Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формальные нарушения мышления




Нарушения мышления при шизофрении называются формальными, так как они касаются не содержания мыслей, а самого мыслительного процесса. Прежде всего это затрагивает логическую связь между мыслями.

На поздних этапах логическая связь утрачивается даже в пределах одной фразы. В самых тяжелых случаях наблюдается разорванность мышления, что проявляется и в разорванности речи — речь больных состоит из сумбурного набора отрывков фраз, совершенно не связанных между собой ("словесная окрошка").

В менее выраженных случаях наблюдается "соскальзывание" мыслей — лишенный логики переход от одной мысли к другой, его сам больной не замечает.

Нарушения мышления выражаются и в неологизмах ( от греческого "neos" — новый, "logos" — речь, учение) — новообразованиях, выдумывании новых вычурных слов, которые понятны только самому больному, но непонятны окружающим.

Диапазон неологизма может быть от нескольких придуманных слов до создания больным шизофренией собственного языка.

Неологизмы бывают пассивные, несистематизированные, состоящие из бессмысленных звукосочетаний и конгломератов из частей разных слов, и активные, возникающие вследствие искаженной мыслительной переработки слов и всегда что-то значащие для больного. Активные неологизмы бывают основой для создания больным своего языка, который понятен только ему одному.

Нарушением мышления при шизофрении является и резонерство — бесплодные рассуждения на посторонние темы, которые могут не иметь никакого отношения к больному. Здесь чаще используют термин рассуждательство, которое, в отличие от рассуждения, непродуктивно, пространно, зачастую лишено логики, но логично с точки зрения больного.

Объект рассуждательства выбирается произвольно либо в процессе беседы в ответ на конкретный вопрос врача больной может пуститься в пространный рассуждательства со сверхобобщениями по пустячному поводу, задавая сам себе вопросы и сам на них отвечая или что-то доказывая и устанавливая собственные закономерности, причем рассуждения и доказательства могут быть весьма далеки по смыслу от заданного вопроса, на который можно было бы ответить одной простой фразой.

Больной шизофренией может резонерствовать и совершенно не в плане заданного вопроса — это бывает при соскальзывании мышления, когда человек развивает одну мысль, затем без всякой внутренней связи переходит к другой, начиная рассуждать уже на новую тему.

Частыми темами бесплодных рассуждений являются философские или еще какие-либо глобальные темы, которые не имеют к больному ни малейшего отношения. Но больные могут резонерствовать и на совершенно пустяковую тему, которая вовсе не стоит того, чтобы о ней так долго и пространно говорили.

Нарушение мышления проявляется и в искажении процесса обобщения, которое осуществляется по несущественным признакам.

Могут быть и такие нарушения, как неуправляемый поток или два параллельно текущих потока мыслей, внезапные перерывы или "обрыв"в процессе мышления.

На начальных этапах нарушения мышления еще не заметны, и их можно установить только с помощью специальных тестов.

 

Наблюдается так называемая продуктивная симптоматика — то есть продукция болезненных проявлений — бред, галлюцинации, псевдогаллюцинации и многие другие нарушения, а также помрачение сознания.

Сочетание продуктивной симптоматики с негативной приводит к образованию характерных для шизофрении синдромов с закономерной динамикой.

Шизофрении свойственна прогредиентность — то есть неуклонное нарастание, прогрессирование и усложнение симптоматики. Степень прогредиентности может быть различной — от вялотекущего процесса до злокачественно-прогредиентных форм.

Шизофрению называют процессуальным заболеванием, шизофреническим процессом, так как налицо постоянная динамика, развитие симптомов шизофрении, последовательная смена состояний.

Развитие шизофренического процесса, особенно выраженных, прогредиентных форм, приводит к искажению или утрате прежних социальных связей, снижению психической активности, нарушениям поведения. Из-за этого наступает значительная дезадаптация (нарушение приспособления) больных в обществе.

Но современная психиатрия располагает широким спектром психофармакологических средств, которые оказывают влияние на все психические нарушения при шизофрении.

Поэтому у психиатров сейчас большие возможности по лечению, реабилитации и реадаптации больных шизофренией.

Немало случаев, когда после перенесенного приступа у больных наблюдались ремиссии (послабление болезни, когда продуктивная симптоматика исчезает) по 10-25 лет, и они могли успешно работать, занимаясь высокопрофессиональной, в том числе и творческой, деятельностью.

