характеристик управляемого процесса. В зависимости от целей исследования функция прогнозирования рассматривается как самостоятельная или объединяется с планированием. Дальнейший прогресс в области формализации методов управления предприятием связан: 1) с системным подходом, который подразумевает построение системы моделей. Обычно эти модели имеют иерархическую структуру, отражающую различные качественные особенности поведения такого сложного объекта, как предприятие, например модель процессов, представление предприятия как композиции систем массового обслуживания, моделей данных, используемых на предприятии, и т. д.; 2) с созданием регулярных методов определения управляющих воздействий на основе иерархического принципа декомпозиции и агрегирования задач. Согласно этому принципу результат решения задачи управления верхнего уровня становится исходным условием для решения задачи построения управляющего воздействия задачи нижнего уровня. Причем результат решения задачи нижнего уровня не приводит к ревизии результата решения задачи верхнего уровня. Применение этих подходов позволило добиться следующих результатов: • вычленить ряд упрощенных задач, к которым могли быть применены некоторые методы теории оптимального управления, конечных автоматов, планирования операций и т. д.; •создать эффективные процедуры принятия управленческих решений с использованием эмпирических знаний лиц, принимающих решения (ЛПР); • использовать эвристические стратегии управления; • определить принципы формирования организационных структур предприятий. |
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 289. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |