Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.




Различаются: 1) обучаемость общая – способность усвоения любого материала; 2) обучаемость специальная – способность усвоения отдельных видов материала: различных наук, искусств, видов практической деятельности. Первая – показатель общей, вторая – специальной одаренности индивида.

В основе обучаемости лежат:

1) уровень развития процессов познавательных субъекта – восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;

2) уровень развития его сфер мотивационно-волевой и эмоциональной;

3)  развитие производных от них компонент учебной деятельности: уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.

Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания “рецептивного” (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями).

 

Как отмечалось, среди умственно отсталых большинство — дети с олигофренией (75—80 %). Но имеются еще дети с деменцией (лат. dementia — безумие), т. е. с приобретенной умственной отсталостью (после двух-трех лет). Это бывает в результате тяжелых травм головного мозга, текущих хронических заболеваний (эпилепсия, шизофрения). Состояние деменции, в отличие от олигофрении, как правило, носит прогредиентный (ухудшающийся) характер. Возможность продвижения детей с текущими болезненными процессами зависит от состояния здоровья. Развитие может прекратиться и даже пойти вспять. Когда болезнь в силу тех или иных причин обостряется, ребенку необходима психиатрическая помощь. От результатов лечения зависит, вернется ли он в школу или придется временно прекратить обучение.

Дифференциальная диагностика олигофрении и деменции

Разграничение Д. и О. В раннем возрасте затруднено тем, что любое поражение мозга приводит не только к распаду сформированных функций, но и к отставанию психического развития в целом. При возникновении Д. у детей старше трёх лет установить диагноз значительно проще.

Специфика интеллектуального дефекта при Д. заключается в неравномерной недостаточности познавательной функции. Дети, страдающие Д., могут обладать значительным запасом знаний, накопленных в период нормального развития, однако они почти не способны ими воспользоваться вследствие нарушения памяти, внимания, умственной работоспособности. Для них характерны общая двигательная раторможенность, возбудимость, крайне недостаточная произвольность поведения.

Лечение основного заболевания позволяет добиться частичной компенсации ителлектуального дефекта. Так же как при олигофрении, дети, страдающие деменцией, обучаются в специальных образовательных учреждениях в зависисмости от степени интеллектуальных нарушений.

Особые трудности представляет разграничение олигофрении и тяжелых нарушений речи коркового генеза (моторная и сенсорная алалия, ранние детские афазии). Эти труд­ности обусловлены тем, что при обоих состояниях имеются похо­жие внешние признаки и следует выделить первичный дефект — речевое ли это нарушение или интеллектуальная недостаточность. Это сложно, так как и речь, и интеллект относятся к познавательной сфере деятельности человека. Кроме того, они в своем развитии неразрывно связаны между собой. Еще в трудах Л. С. Выготс­кого при указании на возраст 2,5 — 3 года говорится, что именно в этот период «речь становится осмысленной, а мышление — рече­вым». Поэтому, если патогенный фактор воздействует в эти сроки, он всегда затрагивает обе названные сферы познавательной деятельности ребенка. Но и на ранних стадиях развития ребенка пер­вичное поражение может задержать или нарушить ход становления познавательной деятельности в целом.

Для дифференциальной диагностики важно знать, что ребенок с моторной алалией отличается крайне низкой речевой активностью. При попытке вступить с ним в контакт он часто проявляет негативизм. Кроме того, нужно помнить, что при моторной алалии более всего страдают звукопро-изношение и фразовая речь, а возможности усвоения норм родного языка стойко нарушены. Коммуникативные трудности у ребенка все более нарастают по мере того, как с возрастом речевая де­ятельность требует все большей автоматизации речевого процесса (Е. М. Мастюкова, 1997).

Сложности для диагностики представляет разграничение и.н. и аутизма. У ребенка с ранним детским аутизмом (РДА), как пра­вило, нарушены все формы довербального, невербального и вер­бального общения. От ребенка с и.н. такой малыш отличается маловыразительной мимикой, отсутствием зрительного контакта («глаза в глаза») с собеседником, чрезмерной пугливостью и страхом новизны. Кроме того, в действиях детей с РДА наблюдается патологическое застревание на стереотипных движениях, отказ от действий с игрушками, неготовность к сотрудничеству со взрослыми и детьми.

Эпилепсия (греч. epilepsia — схватывание, эпилептический припадок). Хроническое эндогенно-органическое заболевание, протекающее с повторяющимися пароксизмальными расстройствами (судорожными и бессудорожными) и формированием слабоумия с характерными изменениями личности. При Э. наблюдаются острые и затяжные психотические состояния.

    Начинается преимущественно в детском или юношеском возрасте. Имеются данные о наличии наследственного предрасположения. Значительную роль в этиопатогенезе играют органические поражения головного мозга — внутриутробное поражение плода, последствия черепно-мозговой травмы, нейроинфекции.

Шизофрения. Эндогенное прогредиентное психическое заболевание, характеризующееся диссоциацией психических функций и протекающее с обязательным развитием психического дефекта в эмоционально-волевой сфере и разнообразными продуктивными психопатологическими расстройствами (бред, галлюцинации, аффективные расстройства, кататонические симптомы и др.).

    В клинической картине Ш. выделяют триаду основных, симптомов — аутизм, расщепление и эмоциональное отупение. Название заболевания происходит от слова «расщепление».

Шизофрения — психическое заболевание, которое протекает хронически в виде приступов или непрерывно и приводит к характерным однотипным изменениям личности (дефекту) с дезорганизацией психических функций (мышления, эмоций и поведения).

Шизофрения относится к эндогенным заболеваниям ("эндо" в переводе с греческого — изнутри, внутренний, "экзо" — внешний, наружный).

В отличие от так называемых экзогенных заболеваний, которые вызваны внешними отрицательными воздействиями, например, черепно-мозговой травмой, инфекционным заболеванием, интоксикацией и прочими, при шизофрении таких явных внешних факторов нет.

Клинические проявления шизофрении очень разнообразны. При ней могут наблюдаться почти все известные в психиатрии симптомы и синдромы.

Но несмотря на многообразие симптомов и синдромов шизофрении, при этом заболевании всегда есть типичные проявления, общие для всех больных. Эти нарушения встречаются при всех формах шизофрении, но степень их выраженности различна. Их называют "негативными" симптомами, поскольку они отражают тот ущерб для психики больного, который наносит болезнь. В наибольшей степени при шизофрении поражаются эмоциональная и волевая сферы.

Эмоциональное снижение

Оно начинается с нарастающей эмоциональной холодности больных к своим родным и другим близким людям, безразличия к окружающему, безучастности к тому, что непосредственно относится к больному, утраты прежних интересов и увлечений.

В начале заболевания может быть ничем не мотивированная неприязнь больного к кому-либо из родных (часто к матери), хотя родные его любят и заботятся.

Безразличие к окружающему и мнению других людей может проявиться неряшливостью и нечистоплотностью в одежде и в быту.

Некоторые больные осознают свою измененность. Они жалуются на потерю способности радоваться жизни, любить, сопереживать, волноваться и страдать, как раньше, но не в силах ничего сделать, чтобы что-то изменить и пО-другому относиться к своим близким, так как управлять ни своими эмоциями, ни поведением больные шизофренией не могут.

У некоторых наблюдается эмоциональная амбивалентность — то есть одновременное существование двух противоположных эмоций — например, любви и ненависти, интереса и отвращения.

Амбитендентность — расстройство, аналогичное амбивалентности, проявляющееся двойственностью стремлений, побуждений, действий, тенденций. Например, человек считает себя одновременно и больным, и здоровым, хочет услышать слова одобрения, но все делает для того, чтобы его ругали, протягивает руку за каким-то предметом и тут же отдергивает ее и тому подобное.

Это может сказываться и на поведении — больной шизофренией ласкает своего ребенка или подругу и одновременно причиняет боль, после нежных слов может без всякого пово-' да дать пощечину, целует и щиплет или кусает.

Может быть диссоциация эмоциональной сферы — больной смеется, когда произошло печальное событие или плачет при радостном событии.

Больные могут быть равнодушны к горю своих родных, тяжелой утрате и печалиться, увидев растоптанный цветок или больное животное.

Все эмоциональные проявления ослабевают. Вначале бывает уплощение, притупление эмоций, а затем развивается эмоциональная тупость.

Эмоциональная тупость — это недостаточность (бедность) эмоциональных проявлений, равнодушие, безразличие к своим близким, утрата спообности эмоционально откликаться на горе, печаль и неприятности других людей, в том числе и родных, огрубление чувств. Утрачивается интерес и к самому себе, своему состоянию и положению в обществе, отсутствуют планы на будущее. Это состояние необратимо.

Эмоциональное снижение сказывается на всем облике больного, его мимике и поведении.

Лицо утрачивает выразительность и становится неподвижным, иногда, вместо нормальных мимических реакций, могут быть нелепые гримасы или несоответствие мимики словам больного и его поведению. В совершенно неподходящей ситуации больной может нелепо хихикать и посмеиваться.

Голос больных делается монотонным, невыразительным. С одной и той же интонацией больной может говорить и о смерти близкого человека, и о радостных событиях своей жизни.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 287.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...