Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гигиеническое значение органолептических показателей качества питьевой воды




Ионизирующее излучение

Поскольку рентгеновское излучение относится к ионизирующим излуче­ниям оно оказывает определенное неблагоприятное действие на организм че­ловека. Все ионизирующие излучения имеют примерно одинаковый механизм действия:

 

Основные этапы действия ИИ на организм.

1) Физико-химический этап. Под воздействием излучения возникает прямая ионизация основных элементов клетки - белков, жиров, углеводов, и в них возникают активные центры. Параллельно идет процесс радиолиза воды, образуется перекись водорода, гидропероксид (НО2) и другие силь­ные окислители, повреждающие клеточные структуры. Все эти продукты образуются естественно с потреблением кислорода, поэтому более оксигенированные ткани повреждаются сильнее.

2) Химический этап. Он выражается в том, что начинаются активные хими­ческие реакции между водой и ее радикалами и активными молекулами жиров, белков и углеводов. Это быстрые процессы, ведущие к нарушению целостности мембран.

3) Биохимический этап. Через разрушенные мембраны начинается выход белков-ферментов и субстратов. Начинаются процессы взаимодействия их между собой образуются порочные ферментативные циклы, производящие ненужные организму продукты.

 Таким образом, первоначальный толчок получает многократное усиление, поэтому столь незначительная энергия излучения производит такое губитель­ное действие.

 

 Говоря о конкретном проявлении действия рентгеновского излучения на организм человека, надо вспомнить, что ионизирующее излучение может вы­зывать две группы эффектов:

1) Пороговые (детерминированные, нестохастические) эффекты - это яв­ления для которых имеется порог интенсивности излучения, ниже которо­го они не появляются. То есть, если интенсивность излучения больше по­роговой (больше некоторого порогового значения), то возникают пораже­ния, тяжесть которых закономерно нарастает с увеличением дозы. Примеры: 1. Лучевая болезнь (острая и хроническая). При дозе менее 100 Бэр острая лучевая болезнь не разовьется. Хроническая лучевая болезнь не развива­ется при дозе менее 25 Бэр. 2. Лучевые ожоги 3. Лучевая катаракта 4. Лучевое бесплодие 5. Лучевые аномалии в развитии плода 6. Гипофункция щитовидной железы 7. Снижение кроветворения и иммунореактивности 2) Беспороговые(стохастические,вероятностные)эффекты. Это такие эффекты, для которых не существует порога. Даже ] квант излучения может вызывать эти эффекты. Тяжесть проявления не зависит от дозы, доза лишь определяет вероятность их появления в популяции. Примеры: а) Канцерогенное действие б) Мутагенное действие в) Возникновение лейкозов.

 

Рентгеновское излучение естественно не применяется в дозах, способных вызвать пороговые эффекты, а вот беспороговые эффекты (канцерогенное, мутагенное действие и тд.), не требующие высоких доз вполне вероятны. Рентгеновское излучение широко применяется в медицине с диагностиче­ской целью и поэтому вносит большой вклад в облучение населения. При медицинском облучении используются принципы контроля и ограничения ра­диационного воздействия, основанные на получении полезного диагностиче­ского и (или) терапевтического результата при минимальном облучении па­циента. Нормы разрабатываются федеральными органами здравоохранения совместно с Госсанэпиднадзором.

Флюорография грудной клетки Рентгенография грудной клетки Рентгеноскопическое исследование Дентальные снимки

0.1 Бэра

0.2 - 0.3 Бэра

3-5 Бэр

2-18 Бэр на кожу.

 

Гигиеническое значение органолептических показателей качества питьевой воды

Органолептические свойства воды включают в себя такие ее характери­стики как прозрачность, цвет, запах, вкус, температура.

Вкус и привкус 2 балла
Вкус воды зависит от ее температуры, содержания в ней газов и растворенных веществ. Появление специфического вкуса у питьевой воды может свидетельствовать о ее загрязнении, например, органическим веществами.
По характеру различают соленый, горький, кислый и сладкий вкусы. Остальное – привкусы: щелочной, болотный, металлический, нефтепродуктов и т. д. Соленый вкус воде придает хлорид натрия, горький – соединения магния. Органические вещества придают воде сладкий вкус.
Для того, чтобы определить вкус, воду подогревают примерно до 30 °С, набирают в рот около 15 мл и держат во рту несколько секунд; не проглатывая.

Запах воды 2 балла
Наличие запаха у питьевой или природной воды может быть связано либо с наличием в ней разлагающихся органических веществ, либо с присутствием химических загрязнителей. Например, сероводородный запах (запах «тухлых яиц») свидетельствует о неблагоприятном микробиологическом состоянии воды. Фенольный или смоляной запах могут свидетельствовать о загрязнении промышленными стоками. Хлорный запах говорит о избыточной концентрации (более 0,6 мг/л) активного хлора, используемого для обеззараживания питьевой воды и воды бассейнов.

В химической лаборатории запах воды определяют при нагревании ее до температуры 60 °С. Характер запаха выражается описательно: без запаха, сероводородный, болотный, гнилостный, плесневый и т. п. Интенсивность запаха оценивают по пятибалльной шкале (0 – нет, 1 – очень слабый, 2 – слабый, 3 – сильный, 4 – очень сильный).

Осадок
При стоянии пробы воды может образоваться осадок. Это происходит за счет осаждения механических примесей, присутствующих в воде. Осадок по количеству может быть незначительный, заметный, большой. По качеству различают осадок кристаллический, хлопьевидный, илистый, песчаный и др., указывают также его цвет: бурый, желтый, черный и т. д. Отмечают изменения при стоянии: выпадение осадка, образование кристаллов на внутренней поверхности бутылки, образование мути, осветление и т. п.

Цветность 20 градусов
Цвет воды зависит от наличия в ней примесей, а также от количества и состава растворенных в ней веществ. Как правило, воды подземных источников (артезианские скважины) бесцветны. Природные воды рек и озер могут иметь темно-коричневую или желтовыатую окраску, обусловленную растворенными в ней фульвокислотами, вымывающимися из почв. Большое количество сероводорода, растворенного в воде, придает ей изумрудно-зеленоватую окраску за счет окисления сероводорода и образования тонкой взвеси серы. Рыжую или бурую окраску воде из колодца может придавать содержащееся в ней железо. Загрязнение воды соединениями азота приводит к массовому развитию микроводорослей, вследствие чего вода приобретает зеленоватый оттенок.
Определение цветности в лаборатории проводят путем сравнения цвета анализируемой воды со стандартной окраской, создаваемой в растворе хлорплатинатом калия и хлористым кобальтом.

Мутность 2,6 ЕМФ
Мутность воды вызвана присутствием тонкодисперсных взвесей диаметром более 100 нм. Они имеют органическую и неорганическую природу. Взвешенные вещества попадают в воду в результате смыва твердых частичек (глины, песка, ила) с почвы дождями или талыми водами во время сезонных паводков, а также в результате размыва русла реки. Также повышение мутности воды вызвано выделением некоторых карбонатов, гидроксидов алюминия, высокомолекулярных органических примесей гумусового происхождения, развитием микроорганизмов и микроводорослей, а также окислением соединений железа и марганца кислородом воздуха. Мутность влияет на внешний вид воды. Она защищает микроорганизмы при ультрафиолетовом обеззараживании и стимулирует рост бактерий.мутность должна быть минимальной для обеспечения высокой эффективности этой процедуры.

Прозрачность воды
Под прозрачностью воды понимается ее способность пропускать свет и делать видимыми предметы, находящиеся на определенной глубине. Прозрачность воды определяется количеством содержащихся в ней механических примесей. В лаборатории количественное определение прозрачности производят в приборе, представляющем градуированный цилиндр со съемным плоским пришлифованным дном. Менее точно определение прозрачности может быть произведено в цилиндре Геннера. Исследуемую воду перед определением хорошо взбалтывают и наливают в цилиндр. Затем ставят цилиндр неподвижно над шрифтом для определения прозрачности так, чтобы шрифт находился в 4 см от дна. Добавляя или отливая воду из цилиндра, находят предельную высоту столба воды, при которой возможно чтение шрифта.

 


2 билет

1) Основные этапы в развитие гигиены. Дифференцировка гигиены. И про всех ученых гигиены.

Важная роль в развитии гигиены принадлежит одному из основоположников отечественной медицины М.Я.Мудрову.С 1808 г. он читал курс лекций "О гигиене и болезнях обыкновенных в действующих войсках, а также терапии болезней в лагерях и госпиталях наиболее бывающих".Мудров произнес актовую речь, в которой определил задачи гигиены вообще и военной гигиены в частности. М.Я.Мудров утверждал, что гигиена должна базироваться на знании физиологии, физики, химии. Эта актовая речь привлекла внимание правительства к необходимости улучшения постановки лечебного и санитарного дела в армии. Мудров выезжал на борьбу с холерой в Саратов и Петербург и написал "Наставления простому народу, как предохранить себя от холеры". Мудров оставил большой след в развитии отечественной гигиены. Привлек внимание общественности к задачам гигиены, заложил основы военной гигиены в России.

А.П. Доброславинбыл первым профессором, возглавлявшим кафедру гигиены Медико-хирургической академии в Петербурге. Кафедра стала центром гигиенических исследований. Доброславинразработал программу общей, военно-сухопутной и военно-морской гигиены для студентов и прикомандированных врачей, ввел практические занятия, создал гигиеническую лабораторию, широко поставил экспериментальные работы по гигиене. Он организовал химико-аналитическую станцию для исследования доброкачественности пищевых продуктов, способствовал разработке санитарной экспертизы воды, почвы, пищевых продуктов. Доброславин был представителем экспериментального направления в гигиене.

Ф.Ф.Эрисманпо профессии врач-окулист, но еще со студенческих годов увлекался вопросами гигиены. Он опубликовал статью о результатах гигиенических исследований остроты зрения 4000 учеников средних школ, в которой показал роль естественного освещения и других условий в этиологии близорукости. Он разрабатывает модель рациональной парты, которая вводится в школах и демонстрируется на гигиенической выставке в Брюсселе. В 1874 г. выходит в свет его 3-х томный труд "Руководство к гигиене", а также "Профессиональная гигиена, или гигиена умственного и физического труда". Эрисман провел колоссальные исследования по изучению труда и быта рабочих фабрично-заводских предприятий.

В 1884 Эрисман получает кафедру гигиены на медицинском факультете Московского университета. Он назвал гигиену наукой об общественном здоровье. Эрисман организовал Московское гигиеническое общество. Он был представителем общественного направления в гигиене.

Великому хирургу Я. И. Пирогову принадлежат слова о том, что "будущее принадлежит медицине предохранительной".

Макс Петтенкофер справедливо признается основоположником совре-юй научной экспериментальной гигиены.Макс Петтенкофер первым применил точные методы естественных наук учению окружающей среды - воздуха, воды, почвы, жилища, одежды и ее ния на организм человека и здоровье населения.

2) Пыль, как вредный производственный фактор. Принципы ее нормирования. Профилактика.

Пыль-понятие, характеризующее физическое состояние твердого вещества, а именно раздробленность его на мельчайшие частицы

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЫЛИ ПО ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЮ

• органическая

• неорганическая

• смешанная
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЫЛИ ПО СПОСОБУ ОБРАЗОВАНИЯ
• дезинтеграции
• конденсации
ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПЫЛИ
• Дисперсность пылевых частиц
• Форма пылевых частиц
• Электрические свойства пыли
• Химический состав пыли
• Растворимость пыли
• Удельная поверхность пыли
ЗАБОЛЕВАНИЯ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЫЛИ

• Пневмокониоз (антракоз, силикоз и др.)

• Ларингит, воспаление легких

• Прободение носовой перегородки

• Конъюктивиты, помутнение хрусталика

• Шелушение кожи, фурункулез, экземы и др.

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЫЛИ

• технологические и технические

• санитарно-технические

• медико-профилактические
Действие пыли на организм зависит от:
 1. Концентрации. Существуют нормы содержания пыли. Они колеблются от 1 до 10 мг на кубический метр.
2. Химического состава пыли. Если говорить об обычной пыли, то в ней определяющее значение имеет концентрация оксида кремния. Чем она выше, тем токсичнее пыль.
3. Дисперсности. Больше всего пыли задерживается в легких при разме­ре пылевых частиц от 1 до 5 мкм. Более крупнодисперсная пыль за­держивается в верхних дыхательных путях, а мелкодисперсная пыль как легко входит в легкие, так легко и выделяется.
4. Формы пылевых частиц. Аэрозоли дезинтеграции, частицы пыли ко­торых имеют острую, угловатую форму, оказывают более неблагопри­ятное действие, чем аэрозоли конденсации.

3) Гигиенические требования к помещению и оборудованию в общеобразовательных школах.



























Классная доска.

Различают два основных типа классных досок - настенные и передвижные. Основные гигиенические требования, предъявляемые к доске - облегчение зрительной работы школьников. Цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный ( коэффициент отражения не менее 80% ). Наиболе физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко- желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела.

В первых 4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см.,

а в старших классах - на высоте 90-95 см. Передвижные доски размещают таким образом, чтобы они не отсвечивали и желательно, чтобы не загораживали основную доску.

Чертежные столы

Чертежными столами оборудуются кабинеты черчения в специализированных школах, обычно это столы с изменяемым наклоном крышки; при наклоне в 30( - для черчения, а при 60( для рисования).

 Лабораторная мебель

Для оборудования физических и химических лабораторий предназначаются лабораторные стол демонстрационные столы, вытяжные шкафы. Рабочая поверхность стола на одного ученика - не менее 120(60 см. Изготавливают столы трех групп:В - для роста 145-160 см; Г - 160-175 см; Д - для роста

свыше 175 см.

 Мебель мастерских

Школьные мастерские, помимо разнообразных станков, оборудуются верстаками с тисками. Для профилактики нарушения физического развития ( в виде ухудшения осанки и зрения и др. ) необходимо учитывать рост учащегося, а также его физиологическое положение при работе. Для индивидуального подбора верстака и станка используют скамеечки и подставки.

Мебель столовых

В них используют обеденные столы облегченной конструкции, легко моющиеся, с выдвигающимися табуретками. Ножки столов делают из сваренных труб, на концы которых одевают пластиковые наконечники.

 Мебель компьютерных классов

Используются специально переоборудованные парты с увеличенной поверхностью крышки стола, либо особые столы для компьютеров. В качестве сидений рекомендуется использовать специально сконструированные вращающиеся кресла или стулья с большим наклоном спинки, а также валиком в поясничной области,

т.к. самая рациональная поза - это с наклоном немного назад корпуса для меньшего утомления глаз и спины.

Гигиеническая характеристика учебника складывается из оценки качества бумаги, печати, шрифта, набора, а также его формата, массы, переплета. Бумага должна быть белой или слегка желтой (коэффициент отражения 70—80%). Поверхность бумаги должна быть ровной, гладкой, чистой, равномерно выделанной, без значительного глянца, волосков и пятен. Бумага не должна просвечивать печатный текст с подлежащей страницы или с обратной стороны листа. Печать школьных учебников должна быть четкой, интенсивно черного цвета и равномерной.

Шрифт по рисунку (гарнитуре) должен быть простым, четким, без каких-либо добавочных штрихов и украшений. Каждая буква должна быть выразительной, достаточной величины, с четкими внутрибуквенными просветами. Размер шрифта в учебниках для младшего и старшего школьного возраста должен постепенно переходить от крупного кегля к меньшему, но не менее 10. Важным является использование для переплета учебников прочных и минимально подвергающихся загрязнению материалов. Допускаются синтетические материалы, которые не оказывают вредного влияния на организм детей. Это, как правило, материалы, разрешенные для изготовления игрушек или изделий, контактирующих с пищевыми продуктами.

Земельный участокнедалеко от места жительства большинства обслуживаемых детей (800-1000 м для городских и до 2000м для сельских школ). На каждого ребенка должно приходиться до 40-50 м², а общая площадь должна составлять 1,7 – 3,0 га, а зеленые насаждения не менее 50% площади участка.

Планировочная структура школьного здания зависит от типа учебного заведения: мысовые, общеобразовательные; школы продленного дня; школы-интернаты с круглосуточным пребыванием; вечерние школы; школы для детей с различными пороками развития; школы санитарного типа. Гигиенические требования ко всем типам школ почти одинаковы: высота не более 3-х этажей. Только в плотно застроенных городах допускается строительство 4-5-этажных школ. Учитывается разделение










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...