Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В.3. Методы социального управления.




Методы социального управления – это способы или совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия управленческих решений, организации и контроля за их исполнением с целью изменения управляемой системы или придания ей нового состояния, повышения эффективности деятельности в осуществлении определенных задач.

Классификация методов социального управления может быть следующей: - методы анализа и диагностики управленческой ситуации, в том числе методы измерения исполнения и диапазона руководства; прикладные методы, психологические и социально-психологические методы управленческого воздействия.

Особую группу составляют методы управления и регулирования отношений в организации.

Анализ как метод социального управления

Понятие анализа.Для руководителя любого ранга нет более важной задачи, чем анализ управленческой информации. Без тщательного анализа управленческая деятельность в любой области будет неэффективной. Поэтому любой руководитель всегда анализирует информацию в управляющей и управляемой подсистемах. Такой анализ дает представление о распределении управленческих усилий по разным внутрисистемным вопросам, о способах разрешения актуальных проблем, об эффективности стилей руководства и т.д. Речь идет о том, насколько компетентно (научно обоснованно) он это делает. Социология управления предлагает свои подходы к осуществлению этого метода. Анализом управленческой информации занимаются на всех уровнях социальной организации. Для этого создаются аналитические центры и научно-исследовательские институты. На уровне отдельных организаций эта работа может быть поручена специально подготовленным работникам – аналитикам.

Анализ – это совокупность действий, осуществляемых исследователем в процессе изучения полученных тем или иным образом данных с целью формирования определенных представлений о характере явления, описываемого этими данными. В процессе анализа исследователь чаще всего пытается сократить их количество, стремясь потерять при этом как можно меньше полезной информации. Это обычно делается с помощью математических методов. При использовании математической статистики сокращение количества данных осуществляется с помощью двух, дополняющих друг друга принципов: выборочного метода и свертки информации. Выборочный метод – это отказ от всей совокупности данных в пользу специально организованной их части. Выборка – представительная часть генеральной совокупности, воспроизводящая закон распределения признака этой совокупности. Свертка информации - это замена всей выборки несколькими числами – ее характеристиками.

Анализ предполагает не только описание очевидных фактов, но и внимательное изучение того, что дезорганизует развитие событий, деформирует их или, наоборот, повышает активность тех социальных сил, которые еще незначительны по своему воздействию, но их влияние имеет устойчивую тенденцию к росту. Это анализ как того, что имеется в реальности, так и того, что скрывается в общественных явлениях и событиях.

Анализ начинается с группировки и классификации данных. Это элементарные процедуры упорядочения данных. Известны простая и сложная группировки данных. Простая группировка – это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Пример – любая таблица. Сложная группировка – классификация и упорядочение данных по нескольким признакам. Так, в зависимости от гипотез выборочная совокупность может быть сгруппирована по возрасту, полу и виду занятий.

Классификация данных – это объединение содержания текстовой информации в некоторую обобщенную категорию – в один класс. Такое сопоставление необходимо для получения разных сведений, свидетельств, полученных из одного источника в рамках одного случая или для сравнения этого случая с подобными. Так, высказывания о сослуживцах, начальниках, оплате и престиже деятельности могут быть объединены в класс “отношение к работе ”.

Классификации не должны пересекаться. Существуют следующие правила классификации:

- классификация является первым шагом анализа;

- классификация предусматривает разрыв непрерывного текста и его новое построение на основе обобщенных понятий;

- главная цель классификации – сравнение фрагментарных данных и их обобщение;

- многократный пересмотр выбранных категорий способствует более адекватной номинации.

Именно классификация лежит в основе выявления зависимостей. Когда обыденные понятия классифицированы, мы можем выявить закономерности, обнаружить общие смыслы, образцы поведения.

Диагноз (диагностирование) требует, во-первых, общей оценки ситуации в сфере управления и положения дел, главных и второстепенных причин возможных отклонений от заданных параметров, выявления главной тенденции и перспектив дальнейшего развития, установление тех генеральных направлений, которые будут характеризовать состояние общества (социальной среды) или его отдельных сфер.

Контент-анализ

Указы, постановления, распоряжения, приказы, директивы и другие управленческие документы могут быть проанализированы методом контент-анализа. Кон-тент-анализ – это перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей статистической ее обработкой.

Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют:

А. Понятия, выраженные в отдельных терминах. Это могут быть понятия из области экономики: формы собственности, приватизация, финансовая система и т.д.; термины политического содержания: правящие круги и оппозиция, авторитаризм, консенсус, конфликт интересов и пр. Например, по частоте употребления понятий, связанных с наукой и новой техникой, можно определить, в какой мере источник информации ориентирован на научно-техническую модернизацию.

Б. Тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, и т.п. По тематике можно более полно представить содержание документа. Темы развертывания инициативы и предприимчивости, борьбы с бюрократизмом и сверхцентрализацией, социальной справедливости или же тематика укрепления централизации, дисциплины. Столь же показательны сюжеты из личных документов, например, писем. Все это свидетельства определенной направленности взглядов, интересов, ценностных ориентаций и норм деятельности.

В.  Имена политиков, выдающихся ученых и деятелей, организаторов производства, лидеров движений и партий, институтов, организаций и учреждений. Эти характеристики могут свидетельствовать о влиянии отдельных лиц или представляемых ими социальных институтов, сообществ, групп на общественное мнение. По числу ссылок на отдельных авторов определяют значимость той или иной научной идеи. По частоте упоминаний общественных движений или их лидеров сделать вывод о степени их влияния.

Г. Целостное общественное событие, факт, случай и т.п. несут специфическую смысловую нагрузку и тоже могут быть приняты за единицу анализа. Частота и длительность упоминания общественного события или государственного решения – свидетельство его важности для общества.

Если контент-анализ проводится в рамках социологического исследования, то смысловые единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования, подсказываются методологическими посылками программы. Например, чтобы получить сведения о требованиях, предъявляемых к инженерам со стороны организации, для контент-анализа берутся характеристики представляемые на каждого сотрудника в период прохождения им аттестации.

Экспериментальный анализ

Эксперимент выступает в качестве самого сильного способа проверки объяснительной гипотезы, полученной в ходе анализа управленческой информации. Экспериментальный поиск эффективных приемов управления не нужно смешивать с тем, что обычно называется передовым опытом. Нововведения вообще не относятся к сфере научного экспериментирования, а к области практического применения этих новшеств. Здесь возникают многообразные социально-экономические, политические, социально-психологические, организационно-хозяйственные проблемы, часто далекие от логики осуществления эксперимента с научно-познавательными целями.

Первая логическая схема экспериментального анализа была предложена Дж. Стюартом Миллем еще в ХIХ веке. По так называемому правилу согласия Милля устанавливают связь между двумя (или больше) рядами событий, которые рассматриваются как гипотетические (предположительные) причины, и, с другой стороны, событием как возможным следствием причинных факторов.

Если в одном ряду фиксируются события A, B, C, D и как следствие – P, а в другом ряду M, C, K, L и как следствие – снова P, то причиной события P является видимо, C. Все остальные встречаются в одном ряду, но не встречаются в другом. Правило различия Милля используется и в обратном порядке: “не-C” должно повлечь за собой событие “не-P”, что логически очевидно.

Например, гипотеза “Сокращение числа кинопосещений на каждую 1000 жителей Петербурга за последние годы (P)” может объясняться: h1 – распространением телевидения (C1); h2 – снижением художественных достоинств фильмов (C2); h3 – ростом запросов кинозрителей; h4 – расширением строительства жилищ по перифе-рии города, где недостаточно кинотеатров (N4) … Каковы операции по проверке ги-потезы h1?

(а) Возможно, что P имеет место (число кинопосещений падает), но C1 отсут-ствует (не растет число владельцев телевизоров. Тогда по методу согласия Милля гипотеза отвергается.

(б) С1 имеет место (растет число владельцев телевизоров), а P иногда имеет место (в некоторые годы сокращается число кинопосещений), иногда не имеет (в другие годы не уменьшается число кинопосещений). Тогда по методу различия сле-дует, что C1 не может быть причиной P. Гипотеза отвергается.

(в) P имеет разные вариации (растет или сокращается число кинопосещений), но они не согласуются с вариациямиC1 (число владельцев тоже колеблется, но не ассоциируется с колебаниями P). Гипотеза отвергается.

(г) P имеет место, и C1 имеет место (сокращается число кинопосещений, и растет число телевладельцев). Гипотеза принимается, но возникают следующие сомнения: возможно здесь сопутствующие изменения, т.е. какая-то третья переменная, ведет к росту числа телевладельцев и вместе с тем к падению числа кинопосещений. Например, расширение рынка видеоаппаратуры и видеофильмов для домашнего просмотра (h5).

Таким образом, гипотеза h1 не является альтернативой гипотезы h4, так как последняя объясняет события более полно.

Проверяем гипотезу h4. Согласно ей, ожидаем, что процент владельцев телевизоров в новых районах города, выше, чем в центральных, и одновременно численность кинотеатров в новых районах в пропорции к числу жителей меньше, чем в центральных. Если по той же логике, что и в случае с гипотезой h1, гипотеза h4 подтверждается, остаются непроверенными другие объяснения, изложенные в гипотезах h2, h3 ….h5.

Такова общая логика экспериментального анализа. Она реализуется в натур-ном и мысленном экспериментах.

Натурный эксперимент предполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Мысленный эксперимент это манипулирование с информацией о реальных объектах без вмешательства в действительный ход событий. Примером мысленного эксперимента может быть приведенный ранее анализ кино-посещений.

Натурный эксперимент может быть контролируемым и неконтролируемым. Мы ожидаем, например, что изменения в системе оплаты труда © повысит его производительность (P). В натурном эксперименте вводится новая система организации труда и оплаты, скажем бригадный подряд © в двух бригадах. Во всех прочих отношениях бригады различаются (по составу рабочих, по характеру труда и т.п.). Если после введения новой системы организации и оплаты труда в обеих бригадах повышается производительность, мы относим это изменение за счет влияния общего для обеих бригад изучаемого фактора ©, так как другие факторы не согласуются с повышением производительности: в одной бригаде они имели место, а в другой нет (правило согласия)

Проверка такого заключения возможна на третьей контрольной бригаде. В ней новая система организации и оплаты не вводится. По правилу различия мы ожидаем, что производительность труда останется здесь на прежнем уровне, т.е. “не-С” влечет как следствие “не-P”.

В данном рассуждении мы пренебрегаем прочими условиями, которые различны для обеих бригад. Между тем они могут оказать существенное влияние на итог эксперимента. Например, в первой бригаде случился простой из-за неполадок в электроснабжении, но зато был опытный бригадир, хорошо организовавший работу в течение всего периода эксперимента. Во второй бригаде не было простоев, но бригадир – плохой организатор, неопытный. Здесь положительное влияние опытного бригадира в одном случае и отсутствие простое во втором уравновесилось отрицательным влиянием простоем в первой бригаде и неопытностью руководителя во второй.

Но могло оказаться и по другому: в экспериментальной бригаде прочие факторы мешали повышению производительности, а в контрольной содействовали. Получается, что изменение системы организации труда и оплаты не дает эффекта. Однако мы не можем сделать такой вывод, поскольку в данном эксперименте было много неконтролируемых факторов.

В неконтролируемых экспериментах познавательный результат достигается путем достаточно большого числа повторных опытов так, чтобы по теории вероятности неконтролируемые факторы при взаимном наложении погашались и не оказывали бы влияния на воздействие экспериментального фактора.

Анализ управленческой ситуации и среды. Для анализа управленческой ситуации обычно используются три параметра:

- отношения между руководителем и подчиненными (сотрудниками). Хорошие отношения у руководителя с подчиненными, симпатия и уважение к нему создают больше возможностей для влияния и делают управленческую ситуацию более благоприятной;

- структура задачи. Если задача или задание детально описаны и запрограммированы, то руководитель обладает большей силой влияния на сотрудников, чем, если бы задачи имели неопределенный, неструктурированный характер;

- сила должности руководителя, которая означает возможность поощрять и наказывать подчиненных (дисциплинарными методами, размером зарплаты, наймом или увольнением и т.д.) Чем больше такая возможность, тем большей властью обладает руководитель, тем более в благоприятной позиции он находится;

- соответствие стиля управления ожиданиям подчиненных и др.

Перечень параметров можно продолжить. В любом случае они определяются перспективными целями и конкретными задачами, вытекают из особенностей организации. Однако оценка управленческой ситуации с помощью рассмотренных выше параметров дает возможность определить наиболее эффективный стиль управления и оптимальную модель поведения руководителя.

В связи с изучением методов рассмотрим понятие алгоритма социального управления.

Алгоритм (по латинской форме имени среднеазиатского математика Аль-Хорезми Algorithmi) – система операций, применяемых по строго определенным правилам, которая, после последовательного их выполнения, приводит к решению поставленной задачи. Алгоритм социального управления – это строго последовательное и четкое изложение правил, которым необходимо следовать, чтобы преобразовать исходные данные в искомый результат решения управленческой задачи.

Основными характеристиками алгоритма социального управления являются: детерминированность, дискретность и массовость.

Детерминированность – это однозначность результата преобразования исходных данных. Дискретность – расчлененность алгоритма на отдельные элементарные операции. Массовость означает, что используемый алгоритм должен обеспечить решение любой задачи из класса однотипных задач.

Алгоритм в социальном управлении – это последовательно развертываемые стадии управленческого цикла: сбор и обработка первичной информации и целеполагание; социальное предвидение и прогнозирование; социальное проектирование, программирование и планирование; выбор и применение социальных технологий. В реальной деятельности руководителя любого ранга эти этапы специально не выделяются, поскольку сливаются в единый процесс, от качественного состояния которого зависит успех. Их выделение необходимо, прежде всего, с научной точки зрения.

а) сбор, обработка первичной информации

Первый этап, который, как бы, открывает единый управленческий цикл, заключается в сборе, обработке и интерпретации массива информации необходимого для постановки проблемы, подлежащей решению в результате управленческой деятельности. На данном этапе может применяться весь арсенал социологических методов, и даже проводится конкретное социологическое исследование. Это зависит от уровня и конкретных задач, вытекающих из анализа управленческой ситуации.

Следующий шаг предусматривает более углубленную проработку полученной первичной информации и направлен на анализ и диагностирование существующей проблемной ситуации. Если анализ включает описание и выявление первичных свойств, отношений и элементов, составляющих проблемную ситуацию, то диагноз определяет ее основополагающие признаки, причины и устанавливает характер и сущность искомой проблемы.

Анализ предполагает как описание того, что имеется в реальности, так и того, что скрывается в латентном виде. Особое внимание уделяется тем факторам, которые дезорганизует развитие событий, или повышают активность тех социальных сил, которые еще незначительны, но имеют устойчивую тенденцию к росту.

Диагностика (диагностирование) требует, во-первых, общей оценки сложившейся управленческой ситуации. Во-вторых, выявления главной тенденции, установление тех генеральных направлений, которые характеризуют развитие ситуации. В третьих, определение факторов, оказывающих негативное влияние на управленче-ский процесс.

б) социальное предвидение и прогнозирование

В современной литературе научное предвидение обычно подразделяется на естественнонаучное (перспективы развития природных явлений) и социальное (перспективы развития личности и общества). Социальное предвидение имеет несколько форм конкретизации. Во-первых, предчувствие (простое предвосхищение), которое может выступать и как психофизиологическое явление, присущее всем живым организмам, и как социальное явление, которое находит воплощение в жизни многих людей и связано с ожиданием вероятностных событий. Во-вторых, более высокая форма – предугадывание (сложное предвосхищение), присущее только человеку и выступающее как размышление о будущем на основе его личного опыта. В-третьих, конкретное научное предвидение как логический вывод из закономерностей развития определенного явления. В-четвертых, определение совокупности будущих изменений, которые ожидаются в рамках всего общества, касаются всего человечества или его крупных частей.

Социальное предвидение представляет собой форму опережающего отражения действительности, направленную на определение общественных явлений, относящихся к будущему или неизвестных в данный момент, но поддающихся выявлению и использованию в теории и практике социального управления. Его важнейшая функция состоит в том, чтобы дать информацию о степени неопределенности различных неуправляемых параметров, влияющих на результаты управления.

Неопределенности – это неполное и неточное представление о значениях различных параметров в будущем, которые порождаются различными причинами. Если классифицировать неопределенности в зависимости от причин, по которым они возникают, можно выделить две их разновидности. К первой будут относиться неопределенности, являющиеся следствием незнания объективных тенденций и закономерностей, по которому развивается тот или иной процесс. Ко второй – неопределенности порождаемые другими причинами.

Социальное предвидение базируется на единстве рационального и интуитивного, и имеет место даже тогда, кода информация отсутствует полностью. Одним из уровней социального предвидения является социальное прогнозирование. Если предвидение ограничивается утверждением, что событие наступит обязательно, особенно не задаваясь вопросом о времени и форме реализации, то прогнозирование представляет будущее в вариантах.

Социальное прогнозирование представляет собой определение вариантов раз-вития управленческой ситуации и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Это, прежде всего, работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность возможных решений. Его отличительными особенностями являются: во-первых, формулировка цели здесь носит сравнительно общий и абстрактный характер, допускающий большую степень вероятности; во-вторых, социальное прогнозирование не обладает директивным характером. Прогноз должен указывать на возможность того или иного пути развития в будущем.

Социальное прогнозирование также отличается высокой интенсивностью обратной связи между прогнозом и управлением, т.е. между предсказанием и решением. Вместе с тем, это не безусловные, а условные предсказания, нацеленные на повышение эффективности управленческих решений и управления социальными процессами вообще. Такие условные предсказания вырабатываются в ходе получения прогнозов двух типов: поисковых – определение возможных состояний явления в будущем при условном абстрагировании от решений, cпособных изменить его (выявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления); нормативных – определение альтернативных или оптимальных путей и сроков решения проблем на основе заранее заданных критериев. Вместе с тем, прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача иная: содействовать научному обоснованию планов и программ будущего развития. Его отличие от предвидения состоит в том, что предвидение трактуется как вероятностное утверждение о будущем, а прогнозирование есть логически сконструированная модель возможного будущего. Прогноз имеет конкретный характер и обязательно связан с временными показателями.

в) социальное проектирование, планирование и программирование

Для реализации одного из вариантов прогностической модели применяется социальное проектирование. Люди, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывают несколько возможных вариантов, сопоставляют их и отдают предпочтение одному из них. После это приступают к детализации выбранного действия. К. Маркс говорил об отличии архитектора от пчелы, который, приступая к созиданию, предварительно подготавливает проект своего будущего детища.

Социальное проектирование – это специфическая деятельность, связанная с детальной разработкой одного из вариантов развития социальных процессов и явлений, созданием прообраза предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Выбранной модели придаются желаемые свойства и черты, т.е. осуществляется проектирование.

Немыслимо, чтобы тот или иной завод воздвигался без тщательной разработки проекта. Но на завод, построенный по самому последнему слову техники и по самым совершенным проектам, могут быть набраны совершенно случайные люди и также случайно будут расставлены по рабочим местам. В результате этого эффективность данного предприятия останется под вопросом. В данном случае в роли социального объекта выступает трудовой коллектив. Создание социальных объектов не может осуществляться на глазок, без должной научной проработки, т.е. социального проектирования. Отсутствие такого проектирования, как показывает практика, ведет к значительному ущербу для общества.

Так, в годы индустриализации в СССР не составлялось никаких социальных проектов, хотя крупные промышленные предприятия воздвигались ударными темпами. Вчерашние строители – сезонники из крестьян, приходившие на стройку в лаптях, дивившиеся, как чуду, воде из крана, сплошь неграмотные, становились сначала землекопами и плотниками, потом бетонщиками и каменщиками, и, наконец, рабочими. Однако конвейер не терпит ни штурма, ни аврала. Стремление ускорить производство при низкой квалификации работников оборачивается огромным количеством брака. Например, по свидетельству С.Орджоникидзе, Сталинградский тракторный завод, рассчитанный на выпуск 144 тракторов в день, в момент открытия (1930) выпустил один трактор. Затем прошло 4-5 месяцев и не выпустил ни одного.

Развитие социального проектирования в нашей стране было вызвано насущными потребности практики социалистического строительства. Вместе с тем в советское время социальное проектирование развивалось преимущественно в двух формах: социальное проектирование новых производств и новых городов.

Социальный проект может быть реализован в результате осуществления комплекса мер, проводимых по единому плану. Речь идет о социальном планировании, т.е. научно обоснованном определении целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь в интересах населения.

Следующая форма конкретизации социального управления - программирование, В данном случае имеется в виду последовательность конкретных мероприятий по реализации намеченных планов. Программирование бывает двух видов: предплановое и постплановое. Предплановая программа служит ориентацией в разработке планов. Памятный пример - разработка документов типа программы политической партии, на основе которой составляются планы социально-экономического развития общества. Постплановая программа, например, энергетическая, продовольственная и др., конкретизирует отдельные аспекты плана. В данном контексте программа выступает, как решение относительно совокупности определенной части мероприятий, необходимых для реализации того или иного конкретного аспекта плана.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 303.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...