Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Схема проектирования безопасности деятельности




Рассмотренные методологические вопросы безопасности позволяют представить проектирование безопасных условий деятельности в виде ло­гической последовательности (алгоритма) необходимых действий и соот­ветствующих им результатов.

Логико-методическая схема анализа и проектирования безопасности деятельности

Последовательность действий Результат действий
1. Декомпозиция проектируемых или существующих объектов на элементы   2. Идентификация опасностей, создаваемых каждым элемен­том, определенным в п.1 3. Построение "дерева причин и опасностей" 4. Количественная и качествен­ная оценка опасностей, сра­внение с допускаемыми значе­ниями и уровнем риска 5. Определение целей     6. Комплексная оценка объектов по параметрам безопасности 7. Анализ возможных принципов, методов и средств обеспече­ния безопасности 8. Анализ достоинств и недос­татков, потерь и выгод по каждой альтернативе 9. Анализ приемлемых методов, принципов и средств 10. Расчёты 11. Оценка эффективности Конкретизируются: 1. Предметы труда 2. Средства труда: машины, сооружения, здания 3. Продукты труда, полуфабрикат 4. Энергия (электрическая, пневматическая и др.) 5. Технологические процессы, операции, действия 6. Природно-климатические факторы 7. Растения, животные 8. Персонал 9. Рабочие места, цехи, участки и т.д. Перечень опасностей     Причины опасностей   Перечень причин и опасностей, защита от которых необходима     Количественное определение па­раметров условий труда, которые должны быть достигнуты Принятые интегральные или балльные показатели Набор принципов, методов, альтернатив     Выбор приемлемого варианта     Выбор конкретных методов, средств, принципов Конкретные решения Показатели технического, социального, экономического эффектов

Лекция 3.

ПРАВОВАЯ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА БЖД

План лекции:

1.Мировой и исторический опыт законодательства в области БЖД

2.Законодательство в области БЖД

2.1. Структура законодательства

2.2.Законодательство по охране труда

2.3.Экологическое право РФ

2.4.Проблематика законодательства в области промышленной безопасности

3.Нормативно-техническая база безопасности труда (охраны труда)

4. Нормативно-техническая база экологической безопасности

Мировой и исторический опыт законодательства в области БЖД

Законодательство по охране труда начало формироваться в большинс­тве развитых промышленных стран еще в XIX в., что совпало с началом промышленной революции. В XX в. процесс формирования законодательства по охране труда интенсифицировался.

В России в начале века (1902 г.) был введен закон "О вознагражде­нии рабочих, потерпевших от несчастных случаев". Критический анализ этого закона в одноименной статье дал В.И.Ленин. В 1919 г. появилась Международная организация труда (МОТ), которая в своей деятельности впервые основное внимание стала уделять вопросам охраны труда.

К 80-м годам в развитых странах почти сформировалось законода­тельство по охране труда. Одним из важнейших международных документов в этой области стала Конвенция МОТ 155 "О безопасности и гигиене тру­да" (1981 г.), в ст.4 которой говорится, что каждая страна, подписав­шая Конвенцию, в соответствии с"национальными условиями и практикой должна разрабатывать, осуществлять и периодически пересматривать сог­ласованную национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды.

На базе законодательства по охране труда в 70-е - 80-е годы нача­ла формироваться новая отрасль - экологическое право. Объективными предпосылками возникновения новой отрасли права стало, с одной сторо­ны, неудовлетворительное состояние окружающей природной среды из-за производственной деятельности, с другой - проявление особого внимания к экологическим проблемам общественности. Около 100 государств приняли общие законы об охране окружающей среды, выражающие экологическую по­литику страны, и образовали специализированные системы органов эколо­гического управления и контроля. В обеспечении экологической безопас­ности большая роль отведена международному праву. Именно оно призвано закрепить единообразные принципы и нормы экологически целесообразного поведения государств, которые, в свою очередь, должны быть интегриро­ваны в национальное законодательство. Сейчас уже действует более 200 международных природоохранительных договоров. Один из наиболее важных принципов международного природоохранительного права - предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде. Он целиком ориентирован на проведение превентивных мероприятий, носит комплексный характер и включает в себя в качестве самостоятельных элементов следующие принци­пы :

- оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС);

- уведомления о деятельности, способной причинить трансграничный экологический ущерб;

- предоставление информации об этой деятельности. Крупные промышленные аварии 70-80-х годов заставили политиков и промышленников развитых стран пересмотреть свое отношение к вопросам промышленной безопасности. Возникла очевидная необходимость появления законов, регулирующих специфические вопросы промышленной безопасности, которые не нормируются ни трудовым, ни экологическим правом. В 80-е годы развивалось законодательство по промышленной безопасности не только в странах ЕЭС, но и в США, Канаде, Японии.

В России в настоящее время объективные тенденции, связанные с увеличением техногенных опасностей, усугубляются общим экономическим кризисом, который привел к медленным темпам реконструкции производств, отставанием сроков ремонтов и замены устаревшего оборудования, неудов­летворительному состоянию систем предупреждения и локализации аварий, ухудшению уровня подготовки и снижению квалификации специалистов и персонала. Кроме того, предприниматели и руководители предприятий в сложных экономических условиях вынуждены сокращать расходы. При от­сутствии правовых ограничений они делают это в первую очередь за счет сокращения непроизводственных затрат, в том числе за счет расходов на безопасность.

Необходимый, хотя и недостаточный выход из сложившейся ситуации -создание эффективной системы законодательства в области промышленной безопасности. Ее отсутствие приводит к неопределенности в вопросах разделения функций различных органов государственного управления, от­ветственности между государством и собственниками предприятий, несог­ласованности действий различных министерств, ведомств и надзорных орга­нов при проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопаснос­ти .

 

Законодательство в области БЖД

Структура законодательства

Структура правовой и нормативно-технической базы БЖД как в боль­шинстве стран, так и в России представляет многоступенчатую пирамиду (см.рис.1), в вершине которой располагается Основной Закон страны (Конституция) или Головной Закон, объединяющей вопросы охраны труда, экологии, гигиены труда и промышленной безопасности. Ниже располагает­ся совокупность общегосударственных законов (в ряде стран региональ­ных) в области защиты окружающей среды, охраны труда, промышленной бе­зопасности, а также ряд общесоциальных законов, связанных с указанными отраслями.

На следующей ступени - межотраслевые нормативные документы, прини­маемые правительством на основании законов. Следующая ступень - отрас­левая нормативная и нормативно-техническая документация, утвержденная соответствующими компетентными органами. За ними следуют различные ве­домственные инструкции, положения, правила и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 292.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...