Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В.1. Законы социального управления.




Учебная дисциплина «Основы социального управления »

Фондовая лекция № 2. Теоретические основы социального управления

План

В.1. Законы социального управления.

В.2. Принципы социального управления.

В.3. Методы социального управления.

В.4. Функции социального управления.

 

В.1. Законы социального управления.

Изучение управленческих отношений, поиск устойчивых связей, законов и закономерностей социального управления – главная задача социологии управления. О важности и необходимости этой работы говорит наша недавняя история. М. С. Горбачев начал реформировать политическую систему общества, меняя ее структурные элементы, но «забыл» о функциях. Был нарушен закон изоморфизма – закон соответствия структуры и функций социальной системы. Результат оказался плачевным для страны.

Социальная закономерность – это объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной социальной системы или отдельных его подсистем. Проще говоря, это мягкая связь между основанием и следствием. С этим понятием тесно связано понятие «социальный закон».

Социальные законы – это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов. В данном случае имеет место жесткая связь между основанием и следствием. Поскольку в реальной жизни таких связей немного, то в социологии этот термин употребляется редко. Рассмотрим характер различий между законом и закономерностью на следующем примере: если на первом предприятии заработная плата больше чем на втором, работники второго предприятия будут стремиться перейти на первое. Что, это, закон или закономерность? Для ответа на данный вопрос необходимо установить, существует ли здесь жесткая связь между основанием и следствием (если есть явление А, то должно быть явление В). Анализ показывает, что жесткой связи здесь нет. Заработная плата далеко не всегда является главным мотивом поведения. Следовательно, это закономерность, которая может быть сформулирована так: если на первом предприятии заработная плата выше, чем на втором, то при прочих равных условиях работники второго предприятия могут стремиться перейти на первое.

Социальные законы (закономерности) управления – это законы осуществления управленческого воздействия на социальные объекты в целях обеспечения их эффективного функционирования и оптимального развития. Они характеризуют необходимые, существенные связи между элементами, подсистемами (управляющей и управляемой) системы социального управления, его субъектом и объектом в процессе принятия и реализации управленческих решений.

Законы (закономерности) определяют внутреннее строение субъекта управления (управляющей подсистемы), структуру и состав его элементов, порядок их взаимодействия.

К основным законам социального управления можно отнести: законы систем, законы организации, а также уже названный закон изоморфизма; закон организации управленческой деятельности; законы управленческих отношений.

К законам систем относятся: закон внутрисистемных пар и закон потенциала действия. Первый закон гласит: все элементы системы, взаимодействуя друг с другом, образуют внутрисистемные пары, один из элементов которых будет активным (управляющая подсистема), а другой пассивным (управляемая подсистема). Второй закон – в результате взаимодействия активного и пассивного элементов возникает результат (потенциал действия), являющийся новым элементом системы.

Законы организации – это: закон неформальных организаций и закон эффективного руководства в организации. Закон неформальных организаций можно сформулировать так: внутри формальной (официальной) организации всегда создаются организации неформальные (неофициальные), состоящие из друзей приятелей, кругов межличностного общения и определяющие характер поведения своих членов на официальном и неофициальном уровнях. Закон эффективного руководства в организации гласит: управляющее воздействие будет эффективным только тогда, когда основные цели формальной и неформальной организаций совпадают.

Закон организации управленческой деятельности выражает устойчивую зависимость эффективности процесса управления социальными объектами от степени соответствия функций, ответственности, прав и обязанностей участников процесса управления на каждом его уровне. В ходе исследований установлено, что баланс прав и обязанностей – необходимое условие эффективности процесса управления. Часто имеющий место в практической жизни дисбаланс между правами и обязанностями, когда все возрастающая ответственность не сопровождается усилением рычагов и средств управления, может создать нетерпимую психологическую атмосферу в организации. Однако в силу действия механизмов психологической регуляции руководители все равно приспосабливаются к отсутствию реальных рычагов управления и берут на себя ровно столько ответственности, сколько позволяют их права.

В то же время, наделение руководителя широкими правами без необходимых обязанностей приводит к безответственности, волюнтаризму и невозможности достичь целей управленческой деятельности.

Законы управленческих отношений выражают объективные, необходимые, существенные связи существенные связи субъектов управления (руководителей, администрации и других носителей социальных функций управления) и эффективности функционирования системы социального управления. К ним следует отнести: закон взаимодействия особых интересов субъектов управленческих отношений, а также закон единства и независимости их особых интересов.

Закон взаимодействия особых интересов субъектов управленческих отношений выражает существенную связь между субъектами управления в процессе реализации единой цели. Особые, т.е. личные интересы начальников (руководителей) всех уровней не должны порождать конфликты в управленческих звеньях. В соответствии с ним необходимо ставить субъектов управления в условия, которые не позволят им отклониться от заданных целей и формируют заинтересованность в ее эффективной реализации. Управленцы всех уровней должны видеть в управленческой деятельности свой интерес, который совпадет по основным параметрам с целями организации.

Единство и независимость особых интересов – закон, определяющий взаимное положение участников управленческого процесса. Особые интересы многих членов организации могут быть независимыми друг от друга. Например, цели администрации и профсоюзов или иных общественных организаций. Объективной основой их единства является достижение экономических и социальных целей организации. Поэтому каждый субъект управленческих отношений способен активно взаимодействовать с другими субъектами при возникновении противоречий на основе общего и вместе с тем особого интереса.

Итак, социальное управление осуществляется в соответствии с определенными законами, ряд которых представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Название и содержание законов социального управления

ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...