Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Схема речи на презентации или защите проекта ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Схема построения речи на презентации или защите проекта разрабатывается в зависимости от типа и содержания проекта, цели выступления, особенностей аудитории, риторического мастерства выступающего и др., поэтому приводим лишь общие рекомендации. 1. Описать проблемную ситуацию в общих чертах. 2. Кратко изложить историю вопроса, позволяющую понять причину возникновения проблемы (ответ на вопрос: почему существует это явление или проблема, установить причины, выявить предпосылки и факторы). 3. Выделить основные противоречия проблемной ситуации, показать, как можно их разрешить и сформулировать цель проекта. 4. Дать описание объекта (охарактеризовать объект: назвать его существенные свойства и дать им оценку; для устройства – рассказать о его назначении и особенностях функционирования) и предмета исследования (обосновать, почему выбран именно данный предмет). 5. Описать идею проекта. 6. Аргументировать и обосновать механизмы реализации проектной идеи. 7. Сообщить, кто и как будет реализовывать проект. 8. Ознакомить слушателей с положительными изменения в результате реализации проекта. 9. Назвать возможные препятствия (риски) и внести предложения как их можно избежать. 10. Обосновать необходимость ресурсного обеспечения. 11. Перечислить положительные изменения в результате улучшения. 12. Охарактеризовать ведущие тенденции и перспективы развития проекта или разрешения проблемы. 13. Познакомить с авторами (разработчиками проекта). На презентациях исследовательских, информационных, учебных проектов возможно проблемное изложение материала, при котором выступающий ставит слушателей в ситуацию поиска новых знаний или нового способа действия, то есть создает ситуацию интеллектуального затруднения. Такую ситуацию и называют проблемной. Ее ядром или основным признаком является противоречие. Это могут следующие быть противоречия: - между известным и неизвестным (наиболее общее представление); - между разными мнениями по поводу одного и того же явления; - между различными научными теориями; - между устоявшимися житейскими представлениями и новыми фактами; - наблюдаемыми явлениями и существующими теоретическими представлениями и др. Чтобы презентация с использованием проблемного метода прошло успешно, нужно правильно определить проблемную ситуацию. Она создается с учетом реальных, актуальных для слушателей противоречий. Например, несоответствие известного и требуемого способа действия. Проблемная ситуация возникает и тогда, когда вскрывается противоречие между известными способами действия и их осуществлением в новых условиях. Чтобы решить проблему, нужно проанализировать проблемную ситуацию и сформулировать проблему в виде задачи, которая требует от конкретного человека проявления новых знаний или конкретных действий. В словесной формулировке задачи выступает расчленение данного (сущего, известного) и искомого (нужного, должного, неизвестного). Самое сложное в проблемном методе – сформулировать проблемный вопрос. Например, вопрос может касаться причины возникновения ситуации, либо возможных последствий какого-то события; это может быть обобщение, поиск общих признаков данного рода и др. В общем случае выделяют следующие этапы проблемного изложения материала: 1. Выступающий знакомит слушателей с ситуацией и задает проблемный (вскрывающий противоречие в ситуации) вопрос. Слушатели вместе с выступающим формулируют проблему. Формулировка проблемы должна включать: 1) Констатацию известного плюс познавательное противоречие. 2) Неизвестное в форме вопросов, которые вытекают из ситуации противоречия. 3) Условия разрешения проблемы. 2. Используя методы проектирования, находят возможные варианты решения проблемы. Успех презентации и защиты проекта определяется многими факторами: содержательной ценностью, взаимосвязью основных структурных составляющих, достижимостью и значимостью предполагаемых результатов проекта и пр. Но на восприятие проекта слушателями помимо указанных факторов в не меньшей степени влияют стиль, качества речи выступающего и способы развертывания мысли и речи, которые он использует. В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой стиль речи толкуется как «совокупность приемов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики». Стиль речи отражает способ выявления мысли в речевом поступке. Если речь человека подразделить на что, где и как он говорит, то первая часть (что?) относится к изобретению мыслей (содержанию речи), вторая (где?) – к расположению, а третья (как?) – к стилю речи. Стилевые характеристики присущи всему, что связано с человеком. Существует стиль мышления, отражающий своеобразие, самостоятельность и небанальность мыслей, стиль поведения, являющий основные формы действий человека, стиль одежды и пр. По меткому выражению Ф, Честерфилда, стиль речи – это «…одежда наших мыслей, и как бы эти мысли ни были верны, если твой стиль неотесан, вульгарен и груб, это сослужит им такую же плохую службу и их так же плохо примут, как тебя самого, если, будучи хорошо сложенным, ты начнешь ходить грязный, оборванный и в лохмотьях». Стиль речи характеризуется такими качествами как ясность, правильность, чистота, точность, богатство, логичность, и др. Ясность речи – важнейшее качество стиля, делающее речь доступной и понятной. Правильность речи - соответствие речи нормам литературного языка. Чистота речи несовместима с присутствием в речи элементов, чуждых нормативному литературному языку. Таким элементами являются жаргонизмы, диалектизмы, непристойности и пр. «Стиль, как хрусталь,- писал В. Гюго,- от чистоты его зависит его блеск». Точность речи – выбор оптимальных в данной ситуации общения средств выражения. Точность речи подразумевает «нужные слова в нужном месте» (Д. Свифт) и ей противостоят велеречивость, многословие, пустословие. Богатство речи определяется наличием в речи словесного разнообразия. Логичность речи обеспечивается последовательностью, обоснованностью и непротиворечивостью изложения. Риторика описывает технику создания замысла и содержания речи, развития смысла в тексте речи. Например, создатель речи может дать определение тому, о чем он говорит, или разобрать предмет по частям, описав целое и части, или указать причину утверждения, или показать свойства предмета, обстоятельства в которых он существует. Перечисленные категории называются топосами (топами) или видами общих мест. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1771. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |