Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Результаты исследования и их интерпретация
На выборке N = 20 ( учащиеся 4 класса ) были измерены показатели кратковременной зрительной, оперативной зрительной, кратковременной слуховой и оперативной слуховой памяти. На первом шаге подсчитываются суммы всех значений сначала одного, затем второго, третьего и четвертого признаков для вычисления средних значений: 2,1; 11,41; 4,1; 10,32. ( см. таблица 1 ). Далее для каждого испытуемого вычисляются отклонения от среднего: для первой и второй переменной. Каждое отклонение возводится в квадрат. Затем делается перемножение двух отклонений от среднего для каждого испытуемого. Суммы отклонений от среднего для каждой из двух переменных должны быть равны нулю, с точностью до погрешности вычислений ( см. таблицу 2 ). Cумма квадратов отклонений необходима для вычисления стандартных отклонений. Подставив величины в формулу, получаем стандартные отклонения: 1,774 и 4,572. И в итоге, высчитываем коэффициент корреляции Пирсона: -0,156. Аналогично находим коэффициенты корреляций Пирсона для связей между первой и третьей, первой и четвертой, второй и третьей, второй и четвертой, третьей и четвертой переменными: 0,351; -0,056; -0,08; 0,498; -0,427 9 ( см. таблицы 3, 4, 5, 6, 7 ). Результатом вычисления корреляций одного типа для каждой пары из множества P переменных, измеренных в количественной шкале на одной выборке, является корреляционная матрица ( см. таблица 8 ). Корреляционная матрица является квадратной: число строк и столбцов равно числу переменных. Она симметрична относительно главной диагонали, так как корреляция Х с У равна корреляции У с Х. На ее главной диагонали располагаются единицы, так как корреляция признака с самим собой равна единице. Следовательно, анализу подлежат не все элементы корреляционной матрицы, а те, которые находятся выше или ниже главной диагонали. Основной ( нулевой ) статистической гипотезой является равенство коэффициента корреляции Пирсона нулю в генеральной совокупности. Коэффициент корреляции между первой и второй переменными составил 0,351. Проверим гипотезу о взаимосвязи и взаимодействии этих переменных. Подставив величины в формулу, получаем критерий Стьюдента: 1,666; df = 18. По таблице критических значений Стьюдента для df = 18 видим, что эмпирическое значение находится между критическими значениями для р = 0,1 и р = 0,05. Следовательно, для нашего случая р < 0,05. Основная статистическая гипотеза отклоняется. Аналогично устанавливаем взаимосвязь и взаимодействие между второй и четвертой переменными. Подставив величины в формулу, получаем критерий Стьюдента: 2,436; df = 18. По таблице критических значений Стьюдента для df = 18 видим, что эмпирическое значение находится между критическими значениями для р = 0,05 и р = 0,01. Следовательно, для нашего случая р < 0,01. Основная статистическая гипотеза отклоняется. Таким образом, обнаружена статистически достоверная положительная взаимосвязь кратковременной зрительной и кратковременной слуховой памяти. А так же положительная взаимосвязь оперативной зрительной и оперативной слуховой памяти. Список используемой литературы 1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология/ Г.С. Абрамова. - М. : Проект, 2001. – 374 с. 2.Блонский, П.П. Память и мышление/ П.П. Блонский. – СПб. : Питер, 2001. – 283 с. 3.Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2 ч. Ч.2. От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под. ред. Б.С. Волкова. - М. : «ВЛАДОС», 2008. - 343 с. 4.Гамезо, М.В. Атлас по психологии: информ.- метод., пособие курсу Г18 «Психология человека»/ М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М. : Педагогическое общество России, 2004. - 276 с. 5.Голубева, И.С. Личные особенности памяти человека/ И.С. Голубева. - М. : Педагогика, 2003. – 295 с. 6.Возрастные особенности психического развития детей / под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. - М. : Просвещение, 2004. – 354 с. 7.Дубровина, И.В. Психология для вузов/ Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровина. – М. : «Академия», 2001. – 464 с. 8.Житникова, Л.М. Учите детей запоминать/ Л.М. Житникова. - М. : Педагогика, 2002. – 381 с. 9.Иванов, М.М. Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении и повседневной жизни/ М.М. Иванов. - 2-е изд., доп. - М. : АО «МЕНАТЕП – ИНФОРМ», 2004. - 242 с. 10. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития/ В.Я. Ляудис. - М. : Педагогика, 2001. – 274 с. 11. Мещерякова, Б.Г. Большой энциклопедический словарь / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп., и перераб. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с. 12. Нартова – Бочавер, С.К. Введение в психологию развития: учебное пособие / С.К. Нартова - Бочавер, А.В. Потапова. - М. : Флинта: МПСИ, 2005. - 245 с. 13. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпритация данных: учеб. пособие/ А.Д. Наследов. – СПб. : Речь, 2004. – 392 с. 14. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Психология образования/ Р.С. Немов. - 3-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 608 с. 15.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология/ Л.Ф. Обухова. - М. : Российское педагогическое агентство, 2002. - 374 с. 16. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М. : Знание, 2001. – 197 с. 17. Петровский, А.В. Общая психология/ А.В. Петровский. - М. : Академия, 2003. - 496 с. 18. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология/ А.В. Петровский. - М. : Просвещение, 2002. – 251 с. 19.Рогов, Е.И. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 448 с. 20. Рогов, И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие/ И.С. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 532 с. 21. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология/ Е.Ф. Рыбалко. - Л. : ЛГУ 2004. – 467 с. 22. Смирнов, А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти/ А.А. Смирнов. - М. : АПН, 2003. - 221 с. 23. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: от рождения до семи лет: учебник для пед. вузов и училищ/ Е.О. Смирнова. - М. : Школа - пресс, 2004. - 383 с. 24. Столяренко, Л.Д. Основы психологии/ Л.Д. Столяренко. - 8-е изд. перераб. и доп. – Ростов н/Д. : Феникс, 2003. - 672 с. 25.Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей/ Л.Ф. Тихомирова. – Я. : Академия развития, 2004. – 192 с. 26. Яковлева, Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников //А.К. Маркова, А.Г. Лидерс, Е.Л. Яковлева ; под ред. Е.Л. Яковлевой. – П. : «Академия», 2003. – 643 с.
Приложение Таблица 1 Результаты исследования развития памяти Младших школьников
Таблица 2 Корреляционная связь между первой и второй переменными
Таблица 3 Корреляционная связь между первой и Третьей переменными
Таблица 4 Корреляционная связь между первой и Четвертой переменными
Таблица 5 Корреляционная связь между второй и Третьей переменными
Таблица 6 Корреляционная связь между второй и Четвертой переменными
Таблица 7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |