Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формирование и реализация политики управления рисками происходит по этапам.
На первом этапе выявляются отдельные виды рисков, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Этот процесс включает: 1) определение внешних видов рисков по каждому направлению деятельности предприятия. Некоторые виды рисков при этом могут исключаться. Например, валютный риск, если предприятие не осуществляет внешнеэкономической деятельности; процентный риск, если предприятие не осуществляет депозитных операций и не привлекает кредит и т.п.; 2) определение внутренних видов рисков, присущих отдельным видам финансово-хозяйственной деятельности или намечаемых операций предприятия (например, риск снижения финансовой устойчивости, риск неплатёжеспособности, структурный риск, кредитный риск и т.п.); 3) формирование общего портфеля предпринимательских рисков, связанных с предстоящей финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. На втором этапе формируется информационная база управления рисками. Информационная база, необходимая для выявления и оценки рисков на предприятии, включает входящие и исходящие информационные потоки. К входящим информационным потокам относят: 1) общее описание предпринимательской деятельности (сведения о юридическом статусе, местонахождение, сфера деятельности, финансовые и административные данные); 2) финансовую отчётность и управленческие документы (бухгалтерская отчётность и договора с контрагентами); 3) маркетинговые данные, данные планирования и анализа финансово-хозяйственной деятельности (бизнес-план); 4) данные контроля, проводимого по производственным и финансовым подразделениям предприятия (отчёты о проведённой работе); 5) информацию о внешней среде предприятия (данные ПЭСТ и СВОТ анализов); 6) консультации специалистов в разных областях (налоговые, аудиторские, статистические организации). Исходящие информационные потоки представлены в виде внутренних нормативных документов: 1) программа по страхованию рисков на предприятии; 2) положение по управлению риском (документ, определяющий стратегию предприятия при управлении рисками); 3) руководство по управлению риском (документ, определяющий конкретные действия предприятия по управлению рисками). На третьем этапе выбираются и используются методы оценки вероятности наступления рискового события по отдельным видам рисков. На выбор метода влияют: 1) вид риска; 2) полнота и достоверность информационной базы, сформированной для оценки уровня вероятности рисков; 3) уровень квалификации риск-менеджеров, осуществляющих оценку; 4) техническая и программная оснащённость риск-менеджеров, возможность использования современных компьютерных технологий проведения такой оценки; 5) возможность привлечения к оценке сложных рисков квалифицированных экспертов и др. На четвёртом этапе определяется размер возможных финансовых потерь при наступлении рискового события по отдельным видам рисков. Размер возможных финансовых потерь определяется характером осуществляемых операций, объёмом задействованных в них активов (капитала) и максимальным уровнем амплитуды колеблемости доходов при соответствующих видах рисков. На пятом этапе исследуются факторы, влияющие на уровень рисков предприятия. Такое исследование преследует цель выявить уровень управляемости отдельными видами рисков, а также определить пути возможной нейтрализации их негативных последствий. Факторы, влияющие на уровень рисков, подразделяются на объективные (факторы внешнего характера) и субъективные (факторы внутреннего характера). К факторам внешнего характера относят: снижение темпов экономического развития, ужесточение государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, увеличение темпов инфляции, высокую колеблемость процентной ставки на финансовом рынке, высокую колеблемость курсов иностранных валют, изменение конъюнктуры в отдельных сегментах рынка, уровень в криминогенной обстановке в стране (регионе), форс-мажорные обстоятельства. К факторам внутреннего характера относят: низкую долю собственного капитала в общем объёме капитала предприятия, недостаточный удельный вес высоколиквидных активов, высокий уровень инвестиционной активности, недостаточный уровень квалификации финансовых менеджеров и пр. На шестом этапе устанавливается предельно допустимый уровень рисков по отдельным операциям и видам финансово-хозяйственной деятельности. Такой уровень устанавливается в разрезе отдельных видов операций с учётом соответствующего менталитета руководителей и финансовых менеджеров предприятия (их приверженности к осуществлению консервативной, умеренной или агрессивной финансовой политики по отдельным видам финансовой деятельности). На седьмом этапе выбираются и используются внутренние механизмы нейтрализации негативных последствий отдельных видов рисков. Система таких внутренних механизмов включает различные методы их профилактики, мероприятия по самострахованию отдельных видов финансовых рисков и др. На восьмом этапе выбираются формы и виды страхования отдельных рисков предприятия. В процессе такого страхования, осуществляемого специальными страховыми компаниями, страхуемые риски с существенными размерами возможных финансовых потерь «передаются» частично или полностью другим субъектам хозяйствования. На девятом этапе оценивается результативность нейтрализации и организации мониторинга рисков. Система показателей результативности нейтрализации негативных последствий отдельных видов рисков включает уровень нейтрализуемых возможных финансовых потерь; экономичность нейтрализации (соотношение затрат на её осуществление с размером возможных потерь); оценку совокупного риска деятельности предприятия с учётом мероприятий по их нейтрализации и др. Текущее наблюдение за рисками включается в общую систему мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Лекция №17
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 436. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |