Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Модель процесса деятельности – логическая схема построения курсаСтр 1 из 27Следующая ⇒
Для пояснения логики построения курса БЖД рассмотрим модель деятельности человека (см. рис. 3). Ее можно представить в виде системы из двух основных сложных подсистем : человек и среда, между которым] установлены реактивные связи (отношения). Данная бинарная система по своему назначению является двухцелевой. Первая цель - созидательная - достижение определенного хозяйственного эффекта, вторая - запретительная - исключение нежелательных последствий (проявление опасностей). В курсе БЖД нас интересует вторая цель, т. е. исключение нежелательных, опасных последствий деятельности. Логика изучения курса состоит в том, чтобы в результате рассмотрения особенностей поведенческой деятельности человека и аномальных состояний среды обитания найти условия их безопасной совместимости. Аксиома о потенциальной опасности и проблемы обеспечения безопасности Современное общество стоит на эгоцентристских позициях и утверждает, что человек самоценен и уникален, его здоровье приоритетно по отношению к результатам деятельности. Однако, как показывает практика, в процессе деятельности невозможно обеспечить нулевой риск, т. е. любая деятельность потенциально опасна. Эта аксиома лежит в основе образовательной концепции БЖД. Исходя из указанной аксиомы, человек постоянно находится в поле потенциальных опасностей ( ), которые обусловлены рядом причин природного, техногенного (антропогенного) и социального характера. Полностью обезопасить человека введением превентивных средств защиты ( ) в указанное поле опасностей не удается, а возможно только снизить опасность до некоторой величины остаточного риска ( ). В общем виде можно записать : (1) В наиболее благоприятном случае может достигать уровня приемлемого риска ( ), когда устранимый риск ( ) сводится к минимуму ( ). Анализ зависимости (1) позволяет выделить три основные проблемы на пути достижения допустимого уровня безопасности, рассматриваемые в курсе БЖД : 1.Идентификация опасностей, т. е. распознавание опасностей с указанием их количественных и качественных характеристик, временных и пространственных координат. Это одна из наиболее сложных задач, т. к. требует глубоких знаний в области функционирования сложных технических систем, а также четких представлений о психо-физиологических особенностях поведения человека в стандартных и критических ситуациях. 2. Защита от опасностей на основе сопоставления затрат с выгодами, т. е. компромисса между достигнутым уровнем безопасности и его экономической стоимостью. Защита базируется на определенных принципах, методах и средствах. 3. Ликвидация отрицательных последствий. Исходя из концепции остаточного риска, необходимо учесть и такую потребность. В курсе БЖД должны рассматриваться закономерности чрезвычайных ситуаций, методы, средства и приемы их ликвидации.
ЛЕКЦИЯ 2 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |