Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование и реализация политики управления рисками происходит по этапам.




На первом этапе выявляются отдельные виды рисков, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Этот процесс включает:

1) определение внешних видов рисков по каждому направлению деятельности предприятия. Некоторые виды рисков при этом могут исключаться. Например, валютный риск, если предприятие не осуществляет внешнеэкономической деятельности; процентный риск, если предприятие не осуществляет депозитных операций и не привлекает кредит и т.п.;

2) определение внутренних видов рисков, присущих отдельным видам финансово-хозяйственной деятельности или намечаемых операций предприятия (например, риск снижения финансовой устойчивости, риск неплатёжеспособности, структурный риск, кредитный риск и т.п.);

3) формирование общего портфеля предпринимательских рисков, связанных с предстоящей финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

На втором этапе формируется информационная база управления рисками.

Информационная база, необходимая для выявления и оценки рисков на предприятии, включает входящие и исходящие информационные потоки. К входящим информационным потокам относят:

1) общее описание предпринимательской деятельности (сведения о юридическом статусе, местонахождение, сфера

деятельности, финансовые и административные данные);

2) финансовую отчётность и управленческие документы (бухгалтерская отчётность и договора с контрагентами);

3) маркетинговые данные, данные планирования и анализа финансово-хозяйственной деятельности (бизнес-план);

4) данные контроля, проводимого по производственным и финансовым подразделениям предприятия (отчёты о проведённой работе);

5) информацию о внешней среде предприятия (данные ПЭСТ и СВОТ анализов); 

6) консультации специалистов в разных областях (налоговые, аудиторские, статистические организации).

Исходящие информационные потоки представлены в виде внутренних нормативных документов:

1) программа по страхованию рисков на предприятии;

2) положение по управлению риском (документ, определяющий стратегию предприятия при управлении рисками);

3) руководство по управлению риском (документ, определяющий конкретные действия предприятия по управлению рисками). 

На третьем этапе выбираются и используются методы оценки вероятности наступления рискового события по отдельным видам рисков. На выбор метода влияют:

1) вид риска;

2) полнота и достоверность информационной базы, сформированной для оценки уровня вероятности рисков;

3) уровень квалификации риск-менеджеров, осуществляющих оценку;

4) техническая и программная оснащённость риск-менеджеров, возможность использования современных компьютерных технологий проведения такой оценки;

5) возможность привлечения к оценке сложных рисков квалифицированных экспертов и др.

На четвёртом этапе определяется размер возможных финансовых потерь при наступлении рискового события по отдельным видам рисков. Размер возможных финансовых потерь определяется характером осуществляемых операций, объёмом задействованных в них активов (капитала) и максимальным уровнем амплитуды колеблемости доходов при соответствующих видах рисков. 

На пятом этапе исследуются факторы, влияющие на уровень рисков предприятия. Такое исследование преследует цель выявить уровень управляемости отдельными видами рисков, а также определить пути возможной нейтрализации их негативных последствий. 

Факторы, влияющие на уровень рисков, подразделяются на объективные (факторы внешнего характера) и субъективные (факторы внутреннего характера). 

К факторам внешнего характера относят: снижение темпов экономического развития, ужесточение государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, увеличение темпов инфляции, высокую колеблемость процентной ставки на финансовом рынке, высокую колеблемость курсов иностранных валют, изменение конъюнктуры в отдельных сегментах рынка, уровень в криминогенной обстановке в стране (регионе), форс-мажорные обстоятельства.

К факторам внутреннего характера относят: низкую  долю собственного капитала в общем объёме капитала предприятия, недостаточный удельный вес высоколиквидных активов, высокий уровень инвестиционной активности, недостаточный уровень квалификации финансовых менеджеров и пр.

На шестом этапе устанавливается предельно допустимый уровень рисков по отдельным операциям и видам финансово-хозяйственной деятельности. Такой уровень устанавливается в разрезе отдельных видов операций с учётом соответствующего менталитета руководителей и финансовых менеджеров предприятия (их приверженности к осуществлению консервативной, умеренной или агрессивной финансовой политики по отдельным видам финансовой деятельности).

На седьмом этапе выбираются и используются внутренние механизмы нейтрализации негативных последствий отдельных видов рисков. Система таких внутренних механизмов включает различные методы их профилактики, мероприятия по самострахованию отдельных видов финансовых рисков и др. 

На восьмом этапе выбираются формы и виды страхования отдельных рисков предприятия. В процессе такого страхования, осуществляемого специальными страховыми компаниями, страхуемые риски с существенными размерами возможных финансовых потерь «передаются» частично или полностью другим субъектам хозяйствования. 

На девятом этапе оценивается результативность нейтрализации и организации мониторинга рисков. Система показателей результативности нейтрализации негативных последствий отдельных видов рисков включает уровень нейтрализуемых возможных финансовых потерь; экономичность нейтрализации (соотношение затрат на её осуществление с размером возможных потерь); оценку совокупного риска деятельности предприятия с учётом мероприятий по их нейтрализации и др. Текущее наблюдение за рисками включается в общую систему мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

 

Лекция №17

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 436.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...