Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Реорганизация и ликвидация субъектов предпринимательской деятельности.




Реорганизация представляет собой прекращение организации с правопреемством, то есть с переходом прав и обязанностей к другим лицам. Целью реорганизации является изменение правового статуса юридического лица.

Реорганизация может быть добровольной и принудительной. Решение о добровольной реорганизации коммерческой организации может быть принято ее учредителями (участниками) либо органом организации, уполномоченным на то ее учредительными документами. Кроме как по воле юридического лица, реорганизация осуществляется по решению Уполномоченного государственного органа или по решению суда. Это возможно в случаях, прямо указанных в законе.

В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. В том случае, если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Так, внешний управляющий выступает от имени реорганизуемого лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию.

Действующим законодательством предусмотрено пять способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Прекращение существования юридического лица происходит в случае реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, преобразования. При реорганизации в форме выделения юридическое лицо, из которого произошло выделение, не прекращает свое существование. Вновь возникшее юридическое лицо будет правопреемником юридического лица, из которого произошло выделение, в части прав и обязанностей, определенных разделительным балансом.

Интересам кредиторов подчинено включение в ГК РФ норм, позволяющих определить правопреемника реорганизуемой коммерческой организации. При слиянии, присоединении, преобразовании правопреемство фиксируется в передаточном акте, при разделении и выделении - в разделительном балансе. К передаточному акту и разделительному балансу предъявляются следующие требования:

-они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами;

- эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации.

Законодательством предусмотрены нормы, обеспечивающие необходимые гарантии прав кредиторов. Прежде всего это обязанность органа, принявшего решение, направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация. При этом кредиторы вправе также требовать возмещения им убытков, причиненных досрочным исполнением или прекращением обязательства.

Предусмотрены и другие гарантии прав кредиторов. Так, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Определяется перечень документов,которые необходимо представить в регистрирующий орган при реорганизации по каждому из пяти способов. Так, для государственной регистрации при слиянии представляются:

-учредительные документы вновь возникающего юридического лица;

-заявление на государственную регистрацию;

-документ, подтверждающий факт внесения платы за оформление регистрации;

-решение о реорганизации от каждого юридического лица (правопредшественника);

-совместное решение учредителей (участников) или органов, уполномоченных принимать решение о реорганизации, всех юридических лиц, участвующих в слиянии, об утверждении устава нового юридического лица (правопреемника);

-оригиналы учредительных документов всех правопредшественников;

 -передаточные акты;

-документ, подтверждающий факт оплаты уставного (складочного) капитала (фонда) в размере, установленном законодательством для данного вида юридических лиц;

-заключение антимонопольного органа в случаях, установленных антимонопольным законодательством.

В установленные законодательством сроки регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц) или об отказе в государственной регистрации. При положительном решении регистрирующий орган осуществляет соответствующую запись в реестре, оформляет свидетельство о регистрации. Вновь возникшее лицо далее обязано выполнить все предусмотренные законодательством требования регистрации (постановка на учет в государственные органы, открытие счета в банке, изготовление печати и др.).

При реорганизации путем присоединения присоединившееся юридическое лицо ликвидируется в порядке, определенном законодательством.

Закон, в частности, определяет перечень документов, предоставляемых в регистрирующий орган при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации; порядок регистрации и ее завершения. Государственная регистрация будет осуществляться регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц путем внесения соответствующей записи в государственный реестр.

Ликвидацияпредставляет собой прекращение субъекта предпринимательского права без правопреемства. Это означает, что права и обязанности ликвидированного субъекта к другим лицам не переходят.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению индивидуального предпринимателя, учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Решение о принудительной ликвидации принимается судом. Это осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), деятельности, запрещенной законом; неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов; осуществление неуставной деятельности организациями со специальной компетенцией (общественными, религиозными организациями, благотворительными или иными фондами).

После того как принято решение, следует приступать к осуществлению ликвидации субъекта хозяйственного права.

Ликвидационный процесс проходит в несколько этапов.На протяжении всего ликвидационного процесса организация или предприниматель продолжают существовать в качестве субъектов хозяйственного права.Полномочия по управлению делами юридического лица осуществляет ликвидационная комиссия. В частности, ей предоставляется право выступать в суде от имени, ликвидируемого лица.

2.Сообщение о принятом решении регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию данного лица. Регистрирующий орган направляет информацию для внесения в Единый государственный реестр сведений о том, что лицо находится в процессе ликвидации, а также уведомляет об этом налоговые органы, органы статистики, внебюджетные государственные фонды. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений учредительных документов, регистрация правопреемников ликвидируемого лица.

На основании представленных документов регистрирующий орган оформляет письменное заключение, в котором указывается согласованный состав комиссии (ликвидатор) и дата, с которой к ней переходят полномочия по управлению юридическим лицом.

3. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридического лица. В публикации должны быть отражены следующие позиции:

• наименование ликвидируемого юридического лица;

• дата принятия решения о ликвидации;

• кто принял решение о ликвидации;

• идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре;

• порядок и срок заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации.

• способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписей лиц,
имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Сообщение о ликвидации налоговому органу и внебюджетным фондам по месту постановки организации на учет. Такое сообщение должно быть направлено данным адресатам в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации.

6. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы, которые должны быть письменно уведомлены о ликвидации должника, принимаются меры к получению дебиторской задолженности. Ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества ликвидируемой организации.

7. Выход ликвидируемой организации из состава участников (учредителей) других юридических лиц.

8. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения.

Значение промежуточного ликвидационного баланса состоит в следующем:

- В соответствии с ним осуществляется удовлетворение требований кредиторов. Он подтверждает своевременность обращения соответствующего кредитора с требованием. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

- Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

- На основе данных баланса делается вывод о достаточности денежных средств предприятия для удовлетворения требований кредиторов. В противном случае ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, и согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию.

10. Снятие с учета в налоговом органе и во внебюджетных фондах в предусмотренном законодательством порядке. В частности, порядок снятия с учета в налоговом органе регулируется ст. 84 НК РФ. Налоговым органом и
внебюджетными фондами проводятся документальные проверки ликвидируемой организации.

11. Расчеты с кредиторами за счет имеющихся у лица денежных средств, а также из сумм, вырученных от продажи имущества. Расчеты осуществляются в очередности, установленной законом.

Гражданским кодексом установлено пять очередей для удовлетворения требований кредиторов. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого субъекта оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

Кредиторы, чьи требования комиссия не рассматривала или которым отказано в удовлетворении, имеют право обратиться в суд с исками к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредиторов могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда было отказано. Из приведенного правила предусмотрено исключение для случая, когда по долгам ликвидируемого лица субсидиарную ответственность несут другие лица.

1. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс долен быть согласован с регистрирующим органом. Перечень представляемых в регистрирующий орган документов аналогичен перечню документов для согласования промежуточного ликвидационного баланса.

2. Представление согласованного ликвидационного баланса в налоговый органдля получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.

3. Закрытие банковских счетов ликвидируемой организации. О закрытии счетов уведомляется налоговый орган, который выдает информационное письмо (проставляет отметку на ликвидационной карте) о снятии с налогового учета.

4. Аннулирование идентификационных кодов в органах статистики.

5. Представлениев орган, осуществляющий государственную регистрацию предпринимателей и организаций, следующих документов:

- решение учредителей (участников) юридического лица о ликвидации, либо решение органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо соответствующий судебный акт;

- оригиналы учредительных документов ликвидируемого юридического лица, включая оригиналы всех изменений, имеющих силу для третьих лиц, и оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

• ликвидационная карта с отметками, подтверждающими снятие организации с налогового учета, с учета во внебюджетных фондах, аннулирование идентификационных кодов;

• документ, подтверждающий факт публикации сведений о ликвидации юридического лица, с указанием даты публикации, наименования печатного издания и текста публикации;

- справка из банка о закрытии счета;

- справка из архивного органа о сдаче документов по личному составу и финансово-хозяйственной деятельности на государственное хранение;

• ликвидационный баланс, а также заключение аудитора в случаях, установленных законодательством;

• акт о распределении имущества юридического лица, оставшегося после расчетов с кредиторами, между учредителями (участниками), другими лицами, подписанный учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица. Оставшиеся после расчетов с кредиторами денежные средства зачисляются в уставный (складочный, паевый) капитал (фонд) юридического лица. Уставный капитал и иное оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается его участникам (учредителям), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица.

- документ, подтверждающий факт уничтожения круглой печати, иных печатей, штампов и бланков юридического лица;

-      заключение антимонопольного органа в случаях, предусмотренных законодательством;

-      доверенность от руководителя ликвидационной комиссии на представление документов на ликвидацию и получение свидетельства о ликвидации организации.

На основании представленных документов в Единый государственный реестр вносится запись о ликвидации организации. Регистрирующий орган оформляет свидетельство о ликвидации и выдает его вместе с погашенными оригиналами учредительных документов члену ликвидационной комиссии.

Ликвидация организации и индивидуального предпринимателя считается завершенной, а указанные субъекты хозяйственного права прекратившими свое существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр.

 

 

Вопросы:

1. Назовите признаки предпринимательской деятельности.

2. Кто является субъектом предпринимательского права.

3. Дайте определение хозяйственной компетенции.

4. Каковы способы создания субъектов предпринимательского права?

5. Охарактеризуйте основные этапы создания субъектов предпринимательского права.

6. Какой документ устанавливает правовой статус юридического лица.

7. Как происходит формирование уставного капитала юридического лица?

8. Как проходит процесс регистрации юридического лица?

9. Что представляет собой лицензирование предпринимательской деятельности?

10. Дайте определение лицензии.

11. Что представляет собой реорганизация юридического лица?

12. Как происходит ликвидация юридического лица?

 


Лекция 2.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 569.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...