Помимо прогредиентных форм шизофрении, есть и другие, менее прогредиентные (малопрогредиентные, мягкие), когда больные даже не нуждаются в помещении в психиатрическую больницу, а могут принимать лекарственные препараты в амбулаторных условиях, то есть находясь дома, под контролем участкового психиатра.

Поэтому мнение, что шизофрения — это фатальное, неизлечимое заболевание — глубоко ошибочно. Любой психиатр скажет, что шизофрения лечится, не в том смысле, что она полностью излечима, а в том, что с помощью правильно подобранного лечения можно достичь послабления болезни, исчисляемого годами и десятилетиями.

А шизофренический процесс, как и любое другое хроническое заболевание, может протекать с обострениями и послаблениями (ремиссиями). Причем во многих случаях во время ремиссии нет никаких психических нарушений, больной трудоспособен и хорошо адаптирован.

В повседневной жизни каждый из вас может иметь дело с больными шизофренией, но вы даже не подозреваете, что они больны и регулярно принимают так называемое поддерживающее лечение, которое больным всегда назначают после перенесенного приступа для предотвращения возникновения нового.

 

 

Тема 4. Психолого-педагогическая характеристика детей с легкой интеллектуальной недостаточностью

ПЛАН

1. Развитие детей при умственной отсталости. Особенности ощущений, восприятия, внимания, мышления, речевой коммуникации, памяти детей.

2.Эмоционально-чувственное развитие детей, формирование волевых качеств, самооценка. Социокультурное взаимодействие. Формирование личностных качеств.

Литература

Осн:2,4, 6, 7,10,11,13,14 Доп: 20,24,30,31, 57,60

1.

Умственно отсталымназывают такого ребенка, у которого име­ется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических. повреждений головного мозга.

У умственно отсталых детей новые условные связи, особенно сложные, формируются значительно медленнее, чем у нормаль­ных детей. Сформировавшись, они оказываются непрочными, хрупкими. Эта слабость замыкательной функции коры. головного моз­га, проявляющаяся в затрудненном формировании новых, особен­но сложных условных связей, является важнейшей особенностью высшей нервней деятельности умственно отсталых детей. Именно этим объясняется крайне замедленный темп их обучения.

Усвоение какого-либо нового навыка означает не только формирование новой системы условных связей, но и дифференцировку связей, т. е. отграничение тех условий, при которые осуществление данного привычного действия уместно и целесообразно, от других условий, при которых привычные действия дол­жны быть заторможены.

В основе всякого разграничения, различения лежат дифферен-цировочные условные связи. Исследования высшей нервной дея­тельности умственно отсталых детей показали, что такие дифференцировки вырабатываются у них с большим трудом, редко до­стигают достаточной тонкости и отличаются малой стойкостью, т. е. легко угасают.

Чем же объяняются эти два обнаруженных факта—замедлен­ность формирования новых условных связей и затрудненность их дифференцировки?

Как известно, для правильного формирования и видоизменения условных связей необходима достаточная сила нервных процессов, т. е. процессов возбуждения и торможения. У детей после различ­ных поражений головного мозга меняется функциональное состо­яние коры головного мозга. Наряду с тем что травма, интоксдка'-Пия и т. д. могут разрушать нервные клетки в определенных уча­стках мозга, этими же вредностями ухудшается функциональное состояние всех нервных клеток коры головного мозга в. целом. Это изменение функций клеток проявляется в том, что процессы возбуждения и активного внутреннего торможения слабеют. Сла­бость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание но­вых условных связей, а слабость активного внутреннего торможе­ния обусловливает плохое качество дифференцировок. При раз­личных поражениях головного мозга возможно преимущественное ослабление одного из нервных процессов—возбуждения или тор­можения.

Ухудшение функционального состояния коры головного мозга проявляется и в том, что «работоспособность» нервных клеток снижается, и после небольшой нагрузки они впадают в состояние охранительною торможения.

Подобные явления охранительного торможения возникают и у нормальных взрослых людей при переутомлении, недосыпании, воздействии чрезмерно сильных раздражителей. Почти каждый че­ловек может припомнить такое, например, состояние: трудно сосредоточить на чем-либо внимание, все происходящее вокруг вос­принимается неясно, трудно припомнить то, что всегда легко вспоминалось.

У здоровых людей такие состояния возникают редко и в свя­зи с каким-нибудь особым обстоятельством. Между тем у детей, перенесших какое-либо поражение головного мозга, эти состояния охранительного торможения (изученные и описанные академиком И. П. Павловым и его учениками под названием «фазовых» сос­тояний) возникают часто. Иногда они носят мерцающий, кратко­временный характер, а иногда могут длиться целые месяцы и да­же годы. Пока нервные клетки коры головного мозга ребенка на­ходятся в состоянии охранительного торможения, его умственная работоспособность оказывается резко сниженной. Однако это сни­жение временное, преходящее.

Знание механизма фазовых состояний делает понятными часто наблюдающиеся во вспомогательных школах факты заметных ко­лебаний степени умственной отсталости детей.

Изученные Н. П. Павловым и его учени­ками характерные особенности фазовых состояний заключаются в следующем. Соответствие реакции мозга раздражителям внеш­ней среды искажается в количественном и качественном отноше­нии. При некоторых фазах (например, уравнительной и парадок­сальной) искажаются силовые, т. е. количественные соотношения, при других (например, ультрапарадоксальной) искажается качест­во реакции. Нарушение соответствия реакции мозга внешней ситу­ации у человека носит более сложный характер. Так, например, у больных детей часто наблюдается некоторая неадекватность по­ведения, выражающаяся в дурашливости, мнимой веселости при огорчениях, оцепенении и молчаливости во время общего веселья и т. п.

Среди особенностей высшей нервной деятельности умственно отсталых детей многие исследователи (М. С. Певзнер, В. И. Лу-бовскип) отмечают выраженную инертность. Выработка новых условных связей резко замедлена, В. И. Лубовский говорит, что особенно инертными оказываются упроченные словесные связи.

Наконец, последней, ярко выраженной особенностью высшей нервной деятельности всех умственно отсталых детей является на­рушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Это нарушение связано с недоразвитием второй сигнальной системы. "Сотрудниками и учениками профессора А. Р. Лурия была прове­рена серия интересных экспериментальных исследований, посвя­щенных анализу роли второй сигнальной системы при замыкании новых условных связей у нормальных и умственно отсталых де­тей. Детям предлагали выполнять различные по сложности за­дания, их обучали различным навыкам и умениям по словесной - инструкции и по наглядному показу. Оказалось, что умственно отсталые дети в большей- мере руководствуются наглядными вос­приятиями, чем словесной инструкцией, и что последняя недоста­точно помогает им ориентироваться в новой сложной обстановке опыта. (У нормальных детей слово начинает играть регулирующую, определяющую роль очень рано.)

Таким образом, умственно отсталым детям свойственны: сла­бость процессов возбуждения и торможения, их инертность, склон­ность к частому охранительному торможению и недоразвитие вто­рой сигнальной системы.

Все формы умственной отсталости по выраженности нарушения делятся на легкую (F 70), умеренную (F 71), тяжелую (F 72), глубокую (F 73). Коды даны по Международной клас­сификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10).

Дебильность (от латинского «debilis» — слабый, немощ­ный) — легкая степень олигофрении. Коэффициент ин­теллектуальности при дебильности (IQ) составляет 50—70. Психическое развитие взрослых дебилов соответствует раз­витию ребенка 8—12 лет. Отставание в развитии заметно уже в раннем детском возрасте. Такие дети поздно начинают держать голову, си­деть, ходить и говорить. В детстве речь неразвита, может быть односложной. Но с годами, особенно при легкой и умеренной дебильности они многому обучаются, и психи­ческое недоразвитие становится менее заметным. Дебилы обладают достаточным запасом слов, а при легкой дебиль­ности речь довольно хорошо развита. Они могут учиться в школе, но усвоение материала дается им с большим трудом, особенно математика. Но они способны окончить вспо­могательную школу или первые классы начальной школы, могут научиться читать и писать. Дети могут овладеть несложными трудовыми навыками. Возможно их социаль­ное приспособление в определенных пределах.

Нарушения познавательной деятельности выражаются в неспособности к выработке сложных понятий. Переход от конкретных, простых понятий к отвлеченным у них зат­руднен или невозможен. Дети не способны самостоя­тельно сформулировать понятия, отделить главное от вто­ростепенного.

Более высокий и сложный уровень обобщения — от познания окружающего с помощью органов чувств к абст­рактному мышлению — дебилам недоступен. У них преоб­ладают малопродуктивное мышление конкретно-описатель­ного типа и конкретные ассоциации. Им трудно охватить ситуацию целиком, они способны уловить лишь внешнюю сторону событий. Абстрактное мышление у них развито плохо или отсутствует.

Но некоторые дебилы компенсируют недостаток ин­теллекта механическим заучиванием, подражанием. В сво­ей речи олигофрены в легкой степени могут использовать даже отвлеченные понятия и сложные вы­ражения, но сами они не понимают их смысла, а просто дословно повторяют где-то услышанные сложные терми­ны. Эти понятия они используют шаблонно, часто не к месту.

В процессе обучения и трудовой деятельности выявля­ется отсутствие инициативы и способности принимать са­мостоятельные решения, медлительность, инертность всех психических процессов.

Не обладая пытливостью ума и не имея собственных суждений, дебилы легко перенимают чужое мнение и чу­жие взгляды и могут с необыкновенной косностью при­держиваться их и навязывать окружающим. Несмотря на свою несостоятельность, они любят поучать других людей.

Дети бездумно заучивают различные правила, инст­рукции и строго придерживаются их, не способны как-то перерабатывать, корректировать и видоизменять их при пе­ремене ситуации.

Основная трудность для умственно отсталого человека состоит в изменении привычного стереотипа. При реше­нии любых проблем он старается использовать известные ему приемы и шаблоны.

2.

У всех детей отмечаются нарушения в эмоциональ­но-волевой сфере — слабость самообладания и недоста­точная способность подавлять свои влечения, неспособность обдумывать свои поступки и их возможные последствия, импульсивность поведения.

Среди них довольно часто встречаются лица с расторможенностью примитивных влечений. Не бу­дучи способными удовлетворять свои повышенные сексу­альные потребности естественным путем, многие из них прибегают к сексуальным извращениям.

Темперамент и характер различны. Некото­рые из них уравновешенны, общительны, добродушны и ласковы, послушны и подчиняемы. Другие — вспыльчивы, злобны, мстительны, могут быть агрессивными и склон­ными к разрушительным действиям.

Дети бывают упрямы, патологически настойчивы, у них может быть нелепая и непоколебимая убежденность в чем-то, у некоторых возникает склонность к сутяжниче­ству. Большинство из них некритичны к своим низким ин­теллектуальным способностям и своей несостоятельности.

Одна из характерных черт Детей — их повышенная внушаемость. Они легко попадают под чужое влияние. Это наиболее опасно в случаях, когда дебил попадает под влия­ние человека с асоциальными или криминальными на­клонностями и, исполняя его волю, но не осмысливая обстановку и не отдавая себе отчета в последствиях сво­их действий, может совершить уголовно наказуемый по­ступок.

Есть дебилы, у которых на фоне общего психического недоразвития выявляются заметные способности в какой-либо области, например они могут отличаться прекрасной механической памятью без осмысления повторяемого, аб­солютным музыкальным слухом, способностями в рисовании, могут запоминать и перемножать в уме большие циф­ры, не будучи способными объяснить последовательность математических действий, и так далее.

Очень важна для дебильных личностей правильная орга­низация труда и быта. При благоприятной ситуации и ра­зумном руководстве их поведением дебилы могут в доста­точной степени приспособиться к окружающему.

Не будучи способными к анализу и обобщениям, деби­лы (особенно при легкой степени) могут довольно ловко ориентироваться в обычных житейских ситуациях, обнару­живая достаточную хитрость, пронырливость и практичес­кую осведомленность, и поэтому иногда неплохо устраи­ваются в жизни.

Дебилы способны жить самостоятельно, но чаще нуж­даются в руководстве и поддержке. Они в состоянии сами себя обслуживать, получить определенную профессиональ­ную подготовку, где не требуется интеллектуальной дея­тельности, и этим в определенной мере маскируют недо­статки мышления. Они могут иметь семью, детей. Как уже говорилось ранее, риск рождения умственно отсталого ре­бенка в таких случаях значительно повышается.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...