Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Учебной дисциплины (модуля)Стр 1 из 8Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт Права и управления Кафедра Финансы и менеджмент
Конспект лекций Учебной дисциплины (модуля) «Бюджетирование в организации»
Уровень образования: высшее образование – бакалавриат Направление (специальность) подготовки: Менеджмент Профиль (специализация) подготовки: Менеджмент организации Квалификация выпускника: 62 менеджер Форма обучения: очная, заочная
Тула 2017 Конспект лекций учебной дисциплины (модуля) «Бюджетирование в организации» разработана доцентом каф ФиМ Благовой С.О. и обсуждена на заседании кафедры Финансов и менеджмента института Права и экономики(протокол заседания кафедры № 1 от «30» августа 2017 г.)
Лекция №1. Теоретические основы бюджетирования 1.1. Основные цели и задачи планирования деятельности предприятия 1.2. Роль бюджетирования в финансовой деятельности предприятия 1.3. История развития процесса бюджетирования 1.4. Основные методы бюджетирования 1.5. Классификация бюджетов 1.6. Этапы бюджетного процесса коммерческой организации. 1.7. Исполнение бюджета в коммерческой организации 1.8. Контроль за исполнением бюджета 1.9. Анализ отклонений фактического бюджета от планового
1.1. Основные понятия, цели и задачи. Последние несколько лет популяризации бюджетирования уделялось большое внимание. Бюджетирования – это распределенная система согласованного управления деятельностью подразделений предприятия. Бюджетирования - процесс коллективный - позволяет согласовывать деятельность подразделений внутри предприятия и подчинить ее общей стратегической цели. Беспристрастные бюджеты и показатели помогут управленцам вначале конкретизировать поставленные задачи, потом проанализировать состояние дел на предприятие, то есть оценить наличие прибыли или убытков, денег на счету, целесообразность внедрения новых технологий, окупаемость затрат и др. Бюджет – это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели. В отечественной практике бюджет представляет собой план в денежном выражении принятый на один год с разбивкой на четыре квартала. Как правило бюджет разбивается на месяцы, а иногда и на недели. Бюджет служит инструментом для управления доходами, расходами и прибылью предприятия. Цель бюджетирования – обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами. Для достижения поставленной цели выделяются следующие основные задачи: 1)определение объекта планирования; 2)разработка системы финансовых планов с выделением оперативных, административных и стратегических планов; 3)расчет необходимых финансовых ресурсов; 4)расчет объемов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, выявление резервов и определение объемов дополнительного финансирования; 5) прогноз доходов и расходов предприятия. Назначение бюджета в том, чтобы планировать, распределять ресурсы, измерять результаты работы, контролировать, анализировать и управлять движением финансовых ресурсов. Ключевая роль денег как универсального ресурса приводит к тому, что через бюджет можно управлять всеми подразделениями и всеми сторонами деятельности предприятия. Существующая система бюджетирования имеет ряд проблем: 1)процесс планирования начинается от производства, а не от сбыта продукции; 2)при планировании преобладает затратный механизм ценообразования, цена формируется без учета рыночных цен, исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности. 3)процесс планирования затянут во времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческих решений, а зачастую, резкому расхождению плановых данных от фактических. Планировать необходимо для того, чтобы понимать, где, когда, как и для кого вы собираетесь производить и продавать продукцию, какие ресурсы необходимы для достижения поставленных целей. Планировать необходимо для того, чтобы добиться эффективного использования привлеченных ресурсов, то есть решить задачу максимизации показателей рентабельности. Без осуществления элементарного финансового плана и финансового контроля, а следовательно, отсутствует реальное управление организацией.
