Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исследование Н. В. Ирбеника
Испытуемые: спортсмены-баскетболисты (3 группы: мужчины и женщины — I разряд; юноши — II разряд). С помощью специального прибора регистрировалась высота прыжка и одновременно — момент броска мяча в корзину (на ладони спортсмена укреплялось контактное устройство, которое размыкалось во время броска мяча; этот момент фиксировался на приборе, который отмечал высоту прыжка). Испытуемые получали последовательные задания совершить бросок мяча в корзину: а) во время обычного прыжка; б) затем на высшей точке полета; в) до достижения этой точки; г) после прохождения этой точки. Результаты (табл. 4.5): отчетливые половые различия. В обычной ситуации, в своем привычном варианте мужчины, независимо от возраста и квалификации (и мужчины-перворазрядники, и юноши-второразрядники), выполняли броски в высшей точке полета только в 58% случаев, а в остальных случаях делали это либо до, либо после прохождения высшей точки. Жещины всегда совершали бросок до прохождения высшей точки. Получая задание совершить бросок в высшей точке полета, женщины часть бросков выполняли по инструкции, но большую часть бросков совершали все же до прохождения высшей точки. Очевидно, эти результаты объясняются сложностями определения пространственного положения тела и вследствие этого — трудностями управления своими движениями в безопорной фазе, причем эти сложности и трудности более выражены у женщин. Этот результат согласуется с данными о худшем развитии зрительно-пространственных способностей у женщин по сравнению с мужчинами — одном из наиболее устойчивых различий, которое повторяется во многих исследованиях (Maccoby," Jacklin, 1978). Остается сожалеть, что при изучении спортсменов группа испытуемых, имеющих юношеский разряд, состояла только из мужчин. Сравнение их с девушками той же спортивной квалификации сделало бы результаты изучения половых различий еще более наглядными. Этот пробел могут восполнить новые исследования. В заключение в этом разделе приведем данные из книги Н. Н. Даниловой, которые имеют отношение к точности моторики. У мужчин лучше формируются Сложные движения и моторика в нестандартных ситуациях 117 двигательные навыки прицеливания, метания, перехвата различных снарядов, а женщины быстрее справляются с заданиями, где требуются точность и даже ювелирность движений рук. Таблииа 4.5 Процент попаданий баскетбольного мяча в корзину в различные моменты полетной фазы прыжка (по Н. В. Ирбеник)
Сложные движения и моторика в нестандартных ситуациях Здесь мы рассмотрим графические движения, динамический тремор, а также то, как изменяется точность рук в условиях меняющегося положения тела. Графические движенияи динамический треморсчитаются сложными движе-ниями, в которых проявляется наивысший уровень регуляции центральной нервной системы. В них участвуют три двигательные характеристики: силовая, временная и пространственная (последняя играет главную роль — Розе, 1970). Исследования графических движений обнаружили проявление возбудимости в большей или в меньшей степени у обоих полов (там же). Женщины были более экстратенсивны (т. е. рисовали линии с отклонениями вовне от эталонной линии), чем мужчины. При выполнении субтестов на определение графических движений половые различия в ряде случаев не обнаруживаются («лестница», «зигзаги», скорость выполне-шя задания «лабиринт» в условиях нагрузки на вестибулярный аппарат). Мужчины успешнее женщин выполняют тест линейного лабиринта. Для женщин (особенно для женщин-строителей) характерны ошибки при определении пространствен-ных отношений — они теряют направление при выходе из лабиринта (там же). Исследование Э. Мира-и-Лопеца Изучено несколько тысяч испытуемых по субтесту «линеограмма» методики миоки-нетической диагностики Мира-и-Лопеиа. Установлены средние нормы последней линии: у мужчин 36 мм и 38 мм (для правой и левой рук соответственно), у женщин — 118 Глава 4. Психомоторика 37 мм и 39 мм (для правой и левой рук соответственно). Данные свидетельствуют о проявлении нарастающей возбудимости. Исследование Н. А. Розе Графические движения и динамический тремор изучались с помощью методики миокинетической диагностики Мира-и-Лопеиа (субтесты «линеограмма», «зигзаги» и «лестница») и методики линейного лабиринта. Результаты по субтесту «линеограмма»: средняя линия правой руки 33,8 мм, левой — 34,9 (также нарастание возбудимости, но, по сравнению с данными Мира-и-Лопеца, проявляется большая тормозность). Женщины превосходили мужчин по экстратенсивности. Субтест «зигзаги»: 3 группы испытуемых в возрасте 18-22 года: студенты Ленинградского университета (60 чел.), абитуриенты Театрального института (60 чел.) и будущие летчики -- курсанты Высшего училиша гражданской авиации (20 чел.). Обнаружены различия между испытуемыми в связи с будущей профессией (наибольшая экстратенсивность и возбудимость — у будущих работников театра). Субтест «лестнииа» — 5 групп испытуемых (всего 177 человек) в возрасте от 10-12 до 30-35 лет: школьники 10-1 2 лет (30 чел,), участники кружка юных космонавтов 16-17 лет (16 чел.), группа необучаюшихся с образованием 7-8 классов 18-35 лет (69 чел.), учащиеся старших классов вечерней школы (46 чел.) и курсанты Высшего училиша гражданской авиации (16 чел.). Половых различий не обнаружено. Методика линейного лабиринта (выполнялся только правой рукой) — изучено 112 испытуемых: учащиеся старших классов вечерней школы (27 чел.), девушки-строители с образованием 7-8 классов (69 чел.) и курсанты Высшего училиша гражданской авиации (26 чел.). Возраст большинства испытуемых — 1 8-24 года (у 1 6 чел. последней группы — 30-35 лет). Результаты: мужчины успешнее женщин выполняли тест; для женщин (особенно для женщин-строителей) были характерны ошибки при определении пространственных отношений — они теряли направление при выходе из лабиринта, хотя в целом ошибок касания у женщин было даже несколько меньше, чем у мужчин (1,85 касания), см. табл. 4.6. В условиях нагрузки на вестибулярный аппарат значимых половых различий в скорости выполнения задания не было (у женщин— 47,5 с, у мужчин — 46,9 с). Таблица 4.6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 292. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |