Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Функциональные обязанности эколога предприятия




Основные блоки функциональных обязанностей, выполняемых экологом, следующие:

1. Приведение деятельности предприятий в соответствие законодательству и нормативам, которое состоит из 2 частей.

А. Документальное соответствие, т. е. наличие необходимой природоохранной (разрешительной и иной) документации на предприятии. К сожалению, законодательные инициативы чаще всего направлены на усиление контроля, а поэтому увеличивают документооборот. Для обеспечения соответствия законодательству эколог должен сам или с привлечением других организаций разработать и поддерживать в актуальном состоянии такие документы как: проекты нормативов образования отходов (ПНООЛР), выбросов (ПДВ), сбросов (НДС), инструкции по обращению с отходами, положение о производственном экологическом контроле, журналы, фиксирующие воздействие на воду, воздух и обращение с отходами, и другие.

Б. Реальное соответствие, т. е. достижение соответствия деятельности предприятия природоохранным нормам. Это обеспечивается в процессе методического сопровождения и контроля деятельности подразделений, оказывающих воздействие на окружающую среду. Часть этой работы заключается во взаимодействии с руководством предприятия, например, по поводу изменения процессов производства с целью их адаптации к требованиям законодательства, проведения природоохранных мероприятий. Другая часть - это работа с обычным персоналом. Именно эколог должен объяснить сотрудникам, какую опасность несут используемые материалы, какой штраф грозит организации в случае тех или иных несоответствий. Если на предприятии, например, сотрудники извещены о том, какой штраф заплатит организация в случае разлива 1 т нефти в акваторию, это, безусловно, повышает их ответственность. Кроме того, инструкции по обращению с опасными отходами тоже должны разрабатываться так, чтобы все сотрудники знали, чем опасны, например, люминесцентные лампы (Все люминесцентные лампы содержат ртуть (в дозах от 1 до 70 мг), ядовитое вещество 1-го класса опасности.Эта доза может причинить вред здоровью, если лампа разбилась, и если постоянно подвергаться пагубному воздействию паров ртути, то они будут накапливаться в организме человека, нанося вред здоровью).Также в обязанности эколога предприятия входит необходимость контроля источников выделения вредных веществ в окружающую среду (технологических аппаратов, отдельных процессов, производства и территории в целом).

Для оценки природоохранной деятельности предприятия могут быть использованы следующие параметры:

· натуральные показатели, характеризующие степень негативного влияния предприятия на окружающую среду (объемы фактических выбросов и сбросом вредных веществ, образование (размещен отходов, уровни вредных физических воздействий и т.д.);

· ресурсопотребление и ресурсный баланс предприятии (потребление кислорода, водопотребление, производство и потребление электроэнергии, сырьевых ресурсов и т.д.);

· технико-технологические характеристики предприятия, обусловливающие его экологические аспекты (уровень износа основных средств производства, технологический уклад наукоемкость продукции и т.п.);

· эколого-экономические показатели деятельности предприятия (объемы инвестиций в основной капитал природоохранного назначения, текущие природоохранные издержки, эффективность природоохранных мероприятий и т.д.).

2. Взаимодействие с природоохранными структурами, которое включает в себя участие в проверках (плановых, по результатам предписаний, внеплановых) и регулярную отчетность. Таким образом, эколог представляет и защищает (обосновывает) перед контролирующими структурами отчеты, расчеты и иную документацию. Чтобы выполнять данную функцию, эколог должен разбираться в законодательстве, уметь правильно интерпретировать законодательные нормы, защищать интересы предприятия и его законные права.

3. Работа по договорам с другими организациями (например, подрядными). Часть договоров находятся в непосредственном ведении эколога, например: вывоз отходов, инструментальный контроль загрязнения атмосферы, воды и уровней шума, разработка нормативов ПДВ, НДС, ПНООЛР. Часть договоров не являются "непосредственно экологическими", однако существенно влияют на эффективность природопользования на предприятии. Хорошим примером является договор на поставку топлива, которое может быть с разным содержанием серы, что определяет выбросы предприятия. По ряду договоров есть необходимость, чтобы эколог был поставлен в известность о данном действии для внесения изменений в природоохранную документацию (например, договора аренды автомобиля или площадки).

4. Обеспечение эффективности охраны окружающей среды на предприятии. Соответствия требованиям законодательства желательно добиваться максимально эффективным путем. Предупреждение воздействий лучше, чем борьба с ними. Таким образом, эколог анализирует природоохранную деятельность на предприятии, выявляет наиболее затратные процессы, например, исходя из рассчитываемой суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду. На этой основе составляет план мероприятий по улучшению охраны окружающей среды, участвует в обосновании природоохранных инвестиций и обеспечивает сопровождение внедрения разработанных мероприятий. Отвечает за планирование и бюджетирование в своей сфере ответственности.

5. Действия в случае аварии. Экологдолжен знать план действий в нештатных ситуациях, уметь оценивать экологическую ситуацию, содействовать операциям по ликвидации аварий.

Для успешной реализации своих функций, эколог должен иметь право получать доступ к необходимой информации, принимать участие в совещаниях, контролировать производственные процессы, вносить предложения по их совершенствованию, подписывать и визировать документы в пределах своих полномочий. Не следует забывать, что эколог как лицо, официально ответственное за охрану окружающей среды на предприятии, может привлекаться к ответственности как должностное и физическое лицо (в пределах, указанных действующим гражданским и уголовным законодательством РФ) за невыполнение должностных обязанностей и правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности.

Задачи эколога на предприятии:

1. Обеспечение наличия всей документации по охране окружающей среды: обосновывающей, разрешительной, организационно-распорядительной, плановой, договорной и отчетной.

2. Снижение вредного воздействия производственного предприятия на окружающую среду:

2.1. Организация работы с отходами производства в соответствии с требованиями нормативных документов.

2.2. Организация защиты атмосферного воздуха на предприятии.

2.3. Организация защиты водных объектов.

3. Производственный контроль за соблюдением требований экологического законодательства на производстве.

 

 

УЧИМ и сдаем: 1. Все определения:

окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;

природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;

природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;

охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);

качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;

благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;

нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы допустимых выбросов - нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками;

нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками;

нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем;

нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы) - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды;

оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;

государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) - комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды;

контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды;

требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;

(в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;

экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;

объекты природного наследия - природные объекты, природные памятники, геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, природные достопримечательные места, подпадающие под критерии выдающейся универсальной ценности и определенные Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

объекты всемирного природного наследия - объекты природного наследия, включенные в Список всемирного наследия;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;

объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков;

комплексное экологическое разрешение - документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

технологические нормативы - нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются с применением технологических показателей;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

технологические показатели - показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

технические нормативы - нормативы, которые установлены в отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды в соответствии с уровнями допустимого воздействия на окружающую среду;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

стационарный источник загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) - источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

передвижной источник загрязнения окружающей среды - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

накопленный вред окружающей среде - вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 254-ФЗ)

объекты накопленного вреда окружающей среде - территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 254-ФЗ)

 


[1]концепция системы управления охраной окружающей среды на объектах оао "газпром в соответствии с гост рисо 14000










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 560.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...