Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Результаты исследования и их интерпретация




На выборке N = 20 ( учащиеся 4 класса ) были измерены показатели кратковременной зрительной, оперативной зрительной, кратковременной слуховой и оперативной слуховой памяти.

На первом шаге подсчитываются суммы всех значений сначала одного, затем второго, третьего и четвертого признаков для вычисления средних значений: 2,1; 11,41; 4,1; 10,32. ( см. таблица 1 ).

Далее для каждого испытуемого вычисляются отклонения от среднего: для первой и второй переменной. Каждое отклонение возводится в квадрат. Затем делается перемножение двух отклонений от среднего для каждого испытуемого. Суммы отклонений от среднего для каждой из двух переменных должны быть равны нулю, с точностью до погрешности вычислений ( см. таблицу 2 ).  Cумма квадратов отклонений необходима для вычисления стандартных отклонений. Подставив величины в формулу, получаем стандартные отклонения: 1,774 и 4,572. И в итоге, высчитываем коэффициент корреляции Пирсона: -0,156.

Аналогично находим коэффициенты корреляций Пирсона для связей между первой и третьей, первой и четвертой, второй и третьей, второй и четвертой, третьей и четвертой переменными: 0,351; -0,056; -0,08; 0,498; -0,427 9 ( см. таблицы 3, 4, 5, 6, 7 ).

Результатом вычисления корреляций одного типа для каждой пары из множества P переменных, измеренных в количественной шкале на одной выборке, является корреляционная матрица ( см. таблица 8 ).

Корреляционная матрица является квадратной: число строк и столбцов равно числу переменных. Она симметрична относительно главной диагонали, так как корреляция Х с У равна корреляции У с Х. На ее главной диагонали располагаются единицы, так как корреляция признака с самим собой равна единице. Следовательно, анализу подлежат не все элементы корреляционной матрицы, а те, которые находятся выше или ниже главной диагонали.

Основной ( нулевой ) статистической гипотезой является равенство коэффициента корреляции Пирсона нулю в генеральной совокупности. Коэффициент корреляции между первой и второй переменными составил 0,351. Проверим гипотезу о взаимосвязи и взаимодействии этих переменных. Подставив величины в формулу, получаем критерий Стьюдента: 1,666; df = 18. По таблице критических значений Стьюдента для df = 18 видим, что эмпирическое значение находится между критическими значениями для р = 0,1 и р = 0,05. Следовательно, для нашего случая р < 0,05.

Основная статистическая гипотеза отклоняется.

Аналогично устанавливаем взаимосвязь и взаимодействие между второй и четвертой переменными. Подставив величины в формулу, получаем критерий Стьюдента: 2,436; df = 18. По таблице критических значений Стьюдента для df = 18 видим, что эмпирическое значение находится между критическими значениями для р = 0,05 и р = 0,01. Следовательно, для нашего случая р < 0,01. Основная статистическая гипотеза отклоняется.

Таким образом, обнаружена статистически достоверная положительная взаимосвязь кратковременной зрительной и кратковременной слуховой памяти. А так же положительная взаимосвязь оперативной зрительной и оперативной слуховой памяти.

Список используемой литературы

1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология/ Г.С. Абрамова. - М. : Проект, 2001. – 374 с.

2.Блонский, П.П. Память и мышление/ П.П. Блонский. – СПб. : Питер, 2001. – 283 с.

3.Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2 ч. Ч.2. От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под. ред. Б.С. Волкова. - М. : «ВЛАДОС», 2008. - 343 с.

4.Гамезо, М.В. Атлас по психологии: информ.- метод., пособие курсу Г18 «Психология человека»/ М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М. : Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.

5.Голубева, И.С. Личные особенности памяти человека/ И.С. Голубева. - М. : Педагогика, 2003. – 295 с.

6.Возрастные особенности психического развития детей / под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. - М. : Просвещение, 2004. – 354 с.

7.Дубровина, И.В. Психология для вузов/ Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровина. – М. : «Академия», 2001. – 464 с.

8.Житникова, Л.М. Учите детей запоминать/ Л.М. Житникова. - М. : Педагогика, 2002. – 381 с.

9.Иванов, М.М. Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении и повседневной жизни/ М.М. Иванов. - 2-е изд., доп. - М. : АО «МЕНАТЕП – ИНФОРМ», 2004. - 242 с.

10. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития/ В.Я. Ляудис. - М. : Педагогика, 2001. – 274 с.

11. Мещерякова, Б.Г. Большой энциклопедический словарь / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп., и перераб. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.

12. Нартова – Бочавер, С.К. Введение в психологию развития: учебное пособие / С.К. Нартова - Бочавер, А.В. Потапова. - М. : Флинта: МПСИ, 2005. - 245 с.

13. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпритация данных: учеб. пособие/ А.Д. Наследов. – СПб. : Речь, 2004. – 392 с.

14. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Психология образования/ Р.С. Немов. - 3-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 608 с.

15.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология/ Л.Ф. Обухова. - М. : Российское педагогическое агентство, 2002. - 374 с.

16. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М. : Знание, 2001. – 197 с.

17. Петровский, А.В. Общая психология/ А.В. Петровский. - М. : Академия, 2003. - 496 с.

18. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология/ А.В. Петровский. - М. : Просвещение, 2002. – 251 с.

19.Рогов, Е.И. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 448 с.

20. Рогов, И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие/ И.С. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 532 с.

21. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология/ Е.Ф. Рыбалко. - Л. : ЛГУ 2004. – 467 с.

22. Смирнов, А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти/ А.А. Смирнов. - М. : АПН, 2003. - 221 с.

23. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: от рождения до семи лет: учебник для пед. вузов и училищ/ Е.О. Смирнова. - М. : Школа - пресс, 2004. - 383 с.

24. Столяренко, Л.Д. Основы психологии/ Л.Д. Столяренко. - 8-е изд. перераб. и доп. – Ростов н/Д. : Феникс, 2003. - 672 с.

25.Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей/ Л.Ф. Тихомирова. – Я. : Академия развития, 2004. – 192 с.

26. Яковлева, Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников //А.К. Маркова, А.Г. Лидерс, Е.Л. Яковлева ; под ред. Е.Л. Яковлевой. – П. : «Академия», 2003. – 643 с.

 

 

Приложение

Таблица 1

Результаты исследования развития памяти

Младших школьников

Определение объема кратковременной зрительной памяти Оценка оперативной зрительной памяти Оценка объема кратковременной слуховой памяти Оценка оперативной слуховой памяти
1 1 12,3 3 10,
2 1 16,2 3 12,5
3 4 10 4 11,
4 2 23,57 5 13,4
5 1 8,5 4 6,52
6 4 11,15 3 10,8
7 1 12 4 7,2
8 1 8 3 8,12
9 2 5 3 15,2
10 2 16,4 6 11,8
11 0 14,41 4 15,3
12 3 12 5 7,42
13 1 10,5 4 10,6
14 5 4 8 6,43
15 3 6 5 6,52
16 1 6,7 3 8,05
17 0 10,6 5 7,4
18 1 14 2 16,5
19 7 15 4 12,5
20 2 12 4 8,75
М (средние значения) 2,1 11,41 4,1 10,32

Таблица 2

Корреляционная связь между первой и

 второй переменными

X Y Отклонения от среднего ( X ) Отклонения от среднего ( Y ) Отклонения от среднего в квадрате Отклонения от среднего в квадрате Перемножение двух отклонений от среднего
1 1 12,3 -1,1 0,89 1,21 0,7921 -0,979
2 1 16,2 -1,1 4,79 1,21 22,9441 -5,269
3 4 10 1,9 -1,41 3,61 1,9881 -2,679
4 2 23,57 -0,1 12,16 0,01 147,86 -1,216
5 1 8,5 -1,1 -2,91 1,21 8,4681 3,201
6 4 11,15 1,9 -0,26 3,61 0,0676 -0,494
7 1 12 -1,1 0,59 1,21 0,3481 -0,649
8 1 8 -1,1 -3,41 1,21 11,6281 3,751
9 2 5 -0,1 -6,41 0,01 41,0881 0,641
10 2 16,4 -0,1 4,99 0,01 24,9001 -0,499
11 0 14,41 -2,1 3 4,41 9 -6,3
12 3 12 0,9 0,59 0,81 0,3481 0,531
13 1 10,5 -1,1 -0,91 1,21 0,8281 1,001
14 5 4 2,9 -7,41 8,41 54,9081 -21,48
15 3 6 0,9 -5,41 0,81 29,2681 -4,869
16 1 6,7 -1,1 4,71 1,21 22,1841 -5,181
17 0 10,6 -2,1 -0,81 4,41 0,6561 1,701
18 1 14 -1,1 2,59 1,21 6,7081 -2,849
19 7 15 4,9 3,59 24,01 12,8881 17,591
20 2 12 -0,1 0,59 0,01 0,3481 -0,059
Суммы всех значений 42 228,33 0,00 0,00 59,8 397,22 -24,115

 

 

Таблица 3

 Корреляционная связь между первой и

Третьей переменными

X Y Отклонения от среднего ( X ) Отклонения от среднего ( Y ) Отклонения от среднего в квадрате Отклонения от среднего в квадрате Перемножение двух отклонений от среднего
1 1 3 -1,1 -1,1 1,21 1,21 1,21
2 1 3 -1,1 -1,1 1,21 1,21 1,21
3 4 4 1,9 -0,1 3,61 0,01 -0,19
4 2 5 -0,1 0,9 0,01 0,81 -0,09
5 1 4 -1,1 -0,1 1,21 0,01 0,11
6 4 3 1,9 -1,1 3,61 1,21 -2,09
7 1 4 -1,1 -0,1 1,21 0,01 0,11
8 1 3 -1,1 -1,1 1,21 1,21 1,21
9 2 3 -0,1 -1,1 0,01 1,21 0,11
10 2 6 -0,1 1,9 0,01 3,61 -0,19
11 0 4 -2,1 -0,1 4,41 0,01 0,21
12 3 5 0,9 0,9 0,81 0,81 0,81
13 1 4 -1,1 -0,1 1,21 0,01 0,11
14 5 8 2,9 3,9 8,41 15,21 11,31
15 3 5 0,9 0,9 0,81 0,81 0,81
16 1 3 -1,1 -1,1 1,21 1,21 1,21
17 0 5 -2,1 0,9 4,41 0,81 -1,89
18 1 2 -1,1 -2,1 1,21 4,41 2,31
19 7 4 4,9 -0,1 -0,1 0,01 -0,49
20 2 4 -0,1 -0,1 0,01 0,01 0,01
Суммы всех значений 42 83 0,00 0,00 59,8 33,8 15,8

 

 

Таблица 4

Корреляционная связь между первой и

Четвертой переменными

X Y Отклонения от среднего ( X ) Отклонения от среднего ( Y ) Отклонения от среднего в квадрате Отклонения от среднего в квадрате Перемножение двух отклонений от среднего
1 1 10,2 -1,1 -0,12 1,21 0,0144 0,132
2 1 12,5 -1,1 2,18 1,21 4,7524 -2,398
3 4 11,2 1,9 0,88 3,61 0,7744 1,672
4 2 13,4 -0,1 3,08 0,01 9,4864 -0,308
5 1 6,52 -1,1 -3,8 1,21 14,44 4,18
6 4 10,8 1,9 0,48 3,61 0,2304 0,912
7 1 7,2 -1,1 -3,12 1,21 9,7344 3,432
8 1 8,12 -1,1 -2,2 1,21 4,84 2,42
9 2 15,2 -0,1 4,88 0,01 23,8144 -0,488
10 2 11,8 -0,1 1,48 0,01 2,1904 -0,148
11 0 15,3 -2,1 4,98 4,41 24,8004 -10,458
12 3 7,42 0,9 -2,9 0,81 8,41 -2,61
13 1 10,6 -1,1 0,28 1,21 0,0784 -0,308
14 5 6,43 2,9 -3,89 8,41 15,1321 -11,281
15 3 6,52 0,9 -3,8 0,81 14,44 -3,42
16 1 8,05 -1,1 -2,27 1,21 5,1529 2,497
17 0 7,4 -2,1 -2,92 4,41 8,5264 6,132
18 1 16,5 -1,1 6,18 1,21 38,1924 -6,798
19 7 12,5 4,9 2,18 -0,1 4,7524 10,682
20 2 8,75 -0,1 -1,57 0,01 2,4649 0,157
Суммы всех значений 42 206,41 0,00 0,00 59,8 192,23 -6,001

 

Таблица 5

Корреляционная связь между второй и

Третьей переменными

X Y Отклонения от среднего ( X ) Отклонения от среднего ( Y ) Отклонения от среднего в квадрате Отклонения от среднего в квадрате Перемножение двух отклонений от среднего
1 12,3 3 0,89 -1,1 0,7921 1,21 -0,979
2 16,2 3 4,79 -1,1 22,9441 1,21 -5,269
3 10 4 -1,41 -0,1 1,9881 0,01 0,141
4 23,57 5 12,16 0,9 147,86 0,81 10,944
5 8,5 4 -2,91 -0,1 8,4681 0,01 0,291
6 11,15 3 -0,26 -1,1 0,0676 1,21 0,286
7 12 4 0,59 -0,1 0,3481 0,01 -0,059
8 8 3 -3,41 -1,1 11,6281 1,21 3,751
9 5 3 -6,41 -1,1 41,0881 1,21 7,051
10 16,4 6 4,99 1,9 24,9001 3,61 9,481
11 14,41 4 3 -0,1 9 0,01 -0,3
12 12 5 0,59 0,9 0,3481 0,81 0,531
13 10,5 4 -0,91 -0,1 0,8281 0,01 0,091
14 4 8 -7,41 3,9 54,9081 15,21 -28,899
15 6 5 -5,41 0,9 29,2681 0,81 -4,869
16 6,7 3 4,71 -1,1 22,1841 1,21 5,181
17 10,6 5 -0,81 0,9 0,6561 0,81 -0,729
18 14 2 2,59 -2,1 6,7081 4,41 -5,439
19 15 4 3,59 -0,1 12,8881 0,01 -0,359
20 12 4 0,59 -0,1 0,3481 0,01 -0,059
Суммы всех значений 228,33 83 0,00 0,00 397,22 33,8 -9,213

 

Таблица 6

Корреляционная связь между второй и

Четвертой переменными

X Y Отклонения от среднего ( X ) Отклонения от среднего ( Y ) Отклонения от среднего в квадрате Отклонения от среднего в квадрате Перемножение двух отклонений от среднего
1 12,3 10,2 0,89 -0,12 0,7921 0,0144 -0,1068
2 16,2 12,5 4,79 2,18 22,9441 4,7524 10,4422
3 10 11,2 -1,41 0,88 1,9881 0,7744 -1,2408
4 23,57 13,4 12,16 3,08 147,86 9,4864 37,4528
5 8,5 6,52 -2,91 -3,8 8,4681 14,44 11,058
6 11,15 10,8 -0,26 0,48 0,0676 0,2304 -0,1248
7 12 7,2 0,59 -3,12 0,3481 9,7344 -1,8408
8 8 8,12 -3,41 -2,2 11,6281 4,84 7,502
9 5 15,2 -6,41 4,88 41,0881 23,8144 -31,2808
10 16,4 11,8 4,99 1,48 24,9001 2,1904 7,3825
11 14,41 15,3 3 4,98 9 24,8004 14,94
12 12 7,42 0,59 -2,9 0,3481 8,41 -1,711
13 10,5 10,6 -0,91 0,28 0,8281 0,0784 -0,2548
14 4 6,43 -7,41 -3,89 54,9081 15,1321 28,8249
15 6 6,52 -5,41 -3,8 29,2681 14,44 20,588
16 6,7 8,05 4,71 -2,27 22,1841 5,1529 10,6917
17 10,6 7,4 -0,81 -2,92 0,6561 8,5264 2,3652
18 14 16,5 2,59 6,18 6,7081 38,1924 16,0062
19 15 12,5 3,59 2,18 12,8881 4,7524 7,8262
20 12 8,75 0,59 -1,57 0,3481 2,4649 -0,9263
Суммы всех значений 228,33 206,41 0,00 0,00 397,22 192,23 137,6

 

Таблица 7










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...