Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности развития памяти у младших школьников




Процесс память заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не толь­ко лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим.[17]  

Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо - математические форму­лы, правила, другие - наоборот. Одни школьники могут бы­стро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда-то за­помнили. Такие дети снижают темп урока, чем часто раздра­жают учителя, но все-таки торопливость здесь неуместна: нужно проявить терпение, дать ученику время подумать, собраться с мыслями. Если ученик не будет волноваться - успеет или не успеет он ответить на вопрос, пока учитель его не посадит на место, - то постепенно он научится быстрее воспроизводить выученный ранее материал.[18]

По П.И. Зинченко, память младшего школьника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что дети чаще всего не ставят перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от их воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Дети запоминают то, на что было обращено их внимание в деятельности, что произвело на них впечатление, что было интересно. [19] С точки зрения А.А. Смирнова, к произвольному запоминанию и воспроизведению дети приходят в результате опыта припоминания, когда начинают осознавать, что если они не постараются запомнить, то потом не смогут воспроизвести необходимое. А также в тех случаях, когда в их деятельности возникают соответствующие задачи или когда этого требуют взрослые.[20]

Существуют разные виды памяти. Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с вообра­жением. ( Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. – М., Издательский центр «Академия», 1994. – 464 С. ) С точки зрения А.Н. Леонтьева, у младших школьников более развита наглядно-образная память (конкретные сведения, события, лица, предметы, факты). Вместе с тем в процессе обучения создаются благоприятные условия для развития более сложных форм словесно - логической памяти (определения, описания, объяснения).[21]

Всем известно, как по-разному дети пересказывают содержание кинокартин, книг. Каждый по-своему вспо­минает экскурсии, походы. Одни перечисляют последова­тельность событий, воспроизводят объяснения экскурсо­вода или учителя. В пересказе других вы ярко увидите до­рогу, по которой шел ребенок, представите людей, с которыми он встретился.

У одних детей более развито зрительное запоминание, они нуждаются в зрительном восприятии того, что нужно запомнить. Другие лучше запоминают то, что услышали или сами прочитали вслух.

В процессе школьного обучения ребенку нужна и сло­весно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать, какая память у ребенка сла­бее, чтобы развить ее.

Развить память любого типа помогает заинтересован­ность материалом (ребенок запоминает не все в равной степени, а по преимуществу то, что для него существен­но, важно), положительное отношение к запоминаемо­му. Вообще эмоции имеют большое значение в запомина­нии. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствуют развитию его памяти. Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на за­поминание, а пробуждение интереса к знаниям, к от­дельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.[22]Особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет ее от всякой другой. Уже в первом классе у детей появляется необходимость что-то запомнить буквально, что-то выучить механически, что-то пересказать своими словами и т.п.

Мнемическая деятельность на протяжении младшего школьного возраста становится все более произвольной и осмысленной. Показателем осмысленности запоминания является овладение приемами и способами запоминания (группировка материала, осмысление связей различных его частей, составление плана, рассматривание и повторение материала при расчленении его на части и др.). [23]

Вывод:

Рассмотрев особенности развития и формирования памяти у младших школьников, можно сказать, что память в этот период имеет ярко выраженный познавательный характер. В младшем школьном возрасте качественно меняется осознание мнемической задачи. В основе любого эффективного запоминания лежит: желание, осознание, яркие впечатления, хорошее внимание.

Память является важным компонентом эффективного обучения в младшем школьном возрасте и поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Организация и методы исследования

Исследование проводилось в четыре этапа.

Первый этап – подготовительный. Были определены цель и задачи исследования, объект и предмет, выдвинута рабочая гипотеза и разработаны методики.

Второй этап – исследовательский. Проведено исследование, в котором применялись следующие методики:

1. Методика «Определение объема кратковременной зрительной памяти» Цель: определить объем кратковременной зрительной памяти.

2. Методика «Оценка оперативной зрительной памяти» Цель: оценить оперативную зрительную память.

3. Оценка объема кратковременной слуховой памяти «Запомни цифры» Цель: определить объем кратковременной слуховой памяти.

4. Методика «Оценка оперативной слуховой памяти» Цель: оценить оперативную слуховую память.

Третий этап. Проведена количественная обработка данных исследования, определены средние величины.

Четвертый этап. По результатам проведенного исследования была проведена интерпретация данных и сформулированы соответствующие выводы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...