Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Механизм обеспечения политической безопасности государства




Тема № 8. Политическая безопасность

Учебные вопросы.

1. Сущность и содержание политической безопасности.

2. Механизм обеспечения политической безопасности государства.

3. Угрозы в политической сфере безопасности Российской Федерации и их парирование.

4. Терроризм как угроза политической безопасности государства.

Сущность и содержание политической безопасности

 

В рамках обеспечения национальной безопасности принципиально важной характеристикой является состояние политической сферы общества в целом и политической системы в частности. Политическая сфера - это отношения людей, связанные, прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. (Слайд 2)

Жизнь народов оказывается под все усиливающимся воздействием политики, как собственных политических институтов и организаций, так и других стран, а также международных организаций и движений. В каждом государстве множится число политик. Говорят об экономической, социальной, военной, технической, национальной, экономической, культурной, кадровой, демографической и т.д. политике. Неудачи и взлеты в развитии любых сфер и сторон общественной жизни связывают с политикой. В наше время она вездесуща и всеохватывающа, следовательно, за все в ответе.

Одной из важнейших задач политики является обеспечение безопасного развития общества, т.е. упреждение, локализация и исключение внутренних и внешних опасностей. Политика обязана не только предвидеть нарастание угроз, но и определить создание и эффективное действие соответствующих видов обеспечения безопасности.

В то же время, сама политика нуждается в защите, т.е. обеспечении своей безопасности. Потеря обществом политической управляемости неизбежно ведет к разрушению всей этой системы.

Суть политической безопасности трактуется по-разному. Одни понимают ее как сохранение существующего конституционного строя, политической и социальной стабильности. Другие – как отстаивание демократических ценностей, народовластия. Третьи – как неиспользование насилия в политических целях и т.п. Каждая из этих трактовок приемлема, но все-таки достаточно уязвима.

Политическая безопасность – защищенность политической системы общества от внешних и внутренних угроз.(Слайд 3)

В узком смысле, политическая безопасность это:

неприкосновенность национального суверенитета,

прочность государственного и конституционного строя страны,

эффективное формирование и функционирование политической системы, а также всех институтов государства в интересах большинства граждан,

недопустимость давления извне и грубого вмешательства в дела государства со стороны внешних сил.

Она может быть охарактеризована как динамическое равновесие политической системы. Еще Ш. Монтескье, анализируя судьбы древних Рима и Карфагена, отмечал, что, чем больше их безопасность направлялась на неизменность своего качества, тем более они, как застоявшиеся воды, подвергались порче. Во многом именно так получилось и с бывшим СССР.

Таким образом, чтобы избежать создания политикой общественных катаклизмов, нужны в первую очередь специальные подходы и механизмы обеспечения политической безопасности государства. Их сущность заключается в:(Слайд 4)

в определении возможностей общества противостоять негативным воздействиям на политическую систему с точки зрения политики;

в выяснении сущности власти и нацеленности ее на решение жизненно важных вопросов;

в объективном анализе функциональных действий основных политических институтов, связанных с обеспечением устойчивого
развития общества;

в изучении способов деятельности различных субъектов политики с учетом уровня политического сознания и типа политического поведения масс.

 

 


Механизм обеспечения политической безопасности государства

 

Механизм  обеспечения политической безопасности представляет собой целенаправленное политическое воздействие органов государственной власти и управления на политические процессы, отношения, факторы и условия для реализации жизненно важных интересов социальных групп в общей системе национальной безопасности и формирования на этой основе способности общества, государства и личности развиваться и процветать в условиях воздействия угроз и опасностей. (Слайд 5)

Он включает в себя целый ряд элементов и их целеустремленное взаимодействие. В их числе:

объекты (территория, государственные и общественно-политические институты, органы власти, политические права и свободы, а также реальная политическая деятельность граждан, социальных групп и ассоциаций и т. п.), которые нуждаются в защите;

взгляды, принципы, концепции (доктрины) на этот счет;

система соответствующих законов (правовая основа);

субъекты (специальные учреждения и органы, а также имеющие такие функции другие государственные и общественные учреждения, общество и граждане), призванные защищать политическую сферу;

средства, методы и способы, служащие этому;

критерии оценки состояния политической безопасности и эффективности ее механизма.

Существенным фактором, влияющим на эффективность обеспечения политической безопасности и дополняющим ее, являются процессы самоорганизации в различных сферах жизнедеятельности государства и общества. Эти процессы позволяют повысить качество и упорядоченность в духовной, политической, военной, экономической, общественной, информационной и экологической сферах даже при отсутствии явно выраженного политического управляющего воздействия с его стороны.

Процессы самоорганизации «запускаются» при наличии в обществе единой и непротиворечивой системы ценностей, целей и интересов. Диалектическое единство процессов политического управления и самоорганизации может создать для современного Российского общества необходимые условия и раскрыть новые пути его развития при воздействии самых неблагоприятных факторов и условий, угроз и опасностей.

Искусство обеспечения политической безопасности общества, государства и личности заключается в оптимальном выборе государством и обществом (исходя из конкретной социально-политической ситуации в стране и в мире) необходимого соотношения политического управляющего воздействия (новых государственных стратегий, доктрин, проектов, программ, законов и пр.) и процессов самоорганизации в обществе (выработки и закрепления в политических документах, литературе, искусстве, в средствах массовой информации новых ценностей, в том числе общегосударственной идеи, идеалов, традиций, норм поведения и т.д.). Наличие такой, постоянно развиваемой обществом, государством и поддерживаемой каждым гражданином системы ценностей, целей и интересов России является важным элементом формирования общественных гарантий интеграции общества, недопущения произвола со стороны государства, повышения уровня его безопасности.

Основными факторами, влияющими на обеспечение политической безопасности страны, являются: (Слайд № 6)

особенности происходящих политических процессов в обществе;

место и роль государства в системе общественных отношений;

политическая обстановка вокруг государства, характер отношений с другими государствами;

исторические этапы и ритмы развития, принципы самоорганизации, а также традиции в построении системы безопасности, защите национальных интересов и ценностей общества;

степень политической культуры общества.

Среди перечисленных факторов особая роль отводиться политической культуре населения. Она выражается в ясном и глубоком понимании всеми членами общества роли политики в их жизни, исторической судьбе, в знании и способности создавать и контролировать механизм разработки и методы реализации политики в жизнь.

Стержневой проблемой обеспечения политической безопасности в обществе является проблема государственной власти и это обусловлено следующими обстоятельствами:

Во-первых, эффективное функционирование государственных механизмов власти обеспечивает необходимую степень устойчивости, как политической сферы, так и всей общественной системы;

Во-вторых, через властные структуры осуществляется регулирование политических процессов в обществе;

В-третьих, государственные органы власти осуществляют руководство и направляют деятельность специальных организаций и учреждений, которые занимаются локализацией и нейтрализацией возникающих угроз для общества.

В связи с этим, необходимо четко представлять всю систему
властных отношений, интересов власти и механизмов ее функционирования по обеспечению безопасности в целом. При рассмотрении проблемы власти и ее роли в политической безопасности общества целесообразно выделить два аспекта.

Аспект первый. Он позволяет показать свойства и особенности различных типов систем политической власти с точки зрения их возможностей по обеспечению безопасности, рассмотреть условия, необходимые для эффективной деятельности властных институтов в сфере защиты общества от опасностей и угроз.

Аспект второй. Он позволяет показать механизм деятельности властных структур и его специальных органов по обеспечению безопасности.     Актуальной также является и проблема самой власти, как источника опасностей для общества и его граждан. Исторический опыт развития мировой цивилизации свидетельствует, что при определенных условиях безопасность общества и самой власти может обеспечиваться посредством репрессивной политики по отношению к различным слоям населения, социальным группам и отдельным гражданам государства.

Власть, проводящая такой курс, не только создает серьезную угрозу интересам общества и личности, но выступает как антигуманная, антинародная сила. Эта власть представляет серьезную опасность, как для граждан, так и для общества в целом, если ее деятельность ведет к разрушению органически  сложившихся экономических, социально-политических, культурных и прочих структур, резкому падению уровня жизни населения, вызывает конфронтационные явления между социальными группами и способствует росту противоречий в обществе.

Реальная, существующая власть в обществе превращается в деструктивную силу, когда ее действия входят в противоречие с национальными интересами страны, ведут к ущемлению суверенитета и безопасности, утрате авторитета государства и уважения не только у своих граждан, но и в глазах мирового сообщества.

Отсутствие четкого единства власти всех субъектов по вертикали не только ослабляет государственную власть, но и порождает сепаратизм, социально-политическую напряженность в обществе, усиливает националистические, шовинистические и антигосударственные настроения отдельных групп и слоев населения, что, в конечном счете, приводит к усилению угрозы распада государства. 

Политическая безопасность для Российского государства всегда имела и имеет особое значение в системе приоритетов. Это обусловлено следующим факторами: (Слайд 7)

особенностью геополитического положения страны;

характером исторического становления, развития и нынешнего состояния российского общества;

своеобразием традиций, обычаев и духовной культуры, а также самосознания российского народа;

постоянной борьбой с суровыми условиями жизни, необходимостью освоения огромных пространств;

отсутствием естественных оградительных рубежей и непрерывными угрозами и нашествиями со стороны воинствующих соседей;

внутренней духовной свободой и способностью русского народа к самопожертвованию во имя благородных, справедливых целей.

Исходя из этого, стратегическими целями обеспечения политической безопасности Российской Федерации являются защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе. (Слайд 8)

При обеспечении национальной безопасности в политической сфере на долгосрочную перспективу Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации.

Таким образом, функционирование механизма обеспечения политической безопасности в огромной мере зависят от политики. Ее обеспечение подразумевает комплекс не только политических, но экономических, идеологических, информационных, организационных и иных форм, средств и методов. Но при этом, решающая роль в выборе форм, методов и средств принадлежит самой политике, политическому руководству страны.

Основными задачами по обеспечению политической безопасности России могут быть: (Слайд 9)

совершенствование политического устройства самого общества; усиление единства трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной);

создание сбалансированной власти по вертикали от центра до субъектов власти на местах и обеспечение их эффективного функционирования;

адекватная реакция всех ветвей власти от центра до субъектов Федерации на местах на все вызовы должна носить системный и упреждающий характер, ибо бездействие власти влечет за собой эйфорию вседозволенности и ложного всесилия;

формирование государственной политики, реально защищающей общество в целом и его граждан, усиление роли граждан в этом процессе.

Политическая безопасность призвана решить противоречивую задачу:

с одной стороны - надежно защитить политику, которая отвечает национальным интересам, а

с другой - исключить ее трансформацию в ущербный и опасный для национальных интересов процесс.

В этом и заключается сложность обеспечения политической безопасности, как жизненоважной задачи для общества.

 В истории развития общества имеется достаточно много
примеров, когда система обеспечения политической безопасности
на практике усердно защищала ущербную, а порой преступную по
отношению к национальным интересам политику, ограждала от критики и ответственности ее субъектов. Связано это с тем, что отдельные институты власти могут возглавляться антинародными представителями политических групп или слоев.

Особое значение при этом имеет учет внутренних и внешнеполитических характеристик проблемы, факторов и условий, которые влияют на политические процессы в сфере безопасности. Связано это с тем, что политическая безопасность с одной стороны проявляет себя в рамках системы мировой политики и международных отношений, а с другой, ее сущностные качества раскрываются во внутренних процессах и явлениях. Поэтому, неизбежно приходится дифференцировать внешние и внутренние аспекты политической сферы и рассматривать их отдельно друг от  друга.

Кроме того, под политической безопасностью следует понимать и систему определенных мер, органов и функций государства и общества по защите политических интересов государства, граждан и в целом народа. Эти интересы заключаются в утверждении таких политических отношений, форм власти, механизмов государственного управления, наличие политических лидеров и сил, которые способствовали бы эффективному и устойчивому развитию страны и повышению уровня жизни своих граждан. Применительно к Российской Федерации это:

Во внешнеполитической сфере это: (Слайд 10)

сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе;

создание благоприятных внешних условий для устойчивого и динамичного роста экономики, ее модернизации и перевода на инновационный путь развития;

активное продвижение курса на всемерное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности;

формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;

развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и форумами;

укрепление торгово-экономических позиций России в системе мирохозяйственных связей, дипломатическое сопровождение интересов отечественных экономических операторов за рубежом, недопущение дискриминации российских товаров, услуг, инвестиций, использование возможностей международных и региональных экономических и финансовых организаций в этих целях;

всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;

распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация культурных достижений народов России, консолидация русской диаспоры за рубежом;

содействие развитию конструктивного диалога и партнерства между цивилизациями в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и религий.

Внешний аспект политической безопасности заключается, прежде всего, в обеспечении суверенитета государства, его способности проводить независимую внешнюю политику, исходя из национальных целей и интересов. (Слайд 11)

Ущемление национального суверенитета создает угрозу жизненно важным интересам страны. Однако этот аспект не ограничивается лишь исключительно государственными интересами, т.к. в сфере международных отношений субъектом политики является не только национальное государство, но вместе с ним субъектами в области внешней политики могут выступать также различные общественные объединения, неправительственные организации и группы граждан. Они также нуждаются в политико-правовом обеспечении и надежной защите.

Среди множества внешних факторов, оказывающих влияние на политическую безопасность России, можно выделить следующие:

Во-первых, глубинные сдвиги в геополитическом ландшафте, мощным катализатором которых стал глобальный финансово-экономический кризис.

Во-вторых, рассредоточение мирового потенциала силы и развития, его смещение на Восток, в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанский регион. Выход на авансцену мировой политики и экономики новых игроков.

В-третьих, изменение военного соотношения сил между различными государствами и группами государств, стремление к наращиванию и модернизации наступательных потенциалов, созданию и развертыванию новых видов вооружений.

В-четвертых, не способность традиционных военно-политических союзов обеспечить противодействие всему спектру современных вызовов и угроз, являющихся трансграничными по своему характеру.

В-пятых, экономическая взаимозависимость государств, нерешенность структурных проблем и затяжная депрессия в ведущих странах Запада, возрастание конкуренции вокруг распределения стратегических ресурсов, качественные трансформации в энергетической сфере.

В-шестых, тенденция повышения значения фактора цивилизационной идентичности, стремление вернуться к своим цивилизационным корням отдельных народов на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

В-седьмых, попытки регулировать кризисы путем применения вне рамок Совета Безопасности ООН одностороннего санкционного давления и иных мер силового воздействия, включая вооруженную агрессию.

В-восьмых, опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, международный терроризм, неконтролируемый трафик оружия и боевиков, радикализация общественных настроений, провоцирующая религиозный экстремизм и этноконфессиональные антагонизмы, нелегальная миграция, морское пиратство, незаконный оборот наркотиков, коррупция, региональные и внутренние конфликты, дефицит жизненно важных ресурсов, демографические проблемы, глобальная бедность, экологические и санитарно-эпидемиологические вызовы, изменение климата, угрозы информационной и продовольственной безопасности.

Во внутриполитической сфере это: (Слайд 12)

сохранение стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;

обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка;

завершение процесса становления демократического общества;

нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Внутренний аспект политической безопасности характеризуется устойчивостью и эффективностью институтов власти, способностью властных структур контролировать политические процессы, добиваться поддержки со стороны большинства граждан, наличием эффективно функционирующего гражданского общества, которые обеспечивают политическую стабильность государства. (Слайд 13)

Внутриполитическая безопасность означает отсутствие конфронтации в сфере политических отношений, массовых проявлений политического экстремизма, противостояния между властью и народом.

Среди множества внутренних факторов, оказывающих влияние на политическую безопасность России, можно выделить следующие:

Во-первых, коррупция органов власти, правоохранительных органов и прокуратуры, криминализация общества и хозяйственной деятельности.

Во-вторых, создание и поддержка властью одной партии (Единая Россия), «уничтожение» оппозиции, неразвитость гражданского общества, политический нигилизм россиян.

В-третьих, отсутствие роста экономики, продолжающееся обнищание населения, безработица в слаборазвитых регионах, процесс имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах.

    В-четвертых, не способность власти управлять политическими процессами на Северном Кавказе.

    В-пятых, тенденция ухудшения демографической ситуации, острое проявление депопуляции населения, особенно на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

    В-шестых, отсутствие внятной миграционной политики, рост неконтролируемых мигрантов.

Существенное воздействие на безопасное политическое развитие общества оказывает состояние политического сознания граждан и политическая культура общества.

Таким образом, сущность политической безопасности заключается в способности и возможности личности, общества и государства развиваться и процветать в условиях угроз, конфликтов, неопределенностей, рисков и реализации этой способности и возможности в реальных политических условиях. Определяется она возможностью проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику и решать вопросы государственного устройства. Зависит от внутриполитической стабильности и устойчивости положения государства на международной арене. Характеризуется политическая безопасность состоянием, при котором обеспечивается массовая поддержка конституционного политического режима, обеспечивающая его устойчивость и защищенность граждан от произвола государства, состоянием, при котором политический плюрализм и связанная с ним политическая борьба не приобретает характер антагонистического противостояния, подрывающего основы существования и государства, и общества.

Первоосновой, обусловливающей политическую безопасность как систему определенных мер, органов, функций государства и общества, является растущая потребность защищать политические интересы страны, народа, общества, граждан.

В содержательном плане понятие политическая безопасность включает такие элементы как интеллектуальная, информационная, военная, экономическая, общественная, экологическая, а такжесобственно политическая безопасность. Данные элементы отражают в своей совокупности соответствующие структуры, функции, свойства сторон, процессы системы безопасности, обеспечивающей функционирование и развитие всех сфер общества: духовной, политической, экономической, военной, социальной и других сфер в самых неблагоприятных условиях.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...