1.2. Роль бюджетирования в финансовой деятельности предприятия В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции повышается значимость и актуальность финансового планирования. Бизнес не может процветать без разработанных финансовых планов (бюджетов) и без контроля за их выполнением. В развитых странах планирование выступает одним из важнейших инструментов регулирования хозяйства. Изменений условий хозяйствования обуславливает необходимость формирования системы планирования на основе синтеза российской практики и достижений мировой экономической мысли. Во многих коммерческих организациях плановая работа осуществляется только на короткий промежуток времени (3 месяца) и сводится к определению более или менее точного размера авансовых взносов налоговых платежей. Однако слишком короткий горизонт планирования со временем превращается в барьер развития бизнеса и ведет к акцентированию на текущих проблемах. Поэтому еще большее значение следует придавать стратегическому и перспективному планированию
1.3. История развития процесса бюджетирования. В условиях административно-командной системы формирования и распределение денежных доходов и накоплений, их группировка в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств определялись посредством директивного планирования как одного из метода управления, в том числе финансами. На предприятиях самостоятельный финансовый план начал составляться практически с 1979 года, то есть с провозглашения курса на полный хозрасчет и самофинансирование. До этого времени финансовые планы разрабатывались и утверждались специалистами в высших эшелонах управления. В плановой экономике в планировании финансов делался упор на распределительные и перераспределительные процессы, само назначение финансового плана сводилось к выявлению неиспользованных ресурсов и определению суммы платежа в бюджет как суммы превышения доходов предприятия над расходами. При недостатке средств предприятия получали ассигнования из бюджета. Значительные финансовые ресурсы обезличивались и направлялись по каналам бюджетной системы и через отраслевые министерства на финансирование предприятий , включенных в централизованный план. Разрушение централизованной системы планирования привело к тому, что бюджет государства был отделен от бюджетов предприятий, чему способствовало внедрение на предприятиях хозрасчета, основанного на самоокупаемости и самофинансирования. Опыт функционирования социалистической экономики и в нашей стране свидетельствует о широких возможностях планового управления, проявившихся. В решение таких крупномасштабных задач, как: индустриализация страны, размещение производительных сил, структурное преобразование народного хозяйства, создание мощного военно-промышленного комплекса. Но степень и уровень централизации не учитывали реальных различий, специфики развития, многообразия хозяйственных и иных связей регионов, отраслей, предприятий, которым отводилось роль простых исполнителей планов. Рыночная экономика не отвергает планирования, так как план есть не что иное, как надлежаще оформленное управленческое решение. Рынок еще более требователен к качеству финансового планирования, так как при рыночной экономике за все просчеты в финансовом планировании за все неблагоприятные последствия, ответственность несет непосрдетсвенно коммерческая организация. Именно она может оказаться банкротом в случае неграмотно составленного бюджета.
1.4. Основные методы бюджетирования В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. В практике финансового планирования применяются следующие методы: 1)экономического анализа; 2)коэффициентный; 3)нормативный; 4)балансовый; 5)дисконтированных денежных потоков; 6)метод многовариантности (сценариев); 7)экономико-математическое моделирование. Исходным в финансовом планировании является экономический анализ использования финансовых ресурсов за истекший период. Данный метод стоит рассматривать не как простое сопоставление отчетных данных с плановыми для выявления отклонений, а как способ, позволяющий определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Коэффициентный метод позволяет оценить финансовое состояние предприятия за прошлый период. Без знания прошлого нельзя оценить будущее. Однако перспективные планы будут не точными без четкой стратегии. Реальность плановых заданий повышается при проведении финансовых расчетов нормативным методом, который известен с давних времен. Сущность нормативного метода планирования заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико - экономических нормативов рассчитывается потребность коммерческой организации в финансовых ресурсах и их источниках. Система норм и нормативов включает: - Федеральные нормативы; -Нормативы субъектов РФ; - Нормативы местных органов власти; - внутрихозяйственные нормативы коммерческих организаций. Сущность балансового метода заключается в согласовании расходов с источниками покрытия, во взаимной увязке всех разделов плана между собой, а также финансовых и производственных показателей. В результате обеспечивается взаимная увязка материальных, трудовых и финансовых ресурсов Метод дисконтированных денежных потоков, основанный на практической логике, используется при составлении финансовых планов, инвестиционных проектов и служит инструментом для прогнозирования совокупности распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств. Концепция денежных потоков основана на исчислении современной (приведенной) стоимости ожидаемых притоков и оттоков денежных средств. Использование метода дисконтированных денежных потоков позволяет выявить результат финансовых решений без ссылок на традиционные допущения бухгалтерского учета. Оценивая прогнозные изменения финансовых потоков за определенный период работы коммерческой организации на основе временного фактора, можно прийти к выводам, отличным от традиционного экономического анализа. Метод многовариантности (сценариев) заключается в разработке нескольких вариантов финансовых планов (например, оптимистического, пессимистического и наиболее вероятностного). В качестве критериев выбора могут выступать: чистый приведенный эффект, рентабельность инвестиций.. Метод экономико-математического моделирования позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Она представляет точное математическое описание экономического процесса. Модель может строится по функционально или корреляционной связи. Хорошая модель планирования должна обладать следующими характеристиками: 1) результаты и исходные предположения должны быть достоверными; 2)модель должна обладать возможностью совершенствования ; 3)модель должна учитывать взаимосвязь решений в области инвестиций ти источников финансирования, дивидендной политики, производства и влияния этих решений на стоимость коммерческих организаций; 4)модель должна обладать достаточной гибкостью, чтобы можно было использовать в различных ситуациях; 5)результаты модели должны быть понятны пользователи, не требовать от него специальной подготовки. Прогнозный метод является одним из базисных при выработке стратегической линии коммерческой организации. Прогнозирование представляет собой выработку на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Данный метод заключается в разработке полного набора альтернативных показателей и параметров, позволяющих определить варианты развития финансового состояния. Классификация бюджета. Классификация бюджетов осуществляется по следующим признакам: 1)по сферам деятельности предприятия (операционный бюджет, финансовый бюджет); 2)по видам затрат (текущий бюджет, капитальный бюджет); 3)по широте номенклатуры затрат (функциональный бюджет, комплексный бюджет); 4)по методам разработки (статистический бюджет, гибкий бюджет); 5)по базе составления (бюджет от достигнутого, бюджет с нулевого базиса); 6)по способу планирования (дискретные, скользящие); 7)по периодичности составления (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные) По сферам деятельности выделяют оперативный бюджет и финансовый бюджет. Оперативный бюджет включает бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат на материалы, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет затрат на оплату труда, бюджет коммерческих расходов, бюджет управленческих расходов, бюджет прибылей и убытков. Финансовый бюджет включает бюджет движения денежных средств, бюджет капиталовложений, бюджетный баланс активов и пассивов. По базе составления бюджет может классифицироваться как «бюджет от достигнутого» или «бюджет с нулевого базиса». Методом «от достигнутого» бюджет на следующий год составляется на основе данных за текущий год. Обычно при составлении бюджета на очередной год нет данных об исполнение бюджета за текущий год, в лучшем случае за 9 месяцев или полгода, тем не менее эти цифры дают некоторые ориентиры. Бюджет следующего года составляется с поправкой на инфляцию, на реальную экономию ресурсов, на рост объемов производства, но в целом он не очень отличается от бюджета предыдущего года. Этот метод опирается на доступную информацию, но не учитывает «старые» недостатки. Этот метод малоприемлем при серьезных изменениях во внешней и внутренней среде предприятия. Если составление бюджета методом «от достигнутого» невозможно, то применяется методика «с нулевого базиса». Бюджет с нулевого базиса чаще всего используется для нового предприятия и (или) вновь созданного. Этот подход характеризуется тем, что зависимость между входными и выходными ресурсами пересматривается заново. Такой взгляд позволяет по-новому оценить обоснованность норм расхода и целесообразность видов деятельности. По методу разработки бюджеты классифицируются на статистический и гибкий. Статистический бюджет – это твердый план, в котором доходы и расходы планируются исходя только из заданного объема реализации. Исполнение бюджета контролируются по фактическим показателям без каких-либо корректировок. Статистический бюджет отражает факт полученного результата. Статистические бюджеты используются для внутрихозяйственных служб, в подразделениях, работа которых не зависит от объемов производства или реализации продукции. Статистический бюджет, как правило, предназначен для определенного уровня деловой активности предприятия, он не может использоваться для контроля затрат при изменении уровня активности. Провести детальный анализ результатов деятельности предприятия, используя статистический бюджет, невозможно. Поэтому на практике чаще используется гибкий бюджет. Гибкий бюджет предусматривает несколько альтернативных вариантов объемов реализации и всевозможные корректировки затрат и доходов в зависимости от изменения объемов. Сравнивая статистический и гибкий бюджеты, можно сказать, что последний предоставляет более объективные данные для анализа выполнения плановых заданий. Гибкий бюджет можно использовать как для планирования, так и для анализа и оценки различных хозяйственных ситуаций в условиях возможных непредвиденных ситуаций. Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, в виде норматива расходов, «привязанных» к соответствующим объемным показателям деятельности. По реальным инвестиционным проектам таким показателям может быть объем строительно-монтажных работ. По операционной деятельности аналогичным показателем может выступать объем выпуска или реализации продукции. В этом случае расходы в целом планируются по следующему алгоритму: Озо = Ипост + ОР*Ипер Где Озо – общий объем текущих затрат по конкретному подразделению операционной сферы деятельности предприятия; Ипост – запланированный объем постоянных статей бюджета; Ипер – установленный норматив переменных затрат бюджета на единицу продукции; ОР – объем выпуска или реализации продукции. По широте номенклатуры затрат разделяют функциональный и комплексный. Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат – например бюджет оплаты труда персонала, бюджет рекламных мероприятий и др. Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат – например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и др. По видам затрат плановые бюджеты подразделяются на текущий и капитальный. Текущий бюджет конкретизирует план доходов и расходов предприятия, доводимый до центров ответственности. Они состоят из двух разделов: 1)текущие расходы; 2)доходы от текущей хозяйственной деятельности. Текущие расходы представляют собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности Доходы от текущей хозяйственной деятельности формируются в основном за счет реализации продукции –товаров или услуг. Капитальный бюджет представляет собой форму доведения конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на этапе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов. Он состоит из двух разделов: 1) капитальные затраты (затраты на приобретение внеоборотных активов); 2) источники поступления средств (инвестиционных ресурсов). По способу планирования бюджеты следует разделять на дискретные и скользящие. Дискретный бюджет разрабатывается на годовой основе, с разбивкой по кварталам, месяцам. При составлении скользящих бюджетов, используется метод непрерывного планирования, когда к текущему периоду добавляется новый, учитывающий данные прошедших периодов и интегрирующий возникающие изменения. Скользящие бюджеты показывают, что планирование – это не единовременное событие, которое происходит одни раз в году, когда составляется бюджет, а непрерывный процесс, и руководители вынуждены постоянно отслеживать дальнейшие перспективы. В зависимости от периода составления бюджеты подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Краткосрочный бюджет составляется на период до 1 года, среднесрочный – на два-три года, долгосрочный – на три года и более. Краткосрочный бюджет предполагает более подробное планирование, среднесрочный сочетает планы по достижению долгосрочных целей и анализ текущей ситуации, долгосрочный носит ориентировочный характер и детализируется с помощью краткосрочных планов. Бюджет может охватывать любой временной период, причем чем больший интервал охватывает бюджет тем он менее надежен, особенно в условиях нестабильности и неопределенности. В основном период составления бюджета зависит от особенностей бизнеса, уровня детализации показателей и поставленных управленческих задач.
1.6. Этапы бюджетного процесса коммерческой организации.
Бюджетирования – это процесс формирования, утверждения, исполнения, а также контроля и анализа исполнения бюджета. Разработка бюджета состоит из следующих этапов: - постановка задачи и сбор информации, необходимой для разработки бюджета; - изучение и анализ имеющейся информации, обобщение и анализ фактических результатов прошлого периода, расчет научно обоснованных показателей деятельности предприятия, формирование бюджета; - экспертиза и оценка проекта бюджета; - принятие и утверждение бюджета. Разработка бюджета предполагает участие квалифицированных специалистов разного профиля: экономистов, финансистов, бухгалтеров, юристов, специалистов в области налогового планирования, технологов и др. Неправильно планировать бюджет «сверху», начиная с утверждения годового бюджета. Планирование процесса только «снизу», то есть с составления смет подразделений, цехов также не дает положительных результатов: доходы могут быть сознательно заниженными, а расходы – завышенными из-за перестраховки отдела реализации и производственного отдела. Формирование бюджета должно идти синхронно «сверху» и «снизу» при тесном взаимодействии руководства производственных подразделений и предприятия. Только в этом случае бюджет будет разработан с учетом максимального использования желаемых результатов руководства предприятия. Универсальных схем построения бюджета бюджетов нет. Даже на двух совершенно одинаковых предприятиях система бюджетов может быть выстроена по-разному. Это зависит от отраслевых и технологических особенностей компании, организационной структуры и распределения функций, построения финансовой структуры и закрепления ответственности за отдельные показатели и других факторов. Существует так называемая классическая схема подготовки бюджета.
Рисунок – Классическая схема подготовки бюджета компании
Общий бюджет (основной бюджет) – это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующих информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования. Операционный (текущий, периодический, оперативный) бюджет – это система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации. Составление общего бюджета начинается с операционного бюджета, первым шагом которого является бюджет продаж. Целью и заключительным этапом операционного бюджета является бюджетный отчет о прибылях и убытках. В ходе составления операционного бюджета формируются бюджеты различных расходов (на закупку сырья, коммерческие и административные расходы). Бюджет продаж представляет собой план, от которого зависят практически все экономические показатели предприятия: объем производства, выручка, себестоимость, прибыль и др. На основе исследований, проведенных отделом маркетинга о спросе на планируемую к выпуску продукцию, конкуренции на рынке, качестве, ценах, руководство принимает решение о выпуске продукции. Готовится бюджет продаж, который может быть скорректирован как производственными мощностями, так и ограниченным спросом. После того как объем продаж установлен, разрабатывается бюджет производства. Он является основанием для расчета закупки сырья и материалов, необходимых для производства продукции; трудовых затрат; общепроизводственных расходов. В соответствии с производственным бюджетом готовят сметы коммерческих и общехозяйственных расходов. Смета производственной себестоимости рассчитывается на основании сметы затрат на сырье и материалы; сметы по труду; сметы общепроизводственных расходов. Смета затрат на сырье и материалы представляет собой совокупные затраты по всем видам сырья и материалов, которые планируются израсходовать на производство продукции в заданном плановом периоде. Потребность в материалах принимается с учетом остатков складских запасов. Затраты планируются с вычетом стоимости возвратных материальных отходов. Цель составления сметы по труду – предоставление исчерпывающей информации о расходах на основную и дополнительную заработную плату персонала, занятого в производстве. В смете определяется время в часах, необходимое для изготовления запланированного объема продукции. На основании установленных тарифных ставок и окладов, с учетом сложности и трудоемкости работ и квалификации работников определяются затраты труда в денежном выражении. Смета общепроизводственных расходов представляет собой планируемые расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений; оплату труда работников, занятых обслуживанием производства и др. Смета коммерческих расходов представляет собой план расходов, связанных со сбытом продукции и услуг, включая упаковку, транспортировку, рекламу, заработную плату работникам отдела реализации и др. При составлении сметы следует иметь в виду, что часть расходов на продажу является постоянными расходами, то есть не зависящими от объемов продаж (расходы на рекламу). Расчет сметы расходов на продажу готовит отдел продаж. Смета управленческих расходов. В смете рассчитываются плановые расходы на нужды управления, не связанные непосредственно с производственным процессом. Как правило, в данном документе могут быть представлены следующие плановые расходы: административно-управленческие, по содержанию общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, консультационных и аудиторских услуг и др. Все эти расходы считаются условно-постоянными, так как они в целом не зависят от увеличения или уменьшения объемов производства. На основании подготовленных смет рассчитывается план прибылей и убытков, который является последним шагом при подготовке операционного бюджета. Финансовый бюджет – это план, в котором отражаются объем и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования. Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств, бюджета капитальных затрат, прогнозного бюджетного баланса. Финансовый бюджет составляется с учетом информации, содержащейся в бюджетном отчете о прибылях и убытках. Смета капитальных расходов представляет собой план по формированию источников инвестиционных ресурсов и направлениям капитальных вложений, связанных с приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспорта, реконструкцией, расширением и перевооружением действующего предприятия. Определение необходимости данных действий и привлечение источников финансирования капитальных вложений являются ключевой задачей управленческого учета. В основу сметы капитальных вложений при планировании привлечения инвестиций должен быть положен инвестиционный анализ предлагаемых проектов по реконструкции предприятия, внедрению новых технологий. Бюджет денежных средств представляет собой план поступления денежных средств и различные платежи, которые необходимо осуществить в заданном планируемом периоде. При составлении бюджета выявляются периоды излишка финансовых ресурсов и их нехватки. Четко спланированный бюджет денежных средств обеспечивает предприятию достаточную кассовую наличность на любой момент. Бюджетный бухгалтерский баланс представляет собой прогнозируемые остатки на бухгалтерских счетах на начало и конец планируемого периода, записанные в форме бухгалтерского баланса активов и пассивов. Для составления этого документа используются данные всех ранее разработанных смет операционного и финансового бюджетов. При помощи бюджетного бухгалтерского баланса: · рассчитываются все базы по налогам: на имущество, на прибыль и др; - планируется дебиторская и кредиторская задолженности, в том числе просроченные; - корректируются многие производственные и экономические показатели (себестоимость, цены реализации, расходы на продажу, управленческие расходы) Бюджет компании рассчитывается по всей совокупности операционных и финансовых бюджетов (кроме бюджета капиталовложений), при этом оценивается прогнозное финансовое состояние компании. Если результирующие финансовые показатели, рассчитанные на основе системы бюджетов компании неудовлетворительны, то реализуется сценарий «что-если» для оценки влияния основных параметров бюджетов и заложенных при планировании нормативов при их изменении. Расчет каждого бюджета компании производится в определенных форматах. Все бюджеты компании составляются на основе прогноза объема продаж. При составлении бюджетов затрат используется группировка затрат на переменные и постоянные. Сметы составляются на год в целом с поквартальной (или помесячной) разбивкой. При формировании бюджета должны соблюдаться следующие требования: • бюджет является обобщающим планом в натуральных и стоимостных показателях; • бюджет должен быть сбалансирован по всем показателям; - производственные задания должны быть напряженными, но выполнимыми; - в разработке бюджета должны принимать участи лица, ответственные за его выполнение; - • бюджет должен быть составлен с учетом существующих форм отчетности в целях обеспечения сопоставимости показателей; - изменения, вносимые в бюджет в течение бюджетного периода, должны обсуждаться и утверждаться лицами ответственными за его составление и принятие. Подготовленные проект бюджета должен быть согласован со всеми руководителями подразделений предприятия и представлен руководству предприятия на рассмотрение. После рассмотрения бюджет утверждается и становится обязательным для исполнения всеми службами предприятия. Процедуры формирования и утверждения бюджетов включают в себя принципиальные и временные регламенты формирования годовых, квартальных, месячных показателей. Механизмы их консолидации в сводные бюджеты компании, процедуры защиты, утверждения бюджетов и также их корректировка. Таблица – Регламент составления и принятия бюджета компании
1.7. Исполнение бюджета в коммерческой организации
Формирование и исполнение бюджетов компании подразумевает построение ее финансовой структуры путем выделения центров ответственности, которые позволяют децентрализовать управление, детализировать финансовую информацию, а также повысить эффективность управления затратами. Под центром ответственности понимается любое структурное подразделение или группа подразделений организации, способных контролировать появление затрат, получение доходов и прибыли либо использование инвестиционных доходов, а также отвечать перед вышестоящим руководством за выполнение поставленных целей. Выделение центров ответственности возможно по : - сферам ответственности (если четко определены функциональные сферы, имеется территориальное деление области сбыта, существуют разные производства с различной организацией сбыта); - продуктам (услугам) и их группам (целесообразно, когда для отдельных групп товаров и услуг различны технология изготовления, структура затрат, покупатели и заказчики); - клиентам (если фирма имеет для одних и тех же продуктов или услуг имеет разных покупателей, отличающихся каналами сбыта, категорией платежеспособности, наличием особых отношений) - центрами доходов, затрат, прибыли, инвестиций, активов, обязательств. Целесообразность того или иного разделения ответственности зависит от особенностей бизнеса и стратегии компании, соответственно определяются типы центров ответственности: центры доходов, центры затрат, центры прибыли, центры инвестиций. Центр доходов – структурное подразделение, руководитель или менеджер которого отвечает за объем выпуска продукции в денежном выражении, то есть за доходы, но не имеет полномочий по варьированию ценами и не отвечает за расходы на продаваемые центром товары или услуги, так как расходование средств для него ограничено пределами бюджета (сметы). Центр затрат – структурное подразделение, руководитель которого отвечает за затраты, возникшие здесь, и их измерение, но не доход от реализации продукции или услуг. Центры затрат формируются там, где измерение продукции в показателях дохода либо невозможно, либо не нужно. Примерами такого центра ответственности могут быть охраны труда, юридический отдел, отдел кадров и другие управленческие службы. Центры издержек оцениваются на основе смет и отчета о фактических затратах. При этом цель менеджера центра затрат состоит в обеспечении долговременной минимизации издержек. Центр прибыли – структурное подразделение, где измеряется соотношение доходов, получаемых данным центром, и его затрат. Таким образом, руководитель данного центра должен обеспечивать максимизацию прибыли и с этой целью может варьировать ценами реализации и издержками. Преимущества центров прибыли в том, что они напоминают бизнес в миниатюре. Как и в отдельной компании, у них есть план (бюджет) и отчет о прибылях и убытках, который является основным документом управленческого контроля. Поскольку руководитель центра имеет воздействие на все данные отчета, у него есть стимул к увеличению заданной прибыли и снижению расходов. Центр инвестиций – структурное подразделение, в котором менеджер отвечает не только за прибыль, но и за использование активов центра. Основная цель, которая ставится перед центром инвестиций, - получение удовлетворительной отдачи на вложенные средства. Отличие системы управления затратами по центрам ответственности от системы учета, анализа и контроля полных затрат состоит в том, что управление и контроль затрат по центрам ответственности концентрируется в самом центре ответственности. Что касается системы учета и контроля полных затрат, то она сосредоточена на товарах и услугах, то есть на так называемых продуктах или программах производства. Следовательно, реструктуризация компании путем создания центров финансовой ответственности позволяет децентрализовать управление предприятием, ориентировать отдельные подразделения на достижение финансовых целей, повысить эффективность управления затратами и в целом – улучшить конкурентоспособность организации. Существует два основных подхода к формированию финансовой структуры: классический и матрично-функциональный. |
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 210. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |