Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Физиологическая теория. Теория Д. Хебба




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ------------------------------------------------------------                           3                                                                                         

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ----------------------------------------7                                                                                                                                                        

1.1 Изучение памяти в отечественной и зарубежной психологии.-----7

1.2 Особенности развития памяти у младших школьников.-----------18

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ-----------------------------22

          2.1 Организация и методы исследования.---------------------------------22

          2.2. Результаты исследования и их интерпретация.---------------------23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-----------------------------26

ПРИЛОЖЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------29

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день проблема взаимосвязи и взаимодействия видов памяти у младших школьников является актуальной и социально значимой.  Исследования психологов мало востребованы и малоизвестны учителям, что и послужило выбором темы исследования.

 Человеку необходимо много знать и многое помнить, с каждым годом все больше и дольше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствовании, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим.

Все виды памяти функционируют взаимосвязано, работают как целостная система. Кратковременная, оперативная и долговременная памяти могут переходить друг в друга. В основном эта связь определяется повторением изучаемого материала. Человек легче и лучше запоминает материал, если он воспринимается несколькими органами чувств. Это связано с тем, что при восприятии материала происходит взаимодействие органов чувств. Например, если человек ощущает что-то на вкус и параллельно с вкусовыми ощущениями чувствует запахи этого предмета, то,  как вкусовые ощущения, так и запахи им лучше запомнятся и легче будут воспроизведены впоследствии.  Развитие одних видов памяти может оказать влияние на развитие других видов памяти. Например, увеличение объема кратковременной памяти обычно ведет к улучшению оперативной памяти, а совершенствование оперативной памяти порождает улучшение долговременной памяти. Если человек постоянно нагружает свою слуховую память, то от этого может улучшиться и его зрительная память, и наоборот.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретенный в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления  опыта живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям в жизни.  

Память – это психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. У разных людей они развиты неодинаково. История изучения памяти в психологии неразрывно связана с общей историей психологии и отражает основные этапы ее развития. Родоначальником научной психологии памяти является Герман Эббингауз, представитель ассоциативной психологии. Не менее важную роль в изучении памяти сыграли такие ученые, как Э. Торндайк и Э. Толмен ( представители бихевиористической теории ), А. Бине. и К. Бюллер ( представители смысловой теории). [1]

 Проблема, касающаяся взаимосвязи и взаимодействия видов памяти у младших школьников  является одной из актуальных проблем современности.

Цель: установить взаимосвязь и взаимодействие видов памяти у младших школьников.

Объект исследования: младшие школьники.

Предмет исследования: развитие памяти у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Определить особенности развития памяти у младших школьников.

2. Подобрать  группу методик психологической диагностики, позволяющих изучить взаимосвязь и взаимодействие видов памяти у младших школьников.

3. Организовать и провести психологическую диагностику младших школьников.

4. Проанализировать полученные эмпирические данные, с целью формулировки основных выводов и установки взаимосвязи и взаимодействия видов памяти у младших школьников.

Гипотеза:виды памяти у младших школьников функционируют взаимосвязано, работают как целостная система.

Методологическая база:концепция американских ученых Р. Аткинсона и Р. Шифрина, описывающая взаимосвязь деятельности кратковременной и долговременной памяти.

Методы исследования:беседа, теоретический анализ, методы математической статистики.

Эмпирическая база исследования: МОУ «Медвенская средняя общеобразовательная школа». В исследовании принимали участие 20 человек 4 класса.

Структура работы:работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Изучение памяти в отечественной и зарубежной психологии

Память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти за последнее время сделало её узловой проблемой науки. От разработки проблемы памяти в значительной степени зависит процесс различных областей (в первую очередь «техники»).

 В исследованиях памяти в качестве центральной выступает проблема её механизмов. Представления о механизмах запоминания составляет основу различных теорий памяти. [2]В психологии нет единой и законченной теории памяти. Большое разнообразие концепций и моделей обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых представителями различных наук. За последнее время сформировались и продолжают формироваться различные подходы к изучению памяти. Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители различных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и многие другие. В каждой из этих наук существуют свои вопросы. Но все эти науки вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, дополняют друг друга, позволяют заглянуть в одно из важных явлений человеческой психологии. Психологическое учение о памяти на много старше медицинского, генетического, биохимического исследований. [3]

Выделяют следующие теории памяти:

1. психологические:

а) ассоциативная теория;

б) бихевиористическая ;

в) гештальт - теория ;

г) смысловая.

2. физиологическая теория;

3. физическая теория;

4. биохимическая теория. [4]

Ассоциативная теория

История изучения памяти в психологии неразрывно связана с общей историей психологии и отражает основные этапы ее развития. Родоначальником научной психологии памяти является Герман Эббингауз, представитель ассоциативной психологии. [5]

 Основным предметом исследования было изучение устойчивости, прочности и силы ассоциаций в процессе запоминания при отсутствии осмысленного содержания. Представления памяти – это образцы тех предметов и явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные и слуховые (представление человеческого голоса, мелодии, пение птиц), обонятельные (вкусовые ощущения от сахара, лимона), осязательные ( ощущение от прикосновения к холодному мрамору или мягкому меху ). Представление памяти в отличие от образцов восприятия намного бледнее и менее устойчивые, не так богаты деталями ( например: когда идет зрительное восприятие образа человека, смотря на него и мысленное представление его образа ), но они составляют важнейший элемент нашего закрепленного прошлого опыта. [6]

 Ассоциативное направление является одной из главных теорий в проблеме изучения памяти. Её центральное понятие – ассоциации – это связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленные в нашей памяти (с др. греч. – «соединение», «связь»). Без этих связей, или ассоциации, невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе деятельность памяти.[7]

Само понятие ассоциации прочно утвердилось в психологии, хотя его содержание постепенно переосмысливается и углубляется. Ассоциации выступают в качестве обязательного принципа всех психических образований. Этот принцип сводится к возникновению определенного психического образования в сознании одновременно и непосредствен друг с другом. Между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи. Необходимо вызывать в сознании представление всех её элементов.[8]

Ассоциативные процессы обеспечивают запоминание и воспроизведение различных явлений действительности в определенной связи и последовательности. Необходимым и достаточным основанием для образования связи между двумя впечатлениями ассоцианизм считает одновременность появления их в сознании. Поэтому задача более глубокого изучения механизмов запоминания перед ассоцианистами вообще не возникла и они ограничиваются характеристикой внешних условий, необходимых для возникновения одновременных впечатлений.[9]

В основе ассоциаций по смежности лежат пространственные и временные отношения между предметами и явлениями. Если какие-то предметы человек воспринимает расположенными близко друг к другу в пространстве или следующими непосредственно друг за другом во времени, то между ними возникает ассоциация. Она возникает при заучивании иностранных слов, таблицы умножения (временная ассоциация), расположение фигур на шахматной доске (пространственная ассоциация).

Ассоциации по сходству возникают в тех случаях, когда предметы и явления чем-то похожи друг на друга. Вид плакучей ивы может вызвать в сознании образ женщины в горе.

По контрасту ассоциируются резко отличающиеся, противоположные факты и явления. Получив плохую отметку, ученик вспоминает, как он раньше получал по этому предмету хорошие отметки. Читая в книге о смелом поступке человека, можно вспомнить о трусости, проявленной другим человеком в подобной ситуации. Конкретное содержание ассоциаций целым рядом условий, в частности, большую роль играют интересы, профессия человека.

Все проявления памяти нельзя свести к указанным трем видам ассоциаций, как это считала идеалистическая психология. По проблеме ассоцианизма существует множество критических оценок, на основе которых в психологии возник ряд новых теорий и концепций памяти. Их сущность в значительной степени определяется тем, что именно они критиковали в ассоциативной психологии, каково их отношение к самому понятию ассоциации. Проблема изучения ассоциаций не закончена. Новые теории развития продолжаются до сих пор в современной науке. [10]

 

 

 Бихевиористическая теория

С точки зрения бихевиоризма психология должна изучать доступное внешнему наблюдению. Это положение было сформулировано Джоном Бродесом Уотсоном (1878-1958), американским психологом, основоположником бихевиоризма. По мнению Уотсона, память – это общий термин для выражения факта, что после некоего периода не упражнения в известных навыках функция не исчезает, а сохраняется как часть организации индивида. Если после такого периода вновь дается старый стимул или старая ситуация то:
1. старая реакция возникает определенно и резко;

2. она возникает, но с нежелательными добавлениями (ошибками);

3. возникает (если она вообще возникает) со столь большими неправильностями, что организация мало заметна – возобновленное заучивание так же трудно, как первоначальное.

Это определение памяти пригодно для внешних навыков или функций, но не для сложной видимой и скрытой деятельности, для чисто скрытых навыков. [11]


Гештальт-теория

Представители гештальтпсихологии в качестве ведущего условия запоминания рассматривали целостное образование - гештальт, структуру материала. Поэтому, для запоминания бессмысленного материала необходимо дополнительное условие - намерение субъекта (интенция).
Особо подчеркивалась невозможность намеренного запоминания бессвязного материала. Однако опыты многих исследователей показали, что бессмысленные слоги могут запоминаться ненамеренно, если субъект осуществляет с ними определенную деятельность. Однако, они упустили из виду наиболее важную сторону процесса построение образа - деятельность человека.  [12]


Смысловая теория

Концепция, выдвинутая А. Бине. и К. Бюллером, в начале XX века, выдвигает на передний план смысловое содержание запоминания и воспроизведения материала, получила название смысловой теории памяти. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае включается в контекст определенных смысловых связей.

Физиологическая теория. Теория Д. Хебба

Первые исследования физиологических основ памяти связаны с именем Д. Хебба. В 40-е гг. он ввел понятия кратковременной и долговременной памяти и предложил теорию, объясняющую их нейрофизиологическую природу. По Хеббу,кратковременная память -- это процесс, обусловленный повторным возбуждением импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, не сопровождающийся морфологическими изменениями. Долговременная память, напротив, базируется на структурных изменениях, возникающих в результате модификации межклеточных контактов -- синапсов. Хебб полагал, что эти структурные изменения связаны с повторной активацией (по его определению -- "повторяющейся реверберацией возбуждения") замкнутых нейронных цепей, например, путей от коры к таламусу или гиппокампу и обратно к коре.

Достоинство этой теории в том, что она толкует память не как статическую запись или продукт изменений в одной или нескольких нервных клетках, а как процесс взаимодействия многих нейронов на основе соответствующих структурных изменений.

Современные подходы к изучению физиологических механизмов памяти в значительной степени связаны с развитием изложенных выше идей Д. Хебба.

Согласно Анохину П.К. в основе памяти лежит замкнутое рефлекторное кольцо. Согласно И.П. Павлову, физиологической основой запоминания служит условный рефлекс как акт образования временной связи между стимулом и реакцией. Эти формы памяти и научения называют простыми, чтобы отличать от научения, имеющего произвольный, осознанный характер. Элементарные формы научения есть даже у беспозвоночных.

В работах Р. Галомбоса (1961 г) показано, что долговременная память связана с функцией глиальных элементов, а именно, олигодендроциты принимают участие в замыкании условного рефлекса.[13]

Физическая теория

Физиологические теории тесно связанны с важнейшими положениями учениями И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Учение об образовании условных временных связей – это теория механизмов формирования индивидуального опыта субъекта; т.е. собственная теория запоминания на физиологическом уровне. В самом деле условный рефлекс, как акт образования связи между новыми и уже ранее закрепленным содержанием составляет физиологическую основу акта

запоминания. Для понимания причинной обусловленности этого акта важнейшее значение приобретает понятие подкрепление. Подкрепление – достижение непосредственной цели действий индивида. В других случаях – стимул, мотивирующий действие.

Физиологическое понятие подкрепление, соотнесенное к психологическим понятиям цели действия, представляет собой пункт слияния физиологического и психологического плана анализа механизмов памяти процесса запоминания. [14]

Этот синтез понятий, обогащая из них, позволяет утверждать, что по своей жизненной функции память направлена не в прошлое, а в будущее, запоминание того, что было, не имело бы смысла, если бы не могло быть использовано для того, что будет. Физиологическая теория памяти получила название физиологической. Согласно представлениям её авторов, происхождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя в собственном смысле слова физиологический след.[15]

Прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя физический след, что выражается в электрических и механических изменениях синапсов. Эти изменения облегчают вторичное прохождение импульса по знакомому пути. [16]

Биохимическая теория

Г. Хиденом. (1964,1967 ГГ.) выдвинута теория о роли РНК в процессах памяти. Показаны качественные и количественные изменения в содержании РНК в процессах научения.

Коренные изменения в теоретических представления о памяти, возникли на основе социальной природы памяти человека и возможности социального управления ее процессами. В работах П. Жане (1928 г), Л.С. Выготского и А.Р. Лурия (1930), А.Н. Леонтьева (1931 г) процессы памяти начинают пониматься как социальная форма поведения, специфическая социально управляемая форма действия. Идея социальной природы памяти получила давнейшее развитие в отечественной психологии. Новым шагом в анализе психологических механизмов памяти явились сравнительные исследования непроизвольного и произвольного запоминания, в зависимости от организации мнемической деятельности, наиболее полно представленные в работах П.И. Зинченко (19391961) и А.А. Смирнова (1948).

Исследование механизмов памяти на различных уровнях взаимно обогащают друг друга и имеют влияние как положительное, так и отрицательное.

 

Вывод:

Рассмотрев большое разнообразие теорий памяти, можно сказать, что исследованием данного процесса заняты представители различных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и многие другие. В каждой из них существуют свои теории, концепции и вопросы. Но нет единой и законченной теории памяти. Все науки расширяют наши знания о памяти человека и дополняют друг друга.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 506.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...