Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В.2. Принципы социального управления.
Принципы социального управления – это исходные основополагающие требования, которыми руководствуется субъект управления. К ним относятся: принципы объективности, системности, комплексности, конкретности, основного звена, адресности, законности. Имея конкретное, ситуационное содержание, управленческий процесс, тем не менее, осуществляется в соответствии с определенной логикой. Данная логическая связь проявляется и реализуется через систему общих принципов управления. Под принципами социального управления принято понимать исходные основополагающие требования, которые обеспечивают эффективное функционирование всего управленческого механизма. Принцип объективности выражает требование учета в процессе управления закономерностей развития объекта управления. Он означает необходимость научной обоснованности управленческой деятельности достижениями общественных и естественных наук, а также результатами конкретных социологических исследований. Принцип системности выражается, во-первых, в понимании объекта управления как системы, во-вторых, в понимании управленческого воздействия как системного по логике и применяемым средствам. Принцип комплексности означает требование учитывать в каждом социальном явлении, подвергающемуся управленческому воздействию, все его аспекты: экономические, социальные, духовные, политические и другие. Это особая сторона системного подхода в социальном управлении. Принцип конкретности означает требование соответствия управленческого воздействия свойствам объекта социального управления. Например, при реализации управленческого решения этот принцип выражается в соответствии управленческой задачи социально-психологическим и иным качествам исполнителей, что обеспечивает их активное включение в процесс достижения нужных целей. Принцип основного звена выражается в требовании определения главной задачи среди всего комплекса взаимосвязанных задач. Для того чтобы найти главное звено в управленческой деятельности в данный момент, необходимо выявить главную причинную связь. Основное звено – это то звено, которое цементирует систему и обеспечивает ее успешное функционирование. Принцип адресности предполагает выделение конкретных исполнителей и закрепление вполне определенного круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленной цели. Нарушение этого принципа в социальном управлении приводит к появлению неопределенности в отношениях исполнителей и руководителей, снижению их ответственности и, как следствие, к снижению целевой направленности управленческого процесса. Принцип законности –это обязательное исполнение законов и иных правовых актов всеми участниками управленческого процесса Одним из основополагающих управленческих принципов является принцип научности. Он означает все более полное познание и использование в реальной практике управления законов общественного развития. Принятие научно обоснованных решений (использование научного метода) также означает: 1) анализ и применение лучшего мирового опыта в управлении; 2) обеспечение соотносительного баланса экономичности, технологичности и экологичности процесса управления; 3) недопустимости волюнтаризма и субъективизма при принятии решений; 4) обеспечение соответствия управленческого персонала возрастающим требованиям к уровню руководства; 4) использование новейших технологий при распространении, анализе и обработке используемой информации в глобальном масштабе; 5) использование и развитие научных основ управления в разрешении управленческих проблем. 6) Следующим немаловажным принципом управления можно считать системный (комплексный) подход.Рассматриваемая социальная система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем. Каждая из подсистем в свою очередь распадается на совокупность элементов и имеет внутреннюю структуру. Но рассматриваются они как комплексное единое целое в системе. Системный подход означает, что руководители любого уровня могут оценить ситуацию в целом. Решения принимаются с учетом всех обстоятельств и возможных последствий для управляемого объекта, как единой системы. Данный подход предполагает также правильное определение основных задач развития управляемого объекта, учет различных путей достижения намеченных целей и выбор оптимального варианта решения поставленной задачи. Гармоничное функционирование всех составных частей, ликвидация диспропорций и противоречий между ними является одной из важных функций системного подхода. Используется системный подход и при анализе и принятии решений в управлении. 7) Принцип гибкости - это способность приспособиться, адаптироваться к изменениям во внешней и внутренней среде управления. Это умение принимать оперативные решения по текущим проблемам, управлять ситуациями, вышедшими из под контроля, устранять помехи при реализации целей. Реализация этого принципа предполагает умение воспринимать, оценивать и внедрять новейшие достижения в своей области деятельности (нововведения). Этот принцип требует предоставления большой индивидуальной, организационной и институциональной свободы, а также экономической свободы в распоряжении ресурсами в критических ситуациях. Вместе с тем гибкость является вспомогательной функцией, инструментом в достижении заданной цели. 8) Важным принципом социального управления (особенно современного менеджмента) является интегральный подход. Он позволяет сравнивать цели развития объекта управления с имеющимся потенциалом его мощностей, приводит в равновесие внешние стратегии и внутренние возможности их осуществления (технологические, экономические, экологические). Данный принцип предполагает использование в управлении эффективных механизмов интеграции, долго- и краткосрочных прогнозов, отраслевого и территориального управления, выработку целенаправленной политики руководства, анализ принимаемых решений. К основополагающим относится и принцип сочетания централизации и децентрализации современных управленческих процессов. Управленческие процессы являются взаимодополняющими направлениями, сочетающими в себе концентрацию управленческой власти и ее распределение по отдельным элементам (или передачу части управленческих функций периферии). Это управление и самоуправление, граница между которыми подвижна. В соответствии с этим принципом определяется предел эффективности централизации (темпы развития), доминирования господства и подчинения, насилия и подавления. Децентрализованный характер решения управленческих проблем обеспечивает динамизм, более быстрые реакции на изменение условий существования, более гибкое маневрирование силами, поскольку в ее основе лежит приближение самого процесса управления к управляемым структурам, т.е. непосредственно к исполнителям. Действия централизованного и децентрализованного начал современного управления должны уравновешивать друг друга, так же как процессы управления и самоуправления, организации и самоорганизации общества Набор взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов управления создает определенную систему, способную эффективно решать общественные проблемы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 473. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |