Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модель процесса деятельности – логическая схема построения курса




Для пояснения логики построения курса БЖД рассмотрим модель деятельности человека (см. рис. 3). Ее можно представить в виде системы из двух основных сложных подсистем : человек и среда, между которым] установлены реактивные связи (отношения). Данная бинарная система по своему назначению является двухцелевой. Первая цель - созидательная - достижение определенного хозяйственного эффекта, вторая - запретитель­ная - исключение нежелательных последствий (проявление опасностей). В курсе БЖД нас интересует вторая цель, т. е. исключение нежелательных, опасных последствий деятельности.

Логика изучения курса состоит в том, чтобы в результате рассмот­рения особенностей поведенческой деятельности человека и аномальных состояний среды обитания найти условия их безопасной совместимости.


Аксиома о потенциальной опасности и проблемы обеспечения безопасности

Современное общество стоит на эгоцентристских позициях и утверж­дает, что человек самоценен и уникален, его здоровье приоритетно по отношению к результатам деятельности.

Однако, как показывает практика, в процессе деятельности невоз­можно обеспечить нулевой риск, т. е. любая деятельность потенциально опасна. Эта аксиома лежит в основе образовательной концепции БЖД.

Исходя из указанной аксиомы, человек постоянно находится в поле потенциальных опасностей ( ), которые обусловлены рядом причин при­родного, техногенного (антропогенного) и социального характера. Пол­ностью обезопасить человека введением превентивных средств защиты ( ) в указанное поле опасностей не удается, а возможно только снизить опасность до некоторой величины остаточного риска ( ).

В общем виде можно записать :

 (1)

В наиболее благоприятном случае  может достигать уровня прием­лемого риска ( ), когда устранимый риск ( ) сводится к минимуму ( ).

Анализ зависимости (1) позволяет выделить три основные проблемы на пути достижения допустимого уровня безопасности, рассматриваемые в курсе БЖД :

1.Идентификация опасностей, т. е. распознавание опасностей с указанием их количественных и качественных характеристик, временных и пространственных координат. Это одна из наиболее сложных задач, т. к. требует глубоких знаний в области функционирования сложных технических систем, а также четких представлений о психо-физиологических особен­ностях поведения человека в стандартных и критических ситуациях.

2. Защита от опасностей на основе сопоставления затрат с выгода­ми, т. е. компромисса между достигнутым уровнем безопасности и его экономической стоимостью. Защита базируется на определенных принципах, методах и средствах.

3. Ликвидация отрицательных последствий. Исходя из концепции ос­таточного риска, необходимо учесть и такую потребность. В курсе БЖД должны рассматриваться закономерности чрезвычайных ситуаций, методы, средства и приемы их ликвидации.

 

ЛЕКЦИЯ 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...