Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лифтинг и причины половых различий в моторике
Теперь мы обратимся к статье Л. Линдбека и К. Кьелберг, в которой отражены свежие экспериментальные данные по изучению рабочих движений по подъему тяжестей — лифтингу(Lindbeck, Kjellberg, 2000). Обобщив результаты ряда ис- Лифтинг и причины половых различий в моторике 123 следований (включая и свои собственные), они пришли к следующим выводам: во-первых, существуют отчетливые половые различия в технике выполнения лифтинга (мужчины больше наклоняют туловище вперед, а женщины больше сгибают колени), во-вторых, следует говорить не о преимуществе какого-либо пола, а только о своеобразии: и мужчины и женщины имеют и преимущества и недостатки в координации и моторике. Исследование Л. Линдбека и К. Кьелберг Испытуемые: 12 женщин и 10 мужчин выполняли лифтинг-тест, заключавшийся в поднятии тяжестей — я шика весом 1 2,8 кг для мужчин и 8,7 кг для женщин (именно такое соотношение уравнивает, по мнению авторов, силовые возможности мужчин и женщин — Т. Б.). Делали они это в четырех вариантах: а) быстрое поднятие с основной нагрузкой на мышцы ног; б) медленное поднятие с основной нагрузкой на мышиы ног; в) быстрое поднятие с участием мыши спины; г) медленное поднятие с участием мыши спины. Результаты: обнаружены половые различия в координаиии движений; у обоих полов есть преимущества и недостатки в моторике при поднятии тяжестей. У женщин была лучше синхронизирована координаиия сочленений бедро—колено, кроме того, они больше сгибали колени (в тех вариантах, где основная нагрузка приходилась на мышиы ног). Мужчины больше нагибали туловище вперед и затрачивали больше времени на выполнение задания. Выводы: результаты нельзя рассматривать как преимущество одного из полов, но они свидетельствуют об их своеобразии при выполнении моторных задач. Должны быть разработаны отдельные программы обучения женщин и мужчин технике рабочих движений, чтобы учитывать это своеобразие (Linclbeck, Kjellberg, 2000). Существенное отличие исследований, проведенных в ленинградско-петербург-ской психологической школе, от зарубежных исследований по психомоторике — это попытка не просто констатировать полученные эмпирические результаты, но и обобщить их на более высоком уровне — представить как проявления глобальных закономерностей, отличающих мужчин и женщин. До сих пор в зарубежных работах по психомоторике нет таких обобщающих выводов, к которым пришел Б. Г. Ананьев и его ученики. Что касается причин половых различий в моторике, то, казалось бы, здесь отчетливо должен проявиться биологический фактор. В самом деле, существуют убедительные факты влияния этого фактора. По данным Д. Кимура, у женщин и мужчин имеются различия в мозговой локализации моторных функций. Организация сложных движений рта и рук у женщин представлены в передних областях левого полушария (т. е. топографически близко к моторной коре), а у мужчин — в задних отделах (т. е. в близости со зрительной системой). Поэтому женщины имеют преимущества в тонкой моторике рук, а мужчины — в движениях, направленны на объекты, которые находятся на некотором расстоянии (типа прицеливания — цит. по: Н. Н. Даниловой, 1998). Значительную роль играют и гормоны — так, при увеличении мужских гормонов самки крыс вели себя, как самцы, предпочитая драки с физическим контактом. Однако другие факты не исключают и влияния личностных черт, которые формируются в результате гендерной социализации. Потвин и коллеги установили, что, когда существовал риск получить травму, испытуемые меняли технику лифтинга (подъема груза), и этот фактор был даже более мощным, чем искривление позвоночника (цит. по: Lindbeck, Kjellberg, 2000). Если вспомнить, что жен- 124 Глава 4. Психомоторика щины менее склонны рисковать, то можно предположить, что они будут более осторожны в своих движениях в рискованной ситуации. По-видимому, на сегодняшний день следует считать, что причиной различий в моторике у женщин и мужчин является совместное влияние биологических и социальных факторов. Кроме того, существуют большие индивидуальные различия, и можно встретить физически сильных женщин и слабых мужчин. Тем не менее в целом женщины уступают мужчинам в силе (их сила ног равна всего 65-75% силы ног мужчин, мышц туловища — 60-70%, сгибания-разгибания локтя — только 50% от максимальной силы мужчин). Женщины также обладают иным строением тела (в частности, по расположению силы тяжести). Эти различия прежде всего и определяют своеобразие моторики у разных полов (там же). Однако и социализация, подражание представителям своего пола — сверстникам и взрослым — также может определять отмеченное своеобразие. Важно учитывать этот факт в обучении и не рассматривать тот или иной пол в качестве эталона, «подгоняя» к нему другой пол. Вносит свой вклад и социальное подкрепление, которое постоянно сопровождает гендерную социализацию (девочек и мальчиков поощряют, если они играют, двигаются, сидят так, как положено представителям их пола, и наказывают, если этого не происходит). В заключение обратим внимание на очень важное замечание Е. П. Ильина: «...несущественные на первый взгляд различия в функциях, как в кинопроекторе, могут многократно усиливаться в поведении мужчин и женщин за счет предпочтения той или иной манеры, при выборе деятельности и т. д.» (Ильин, 2002, с. 145). Очевидно, в первую очередь мы наблюдаем расхождение между результатами строгих научных исследований (в которых встречаются различия, но, так сказать, тонкие, не слишком заметные для неискушенного наблюдателя) и теми фактами, которые мы постоянно встречаем в повседневной жизни, именно по этой причине. В частности, можно наблюдать, как по-разному выполняют движения мужчины и женщины — по-разному ходят, бегают, садятся, поднимают тяжести, открывают банки, закрывают дверцы машины и т. п. Будем надеяться, что когда-нибудь психологи исследуют все особенности моторики и установят во всей полноте своеобразие моторики мужчин и женщин. Еще одна причина отсутствия половых различий в моторике — та же, что и при исследовании других характеристик психики. Это то обстоятельство, что большинство заданий, используемых в исследованиях, созданы с расчетом на испытуемых-мужчин. Женщины если и изучаются, то либо отдельно от мужчин, либо по «мужским» методикам. Было бы интересно изучить, скажем, движения, которые используются при «женских» (вязании, шитье, вышивании, приготовлении пищи) или гендерно-нейтральиых (например, движения при работе на компьютере) занятиях — как скорость, точность и ловкость, так и быстроту обучения. Возможно, это развеет мифы и стереотипы о различных способностях мужчин и женщин в освоении этих движений и позволит выработать рекомендации для более рационального обучения этим движениям как мальчиков, так и девочек, а также для развитияих моторики в целом. Выводы Психомоторные исследования проводятся более 100 лет. Используются разнообразные методы и методики, получаемые результаты порой противоречат друг другу. Вопросы для самопроверки 125 Накоплен ряд интересных фактов о половых различиях в моторике. Это превосходство мужчин в освоении грубой моторики (движений ног), а женщин — з тонкой (движения рук); мужчин — в силе рук, женщин — в дифференцировке мышечных усилий. Женщины хуже выполняют моторные тесты, связанные с определением пространственных отношений. Двигательное созревание девочек происходит раньше, чем у мальчиков. Следует говорить не о преимуществе какого-то «эталонного» пола, а о своеобразии полов в развитии моторики. У мужчин оно скачкообразное (с резкими спадами и подъемами), с большей асимметрией рук; у женщин — плавное. Мужчины лучше осваивают новые движения, а женщины — стереотипные; для мужчин характерна более высокая видовая изменчивость в области моторики, а для женщин — индивидуальная изменчивость. Мужчины и женщины добиваются равной успешности волевого усилия, но по разным причинам: мужчины — благодаря большей силе, а женщины — благодаря большим энергетическим тратам. Техника лифтинга (подъема тяжестей) при выполнении рабочих движений у мужчин и женщин также отличается своеобразием, имеются свои преимущества и недостатки у обоих полов. Половые различия в моторике являются проявлением более глобальных закономерностей, отмеченных Б. Г. Ананьевым: большей стабильности женского организма и женской психики (более быстрого восстановления после стресса), более широкого диапазона использования всех резервов организма и психики при столкновении со стрессом у женщин как показателя их лучшей адаптивности, преимущества мужнин в реагировании на редко встречающиеся раздражители (большие и малые), а женщин — на часто встречающиеся средние показатели (отсюда — большей изменчивости мужчин и большей стереотипности поведения женщин) и более раннее созревание функций у представителей женского пола по сравнению с мужским. Кроме того, в моторике прослеживается закономерность худшего развития зрительно-пространственных способностей у женщин (одно из наиболее устойчивых половых различий). Причиной моторных половых различий являются как биологические (разное строение тела у мужчин и женщин; различие в силе; влияние различных гормонов; различная мозговая локализация моторных функций), так и социальные факторы — большая склонность к риску у мальчиков и мужчин, подражание сверстникам и взрослым представителям своего пола и социальное подкрепление. Имеющиеся данные следует учитывать при составлении программ двигательного развития мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Вопросы для самопроверки 1. Назовите отечественных и зарубежных психологов, изучавших половые различия в психомоторике. 2. У кого выше мышечное утомление и сила — у девочек или у мальчиков? Чем вы это объясняете? 3. Что такое эргографический индекс? У кого он больше — у мужчин или у женщин? 4. Каковы основные результаты исследований половых различий в моторике у детей? 126 Глава 4. Психомоторика 5. Расскажите об исследованиях моторики у спортсменов. 6. Какие двигательные характеристики участвуют в графических движениях? В чем проявляется их своеобразие у мужчин и у женщин? 7. Как меняются психомоторные характеристики у мужчин и женщин в условиях нагрузки на вестибулярный аппарат и в условиях экзамена? 8. Охарактеризуйте методики, используемые различными авторами при изучении моторики. 9. Какие глобальные закономерности в области половых различий прослеживаются при изучении моторики? 10. Назовите причины половых различий в моторике. Учебные задания 1. Изучите две анкеты Г. Гейманса (в Приложении) и выберите вопросы, касающиеся моторики. Переформулируйте эти вопросы так, чтобы они звучали современно, и опросите с их помощью 10 экспертов (5 мужчин и 5 женщин) — наивных испытуемых. Затем опросите 10 профессиональных психологов. Проведите анализ: а) сохранились ли в течение 100 лет гендерные стереотипы у наивных испытуемых; б) отличаются ли мнения о моторике мужчин и женщин у наивных испытуемых и профессиональных психологов. Прокомментируйте результаты анализа и обсудите их в группе. 2. Проведите дискуссию на тему «Акселерация и развитие моторики: сравнение поколений» (на основе своих наблюдений за людьми разного возраста). 3. Проанализируйте, какие возрастные периоды остались за пределами внимания исследователей половых различий в области моторики. Составьте план эксперимента для каждого возрастного периода. 4. Существует мнение, что при изучении половых различий в психологии используются тестовые задания, которые предназначены для испытуемых-мужчин. Это обстоятельство может искажать результаты исследований. Проанализируйте с этой точки зрения методики, приведенные в Приложении, и установите, являются ли они гендерно-нейтральными. Придумайте новую методику для изучения половых различий в области моторики, которая включала бы задания, предназначенные: а) для испытуемых-женщин; б) для испытуемых-мужчин; в) для обоих полов. 5. Понаблюдайте за играми детей. Одинаковы ли характеристики моторики у девочек и мальчиков (скорость, точность, ловкость и т. п.)? 6. Проведите небольшое пилотажное исследование с испытуемыми-детьми обоего пола, используя методики, применяемые другими авторами (см. описания исследований в тексте). 7. Составьте рекомендации для практических работников в области развития моторики у спортсменов с учетом половых различий. 8. Составьте рекомендации для практических работников по коррекции слабых мест у представителей рабочих профессий разного пола. 9. Составьте практические рекомендации по профориентационной работе с юношами и девушками, выбирающими профессию, связанную с активным использованием моторики с учетом половых различий. Глава 5 ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ 3 этой главе мы рассмотрим половые различия по некоторым характеристикам 'Щущений и восприятия (иногда привлекается материал и по представлениям, гак как в некоторых зарубежных исследованиях они не отделяются от восприятия). Поскольку различия между мужчинами и женщинами не всегда одинаковы з разные возрастные периоды, там, где позволяет материал, эти периоды будут рассмотрены по отдельности. Рассматриваются и результаты исследований, свидетельствующие об отсутствии половых различий. Основными источниками данных, которые я использую, стали книга Б. Г. Ананьева (1968), содержащая большое количество экспериментальных фактов, собранных психологами ленинградско-летербургской школы, и уже неоднократно упоминавшийся и цитировавшийся обзор Элеонор Маккоби и Кэрол Жаклин (Maccoby, Jacklin, 1978). Помимо этого, так как нам уже известно, что характер половых различий со временем может изменяться, использованы и данные рядаболее поздних исследований. Зрительная модальность Среди других модальностей наиболее изученными являются половые различия пo зрительным ощущениям, восприятию и представлениям. Видимо, это связано с тем, что данная модальность вообще очень широко изучена в психологии, а такжес тем, что гендерные особенности проявляются здесь особенно ярко. Исследования новорожденных продемонстрировали почти полное отсутствие половых различий. Ни девочки, ни мальчики-новорожденные не отдают предпочтения ни зрительному, ни слуховому стимулам, как и различным видам зрительных раздражителей (в частности, человеческим лицам и геометрическим фигурам). Единственное различие было обнаружено Фридманом и коллегами (цит. по: Maccoby, Jacklin, 1978) в адаптации к величине стимула: у мальчиков быстрее происходит адаптация к маленьким квадратам, а у девочек — к большим. Исследования половых различий по зрительным ощущениям у новорожденных В 14 зарубежных исследованиях, проведенных в 1 966-1972 гг., количество испытуемых колебалось от 20 до 96 (всего было изучено 580 новорожденных обоего пола). Изучались: 1) фиксация на стимулах: квадрате; новом квадрате; белом и черном квадратах; очень маленьком стимуле (квадрат 2x2 см); очень большом стимуле (квадрат 12x12 см); 2) сравнение различных стимулов (по фиксации): лица и геометрические фигуры; живые и неживые объекты; зрительные и слуховые стимулы (предпочтение). / 128 Глава 5. Ощущения и восприятие 3) адаптация фиксации на квадрате; 4) отсутствие выработки реакции на белую панель с положительным подкреплением (сосание); 5) показатели электроэнцефалограммы в ответ на белый и оранжевый цвета; 6) частота ипродолжительность зрительного поиска движущегося предмета. Результаты: почти полное отсутствие половых различий, кроме того, что у мальчиков наблюдалось уменьшение времени фиксации на маленьких стимулах, а у девочек—,на больших (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978). Как это можно интерпретировать? Во-первых, был развеян миф о том, что один из полов является более «зрительным» (таковым обычно считали мужской), а другой — более «слуховым» (обычно — женский), по крайней мере с рождения. Во-вторых, девочки не являются с рождения более «социальными», а мальчики — более «инструментальными» (тогда бы первые предпочитали смотреть на человеческие лица, а вторые — на геометрические фигуры). В-третьих, обнаруженные различия (более быстрая адаптации к маленьким предметам у мальчиков и к большим — у девочек) могут объясняться большей доступностью или привлекательностью тех или иных стимулов. В-четвертых, только немногие исследования были однородными (основанными на одной и той же методике) — только 3 исследования из 14, и те одного и того же автора. А сравнивать данные, где исследовались, по существу, разные вещи, можно лишь с оговорками (так как они относились к одному возрастному периоду). Поэтому я не склонна делать категоричный вывод о том, что половые различия в зрительных ощущениях у новорожденных отсутствуют — они просто недостаточно изучены, так как провести такие исследования с новорожденными трудно с технической точки зрения. Данные о младенцах более старшего возраста значительно богаче, так как именно в этом возрасте интенсивно развивается зрительный анализатор. Результаты для младенцев 1-3 месяцев (с этого возраста начинается интенсивное развитие зрительного анализатора) можно разделить на три группы: а) те, где половые различия отсутствуют (в частности, данные о реакции зрачка на фотографию матери, незнакомой женщины, квадрат или треугольник; фиксация на точке и на линии); б) где обнаруживается превосходство мальчиков или в) превосходство девочек. Иногда разные результаты бывают получены в одном и том же исследовании при изучении испытуемых одного и того же возраста (1 месяц): в первом периоде наблюдения девочки дольше ищут предмет глазами, а во втором периоде то же самое делают мальчики. Исследования половых различий по зрительным ощущениям у младенцев 39 исследований, проведенных с 1965 по 1973 г. можно сгруппировать по возрасту испытуемых и использованным методикам (часть данных получена в лонгитюдных исследованиях, что особенно ценно). Возраст 1-3 месяца. Изучались: 1) поискзрительного стимула; 2) фиксацияна стимулах: квадрате (длительность); квадрате в ситуации сложного выбора объекта: размеры квадратов — 2x2, 8x8 и 24x24 см (длительность); точке и линии;одной из двух групп стимулов (устойчивость); 3) адаптация к стимулу: а) зрительному; б) к различным геометрическим фигурам; 4) диаметр зрачка и его расширение или сужение в ответ на различные стимулы (фотография лица матери; фотография лица незнакомой женщины; квадрат; треугольник). Зрительная модальность 129 Результаты: у мальчиков была обнаружена большая длительность зрительного поиска объекта, большая устойчивость фиксации на одной из двух групп стимулов и более быстрая адаптация к зрительному стимулу. Девочки продемонстрировали более длительный зрительный поиск объекта, бо-\ее длительную фиксацию на квадрате, более быструю адаптацию к стимулам в виде геометрических фигур, более длительную фиксацию на больших стимулах (квадраты 24 х 24 и 8 х 8 см) по сравнению с маленькими (2x2 см) и более длительную фиксацию на маленьких стимулах (2x2 см). При этом последнее наблюдалось только в возрасте 2 месяцев, а в 2,5 и в 3 месяца отмечено не было. Не было выявлено половых различий по фиксации на точке и линии и изменению диаметра зрачка в ответ на различные стимулы (по материалам книги Maccoby, Jack-lin,1978). Среди этих данных, на мой взгляд, наиболее интересны именно те, которые свиддетельствуют об отсутствии половых различий, — разные стимулы (и социаль-ные, и несоциальные) одинаково интересны или сложны для мальчиков и девочек в воззрасте 1-2 месяцев. Заслуживает внимания также то, что мальчики в условиях выбора одной из двух групп стимулов показали более устойчивую фиксацию (возможно, это более ная задача, чем просто смотреть на единственный предмет). Для девочек же вновь оказалась значимой величина стимула: здесь они, как и в новорожденном периоде, дольше смотрели на маленький стимул (2x2 см), но только в возрасте 2 месяцев, позже — в 2,5 и в 3 месяца этого не наблюдалось, и, наоборот, они пред- почитали смотреть на больший квадрат (24 х 24 см и 8 х 8 см), чем на маленький (2х 2 см). Поскольку величина стимула — пространственная характеристика пред- мета, данные нужно связать именно с этим: видимо, у девочек возникают сложно* сти с определением пространственных отношений (подробнее об этом будет ска- занониже). Исследования половых различий по зрительным ощущениям у младенцев Возраст от 3 месяцев до 1 года. Изучались: 1) адаптация к стимулу: меняющемуся; мигающему свету; геометрическим фигурам; геометрическим узорам; _ время фиксации на различных неживых стимулах (однородных — относящихся к одному классу): двух- и трехмерных объектах различной величины; кубиках с различных дистанций (учитывался реальный размер предмета или его размер на сетчатке глаза); маленьких светящихся квадратах; больших светящихся квадратах; светящихся квадратах (в сумме— и на маленьких, и на больших); горизонтальных и вертикальных узорах; геометрических фигурах; светящейся матрице; светящихся узорах; геометрическом узоре; деревянных тарелках с одной или четырьмя черными точками; различных квадратах; новых стимулах; 3) движения глаз: круговые движения и поиск вспышек света; следяшие движения глаз туда и обратно за моделью поезда; 4) сравнение различных неживых стимулов: по фиксации, ее времени, по различным реакциям; 5) фиксация на меняющихся стимулах: новые, незнакомые сравнивались со знакомыми (черно-белые узоры; цветные геометрические фигуры — время фиксации в обоих случаях); стимул — человеческие лица: мужские лица (время фиксации); лица, предъявляемые в виде маски в первый раз (фиксация); цветная видеозапись лица матери (фиксация);
130 Глава 5. Ощущения и восприятие 7) сравнение человеческих лиц с неживыми предметами: с геометрическими фигурами (латентный период и время фиксации); с узорами; с простой серой поверхностью (предпочтение стимулов — по времени фиксации); 8) сравнение лиц, принадлежащих разным людям: матери, самого испытуемого или сделанного из тканевой маски (чувствительность к различению — измерялась по улыбке испытуемого); схематично изображенных (по времени фиксации); новых или незнакомых и знакомых (фотографии; нарисованные контуры; маски); матери или незнакомца; 9) различные реакции в ответ на предъявление различных стимулов:
> изменение частоты сердечного ритма (на геометрические фигуры; на светящиеся узоры; на картинки игрушек — мяча, клоуна, мишки, куклы; на рисунки лиц и узоров; на контурное изображение человеческих лиц; на двух-и трехмерные изображения лица и тела человека — замедление во всех указанных случаях; на светящуюся матрицу; на новый стимул); > вокализация — голосовая реакция (на геометрические фигуры — время; на светящиеся узоры; на рисунки лиц и узоров; на предъявление лиц в виде глиняной маски — нормальные, с недостающими чертами, с искаженными чертами; на двух- и трехмерные изображения лица и тела человека); - улыбка (на геометрические фигуры — частота улыбки; на лица; на двух- и трехмерные изображения лица и тела человека); > двигательная активность при предъявлении стимула: разглядывание и манипу Результаты. Превосходство мальчиков наблюдалось: в адаптации к геометрическим фигурам и узорам (4-5 месяиев); более быстрой адаптации к мигаюшему свету (1 3 месяцев); более длительной фиксации на: маленьких светящихся квадратах (и суммарная — на маленьких и больших квадратах; 2, 4 и 6 месяиев), геометрических фигурах и лицах (3 месяца), мужских лицах (3, 6 и 9 месяиев), лицах в форме маски (как на новый стимул, так и в целом; 4 месяиа), замедление сердечного ритма на картинки игрушек — мяча, клоуна, мишки, куклы (5 месяцев); большем изменении сердечного ритма при реакции на новый стимул (6 месяиев); большей вокализации (голосовой реакции) на светящиеся узоры (6 месяцев). Превосходство девочек заключалось в более длительной фиксации на больших светящихся квадратах (2, 4 и 6 месяцев) и на геометрических узорах (4 месяца), в фиксации на изображениях лиц и узоров (6 месяцев) и светящихся узорах (1 3 месяцев), в большей вокализации на каждый визуальный стимул (3, 6, 9 и 1 3 месяиев) и в дифференцировании улыбки при реакции на разные стимулы (3, 6, 9 и 1 3 месяиев). Не было выявлено половых различий: 1) по адаптации к меняющемуся стимулу (3-4 месяца) и к мигаюшему свету (6 месяцев); 2) по времени фиксации на неживых стимулах: двух- и трехмерных объектах различной величины (2,5-4 месяца), кубиках с различных дистанций (2-5 месяцев), горизонтальных и вертикальных узорах (2, 4 и 6 месяцев), геометрических фигурах (4 месяца), геометрических узорах (4 месяиа), светящихся узорах (6 месяцев), деревянных тарелках с одной или четырьмя черными точками (10-12 месяиев) и новом стимуле (6 месяцев); 3) по фиксации на различных однородных стимулах: на квадратах (3-4 месяца), меняющихся стимулах (3-4 месяца), светящихся узорах (13 месяиев), светящихся матрицах (6 месяцев); 4) по движениям глаз: круговым, поиску вспышек света (2 и 4 месяца), следящим за моделью поезда (3-9 месяцев); 5) при сравнении новых, незнакомых стимулов со знакомыми: черно-белые узоры (3-8 месяиев), цветные геометрические стимулы (4-5 месяиев); Зрительная модальность 131 6) по фиксаиии на: цветной видеозаписи лииа матери (5 месяцев), мужских лииах (13 месяцев); 7) при сравнении предпочтения стимулов: человеческих лиц и простой серой поверхности (5-6 месяцев); 8) по фиксаиии на: новых или незнакомых и знакомых лицах, фотографиях (3-4 месяца, 4-6 месяцев, 5-6 месяцев), контурных изображениях (4-6 месяцев) или масках (5-6 месяцев), матери или незнакомце (5 и 8 месяцев); 9) по реакциям на геометрические фигуры (замедление сердечного ритма, вокализация, улыбка; 4 месяца);
10) по реакциям на светящиеся узоры (замедление сердечного ритма, вокализация, движения рук; 4 месяца); 11) по реакциям на лица (замедление сердечного ритма, вокализация, движения рук; 6 месяцев); 12) по реакциям на двух- и трехмерные изображения лица и тела человека (сердечный ритм, вокализация, улыбка, уровень активности; 4, 8 и 13 месяцев); 13) по изменению сердечного ритма на светящиеся матрицы (6 месяцев) и по его замедлению при реакции на очертания лиц (4, 8 и 1 3 месяцев); 14) по вокализации на лица-маски из глины (нормальные, с недостающими чертами, с искаженными чертами — 4, 8 и 1 3 месяцев); 15) по улыбке на лица (3,5 месяца); 16) по разглядыванию и манипулированию стимулом (6 месяцев) (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978). Прокомментируем эти обширные результаты. Прежде всего бросается в глаза, что по многим изучаемым параметрам половые различия отсутствуют. Реакции на многие зрительные стимулы — как на неживые предметы, так и на живые объекты — схожи у девочек и мальчиков. Помимо этого, превосходство мальчиков обнаруживается чаще, чем превосходство девочек. Противоречивых данных по одним и тем же характеристикам не так много, и они, как правило, обнаруживаются в разном возрасте, что, возможно, свидетельствует о гетерохронности развития зрительного анализатора у младенцев, причем порой это развитие у мальчиков и девочек идет разными темпами. Единственное исключение составляет длительность фиксации на геометрических узорах: противоречивые данные получены в двух разных исследованиях и могут объясняться различием методик. Мальчики дольше задерживают взгляд на маленьких квадратах, а девочки — на больших. Если сравнить эти данные с предыдущим блоком (1-3 месяца), то у девочек и мальчиков прослеживаются противоположные тенденции при восприятии величины квадратов. Девочки вначале обращают больше внимания па маленькие квадраты, а затем — довольно долго — на большие, а мальчики — наоборот. Запомним этот результат и вернемся к нему при анализе зрительно-пространственных способностей. У мальчиков выделяется более яркая реакция на новый стимул. Эта особенность мужского пола соответствует и житейским наблюдениям: мужчины в любом возрасте более смело осваивают что-то новое, а женщины — привычное. Аналогичная закономерность была отмечена и при сравнении моторных навыков (см. главу 4). Закреплена она и в гендерном стереотипе: новаторства и освоения нового ждут прежде всего от мужчин. Кстати, при изучении обезьян обнаруживаются противоположные данные — новый предмет с большим любопытством обследуют 132 Глава 5. Ощущения и восприятие самки, а не самцы (Тих, 1970). Напомним, что у новорожденных и младенцев до трехмесячного возраста не было половых различий по реакции на новый стимул. Нет ли и здесь влияния различных способов общения воспитателей с мальчиками и девочками? Возможно, мальчикам чаще показывают новые предметы? Или они сами, быстро адаптируясь к знакомому предмету, переключаются на новый? Предположение, конечно же, нуждается в проверке, в частности, путем исследования того, как мальчики и девочки реагируют на старые и новые игрушки. Не является ли длительный устойчивый интерес мальчиков к мужским лицам (в 3, 6 и 9 месяцев, причем именно с того момента, когда начинает складываться зрительное восприятие, т. е. когда появляется возможность сформировать зрительный образ, а затем его опознать) началом гендерной идентичности? Можно ли предположить, что мальчики по голосу и другим признакам отличают мужчин и женщин? Интересное исследование Е. Сергиенко и Е. Никитиной (Sergienko. Nikitina, 2000) показало, что взрослые могут по голосу и лицу узнать пол новорожденного. Возможно, в 3 месяца это умеют делать и мальчики? При этом девочки сравниваются с мальчиками по этому показателю только в 13 месяцев. А по интересу к лицу матери девочки и мальчики не различаются. Среди приведенных данных нет сведений о реакциях на лицо отца. Было бы любопытно исследовать реакции на лица матери и отца, на женское и мужское лицо. У девочек обращает на себя внимание более дифференцированная реакция на разные стимулы — и голосом, и особенно улыбкой девочки показывают, что они не просто различают эти стимулы (при этом устойчиво от 3 до 13 месяцев, у мальчиков же такой реакции нет), а образно говоря, по-разному приветствуют их. Что это — основа будущей эмоциональности или будущей коммуникабельности? Этот необычный результат нуждается в дальнейшем изучении (с использованием различных стимулов и в другие возрастные периоды). Еще 3 исследования, приведенные в обзоре Э. Маккоби и К. Жаклин, нуждаются в комментарии (их нет среди вышеприведенных данных). Уотсон обнаружил, что в возрасте 2,5 месяцев девочки отдавали предпочтение звуковым стимулам, а мальчики — зрительным. Однако у Дормана и коллег и мальчики и девочки предпочитали зрительные стимулы, а у Реми и Уотсона и те и другие отвергали звуковые. В других исследованиях (и в другие возрастные периоды) таких результатов нет. Но и те, что есть, очень любопытны. Мы вернемся к этому вопросу, рассматривая другие возрастные периоды и сравнивая другие анализаторы. В целом трудно согласиться с оценкой Элеонор Маккоби и Кэрол Жаклин, которые назвали полученные данные просто противоречивыми. Они необычайно интересны и требуют дальнейших размышлений и интерпретации. Перейдем к рассмотрению раннего и дошкольного детства. Возрастные рамки этого периода различны в разных странах, поэтому условно мы определим их так: от 1 года до 7-8 лет. 13 исследований, проведенных с 1965 по 1972 г. Возраст от 1 года до 7-&лет. Изучались: 1) цветоощущения: выбор основных и неосновных цветов и ошибки в различных частях цветовой гаммы (в середине и по краям); 2) реакция на тахистоскопическое изображение геометрических фигур и рисунков; Зрительная модальность 133 3) подбор стимулов по шаблону (геометрические фигуры и животные, орнаменты) и задачи на различение шаблонных стимулов; 4) ошибки при восприятии формы (латентный период); 5) дифференциация внимания к 16 видам игрушек; 6) цветные слайды предметов и людей — различные реакции на них (фиксация, замедление сердечного ритма, вокализация, улыбка); 7) изображение человеческого тела (с различными искажениями) — различные реакции (фиксация, изменение сердечного ритма, вокализация, улыбка, движение рук, указание пальцем); 8) картины семьи и узоров — различные реакции (фиксация, улыбка, указание пальцем, удивление). Результаты: мальчики делали меньше ошибок в середине цветовой гаммы (5-6 лет), девочки же — меньше ошибок по краям цветовой гаммы (5-6 лет), а также превосходили мальчиков по подбору стимулов по шаблону (4-7 лет). Не было выявлено половых различий по: 1) дифференциации внимания к различным игрушкам (1 год); 2) реакциям на цветные слайды предметов и людей (фиксация, замедление сердечного ритма, вокализация, улыбка) — 2 года; 3) реакциям на изображение человеческого тела с искажениями (фиксация, изменение сердечного ритма, вокализация, улыбка, движение рук, указание пальцем) — 2 года; 4) выбору основных и неосновных цветов (3-4 года); 5) ошибкам в восприятии формы (3-4 года); 6) сравнению с шаблоном (подбор): геометрических фигур и животных (3-4 года); орнаментов (5-8 лет) и различению шаблонных стимулов (5, 8 лет); 7) реакции на тахистоскопическое изображение геометрических фигур и рисунков (4-5 лет); 8) реакциям на картины семьи и узоры (фиксация, улыбка, указание пальцем, удивление) — 3,5 года (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978). Здесь привлекают внимание результаты исследования Гейнса о цветоощущениях. В 5-6-летнем возрасте дети уже завершают освоение цветовых эталонов основных цветов. Но, как оказалось, мальчики лучше различают зеленый и желтый цвета, а девочки — фиолетовый и красный. К сожалению, это единственное исследование (проведенное на 47 испытуемых), и полученные данные требуют уточнения. Дальнейших исследований требуют и вопросы о том, как цветоощущение развивается в другие возрастные периоды, как на этот процесс влияет то, что женщинам во многих культурах дозволяется использовать в одежде более богатую цветовую гамму, чем мужчинам, и, наконец, как установленное предпочтение в цветах проявляется в личностных характеристиках (к примеру, при исследовании испытуемых разного пола по методике Люшера). Превосходство девочек в подборе стимулов по шаблону (4-7 лет), хотя и согласуется со стереотипом о преимуществах женского пола при решении стандартных задач, не очень убедительно, так как в ряде других исследований половые различия при работе с шаблонными стимулами отсутствовали. При рассмотрении школьного возраста и ранней взрослости необходимо констатировать, что все исследования этого периода охватывают большие интервалы (например, с 6 до 16 или с 7 до 18 лет) и их результаты не дифференцированы. 134 Глава 5. Ощущения и восприятие 15 исследований, проведенных с 1965 по 1973 г. Возраст 6-25 лет. Изучались: 1) выбор шаблонного стимула (зрительного или зрительно-тактильного); 2) предпочтение стимула: точек или узоров (случайно предъявленных); 3) восприятие пространства: определение расстояния до воспринимаемого предмета и суждения о длине бумажной полоски; 4) восприятие формы: предметов прямоугольной формы (идентификация; сравнение с шаблоном) и скорости восприятия геометрических фигур (с помошью тахи-стоскопа); 5) восприятие времени: способность отличать равномерные вспышки света от неравномерных; 6) восприятие букв на экране тахистоскопа: латинского алфавита, еврейского алфавита, и того и другого; вербальное сообщение об их расположении; выбор букв; 7) суждения о стимулах: оиенка использования пригодных визуальных стимулов и подобие суждений о бессмысленных фигурах; 8) восприятие лиц: скорость подбора фотографий одного и того же человека и обобщенные суждения о лицах (по тахистоскопу). Результаты: мальчики и мужчины допускали меньше ошибок в определении длины бумажной полоски (12 лет) и лучше отличали равномерные вспышки света от неравномерных (1 6-25 лет). Превосходства девочек и женщин не было обнаружено ни в одном из заданий. Не было обнаружено половых различий по: 1) по предпочтению стимула — точек или узоров (9, 11, 13 и 1 5 лет); 2) выбору шаблонного стимула—зрительного или зрительно-тактильного (6,8 и 10 лет); 3) восприятию пространства — определению расстояния до воспринимаемого предмета (6, 9, 13 и 16 лет); 4) восприятию формы прямоугольных предметов (идентификация — 6, 8 и 10 лет; сравнение с шаблоном — 7, 9,11 и 1 8 лет) и скорости их восприятия (6, 8 и 11 лет); 5) восприятию букв латинского и еврейского алфавита (7, 9 и 11 лет), их расположению (7, 9 и 11 лет) и их выбору (7, 11 и 20 лет); 6) оценке визуальных стимулов по их пригодности (1 8-21 год) и по подобию суждений о бессмысленных фигурах (6 и 11 лет); 7) восприятию человеческих лиц — скорости и обобщению (18-21 год) (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978). Эти результаты демонстрируют почти полное отсутствие половых различий в исследуемых показателях зрительных ощущений и восприятия. Но все же мальчики обнаруживают превосходство по одному из параметров восприятия пространства — определению величины. Правда, по другим параметрам этого восприятия подобное превосходство не обнаруживается. Восприятие длительности вспышек света можно отнести к восприятию времени, в котором мужчины также превосходят женщин на протяжении длительного возрастного промежутка (от 16 до 25 лет). В ряде обзорных работ были рассмотрены половые различия по таким явлениям, как последовательный образ и иллюзии. По моим подсчетам, они охватывают более 1500 испытуемых разного возраста (от 4 до 35 лет). Отсутствие половых различий продемонстрировано для тех иллюзий, которые обнаружены и у детей младшего возраста, и у животных, т. е. для тех, которые от- Зрительная модальность 135 эажают общие закономерности восприятия. Большая длительность последовательного образа у мужчин, возможно, свидетельствует о том,что мужчины более чувствительны к силе зрительного раздражителя или что онибыстрее утомляют-ся. Возможна также связь этого явления с инертностью нервных процессов. Однако в целом можно отметить-достаточное малое число однородных (т. е. проведенных на испытуемых одного и того же возраста и по одним и тем же методикам) зарубежных данных, чтобы судить о различиях полов по зрительным ощущениям и восприятию. Этот пробел отчасти восполняют данные Б. Г. Ананьева,касаю-щиеся остроты зрения, глазомера и поля зрения. Исследования последовательного образа и иллюзий 7 обзоров, проведенных с 1965 по 1972 г. Изучались: 1) иллюзия Мюллера-Лайера; 2) геометрические иллюзии (в Швейцарии и США); 3) восприятие относительных размеров треугольников в нормальных и в специально созданных (порождающих иллюзии) условиях; 4) иллюзии открытого пространства (Поггендорфа и Оппель-Кундта); 5) длительность последовательного образа; 6) аутокинетический эффект (и латентный период при его восприятии). Результаты продемонстрировали превосходство мужчин по длительности последовательного образа (1 8-20 лет), по вертикальной иллюзии и иллюзии положения тела (7-16 лет) и их более короткий латентный период при восприятии аутокинети-ческого эффекта (18-21 год). Превосходства женщин не было обнаружено ни в одном из заданий. Не было обнаружено половых различий.по всем иллюзиям (Мюллера-Лайера — 6, 7, 8 и 9 лет, геометрическим — 8-1 6 лет, при восприятии размеров треугольников — 4-20 лет и открытого пространства — 9, 15 и 35 лёт), а также по аутокинетическому эффекту (18-21 год) (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978). Половые различия по остроте зрения были отмечены у детей 6 лет (табл. 5.1). Острота зрения у девочек созревает раньше и в это время достигает нормы взросло-го человека, а у мальчиков — еще нет. В связи с этим Ананьев (1968) высказал инте-ресное предположение о том, что при начале обучения в школе и повышенной нагрузке на зрительный анализатор следует ожидать большего снижения остроты зрения у мальчиков. Если это так, то 6-летние мальчики находятся в неблагоприятной ситуации и требуют повышенной заботы и внимания. Учитывая, что мальчики вообще созревают позже девочек, возможно даже начинать обучение девочек имальчиков в разном возрасте — первых, к примеру, в 6 лет, а вторых — в 7. Глазомеротносится к зрительно-пространственному различению. Его точность в дошкольном возрасте в целом выше у мальчиков (см. табл. 5.2), за исключением глазомера правого глаза в 7 лет. Этот результат, во-первых, согласуется с тем, который был получен в зарубежных исследованиях для более позднего воз-раста (мальчики в 12 лет лучше определяли длину бумажной полоски), а во-вто-рых, соответствует общей тенденции — мальчики и мужчины превосходят девочек и женщин по характеристикам психики, связанным с пространством (более подробно об этом — см. главу об интеллекте и раздел о зрительно-пространственных способностях). Ананьев (1968) же считал, что на глазомерные оценки влия- 136 Глава 5. Ощущения и восприятие ют, прежде всего, опыт деятельности и научение, а затем уже природные половые различия, и объяснял лучшие показатели глазомера правого глаза у девочек тем, что оничаще мальчиков тренируют глазомер правого глаза при шитье, вдевании нитки в иголку, а также при рисовании человека, так как склонны тщательно изображать одежду, что требует оценки пропорций и использования графических действий правой руки. На языке современной гендерной психологии объяснение Б. Г. Ананьева звучало бы так: глазомер — это в большей степени характеристика гендерной социализации, нежели особенность пола. По-разному протекает и развитие поля зрения(табл. 5.3-5.7). Таблица 5.7 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 299. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |