![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ФИЗИКА АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА
Модель атома. Постулаты Бора. Энергетический спектр водородоподобных атомов. Формула Ридберга. Спектральные серии. Многоэлектронные атомы Зоммерфельда. Квантовые числа. Принцип Паули. Достоинства и недостатки полуклассической теории Бора-Зоммерфельда. Гипотеза Луи де Бройля. Волны де Бройля. Опыт Девиссона и Джермера. Дифракция элементарных частиц и ее интерпретация М. Борном. Классическое и квантовое описание движения частиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Уравнение Шредингера. Волновая функция и ее свойства. Частица в одномерной “потенциальной яме”. Квантовый ротатор. Строение ядра и его основные характеристики. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Законы сохранения в ядерных реакциях. Элементарные частицы и их классификация. Превращения элементарных частиц. Кварки.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Студенты специальностей, в учебных планах которых изучение курса общей физики предполагается в течение трех семестров, выполняют контрольные работы в соответствии с разделами курса общей физики: - контрольная работа № 1 (основы механики, молекулярная физика и термодинамика) таблица 1; - контрольная работа № 2 (электростатика, постоянный ток, электромагнетизм) таблица 2; - контрольная работа № 3 ( волновая оптика, квантовая оптика, физика атома и атомного ядра) таблица 3. Студенты специальностей, в учебных планах которых изучение курса общей физики длится в течение двух семестров, выполняют контрольные работы в соответствии с разделами курса общей физики: - контрольная работа № 1 (основы механики, молекулярная физика и термодинамика, электростатика, постоянный ток) таблица 4; - контрольная работа № 2 (электромагнетизм, волновая оптика, квантовая оптика, физика атома и атомного ядра) таблица 5. Студенты изучающие курс физики в течении одного семестра выполняют контрольную работу, руководствуясь таблицей 6. Номер варианта контрольной работы определяется последней цифрой шифра, присвоенного данному студенту. Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4
Таблица 5
Таблица 6
ОСНОВЫ МЕХАНИКИ Физические величины и законы Представим в виде таблицы Таблица 1
Продолжение таблицы 1
Пример1.Колесо вращается с постоянным угловым ускорением
Дано: Найти: Рисунок 1. Решение. Полное ускорение точек обода Отсюда Нормальное ускорение Так как движение равнопеременное ( то В нашем случае Таким образом Тангенциальное ускорение связано с угловым Тогда Подставим формулы (1.2) и (1.3) в формулу (1.1): Отсюда Подставляя заданные численные значения величин, получим Пример 2. Молот массой к. п. д. удара молота при данных условиях. Удар считать неупругим. Полезной в данном случае является энергия, пошедшая на деформацию куска железа. Дано: Найти: Решение. По определению В нашем случае затраченная работа равна кинетической энергии молота перед ударом где Полезная же работа по закону сохранения энергии равна разности между кинетической энергией молота до удара и кинетической энергией системы – молот + наковальня – после удара. Массой небольшого куска железа пренебрегаем. Для определения скорости В нашем случае имеем В скалярном виде Отсюда Подставляя это выражение в формулу (2.3), получим Подставим формулы (2.4) и (2.2) в исходную формулу (2.1) Подставим численное значение величин Пример 3.Через неподвижный блок массой
Дано: Найти: Решение. Два тела
Для первого тела имеем В скалярном виде (выбираем положительным направление движения вверх) Для второго тела Выбираем положительным направление движения вниз Мы учли, что Третье тело – блок – вращается. Воспользуемся основным законом динамики вращательного движения В нашем случае Считая положительным направление вращения по часовой стрелке, получаем Учитывая, что получаем то есть Согласно третьему закону Ньютона с учетом невесомости шнура Таким образом
Сложив, соответственно, левые и правые стороны уравнений, находим Отсюда Подставляя формулу (3.4) в первое уравнение системы, находим После подстановки численных значений Соответственно, второе уравнение системы с учетом формулы (3.4) примет вид Пример 4.На краю горизонтальной платформы, имеющей форму диска радиусом
Дано: Найти:
Рисунок 3.
Решение. Воспользуемся законом сохранения момента импульса В нашем случае так как в начале ни человек, ни платформа не двигались. В скалярном виде, считая положительным направление движения человека, получим Моменты инерции человека Угловая скорость и так как то Подставим формулы (4.3) и (4.2) в формулу (4.1) Отсюда Подставляем численные значения
Пример 5.Вагон массой
Дано: Найти: Решение. При сжатии пружин сила сжатия определяется их силой упругости где Соответственно, искомая сила максимального сжатия По закону сохранения энергии кинетическая энергия вагона при остановке перейдет в потенциальную энергию сжатия пружин Отсюда Подставляя выражение для « Вычисляем Для нахождения времени сжатия пружин используем то, что под действием сил упругости смещение а скорость вагона соответственно
Отсюда При остановке через
Отсюда Подставляя в формулу (5.4) выражение (5.3) с учетом формулы (5.5) получим Окончательно Пример 6.На концах стержня массой 1 кг и длиной 40 см укреплены одинаковые грузы массами 400 г по одному на каждом конце. Стержень с грузами колеблется около оси, проходящей через точку, удаленную на 10 см от одного из концов стержня. Определить период колебаний стержня.
Найти:
Рисунок 4. Решение. Период колебаний физического маятника (а это – любое тело, колеблющееся около оси, не проходящей через центр тяжести) определяется формулой где
Моменты инерции грузиков, как материальных точек, равны Моменты инерции стержня находим, используя теорему Штейнера-Гюйгенса Момент инерции Подставляя формулы (6.5) и (6.6) в выражение (6.4) находим И, подставляя это выражение вместе с формулой (6.3) в выражение (6.1), окончательно получаем Вычисляем
Задачи
1.01. Колесо радиусом
1.02. Движения двух материальных точек выражаются уравнениями
1.03. Материальная точка движется по окружности радиуса
1.04. Материальная точка движется прямолинейно. Уравнение движения имеет вид 1.05. Точка движется по прямой согласно уравнению 1.06. Две материальные точки движутся согласно уравнениям и 1.07. Диск радиусом 1.08. По дуге окружности радиуса 1.09. Точка движется по окружности с 1.10. Колесо вращается так, что зависимость угла поворота колеса от времени дается уравнением 1.11. Тело массой 3 кг поднимают вертикально с ускорением 4м/с2. При этом совершается работа 126 Дж. На какую высоту подняли тело? 1.12. К шнуру подвешена гиря. Гирю отвели в сторону так, что шнур принял горизонтальное положение, и отпустили. Масса гири 0,5 кг. Определить силу натяжения в момент прохождения гирей положения равновесия. 1.13. Абсолютно упругий шар массой 1.14. Боек свайного молота массой 1.15. Шарик массой 1.16. Шар массой 1.17. Атом распадается на две части массами
1.18. Гиря, положенная на верхний конец спиральной пружины, сжимает ее на 1.19. Из ствола автоматического пистолета вылетела пуля массой 1.20. Две пружины жесткостью 1.21. Диск радиусом 1.22. Маховик радиусом |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 573. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |