Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 5. Организация и содержание обучения детей с легкой интеллектуальной недостаточностью ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
ЧАСОВ ПЛАН 1. Образовательные учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью. 2. Содержание коррекционно-образовательной, воспитательной работы. 3. Особенности учебно-воспитательного процесса. Индивидуализация обучения. 4. Изучение общеобразовательных предметов. Коррекционный компонент учебного плана. Литература Осн:1,2,4, 6, 7,10,11,14 Доп: 15,16,17, 18, 19,20,24,25,29,30,31, 57,60,32, 33,34,35,37, 44,46,48, 49, 50, 59, 61. 62,63
Дети с легкой формой умственной отсталости обучаются по учебному плану и программам классов вспомогательной школы I отделения, с умеренной, тяжелой и глубокой степенью — по учебному плану и программам классов вспомогательной школы П отделения или по индивидуальному учебному плану и программе. Умственная отсталость может наступить в разные периоды развития ребенка. С первых дней жизни такой ребенок и его родители нуждаются в получении квалифицированной помощи и консультации врачей-специалистов. Чем раньше поставлен точный диагноз и с ребенком начнут проводить коррекционную работу, тем большего продвижения в его развитии можно достичь. В работе с детьми с умственной отсталостью (до поступления в школу) важно сформировать положительное отношение к контактам со взрослыми и сверстниками. Надо дать почувствовать, что ребенка любят, он не одинок. Важно развивать у ребенка культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Надо хвалить малыша, когда он старается быть опрятным, и не ругать, а помогать, если навык по какой-то причине утрачивается. У ребенка постепенно вызывается интерес к окружающим предметам, он вовлекается в игровую деятельность, его обучают играть. Дети с умственной отсталостью не должны быть изолированы от своих здоровых сверстников. Общение с ними — это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Здоровым детям это не приносит вреда, напротив, они становятся добрее, у них появляется желание помочь товарищу. В обществе важно, чтобы было понимание, что дети и взрослые с умственной отсталостью нуждаются в таких же условиях для нормального развития, как и остальные люди. Условия включают обучение, трудовую подготовку, медицинские услуги и возможности для отдыха. Дети нуждаются в ранней коррекционной помощи. Такая помощь предполагает диагностические услуги, раннее вмешательство, использование программ стимуляции младенцев и образовательных программ в дошкольном возрасте. Обратимся к особенностям обучения детей с легкой формой умственной отсталости в условиях образовательной интеграции. 2. Особенность содержания обучения — проведение коррекционных занятий, которые являются инвариантной частью учебного плана вспомогательной школы, обязательной к исполнению. Если коррекционные занятия не проводятся, то тем самым не признается наличие особых образовательных потребностей у детей и необходимость коррекции отклонений в их развитии. Коррекционный компонент учебного плана включает занятия по коррекции интеллектуальной и речевой деятельности. В младших классах изучается только один, родной язык. Совместное изучение русского и белорусского языков в первые четыре года обучения не рекомендуется из-за явления интерференции (лат. inter — между + ferens (feren-tis) — несущий, переносящий), вследствие некритического перенесения законов одного языка на другой, родственный, и ослабленности дифференцировочной деятельности. В подготовительном классе большое внимание уделяется игре. Назначение занятий — сформировать у детей игровые действия, умение играть, что позволит в младших классах использовать игру в качестве метода обучения и ведущего вида деятельности. В старших классах четверть учебного времени и более отводится на трудовое (профессионально-трудовое) обучение. Цикл трудового обучения является приоритетным в образовании данной категории детей и включает в VI—IX классах 10-дневную практику. Трудовое обучение требует наличия хорошей материально-технической базы. При ее отсутствии в общеобразовательной школе целесообразна организация трудового обучения на базе специальной школы. Практика в связи с трудовым обучением организуется в школьных мастерских, на пришкольном учебно-опытном участке, на базовом предприятии, стройке, в больнице, колхозе и в порядке индивидуального трудоустройства. Если в школе нет условий для обеспечения профессионально-трудового обучения, то может вестись трудовое обучение. Для проведения занятий, предусмотренных коррекционным компонентом учебного плана вспомогательной школы, рекомендуется в общеобразовательной школе иметь кабинет коррекционно-педагогической помощи или соответствующее оборудование в кабинете интегрированного обучения, позволяющее проводить занятия по коррекции психофизического развития и формированию социально-бытовых умений и навыков. Учителю важно знать особенности методики обучения, которые целесообразно учитывать в условиях образовательной интеграции. Особое значение имеет оборудование учебного процесса наглядными средствами. Наглядность является средством формирования полноценных знаний, обогащения речи и борьбы с вербализмом, когда за словом нет образа. Наглядные средства, как известно, могут быть представлены натуральными предметами, изобразительной наглядностью (рисунки, картинки), условно-символической (схемы, диаграммы, опорные конспекты), словесной (рассказ, учебники и др.)- При первичном ознакомлении с учебным материалом предпочтительнее в качестве наглядности использование конкретных предметов и материалов, которые интересны и значимы для ребенка, соответствуют его возрасту. В подготовительном классе лучше пересчитывать конкретные предметы (каштаны) яблоки, цветы, полоски), а не их изображения. Наглядный материал включается в практическую деятельность учащихся, которая программируется указаниями учителя. Учащиеся анализируют предметы, выделяют существенные связи, находят сходство и различие. Использование наглядности предполагает полисенсорную деятельность (ученики смотрят, ощупывают, пробуют, нюхают), развитие перцептивных способностей. Формированию речи и более глубокому осмыслению учебного материала содействуют задания на наглядно-действенной и наглядно-образной основе, которая постепенно переходит в словесно-логическую. Учебная информация вводится последовательными шагами с частым повторением одного и того же материала. Как известно, познание, в том числе и учебное, может идти двумя путями: дедуктивным и индуктивным. Оба пути используются в учебном процессе. В обучении детей младшего возраста с умственной отсталостью используется преимущественно индуктивный путь формирования знаний. Это значит, что учащиеся сперва накапливают факты, наблюдения, качества и признаки, затем делают обобщения (путь от частного к общему). Дедуктивный путь познания, ведущий от общего к частному, сложен для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Оба пути познания могут выступать в процессе обучения не в чистом виде, а во взаимосвязи, особенно на старших годах обучения. Сообщение новых связей может вестись индуктивным методом, затем переходят к дедуктивному, позволяющему делать выводы. Индуктивный путь познания более распространен и более успешен в младших классах. Дедуктивный путь чаще применяется в работе со старшеклассниками, уже имеющими определенный запас знаний. Использование наглядности, индуктивного пути формирования знаний все же не всегда делает учебный материал доступным. Поэтому возникает необходимость подготовительной, пропедевтическойработы, которую включает сам процесс обучения. У детей формируется предварительный объем знаний, позволяющий подготовить их к усвоению учебного материала. На уроках математики длительное время формируются доматематические представления (больше—меньгце выше—ниже, толще—тоньше, глубже—мельче, шире—улсе перед—за, столько же), на основе чего затем переходят ц формированию математических представлений. Обучению грамоте предшествует длительный период формирования коммуникативных умений, развития фонематического слуха, коррекции мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики. На этой основе затем дети обучаются чтению и письму. В учебном процессе учитывается большое значение первоначального залечатления. Из-за некритичности и инертности мышления отрицательное запечатление прочно закрепляется. В связи с этим учебный процесс строится таким образом, чтобы первоначальное восприятие было правильным, как можно более полным и точным. Учитель предупреждает неправильное написание на доске, ошибочные ответы, предусматривает немедленное и последовательное подкрепление, использование материала, который имеет жизненно важное значение для учащихся, соответствует их интересам. 3. При проведении занятий с детьми, имеющими умственную отсталость, учитывается характер динамики трудоспособности на уроке: у детей этой категории очень растянута фаза начала продуктивной работы, они не могут быстро, через 1—2 минуты, включиться в работу, требуются мобилизующие, организующие их внимание упражнения. Очень короткая фаза оптимально продуктивной работы. Это обусловливает небольшой объем учебного материала, непродолжительное объяснение, вариативность работы на уроке. В процессе обучения детей с умственной отсталостью важно правильно организовать сотрудничество учителя и учащихся. В опыте интегрированного обучения можно выделить несколько типов сотрудничества. Один из них — ситуативный, когда учитель только время от времени обращается к ученику, так как считает, что последнему многое недоступно, он ограничен в возможностях познания. Этот тип сотрудничества чаще встречается в классах интегрированного обучения по отношению к детям с более тяжелыми формами умственной отсталости. Иной тип сотрудничества — операциональный. Учитель берет инициативу в свои руки, обучает делать так, как умеет сам: смотрите, повторяйте, делайте, как я, делайте самостоятельно. Следующий тип взаимоотношений — личностно-ценностный. Взаимоотношения можно выразить формулой: «Я верю, что у тебя все получится. Я радуюсь твоему успеху». При таком обучении личность признается самой высокой ценностью. Изменяется учитель. Он становится более внимательным, изобретательным и находчивым. Предмет особой заботы — ученик, обеспечение его комфортности, создание положительного эмоционального настроения на уроке. Отношения в процессе обучения рождают у детей чувство защищенности. Ученик становится более уверенным, смелым, самостоятельным. Работа учителя с детьми, имеющими умственную отсталость, требует терпения, спокойствия, неторопливости и продуманности. В первые дни пребывания ребенка в школе его поведение характеризуется импульсивностью, закомплексованностью, замкнутостью. Ребенок не умеет сотрудничать и не проявляет интереса к окружающим предметам. Учитель учитывает эти особенности, демонстрирует предметы, обеспечивает многогранный чувственный опыт, организует контакты с детьми и взрослыми, расширяет жизненное пространство ребенка. Этому содействуют драматизация сказок, организация игр, наблюдений, проведение экскурсий, применение на занятиях занимательного материала, необычных форм работы. В процессе обучения, который строится на деятельностной основе, можно выделить следующие этапы: а) обеспечение внешних благоприятных условий для проведения урока и мотивация учебной деятельности. Этот этап можно назвать мотивационным, создающим положительную установку на предстоящее учение, раскрывающим частный и общественный смысл знаний; б) ориентировочный этап включает анализ задания, конкретное объяснение его выполнения; в) содержательно-операционный — обеспечивает выделе-ние системы формируемых знаний, умений, способов обучения; г) стимулирующий этап предполагает оказание помощи учащимся, создание ситуации успеха; д) оценочный — означает, что ученики получают информацию о результатах выполнения работы, сами оценивают свои достижения. В процессе обучения осуществляется поэтапное формирование у детей умственных действий. П. Я. Гальперин (1966) выделяет: а) материализованное действие, когда существенное дается в материализованной форме; б) внешнеречевое действие, когда в высказываниях отражается материальное и материализованное; в) действие во внутренней речи, когда речь выступает как средство мышления. Постепенное движение от материального к идеальному содействует ступенчатой «интериоризации», замедленному, но правильному усвоению внешнего действия. Классическим примером является обучение счету: ученик перекладывает конкретные предметы, пересчитывая их; затем только дотрагивается, пересчитывая вслух; наконец он называет только результат, пересчитывая в уме. В результате формируется представление о числе как о количественной характеристике множества любых предметов. Таким образом, процесс обучения детей с легкой формой умственной отсталости требует: учета психологических особенностейучащихся; практической направленностиучебного процесса, так как практические мотивы — побудительный стимул к занятиям; социальной направленностиучебного процесса, так как ученик выпадает из социального сотрудничества без целенаправленной работы в этом направлении; поддерживающего характераобучения, предполагающего своевременную помощь и поддержку на уроке.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |