Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учащихся по возрастным группам. Предусматривается изоляция классов и лабораторий от источников шума и загрязнения воздуха.




Классная комната по нормативам в глубину не должна превышать 6.3м, т.к. снижается

ее естественная освещенность. Длина -8 – 8,4м. максимум 9м. Высота не менее 3м.

Кубатура на одного учащегося – 3,75 м³.

Лаборатории химии, физики и биологии следует располагать в отдельном крыле здания, их площадь 66 – 70 м². Спортзалы (228 м²) располагаются на 1 этаже.

Школы – интернаты на 280-560 человек. Строят отдельно учебные корпуса и спальный

Корпус.

Температурный режим поддерживается за счет водяного и панельного отопления, обеспечивающий тепловой комфорт. Перепад температуры не должен превышать по горизонтали 2 ˚С, по вертикали 2,5 ˚С. Влажность в пределах от 40 до 60%. Ориентация окон: Ю, Ю-В.

 



Билет

1) Экологические требования к продуктам питания

2) Биологическое действие радиации и методы её профилактики

Радиоактивность это испускание ядрами некоторых элементов различных частиц, сопровождающееся переходом ядра в другое состояние и изменением его параметров. ТРИ составляющие этого излучения. Бета – частицы представляют собой поток быстрых электронов, летящих со скоростями близкими к скорости света. Они проникают в воздух до 20 м. Альфа частицы – это потоки ядер атомов гелия. Скорость этих частиц 20000 км/с, что превышает скорость современного самолета (1000 км/ч) в 72000 раз. Альфа – лучи проникают в воздух до 10 см. Гамма-излучение представляет собой электромагнитное излучение, испускаемое при ядерных превращениях или взаимодействии частиц.

 

В силу того, что при радиоактивном облучении биологическая поражаемость органов тела человека или отдельных систем организма неодинакова, их делят на группы: I (наиболее уязвимая) все тело, гонады и красный костный мозг (кроветворная система); II хрусталик глаза, щитовидная железа (эндокринная система), печень, почки, легкие, мышцы, жировая ткань, селезенка, желудочно-кишечный тракт, а также другие органы, которые не вошли в I и III группы; III кожный покров, костная ткань, кисти, предплечья, стопы и голени.

Защита организмов от излучения. При работе с любым источником радиации необходимо принимать меры порадиационной защиты всех людей, могущих попасть в зону действия излучения. Человек с помощью органов чувств не способен обнаружить любые дозы радиоактивного излучения. Для обнаружения ионизирующих излучений, измерения их энергии и других свойств, применяются дозиметры.

Самый простой метод защиты – это удаление персонала от источника излучения на достаточно большое расстояние. Поэтому все объёмы с радиоактивными препаратами не следует брать руками. Нужно пользоваться специальными щипцами с длинной ручкой. Если удаление от источника излучения на достаточно большое расстояние не возможно. Используют для защиты от излучения преграды из поглощающих материалов.

3) Планировка приемного покоя
Приемный покой – общий для всей больницы, или отдельно в детском отделении, акушерском, кожно-венерологическом..
Функции приемного покоя:
1. Оказание первый мед.помощи;
2. Постановка предварительного диагноза (смотровая, рентген, функц. диагностика, лаборатория);

3. Фильтр на пути возникновения инфекции;

4. Распределение больных по отделениям;

5. Выписывание больных.

Из приемного отделения больные поступают в палатные секции

В состав приемного покоя входит санитарный пропускник. Эти помещения располагают по поточному принципу. В небольших больницах санитарная обработка осуществляются в ваннодушевой. Стрижку волос производят в раздевальне. Сюда же приносят мешки для одежды больного, которую уносят для хранения в кладовую. Если больной инфекционный или у него обнаружены вши, то одежду направляют в дезинфекционную камеру.





Билет

1) Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Цель и задачи государственного санэпиднадзора по осуществлению первичной профилактики.

Деятельность санитарно-эпидемиологической службы в Российской Федерации определяется Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Происходящие в 2004–2005 гг. в стране изменения затронули и структуру санитарной службы. Министерством здравоохранения и социального развития РФ Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) были преобразованы в территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ТУ) и федеральные государственные учреждения здравоохранения – Центры гигиены и эпидемиологии (ФГУ).

Основными задачами территориального управления Роспотребнадзора (ТУ) являются:

1) госнадзор и контроль исполнения требований законодательства РФ в области обеспечения сан-эпидблагополучия населения в сфере защиты прав потребителя;

2) предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания;

3) профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.

Функции территориального управления Роспотреб-надзора:

1) госнадзор и контроль за исполнением требований РФ по обеспечению санэпидблагополучия населения в сфере защиты прав потребителя;

2) санэпиднадзор при разработке, строительстве, реконструкции, ликвидации объектов градостроительства, промышленного строительства; при

производстве, реализации продукции, при эксплуатации систем водоснабжения, лечебно-профилактических учреждений;

3) организация и проведение социально-гигиенического мониторинга;

4) выдача санэпидемиологического заключения на программы, методики, режимы воспитания, обучения;

5) проведение противоэпидемических мероприятий, аттестация декретированного контингента и осуществление их контроля;

6) контроль лабораторных исследований и испытаний;

7) проведение санитарно-карантинного контроля. Основной задачей федеральных государственных

учреждений здравоохранения является проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и других экспертиз.

Главного государственного санитарного врача – руководителя территориального учреждения и руководителя федерального государственного учреждения здравоохранения в областном масштабе – назначает на должность и освобождает министр здравоохранения и социального развития РФ по представлению руководителя Федеральной службы (главного государственного санитарного врача РФ).

Финансирование расходов на содержание территориальных учреждений здравоохранения осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Санитарный надзор в России осуществляется в виде двух форм. В виде предупредительного санитарного надзора и текущего санитарного надзора.

2) Источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, сравнительная гигиеническая характеристика. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

При нецентрализованном водоснабжении используются шахтные или трубчатые колодцы, каптажи родников и инфильтрационные колодцы (галереи). Водозаборные сооружения располагают на незагрязненном участке, в > 50 м выше по току грунтовых вод от источников загрязнения (выгребных туалетов и ям, складов удобрении и ядохимикатов, предприятии местнои промышленности, канализационных сооружении и 19 др.); > 30 м от магистралеи с интенсивным движением автранспорта; на сухих участках, не затапливаемых паводковыми водами.

Шахтные (грунтовые) колодцы берут подземную воду из первого безнапорного водоносного пласта.

Они состоят из

1. шахты,

2. оголовка (> 0,7-0,8 м выше поверхности земли)

3. с крышкои ,

4. ствола и

5. водоприемника.

По периметру сооружают

1. глиняныи «замок» глубинои 2 м и ширинои 1 м и

2. отмостку радиусом > 2 м с уклоном в сторону кювета.

Стенки шахты должны быть водонепроницаемыми. Водоприемная часть колодца (дно) должна быть заглублена в водоносныи пласт и засыпана гравием. Подъем воды производят с помощью насоса, ворота или «журавля» с общественнои , прочно прикрепленноибадьеи или ведром; у колодца устраивается скамья для ведер.

 Трубчатые колодцы (скважины) бывают мелкими (до 8 м) и глубокими (до 100 м и более). Они состоят из обсадных труб раз­ личного диаметра, насоса и фильтра. Оголовок трубчатого колодца должен быть выше поверхности земли на 0,8-1,0 м, герметично закрыт, иметь сливную трубу с крючком для подвешивания ведра. Вокруг оголовка устраиваются глиняныигидроизоляционныи «замок», отмостка с уклоном 10°

от колодца и скамья для ведер. Подъем воды производится с помощью насоса.

Каптажи - специальные камеры из бетона, кирпича или дерева, предназначенные для

сбора выходящих на поверхность подземных вод родников (ключеи ). Каптажи родников должны иметь

1. водонепроницаемые дно и стены (за исключением стороны водоносного

горизонта),

2. гидроизоляционныи замок,

3. люк с крышкои ,

4. водозаборную трубу с крючком для подвешивания ведра,

5. скамеи ку для ведер.

6. Для предохранения каптажнои камеры от за­носа песком устраивается фильтр со

стороны притока воды.

Каптажные камеры желательно помещать в павильон, территория которого ограждена.

В радиусе до 20 м от колодца и каптажа родника не допускается мытье автомашин,

водопои животных, стирка белья и любые виды деятельности, способствующие

загрязнению воды.

Открытые водоемы — это озера, реки, ручьи, каналы и водохранилища. При необходимости использовать открытыи водоем для централизованного водоснабжения предпочтение отдают крупным и проточны водоемам, достаточно защищенным от загрязнения сточными водами. Все открытые водоемы подвержены загрязнению атмосферными осадками, талыми и дождевыми водами, стекающими с поверхности земли. Особенно сильно загрязнены участки водоема, прилегающие к населенным пунктам и местам спуска бытовых и промышленных сточных вод.

Питьевая вода должна:

 быть безопасной в эпидемическом и радиационном отношении;

 быть безвредной по химическому составу;

 обладать благоприятными органолептическими свойствами.

 Качество воды источников нецентрализованного питьевого водо- снабжения

регламентируется СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды

нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» Большое внимание уделяется органолептическим свои ствам воды. Отдельно выделен показатель «Нитраты» как наиболее вероятныи в сельских условиях в результате 20 загрязнения почвы навозом или азотными удобрениями. Кроме того, есть указание о содержании любых химических веществ на уровне, не превышающем гигиенические нормативы (ПДК). Перечень веществ, подлежащих контролю, должен устанавливаться для каждого источника водоснабжения, исходя из местных условии и по результатам санитарного обследования при выборе места водозабора.

3) Организация и проведение гигиенической экспертизы продовольствия и воды в условиях возможного заражения продуктами ядерного взрыва.

Задача с актом об отравлении от 12.04.11( по расследованию отравления (стафилококковая токсикоинфекция), определить правильно ли он составлен (все правильно там если что)

Билет

1) Здоровье и состояние его от окружающей среды

Здоровье- состояние полного физического, душевного и социального благополучия

Окружающая среда, с которой человек связан едиными связями, влияет на состояние здоровья большим набором различных по своему характеру факторов: природных (климат, водообеспеченность, геохимические условия), социально-экономических (уровень урбанизации, характер питания, эпидемиологическая ситуация).

Весьма важная составляющая приспособления человека к среде - это адаптация к неблагоприятным природным условиям. Существуют заболевания, возникающие под влиянием определенной погоды (от повышения или снижения атмосферного давления, от избытка или недостатка тепла, влажности, ультрафиолетовой радиации и др.). Так, территория России, лежащая между 42,5° и 57,5° с.ш., характеризуется в отношении ультрафиолетовой обеспеченности как комфортная; на север от нее человек вынужден адаптироваться к недостаточному ультрафиолетовому облучению, на юг - к избыточному.

В результате длительного воздействия климата, неблагоприятного для отдельного организма, могут возникать климатические заболевания. Например, синдром полярного напряжения, развивающийся у людей, переехавших на постоянное место жительства в северные районы.

Особенности геохимических условий могут вызвать эндемические заболевания, т.е. заболевания, связанные с недостатком каких-либо химических элементов в окружающей среде. Так, причиной возникновения у населения эндемического зоба - заболевания, связанного с нарушением функций щитовидной железы и ее увеличением, считают недостаток йода в местных продуктах растительного происхождения и питьевой воде. В России территории с геохимическими предпосылками эндемического зоба приурочены преимущественно к лесной зоне с легкими подзолистыми почвами, к поймам рек с наиболее обедненными йодом почвами. К эндемическим заболеваниям относят флюороз и кариес зубов. Флюороз развивается при избытке фтора, кариес - при недостатке фтора в почве и питьевой воде.

Выделяют группу природно-очаговых заболеваний человека. К ним относят чуму, туляремию, клещевой энцефалит, бешенство, сонную болезнь, кожный лейшманиоз и др. Возбудители этих заболеваний, носящих инфекционный характер, постоянно циркулируют среди отдельных видов диких животных, обитающих в определенных типах ландшафта. Природно-очаговые болезни распространяются членистоногими переносчиками (малярия, сыпной тиф и др.) или при непосредственных контактах, укусах и т.п.

На некоторых территориях в умеренных широтах (Дальний Восток, Средняя Сибирь) широко известна такая болезнь, как клещевой энцефалит. В распространении инфекции особенно велика роль мелких млекопитающих (красная, красно-серая полевка, бурундук, заяц беляк и др.) как прокормителей переносчиков болезни - иксодовых клещей. Для развития клещей важное значение имеет также температурный режим, влажность места обитания. Сроки паразитирования клещей на животных, как правило, совпадают с весенне-летним периодом.

2) Неинфекционные водные заболевания

Биоэлементы.

Медь в малых концентрациях встречается в природных подземных водах и является истинным биомикроэлементом. Потребность в ней (в основном для кроветворения) взрослого человека невелика – 2–3 г в сутки. Она покрывается в основном суточным пищевым рационом. В больших концентрациях (3–5 мг/л) медь оказывает влияние на вкус (вяжущий). Норматив по этому признаку не более 1 мг/л в воде.

Цинк в качестве микроэлемента встречается в природных поземных водах. В больших концентрациях он встречается в водоемах, загрязненных промышленными сточными водами. Хронические отравления цинком неизвестны. Соли цинка в больших концентрациях действуют раздражительно на желудочно-кишечный тракт (ЖКТ), но значение соединений цинка в воде определяется их влиянием на органолептиче-ские свойства. При 30 мг/л вода приобретает молочный цвет, а неприятный металлический вкус исчезает при 3 мг/л, поэтому нормируют содержание цинка в воде не более 3 мг/л.

Развитие медицинской науки позволило расширить представления об особенностях химического (солевого и микроэлементного) состава воды, его биологической роли и возможного вредного влияния на здоровье населения.

Минеральные соли (макро– и микроэлементы) принимают участие в минеральном обмене и жизнедеятельности организма, влияют на рост и развитие тела, кроветворение, размножение, входят в состав ферментов, гормонов и витаминов. В организме человека обнаружены йод, фтор, медь, цинк, бром, марганец, алюминий, хром, никель, кобальт, свинец, ртуть и др.

Из заболеваний, связанных с неблагоприятным химическим составом воды, прежде всего выделяют эндемический зоб. Данное заболевание широко распространено и на территории Российской Федерации. Причинами заболевания являются абсолютная недостаточность йода во внешней среде и социально-гигиенические условия жизни населения. Суточная потребность в йоде составляет 120–125 мкг.

В местностях, для которых не характерно данное заболевание, поступление йода в организм происходит из растительной пищи (70 мкг йода), из животной пищи (40 мкг), из воздуха (5 мкг) и из воды (5 мкг). Йоду в питьевой воде принадлежит роль индикатора общего уровня содержания этого элемента во внешней среде. Эндемический флюороз – заболевание, появляющееся у коренного населения определенных районов России, Украины и других стран, ранним симптомом которого является поражение зубов в виде пятнистости эмали. Общепринято, что пятнистость не является следствием местного действия фтора. Фтор, попадая в кровь, оказывает общетоксическое действие, в первую очередь вызывает деструкцию дентина.

Питьевая вода – основной источник поступления фтора в организм, чем и определяется решающее значение фтора питьевой воды в развитии эндемического флюороза. Суточный пищевой рацион дает 0,8 мг фтора, а содержание фтора в питьевой воде нередко составляет 2–3 мг/л. Имеется четкая связь между тяжестью поражения эмали и количеством фтора в питьевой воде. Определенное значение для развития флюороза имеют перенесенная инфекция, недостаточное содержание в рационе молока и овощей. Заболевание определяется и социально-культурными условиями жизни населения. Профилактическими мероприятиями в отношении действия фтора можно считать:

1) употребление воды с повышенным содержанием минеральных солей;

2) употребление пищи и жидкости с повышенным содержанием кальция (овощи и молочные продукты), так как кальций связывает фтор и переводит его в нерастворимый комплекс Са + F = СаР2;

3) защитную роль витаминов;

4) ультрафиолетовое облучение;

5) дефторирование воды.

Флюороз – общее заболевание всего организма, хотя отчетливее всего оно проявляется в поражении зубов. Однако при флюорозе отмечаются:

1) нарушение (торможение) фосфорно-кальциевого обмена;

2) нарушение (торможение) действия внутриклеточныхэнзимов (фосфотаз);

3) нарушение иммунобиологической активности организма. Выделяют следующие стадии флюороза:

1 стадия – появление меловидных пятен;

2 стадия – появление пигментных пятен;

3 и 4 стадии – появление дефектов и эрозий эмали (деструкция дентина).

Содержание фтора в воде нормируется стандартом, так как вредна вода и с малым – 0,5–0,7 мг/л – содержанием фтора, так как развивается кариес зубов. Нормирование проводят по климатическим районам, в зависимости от уровня водопотребления. В 1—2-ом районе – 1,5 мг/л, в 3-м – 1,2 мг/л, в 4-м – 0,7 мг/л. Кариесом поражено 80–90 % всего населения. Это потенциальный источник инфекции и интоксикации. Кариес приводит к нарушению пищеварения и хроническим заболеваниям желудка, сердца и суставов. Убедительным доказательством антикариесного действия фтора является практика фторирования воды.

Ртуть вызывает болезнь Минамата (выраженное эм-бриотоксическое действие).

Кадмий вызывает болезнь Итай-Итай (нарушение обмена липидов).

Мышьяк обладает выраженной способностью к кумуляции в организме, его хроническое действие связано с воздействием на периферическую нервную систему и развитием полиневритов.

Бор обладает выраженным гонадотоксическим действием. Нарушает сексуальную активность мужчин и овариально-менструальный цикл у женщин. Бором богаты природные подземные воды Западной Сибири.

Ряд синтетических материалов, используемый в водоснабжении, способен вызвать возникновение интоксикации. Это прежде всего синтетические трубы, полиэтилен, фенолформальдегиды, коагулянты и флокулянты (ПАА), смолы и мембраны, используемые в опреснении. Опасны для здоровья попадающие в воду ядохимикаты, канцерогенные вещества, нитрозамины.

СПАВ (синтетические поверхностно-активные вещества) стабильны в воде и слаботоксичны, но обладают аллергенным действием, а также способствуют лучшему усвоению канцерогенных веществ и ядохимикатов.

При пользовании водой, содержащей повышенные концентрации нитратов, дети раннего грудного возраста заболевают водно-нитратной метгемоглобинемией. Легкая форма заболевания может быть и у взрослых. Это заболевание характеризуется расстройством пищеварения у детей (диспепсией), уменьшением кислотности желудочного сока. В связи с этим в верхних отделах кишечника нитраты восстанавливаются до нитритов NO2. Нитраты поступают в питьевую воду из-за широкой химизации сельского хозяйства, использования азотистых удобрений. У детей рН желудочного сока равен 3, что способствует восстановлению нитратов в нитриты и образованию метгемоглобина. К тому же у детей отсутствуют ферменты, восстанавливающие метгемоглобин в гемоглобин.

Солевой состав – фактор постоянно и длительно воздействующий на здоровье населения. Это фактор малой интенсивности. Отмечено влияние хло-ридных, хлоридно-сульфатных и гидрокарбонатных типов вод на:

1) водно-солевой обмен;

2) пуриновый обмен;

3) снижение секреторной и увеличение моторной деятельности органов пищеварения;

4) мочевыделение;

5) кроветворение;

6) сердечно-сосудистые заболевания (гипертоническую болезнь и атеросклероз).

Повышенный солевой состав воды сказывается в проявлении неудовлетворительных органолептических свойств, что приводит к снижению «водного аппетита» и ограничению ее потребления.

Влияние воды с низкой минерализацией (опресненной, дистиллированной воды) вызывает:

1) нарушение водно-солевого обмена (снижение обмена хлора в тканях);

2) изменение функционального состояния гипофиз-адреналовой системы, напряжение защитно-приспособительных реакций;

3) отставание прироста и привеса тела. Минимальный допустимый уровень общей минерализации опресненной воды должен быть не менее 100 мг/л.

 

3) Пищеблок

 

Билет

1) Экологический риск

«Экологический риск» - это оценка вероятности появления негативного рода изменений в окружающей среде. Эти изменения могут быть вызваны антропогенными воздействиями или другими видами воздействий на природную среду. Так же под понятием «экологический риск» часто понимают вероятную меру причинения вреда окружающей среде которая выражается в виде возможных потерь за опредененное время. Оценка экологического риска может проводиться на всех уровнях – от точечного до глобального.

Перед началом организации какого-либо производства или другого проекта хозяйственной деятельности проводится оценка экологического риска. Экологические риски оцениваются путем проведения научного исследования, которое сочетает изучение фактов и научных прогнозов. В результате получается работа позволяющая понять последующую степень воздействия на данную местность загрязняющих факторов или других вредных для природы агентов, которые принесет с собой воплощение данного проекта.

При проведении оценки экологических рисков учитываются следующие правила допустимого экологического риска:

Объем неизбежных потерь в природной среде

Объем минимальных потерь в природной среде

Возможность действительного восстановления потерь нанесенных окружающей среде

Отсутствие среда для здоровья человека

Соразмерность экономического эффекта от внедрения проекта и экологического вреда.

Среди множества рисков для жизни человека экологический риск не всегда является главным и самым опасным. Согласно статистике существуют и другие риски преждевременной смерти и нанесения вреда здоровью.

Экологические риски классифицируются и характеризуются по следующим видам:

Индивидуальный. Объектом этого экологического риска является непосредственно человек. Он же, вернее его источники жизнедеятельности и являются источником риска. В результате этого экологического риска человеку могут быть нанесены травмы, человек может заболеть, причинена инвалидность или смерть.

Технический. Объектом такого риска являются различные технические объекты и системы. Несовершенство техники и нарушения правил эксплуатации таких объектов могут привести к авариям, взрывам и катастрофам.

Экологический. Экологические системы так же могут быть объектом экологического риска. Его источником может стать вмешательство человека в условия природной среды данной местности или региона в целом.

Социальный экологический риск имеет своим объектом устоявшуюся социальную группу. Его источником может стать чрезвычайная ситуация и снижение качества жизни. В результате в социальной группе могут произойти следующие нежелателдьные события – групповые травмы, заболевания, рост сметронсти.

Экономический. Материальные ресурсы так же могут стать объектом экологического риска. Это может произойти в результате повышенной опасности производства или неблагоприятные условия природной среды для его организации. Этот экологический риск оценивает возможность увеличения затрат на безопасность и возможный экологический ущерб от недостаточной защищенности.

Фактически работа по оценке экологических рисков сводится к обсуждению возможного экологического ущерба, а так же экономических потерь и убытков в результате того или иного события или изменения состояния окружающей среды.

 

ЛПУ устройство

В настоящее время существует несколько систем застройки больниц: централизованная, децентрализованная (павильонная) и смешанная системы.

Централизованнаясистема застройки характеризуется двумя типами размещения: моноблочным, где все функциональные подразделения лечебных 4учреждений (ЛУ) располагаются в одном корпусе - моноблоке, и централизованно-блочным, при котором часть подразделений находится в главном корпусе, остальные - взда-ниях меньшей этажности (блоках), соединенных с основным корпусом переходами.

Децентрализованнаясистема объединяет в себе павильонный и смешанный типы застройки ЛПУ.Децентрализованная или павильонная система застройки в наибольшей степени отвечает гигиеническим требованиям. При децентрализованной системе застройки больница состоит из ряда отдельных 1-3-этажных зданий. Каждое здание имеет свое назначение - терапия, хирургия, физиотерапия, административные службы, хозяйственные и т. д.

Наиболее часто такая система применяется при сооружении детских, инфекционных и туберкулезных больниц, так как при этом достигается полная изоляция больных каждой инфекцией. Децентрализованная система позволяет устроить изолированный сад для каждого отделения, что способствует созданию в больнице тишины и покоя.

Вместе с тем децентрализованная система имеет ряд недостатков. К ним относятся:- необходимость дублирования во всех лечебных корпусах специальных лечебно-диагностических кабинетов (рентгеновского, физиотерапии, лабораторий и т. д.);

- транспортировка пищи из центральной кухни по наружным дорожкам;

- транспортировка больных из одного приемного покоя;

- увеличение площади участка, а следовательно, и удорожание благоустройства и подземных коммуникаций.

 

Тем не менеедецентрализованнаясистема застройки в свое время сыграла положительную роль вограничении распространения больничных инфекций и создании более благоприятных условий пребывания больных. В условиях павильонной застройки легче изолировать больных с различными формами заболеваний, можно обеспечить лучший микроклимат, особенно инсоляционный режим в помещениях, световой климат. Больше возможностей для пребывания больных на свежем воздухе.

На территории участка выделяют несколько функциональных зон:

- административно-поликлиническую;

- лечебных корпусов;

- зону радиологического корпуса;

- садово-парковую;

- хозяйственную;

- патологоанатомическую.

 

Зоны разделяются между собой полосой зеленых насаждений не менее 15 м.
Зона поликлиники, центрального приемного отделения и административного корпуса размещается ближе к въезду на участок. Желательно иметь отдельный вход на территорию поликлиники.
Зона лечебных корпусов может в свою очередь подразделяться на территорию для соматических и инфекционных больных. Обе части этой зоны должны быть изолированы между собой. Зона инфекционных корпусов должна иметь отдельный въезд, самостоятельное приемное отделение и садово-парковый участок.
Хозяйственная зона (пищеблок, прачечная, дезкамеры, склады, котельная, гараж и т. д.) должна располагаться с подветренной стороны по отношению к лечебным корпусам. На ее территории должна быть оборудована контейнерная площадка с твердым покрытием и подъездом со стороны улицы. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,5 м во все стороны.
Патологоанатомический корпус и дороги к нему должны располагаться так, чтобы их не было видно из окон лечебных учреждений и из садово-парковой зоны. Каждая из зон, сохраняя функциональные связи с другими зонами, должна быть достаточно изолирована полосами зеленых насаждений. Должны соблюдаться санитарные разрывы между зданиями. Разрыв между лечебными корпусами и хозяйственной зоной должен быть не менее 25 м. Радиологическое, инфекционное и патологоанатомическое отделения, мусоросжигательные печи следует размещать на расстоянии не менее 50 м от лечебных корпусов.
На земельном участке больницы должно быть несколько въездов: для лечебных корпусов, где размещаются неинфекционные больные; отдельный въезд для инфекционных больных; а также въезд для патологоанатомического корпуса и хозяйственной зоны.

 

2) Школьные болезни

Причины школьных болезней: нарушений зрения, болезней опорно-двигательной системы, расстройств желудочно-кишечного тракта и нервной системы. Лучшим методом профилактики медики считают правильную организацию рабочего места в комплексе с правильной тренировкой и отдыхом. Книги и тетради должны находиться не ближе чем в 30 см от глаз. Большая роль отводится освещению. Согласно санитарно-гигиеническим требованиям, каждый школьный класс обязан иметь большие окна. Идеально, если ребенок сидит у окна, когда естественный свет падает слева, а в темное время суток помещение должно освещаться люминесцентными лампами. На переменах рекомендуется давать глазам отдых, а, придя домой, нельзя бросаться делать уроки или смотреть телевизор. Лучше всего прогуляться.

(Кроме этого, родители должны объяснить детям пользу тренировки мышц глаз с помощью простых упражнений:

* Несколько раз с силой зажмурить, а затем открыть глаза.
* Вращать глазами сначала по часовой, а затем против часовой стрелки.
* Сфокусировать зрение на отдаленном предмете, после чего близко к глазам поднести палец и сфокусировать зрение на нем.
* Несколько раз посмотреть вверх, вниз, влево, вправо.)
У учеников средних школ распространены болезни желудочно-кишечного тракта, особенно гастрит, - воспаление слизистой желудка с характерными болями. Причины - нарушение режима питания, снижение иммунитета и стрессы. В условиях российских школ график приема пищи часто бывает неудобен. Например, младшему школьнику, который должен есть 4-5 раз в день, предлагается обед, когда он еще сыт после завтрака. При этом к концу учебного дня малыш успевает проголодаться снова, но терпит до прихода домой. Лучшая профилактика гастрита - добросовестное снабжение вашего чада «карманными обедами»: яблоки, творожки, йогурт, низкокалорийные сэндвичи, - и тогда желудку хватит сил дождаться полноценной трапезы на маминой кухне.
Нарушение осанки - последствие длительного сидения за партой у 8 из 10 школьников. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на детей в школьном коридоре: почти все сутулятся, торчат лопатки, опущены плечи. Причины сутулости понятны: ученики не следят за правильной посадкой за партой, а учителя не успевают их одергивать. Привычная сгорбленность закрепляется тяжелым ранцем за плечами и усталостью нежных мышц детской спины. Результат печален: при сильном отклонении грудного отдела позвоночника назад врачи могут диагностировать кифоз («горб»), а при искривлении вбок - сколиоз. Ребенок быстрее устает и чувствует напряжение в спине и пояснице. Чтобы этого не произошло, нужно правильно подбирать школьнику ранец, а носить его он должен на обоих плечах и не перегружать учебниками. За партой нужно сидеть прямо, не наваливаясь на нее, а администрация школ должна следить, чтобы мебель соответствовала росту детей.

 











Билет

1) ЗОЖ Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Образ жизни — определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя совокупность различных видов деятельности, поведение людей в повседневной жизни. Образ жизни фиксирует также особенности общения, склад мышления людей, определяющий их поведение. Образ жизни формируется под действием социально-экономических, культурных и природных условий, но не сводится к сумме или совокупности тех или иных обстоятельств. Он выступает целостной структурой, включающей как объективные аспекты (способы совместной деятельности, общественная связь людей, определяющие характер их общения и поведения), так и субъективные (цели общения, интересы и мотивы деятельности, ценностные ориентации).

Условия жизни — все опосредующие и обусловливающие образ жизни факторы (материальные, природные, социальные, политические, духовно-нравственные, культурные). Уровень жизни определяется обеспеченностью жильем, медицинской помощью, продолжительностью рабочего и свободного времени, структурой доходов. Качество жизни в социально-медицинских исследованиях — качество тех условий, в которых осуществляется повседневная жизнедеятельность людей (качество жилищных условий, питания, образования, уровня комфорта). С валеологической точки зрения, качество жизни следует рассматривать не просто как характеристику условий жизни, а

2) Ультрафиолетовое излучение

Ультрафиолетовое излучение представляет собой часть солнечной радиации с длиной волны от 10 до 400 нм. Ультрафиолетовые лучи с длинной волны от 10 до 290 нм не дости­гают земной поверхности.

 Свойства ультрафиолетового излучения с раз­ной длинной волны неодинаковы. Наиболее короткие волны (от 10 до 200 нм) по своему действию приближаются к ионизирующему излучению. Эта область получила название озонирующей. Энергия ультрафиолетового излучения с длинной волны от 200 до 400 нм не достаточна для возбуж­дения атомов, здесь преобладают фотохимические реакции. Для нас наибольшее значение имеет часть спектра от 200 до 400 нм. Эту зону делят на область С - от 200 до 280 нм область В - от 280 до 320 нм область А - от 320 до 400 нм Область С называют бактерицидной.

 Преимущественным действием ультрафиолетового излучения в этой области является бактерицидное действие, что широко используется для обеззараживания воды, воздуха и тд. Бактерицидным действием обладают также области В и А, но в зна­чительно меньшей степени. Область В называется эритемной, т.к. под влиянием ультрафиоле­тового излучения этой области возникает эритема. В области В также очень выражено витаминообразующее действие. Наиболее мощным ви-таминообразующим эффектом обладает область с длинной волны от 265 до 315 нм. Область А получила название загарной. Под воздействием ультра­фиолетового излучения этой области возникает загар - образование мела­нина, что представляет собой защитную реакцию организма. Роль УФИ очень велика. Оно повышает тонус организма, умствен­ную и физическую работоспособность, сопротивляемость к инфекциям, стимулирует деятельность желез внутренней секреции, кроветворение. Под действием ультрафиолетового излучения образуются витамин D, гистамин,тканевыегормоны, пигменты.

Недостаток ультрафиолетового излучения отрицательно сказывается на организме и может приводить к:

 1. Рахиту у детей

2. Снижению общей иммунологической реактивности

3. Снижению умственной и физической работоспособности

 4. Повышению заболеваемости

 5. Нарушению обмена кальция (из-за нехватки витамина D) - остеопо-роз, остеомаляция, кариес Не следует, однако, забывать и об отрицательном действии ультра­фиолетового излучения, которому в последнее время уделяется присталь­ное внимание

Отрицательное действие переоблучения:

1. Обострение ряда хронических заболеваний. Поэтому загорание не может быть рекомендовано при таких заболеваниях как туберкулез, ревматизм, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, сердечно­сосудистые заболевания, все виды опухолевых процессов

 2. Доказано роль ультрафиолетового излучения в развитии рака кожи, в частности меланомы

3. Возможно возникновение дефицита некоторых ароматических амино­кислот - тирозина, фенилаланина, а также витамина С и витамина РР, которые участвуют в синтезе меланина

3) Определение и содержание военной гигиены

Санитарно-гигиеническое обеспечение войск в современных условиях - это комплекс медицинских, инженерно-технических, хозяйственно-бытовых, воспитательных и других мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья личного состава войск, поддержание и повышение их боеготовности, который реализуется путем проведения медицинских и немедицинских мероприятий.

Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль включает:

-контроль за состоянием здоровья личного состава;

-контроль за соблюдением установленных санитарных норм и правил размещения, питания, водоснабжения, за условиями военного труда и обитаемости, банно-прачечного обслуживания личного состава, захоронения погибших и умерших;

выявление и установление причин и условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений (поражений) личного состава;

изучение и оценку санитарно-эпидемического состояния соединений (частей) и районов их расположения (действий);

разработку предложений командованию по устранению выявленных недостатков и проведению конкретных (целенаправленных) санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль за размещением личного состава воинской части включает:

участие начальника медицинской службы воинской части (специалистов санитарно-эпидемиологических подразделений и учреждений) в выборе участков (районов) расположения войск при проведении санитарно-эпидемиологической разведки в составе рекогносцировочной группы, организуемой командованием;

контроль за выполнением санитарно-гигиенических требований при оборудовании и содержании инженерных сооружений (опорных пунктов, пунктов обогрева, укрытий, землянок, блиндажей и др.);

контроль за очисткой территории, удалением нечистот и отбросов.

Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контрольза питанием включает:

оценку фактического состояния питания личного состава, а также проверку количественной и качественной полноценности, доброкачественности пищевых продуктов, технологии приготовления и качества готовой пищи;

выявление заболеваний, связанных с неполноценностью питания;

проверку соблюдения санитарных правил перевозки, хранения пищевых продуктов и доставки готовой пищи в подразделения;

контроль санитарного состояния продовольственных пунктов и территории их расположения;

контроль за составлением раскладки продуктов и соблюдением режима питания в соответствии с условиями деятельности личного состава;

участие в санитарно-эпидемиологической экспертизе продуктов при подозрении на их недоброкачественность, а также трофейного продовольствия;

медицинское наблюдение за состоянием здоровья личного состава продовольственной службы и контроль за выполнением правил личной гигиены на объектах питания.

Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль за водоснабжением предусматривает:

 

участие в разведке источников воды и определении их пригодности для водоснабжения;
проверку (по показаниям) качества воды, добываемой на пунктах водоснабжения, водоразборных пунктах и других водоисточниках, а также контроль санитарного состояния средств подвоза, хранения и доставки воды в подразделения;
оценку эффективности обеззараживания воды путем определения остаточного хлора;
контроль за доведением до личного состава норм снабжения водой, а также наличием у военнослужащих индивидуальных средств очистки и обеззараживания воды;
медицинское наблюдение за состоянием здоровья личного состава, привлекаемого к добыче, очистке, хранению и доставке воды;
проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы воды при подозрении на ее зараженность возбудителями инфекционных заболеваний, ядовитыми химическими веществами и т.п.
Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль за условиями военного труда и обитаемости осуществляется путем:
выборочного контроля за соблюдением гигиенических норм и параметров обитаемости на объектах военной техники и в инженерных сооружениях;
проведения в межбоевой период медицинских осмотров и, по показаниям, лабораторных исследований в целях наблюдения за состоянием здоровья личного состава, подвергающегося воздействию вредных факторов (ионизирующих и неионизирующих излучений, агрессивных и токсических жидкостей, компонентов ракетного топлива и др.);
выборочной (совместно с психологами, а при необходимости - психиатрами) проверки состояния нервно-психического статуса личного состава.
Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль за банно-прачечным обслуживанием личного состава включает:
контроль за своевременностью и полнотой помывок личного состава, качеством стирки (дезинфекции, дезинсекции) белья, обмундирования и химической чистки специальной одежды;

 

проверку санитарного состояния дивизионных и полковых бань (санитарных пропускников), наличия мыла, порядка обеззараживания мочалок и дезинфекции помещений бань (санитарных пропускников).
Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль за захоронением погибших (умерших) предусматривает:
участие представителя медицинской службы части (соединения) в выборе мест (пунктов захоронения, братских могил) для захоронения погибших в бою, умерших от ран и болезней и контроль за соблюдением санитарных правил при захоронении;
проверку обеспеченности подразделений, выделенных для проведения захоронения и уничтожения опасных в санитарном отношении материалов дезинфекционными средствами, специальной одеждой, а также организацией помывки личного состава этих подразделений после окончания работ.
Немедицинские мероприятия санитарно-гигиенического характера осуществляют следующие службы ВС РФ: радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ); инженерная; продовольственная; вещевая; ветеринарно-санитарная и квартирно-эксплуатационная.

9 билет
1) Экология, медицинская экология. Экологическое здоровье
Эколо́гия — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Медицинская экология пытается установить причину заболеваний в непосредственной связи с окружающей средой, при этом учитывается большое разнообразие экологических факторов, нозологических форм заболеваний и генетических особенностей человека. Физические, химические агенты — обычные загрязнители окружающей среды. Особенности образа жизни человека (злоупотребление алкоголем, курение) также могут быть включены в список факторов риска.
Цель экологии оптимизация взаимоотношений человека с окр.средой, что должно максимально использовать положительные влияния природы на человека. Изучение процессов происходящих в почве, воде, воздухе.

четыре закона экологии американского ученого Б. Коммонера:
все связанное со всем;
все должно куда-то деваться;
природа «знает» лучше;
ничто не проходится напрасно (за все надо платить).

Как отмечает М. Реймерс, первый закон Б. Коммонера близкий по смыслу к закону внутреннего динамического равновесия, второй — к этому же закону и закону развития естественной системы за счет окружающей среды, третий — предостерегает нас от самоуверенности, четвертый — снова затрагивает проблемы, которые обобщают закон внутреннего динамического равновесия, законы константности и развития естественной системы. По четвертому закону Б. Коммонера мы должны возвращать природе то, что берем у нее, иначе катастрофа с течением времени неминуемая.

2 Гигиенические и химические показатели центрального водоснабжения

Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

«Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», которые учитывают современное санитарно-эпидемическое состояние окружающей среды и обеспечивают высокие требования к качеству питьевой воды и контролю за ним.

Микробиологические и паразитологические показатели качества питьевой воды

Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется по перечню нормативных параметров:

1. Обобщенные показатели и содержание вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение

2. Содержание вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения

3. Содержание вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (более 1200).

3) Гигиеническая физиологическая норма режима дня школьника
Режим дня - это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности. Рационально построенный режим (табл. 26, 27) способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье. В основе режима дня лежит условно-рефлекторная деятельность. Со временем она приобретает характер динамического стереотипа, подготавливая организм к выполнению определенной деятельности в конкретное время и, значит, облегчает выполнение этой работы. С ростом и развитием ребенка режим дня претерпевает изменения в соответствии с другими интересами, ритмом жизни, что носит диалектически обусловленный характер. Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности ребенка, в соответствии с гигиеническим регламентом. Деятельность должна быть посильной для данного индивидуума, а отдых должен способствовать оптимальному восстановлению. Основными компонентами режима дня являются: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки), учеба в школе и дома, игровая деятельность по интересам, отдых по интересам, личная гигиена, питание, помощь по дому.

 Гигиенические требования к организации режима дня детей, посещающих эти группы, те же. После уроков дети обедают, идут на прогулку на воздух, где проводят время, активно отдыхая, затем готовят домашние задания в условиях, обеспечивающих возрастные гигиенические нормативы. В начальной школе желателен послеобеденный пассивный отдых (сон), если позволяют условия, в течение 1-1,5 часа. При неправильной организации режима дня в такой группе у детей быстро нарастают процессы утомления, ухудшается функциональное состояние систем организма, нарушаются обменные процессы.
Режим дня школьников значительно изменяется в выходные дни, в каникулярное время, в дни подготовки и сдачи экзаменов. В период каникул и в выходные дни следует существенно (лучше - максимально) увеличить время пребывания на воздухе, где можно организовать подвижные игры, спортивные игры, спортивные занятия, экскурсии, походы и другие виды активной эмоциональной деятельности. Все остальные режимные элементы тоже имеют место, но больше времени следует отводить творческой деятельности. В период подготовки и сдачи экзаменов остаются прежними длительность сна, личной гигиены, закаливания, двигательной активности, питания. Остальное время посвящается учебной деятельности в домашних условиях, но следует помнить, что подобная подготовка проходит оптимально в часы наибольшей физиологической активности. Необходимо соблюдать рациональный ритм такой деятельности и вводить короткие перерывы через каждые 45 мин., а спустя 2,5-3 часа - более длительный отдых на воздухе, возможен прием пищи. Общее время занятий - 8-9 часов.

 

 

 

10 билет

1) Экологические токсикозы

2) Микроклимат, комплексный метод изучения его

Микроклимат жилых помещений представляет собой комплекс метеоро­логических условий в помещении: • Температура воздуха и внутренних поверхностей помещения

• Влажность воздуха в помещении

• Скорость движения воздуха в помещении

• Атмосферное давление Для того, чтобы понять механизм влияния перечисленных параметров на че­ловека, надо вспомнить, как работает система терморегуляции).

Для человека микроклимат может быть 1) Комфортным - обеспечивает состояние теплового комфорта.

2) Дискомфортным а) Нагревающим б) Охлаждающим

Охлаждающий микроклимат. К увеличению потерь тепла, а следовательно к охлаждению организма и появлению чувства холода ведут • Низкая температура воздуха.

Увеличивает теплоотдачу излучени­ем и конвекцией. • Высокая влажность (при низкой температуре). Увеличивается от­дача тепла путем конвекции, так как теплоемкость влажного воз­духа ниже чем сухого и он легче нагревается • Высокая скорость движения воздуха. Способствует теплоотдаче испарением. Нагревающий микроклимат. К уменьшению теплоотдачи, нагреванию организма и появлению ощуще­ния "жарко" ведут следующие факторы: • Высокая температура воздуха. Снижает теплоотдачу излучением и конвекцией.. • Высокая влажность (при высокой температуре). Затрудняет теплоот­дачу испарением. • Низкая скорость движения воздуха. Также уменьшает теплоотдачу испарением К мероприятиям по улучшению микроклимата относятся отопление, вен­тиляция.

Больничное помещение Температура (°С) Палаты для взрослых 20 Палаты для детей 22 Палаты для лихорадящих больных и больных с гипертиреозом 17 Палаты для больных гипотиреозом 22-23 Палаты для недоношенных детей 25 Палаты с ожоговыми больными 25-26 Перевязочные и процедурные 22 Операционные 21 Родовые палаты 25 '. Изменения температуры не должны превышать: • В направлении от внутренней до наружной стены - 2°С • В вертикальном направлении - 2.5°С на каждый метр высоты • В течение суток при центральном отоплении - 3°С Относительная влажность воздуха должна составлять 30-60%Скоростьдвижения воздуха - 0.2-0.4 м/с Методы комплексной оценки влияния микроклимата на организм. Отдельное рассмотрение факторов микроклимата не позволяет объек­тивно оценить влияние микроклимата на организм, так как все факторы взаимосвязаны и могут ослаблять или усиливать друг друга (температура и скорость движения воздуха, температура и влажность и тд.)- Существуют методы комплексной оценки микроклимата и его влияния на организм: 1) Оценка охлаждающей способности воздуха. Охлаждающая спо­собность определяется с помощью катотермометра и измеряется в мкал/см2-с. Норма (тепловой комфорт) для сидячего образа жизни-5.5-7 мкал/см с. При подвижно м образе жизни - 7.5-8 мкал/см2с. Для больших помещений, где теплоотдача выше норма охлаждаю­щей способности составляет примерно 4-5.5 мкал/см с. 2) Определение ЭЭТ (эквивалентная эффективная температура), ра­диационной температуры и РТ (результирующая температура). 1. Эквивалентная эффективная температура (ЭЭТ) определяется по таблице с учетом скорости движения воздуха и относительной влажности. 2. Средняя радиационная температура характеризует тепловое действие солнечной радиации. Она определяется с помощью ша­рового термометра. Средняя радиационная температура может использоваться как самостоятельный показатель, характеризую­щий тепловое излучение, а может использоваться для определе­ния результирующей температуры. 3. Результирующая температура (РТ) позволяет определить суммарное тепловое действие на человека температуры, влажно­сти, скорости движения воздуха и излучения. Определение РТ производится по номограммам, после того как определены зна­чения всех четырех указанных выше факторов.микроклимата (влажность, скорость движения воздуха, температура воздуха, ра­диационная температура). Имеются номограммы для определения РТ при легком и тяжелом физическом труде. Комфортная РТ при покое равна 19°С, для легкого физического труда - 16-17°С 3) Объективные методы: 1. Определение температуры кожи 2. Исследование интенсивности потоотделения 3. Исследование частоты пульса, артериального давления и тд. 4. Хблодовая проба - изучение адаптации организма к холоду. Принцип заключается в том, что на выбранном участке кожи из­меряют температуру э.чектротермометром, затем прикладывают лед на 30 секунд после чего измеряют температуру кожи через каждые 1-2 минуты в течение 20-25 минут. После этого оценива­ют адаптацию к холоду: • Норма - температура возвращается к исходному уровню через 5 минут • Удовлетворительная адаптация - через 10 минуг • Отрицательный результат - 15 минуг и более.

3) Режим питания

Первым принципом правильного режима питания является регулярность питания, т. е. приемы пищи в одно и то же время суток. Выработка постоянного стереотипа в режиме питания имеет большое значение для условно-рефлекторной подготовки организма к приему и перевариванию пищи.

Вторым принципом правильного режима питания является дробность питания в течение суток. Одно- или двухразовое питание нецелесообразно и опасно для здоровья.

Практически здоровому человеку рекомендуется трех- или четырехразовое питание, а именно: завтрак, обед, ужин и стакан кефира перед сном. Когда позволяют условия, то можно вводить в режим питания один или два дополнительных приема пищи: между завтраком и обедом и между обедом и ужином. Естественно, что дополнительные приемы пищи отнюдь не предполагают увеличения общего количества потребляемых пищевых продуктов за день.

Третьим принципом правильного режима питания является максимальное соблюдение рационального питания при каждом приеме пищи. Это значит, что набор продуктов при каждом приеме пищи (завтрак, обед, ужин) должен быть продуман с точки зрения поставки организму человека белков, жиров, углеводов, а также витаминов и минеральных веществ в наиболее благоприятном (рациональном) соотношении.

Четвертым принципом правильного режима питания является наиболее физиологическое распределение количества пищи по ее приемам в течение дня.наиболее полезен для человека такой режим, при котором за завтраком и обедом он получает более двух третей общего количества калорий суточного рациона, а за ужином — менее одной трети.

время между завтраком и обедом составляло 5–6 ч и время между обедом и ужином также составляло 5–6 ч. На основании проведенных исследований следует рекомендовать, чтобы между ужином и началом сна проходило 3–4 ч.

Правильный режим питания особенно важен для нормально развивающегося детского организма. Новорожденных детей рекомендуется кормить с 3—3,5-часовым перерывом между приемами пищи.

Режим питания нельзя рассматривать как догму. Меняющиеся жизненные условия могут вносить в него свои коррективы. Более того, некоторые изменения режима питания нужно время от времени производить специально с целью определенной тренировки пищеварительной системы. В данном случае, как и при других процессах усиление возможностей адаптации, необходимо помнить о том, что изменения в режиме питания не должны быть слишком резкими, т. е. они могут представлять собой физиологически допустимые колебания, не являясь грубыми нарушениями режима питания.

Наиболее частым нарушением является следующий характер питания в течение суток: очень слабый завтрак (или почти его отсутствие — только стакан чая или кофе) утром перед уходом на работу; неполноценный обед на работе, иногда в виде бутербродов; очень плотный ужин дома после прихода с работы. Такое фактически двухразовое питание может в силу своей систематичности наносить существенный вред здоровью. Во-первых, обильная еда вечером значительно усиливает возможность (иначе говоря, является так называемым фактором риска) возникновения инфаркта миокарда, гастрита, язвенной болезни, острого панкреатита. Вечером, после трудового дня, энергозатраты человека обычно небольшие. Они еще больше снижаются в период ночного сна. Поэтому обильный прием пищи вечером приводит к тому, что значительная доля потребленных углеводов, не подвергшись полному окислению, преобразуется в жиры, которые откладываются про запас в жировой ткани. Таким образом, нарушения режима питания, выражающиеся в перенесении основной доли пищевого рациона в вечерние часы, способствуют также возникновению и развитию ожирения.

Сравнительно частым нарушением режима питания, особенно у женщин, является замена полноценного обеда приемом (или даже двумя-тремя приемами с небольшим перерывом между ними) кондитерских или мучных изделий.. Кондитерские изделия обычно содержат большое количество легкорастворимых и быстроперевариваемых углеводов (простые сахара), которые, попадая в кровь в виде глюкозы, в течение относительно короткого времени значительно повышают концентрацию последней в крови. Это является большой нагрузкой для поджелудочной железы.

 

Билет 11

1)Реализация человеком программы онтогенеза, заложенной в его хромосомах, зависит от состояния внутренней среды организма, а также от влияния внешней среды. Наибольшее распространение получили две классификации факторов, определяющих протекание онтогенеза у человека.

Первая классификация делит факторы по их природной сущности. Согласно ей выделяют две группы факторов:

1 группа – Биотические факторы, то есть факторы, относящиеся к живой природе. Это наследственность, микробное окружение, присутствие различных паразитов и тому подобное;

2 группа – Абиотические факторы, то есть факторы неживой природы. К ним относятся климат, химический состав почвы, воды, пищи, воздуха, радиационный фон, интенсивность электромагнитных полей и излучений.

Вторая классификация, делящая факторы по их принадлежности к внутренней или внешней среде, является наиболее распространённой и общепризнанной во всём мире. В частности, этой классификацией пользуются при изучении показателей здоровья и качества жизни больших популяций людей (населения стран, областей и других) и определения зависимости этих пока-зателей от различных условий проживания и национальных особенностей. В соответствии с этой классификацией все факторы делятся на Эндогенные (относящиеся к внутренней среде организма) и Экзогенные (относящиеся к среде обитания).

К эндогенным факторам относятся:

1) генетические факторы (национальность, наличие наследственного, генетического заболевания, пол человека). Указанные факторы влияют на процессы роста и развития либо прямо, посредством формирования определённых уровней и соотношений гормонов, регулирующих эти процессы, либо опосредованно через изменение метаболизма организма;

2) травма (то есть повреждение) пренатальная или постнатальная, нарушающая рост и развитие. Травма может быть химической, физической, иммунологической или являться результатом инфекции.

К экзогенным факторам относятся:

1) природные факторы:

A) климат;

B) рельеф, геологическое строение района проживания, характер почвы;

C) водные ресурсы (атмосферная влага, обеспеченность населения водой, её качество);

D) характер и состояние растительности, животного мира, устойчивость экологических систем, частота чрезвычайных ситуаций природного характера

2) хозяйственная деятельность человека как таковая и через её влияние на окружающую среду (экологическая обстановка в районе проживания, современная экономическая ситуация);

3) социальные факторы:

A) уровень культуры (в том числе гигиенической), национальные тради ции, отношение к здоровью;

B) факторы питания (традиционный выбор продуктов, способы приготовления пищи, режим питания);

C) уровень образования, социальное положение, профессия интересы родителей, система ценностей в семье, её состав, уровень материальной обеспеченности, условия быта;

2Микробиологические показатели.

 

Наибольшее эпидемиологическое значение из большого числа микроорганизмов, находящихся в загрязненных природных водах, имеют кишечные патогенные бактерии: Salmonella, Shigella, энтеротоксичнаяEscherihiacoli, Vibriocholerae, Yersiniaenterocolitica, Campilobacterfetus. Их потенциальная опасность для человека обусловлена не только тем, что при попадании в организм они вызывают развитие острого кишечного заболевания, но и высокой сохраняемостью в объектах окружающей среды. Так, например, сальмонеллы брюшного тифа и шигеллыФлекснера и Зонне сохраняют свою жизнеспособность в нормальных условиях в течение 2-12 дней, а в замерзшей воде на протяжении всей зимы. Холерные вибрионы не только сохраняют жизнеспособность более 5 месяцев и выдерживают замораживание, но и способны размножаться в речной воде.

Поэтому чрезвычайно важным для профилактики инфицирования человека посредством воды является обеспечение ее эпидемической безопасности. Это гигиеническое требование к доброкачественной питьевой воде контролируется по ряду микробиологических и паразитологических показателей (см.ниже). К числу санитарно-показательных микроорганизмов относят бактерии группы кишечных палочек (БГКП), энтерококки, клостридии, бактерии группы протея, термофилы и колифаги. С точки зрения оценки уровня загрязнения воды микроорганизмами в практике коммунального водоснабжения в качестве критериев для оценки возможного фекального загрязнения воды используют группу индикаторных бактерий, а вирусного - колифаг.

К числу индикаторных бактерий, рекомендованных ВОЗ для этой цели, относятся микроорганизмы, обитатающие в кишечнике человека, колиформные микроорганизмы (бактерии группы кишечных палочек), характеризующиеся высоким уровнем выживаемости и, по сравнению с рядом патогенных микроорганизмов, устойчивости к воздействию факторов окружающей среды и дезинфектантов, неспособностью размножаться ни в воде, ни в почве. В связи с этим бактериологами всего мира БГКП признаются не только как санитарно-показательные микроорганизмы, но как основные показатели фекального загрязнения объектов окружающей среды, и, следовательно, индикаторы эпидемической опасности объектов окружающей среды. Здесь следует сделать некоторое пояснение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...