Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проективная методика изучения мотиваиии достижений Люннеборга и Розенвуда, модификация Т. В. Бендас




Испытуемому предлагается следующая инструкция: «Сейчас я задам вам два вопроса. Постарайтесь искренне на них ответить. Отвечайте первое, что вам приходит в голову, в свободной форме — в виде рассказа, состоящего из нескольких предложений. Ваш ответ будет записан на магнитофон, и если захотите, мы его вместе потом прослушаем. Можно отвечать последовательно: сначала на один вопрос, потом — на другой, а можно объединить два вопроса. Итак, вопросы: «Что делает вас счастливым?» и «Что делает вас несчастным?».

По окончании эксперимента прослушайте запись и выставьте оценку по следующей схеме: один балл за присутствие темы достижений (успех или неудача) во всем рассказе; по одному баллу за каждое предложение, в котором присутствует эта тема, и по одному баллу за каждое слово, непосредственно связанное с этой темой. Если позволяет материал, отдельно подсчитайте баллы для мотивации успеха и мотивации неудачи.

Проведите эксперимент с испытуемыми разного пола. Проанализируйте, различаются ли их результаты (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978).

Проективная методика избегания успеха М. Хорнер(Horner, 1987), модификация Т. В. Бендас

Испытуемому дается следующая инструкция: «Вам будет предложен рассказ. Прочитайте его и напишите продолжение, отвечая на следующие вопросы:

1. О чем думает главный герой (героиня)?

2. Какие чувства он (она) испытывает?

3. Какое решение примет герой (героиня)?

4. Как к этому решению отнесутся окружающие?


Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Геиза (1970): Мак-V 41Т

5. Какие события ожидают его (ее) в профессиональной сфере?

6. Какие события ожидают его (ее) в личной жизни?

7. Какие личностные качества присущи герою (героине)?»

Рассказ1. Саша учился на психологическом факультете престижного российского вуза. Его успехи были замечены преподавателями и студентами. Он принимал участие в научных конференциях, его диплом был отмечен специальной грамотой на конкурсе студенческих работ. Производственную практику он проходил вместе с однокурсницей Наташей в хорошей фирме, и оба они понравились руководству. Но позже эта фирма прислала запрос только на одного психолога. Сашаи Наташа влюблены друг в друга и собираются пожениться. Преподаватели (членыкомиссии) предложили самим ребятам решить вопрос, кто из них примет предложение фирмы. Сашу пригласили на собеседование первым. В настоящее время он сидит перед членами комиссии, которые ожидают его решения. Наташа ждет в коридоре...

Рассказ2. Наташа училась на психологическом факультете престижного российского вуза. Ее успехи были замечены преподавателями и студентами. Она принимала участие в научных конференциях, ее диплом был отмечен специальной грамотой на конкурсе студенческих работ. Производственную практику она проходила вместе с однокурсником СашсгЧ в xopouieii фирме, и оба они понравились руководству. Но позже эта фирма прислала запрос только на одного психолога. Саша и Наташа влюблены друг в друга и собираются пожениться. Преподаватели (члены комиссии) предложили самим ребятам решить вопрос о том, кто из них примет предложение фирмы. Наташу пригласили на собеседование первой. В настоящее время она сидит перед членами комиссии, которые ожидают ее решения. Саша ждет в коридоре...

Эксперимент проводится в двух вариантах.

Вариант 1. Для исследования приглашаются двое студентов: юноша и девушка. Ему предлагается первый, а ей — второй рассказ.

Вариант 2. Испытуемые те же, но обоим испытуемым предлагаются оба рассказа (начиная с того, в котором пол главного героя совпадает с полом испытуемого).

Методика демонстрирует наличие или отсутствие боязни успеха у испытуемого. О наличии боязни успеха свидетельствуют следующие аспекты ответов на вопросы: а) в них преобладают негативные эмоции; б) герой (героиня) принимает решение отказаться от предложения фирмы в пользу любимого (любимой); в) испытуемый полагает, что профессиональная карьера героя (героини) не состоится;

г) испытуемый полагает, что личная жизнь героя (героини) не будет удачной;

д) среди характеристик личности присутствуют неуверенность в себе, низкая самооценка, нерешительность, боязнь утраты женственности и т. п.; е) в ответах присутствует суждение о том, что его (ее) будут осуждать окружающие.

I Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Гейза (1970): Мак-V

Эта шкала создана американскими психологами Р. Кристи и Ф. Гейзом (Christie, Geis, 1970). Она представляет собой 60 тщательно подобранных суждений, сгруппированных по «тройкам». Здесь приводится пятый вариант методики, носящий название «Мак-V».


412 Приложение к главе 7

В каждом изнижеследующих «троек» одно из суждений отражает макиавелли-стские взгляды, адва других служат для маскировки и нивелируют стремление испытуемогодавать социально желательные ответы.

Испытуемомудается следующая инструкция: «Вам будут предложены 60 суждений, сгруппированных в 20 "троек". В каждом случае вначале прочитайте все 3 суждения и выберите одно, с которым вы наиболее согласны (поставьте плюс) и одно — с которым вы наименее согласны (поставьте минус). При этом одно из суждений, относительно нейтральное, должно оставаться непомеченным: более одного плюса илиминуса в одной тройке ставить нельзя».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

А. Длятого, чтобы быть успешным преступником, нужно больше фантазии, чемдля того, чтобы быть успешным бизнесменом.  
Б. Утверждение «Благими намерениями вымощена дорога в ад» в чем-то справедливо.  
В. Большинство людей легче забывают о смерти отца, чем о потере кошелька.  

2

А. Мужчины больше интересуются машинами, которые они водят, чем одеждой, которую носят их жены.  
Б. Очень важно развивать у детей воображение и творчество.  
В. Людям, страдающим неизлечимыми болезнями, необходимо предоставить выбор умереть безболезненно.  

3

А. Люди говорят правду о том, почему вы должны что-либо сделать, только тогда, когда им это выгодно.  
Б. Счастье человека состоит прежде всего в том, чтобы добиться своей цели.  
В. Так как большинство людей не знают, чего хотят, естественно, что кто-то должен им говорить, что надо делать.  
4 А. Несчастье нашей страны состоит в том, что люди слишком ленивы и снисходительны к себе.  

 

Б. Лучший способ управлять людьми — это говорить им то, что они хотят слышать.  
В. Было бы хорошо, если бы люди были добрее к тем, кто менее удачлив, чем они сами.  

о

А. Большинство людей по существу — хорошие и добрые.  
Б. Совместимость — наилучший критерий для жены или мужа, остальные характеристики хороши, но несущественны.  
В. Только после того, как человек получил то, чего хотел от жизни, стоит проявить интерес к несправедливостям, существующим в мире.  
6 А. Большинство людей, добившихся успеха, ведут чистую и нравственную жизнь.  

Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Геиза (1970): Мак-V 411

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Б. Нельзя винить достойного человека за то, что карьера для него важнее, чем семья.  
В. Было бы лучше, если бы люди меньше интересовались тем. какчто-то делать, и больше — тем, что надо делать.  

7

А. Хороший учитель скорее обращает внимание на вопросы, оставшиеся без ответа, чем дает подробные объяснения.  
Б. Когда вы просите кого-то что-то сделать, лучше всего сообщить ему освоих истинных намерениях, чем давать объяснения, которые будут болееубедительными.  
В. Работа человека (то, чем он занимается) — лучший способ определить, что он собой представляет как личность.  

8

А. Египетские пирамиды были воздвигнуты за счет порабощения рабочих-строителей.  
Б. Лучший способ справиться с проблемой — решать ее, а не терпеть.  
В. Человек должен делать что-то только тогда, когда он уверен в своем моральном праве на это.  

9

А. В мире жилось бы лучше, если бы люди предоставили будущему самому заботиться о себе, а сами наслаждались бы настоящим.  
Б. Льстить важным людям — значит поступать благоразумно.  
В. Если решение принято, лучше всего не менять его, даже если обстоятельства изменились.  

. 10

А. Лучший способ действовать — это поступать так, как будто у вас нет другого выхода.  
Б. Преступники отличаются от обычных людей тем, что они так глупы, что их ловят.  
В. Даже самый закоренелый преступник в чем-то внутренне порядочен.  

11

А. Лучше быть скромным и честным, чем знаменитым и нечестным.  
Б. Человек, который способен и хочет усердно трудиться, имеет хорошие шансы добиться успеха в своих начинаниях.  
В. То, что не помогает нам в повседневной жизни, не слишком важно.  

12

А. Человека не следует наказывать за нарушение того закона, который он считает неразумным.  
Б. Слишком многие преступники не получают наказания за свои злодеяния.  
В. Ложь — самая непростительная вещь.  
13 А. Люди не хотят усердно работать, пока их не заставят.  





Приложение к главе 7

Окончание тзблииы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Б. Человеку надо дать шанс исправить ошибку, даже если она была серьезной.  
В. Не стоит волноваться о людях, которые сами не способны принять решение.  

14

А. Мужчина прежде всего ответствен за свою жену, а не за свою мать.  
Б. Люди в большинстве своем смелы.  
В. Лучше выбирать умных друзей, чем просто удобных.  

15

А. Немногие люди в мире заслуживают интереса к себе.  
Б. Трудно добиться успеха без того, чтобы не нарушить закон.  
В. Способный человек, действующий ради собственной выгоды, более полезен для общества, чем добропорядочный, но неуспешный.  

16

А. Лучший способ произвести впечатление на других — дать им понять, что вы свободно можете менять свои взгляды.  
Б. Самое лучшее — быть в хороших отношениях со всеми.  
В. В любой ситуации честность — лучшая линия поведения.  

17

А. Можно быть хорошим во всех отношениях.  
Б. Хорошо помогать себе, а другим — еще лучше.  
В. Война и ее угроза постоянно сопровождают человеческую жизнь.  

18

А. Барнум был, вероятно, прав, когда говорил, что каждую минуту в мире рождается по крайней мере один простак.  
Б. Жизнь достаточно скучна до тех пор, пока ее кто-то умышленно не взбудоражит.  
В. Большинству людей было бы полезно контролировать свои эмоции.  

19

А. В обществе больше ценится чувствительность к эмоциям других людей, чем уравновешенность.  
Б. Идеальное общество — то, где каждый занимает свое место и согласен с этим.  
В. Наиболее разумно исходить из того, что все люди имеют дурные черты характера, которые проявляются при первой возможности.  

20

А. Люди, рассуждающие об абстрактных проблемах, обычно не знают того, о чем говорят.  
Б. Полностью правдивый человек напрашивается на неприятности.  
В. Для осуществления демократии надо, чтобы каждый имел право голоса.  

Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Геиза (1970): Мак-V 415

Подсчет баллов осуществляется в соответствии со следующей таблицей.

Номер вопроса 1 балл 3 балла 5 баллов 7 баллов
1 А+ В- Б+ В-А+ Б- А- Б+ Б- В+ А- В+
2 А+ В- • Б+ В- А+ Б- А- Б+ Б- В+ А- В+
3 А- В+ А- Б+ Б- В+ Б+ В-А+ Б- А+ В-
4 А+ Б- Б- В+ А+ В- А- В+ Б+ В- А- Б+
5 А+ Б- Б- В+ А+ В- А- В+ Б+ В- А- Б+
6 А+В- Б+ В-А+ Б- А- Б+ Б- В+ А- В+
7 А-Б+ А- В+ Б+ В- Б- В+ А+ В- А+ Б-
8 Б- В+ А+ Б-А- В+ А+ В-А- Б+ Б+ В-
9 Б- В+ А+ Б-А- В+ А+ В-Л- Б+ Б+ В-
10 А+ Б- Б- В+ А+ В- А- В+ Б+ В- А- Б+
11 А+ Б- Б- В+ А+ В- А- В+ Б+ В- А- Б+
12 Б-В+ А+ Б-А- В+ А+ В-А- Б+ Б+ В-
13 А- В+ А- Б+ Б- В+ Б+ В- А+ Б- А+ В-
14 Б+ В- А+ В-А- Б+ А+ Б-А-В+ Б- В+
15 Б- В+ А+ Б-А- В+ А+ В-А- Б+ Б+ В-

 



Приложение к главе 7

Окончание таблииы

I Номер вопроса 1 балл 3 балла 5 баллов 7 баллов
16 Б-В+ А+Б-А-В+ А+В-А- Б+ _ Б+В-
17 А+ В- Б+В-А+Б- А-Б+ я Б- В+ А-В+
18 А-В+ А- Б+ Б-В+ Б+ В А+ Б- А+ В-
19 Б+В- А+В-А- Б+ А+Б-А-В+ Б- В+
20 А+ Б- Б-В+ А+ В- А-В+ Б+В- А-Б+

К полученной сумме баллов прибавляются 20 баллов, что дает Мак-показатель (который варьируется от 40 до 160 баллов). 100 баллов принимаются за медиану. Если Мак-показатель меньше медианы, делается вывод о низком макиавеллизме, если больше — о высоком, и индивид классифицируется как макиавелл.



ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 8










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 309.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...