Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика государственного устройства Российской Федерации.




Под государственным устройством понимаются внутренняя структура государства, его статус в целом, положение отдельных частей государства, их взаимоотношения.

Существуют две основные формы государственного устройства – унитарное государство и федеративное государство. Унитарное государство – это простое государство, оно состоит из административно-территориальных единиц (область, провинция, губерния). Федеративное государство – сложное государство, которое состоит из входящих в него государств, либо государств, национально-территориальных (автономных) и территориальных (территориально-государственных) образований.

Признаки Федерации:

1. Федерация состоит из частей-субъектов федеративного государства –штаты, провинции, земли (США, Индия, Бразилия, Мексика и т.д.). Субъектами могут быть и национально-территориальные образования (автономная область) и территориальные единицы (край, область).

2. В федеративном государстве общие основы статуса субъектов федерации устанавливаются в конституции федерации. Однако наряду с этим субъект федерации вправе в собственных конституции, уставе определить свой статус, внутреннюю организацию и компетенцию.

3. В федерации центр может установить общие основы организации гос. власти в субъектах федерации. Однако в деталях эта организация определяется каждым субъектом.

4. В федеративном государстве используются различные варианты разделения полномочий между федерацией и её субъектами, но при любом из них компетенция субъекта федерации существует как конституционно-правовая категория.

5. В федеративном государстве центр имеет ведущие позиции в вопросах налогов и бюджета. Но вместе с тем у субъектов федерации есть несколько более широкие права по установлению собственных налогов.

6. Субъекты федеративного государства имеют право не только на свою конституцию, но и на свое законодательство, т.е. вправе принимать не просто нормативные решения, но и законы, постановления.

7. В федеративных государствах парламент состоит из двух палат.

8. В федеративном государстве субъекты обладают принципом верховенства в отношении своей территории, т.е. её нельзя изменить без согласия или участия.

9. В большинстве федеративных государств центральная власть не может приостанавливать деятельность и распускать органы законодательной власти субъекта и т.д.

Федерации в России присуши как типичные признаки, которые характеризуют федерацию в целом (многонациональный состав населения, совместное ведение федерации и её субъектов, равноправие субъектов, единство системы государственной власти, государственный суверенитет и т.д.), так и особенные, которые характеризуют только лишь Российскую Федерацию:

1) В России существует шесть видов субъектов - республика, область, край, автономная область, автономный округ, город федерального значения, в то время как в других странах существует лишь один вид субъекта, например, в США или в Индии – это штаты, в Германии – земли, в Канаде – провинции..

2) Впервые в мире Федерация была образована путем преобразования из унитарного государства в федеративное. Российская Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 года;

3) Национально-территориальный принцип формирования субъектов РФ. Российская Федерация также впервые в мире была образован на основании двух принципов- территориального, когда субъекты возникают на основе деления территории по экономическим, историческим и иным критериям, и национального, когда в основу образования субъектов кладется принцип проживания на определенной территории нации или народности. В мире практически не осталось федерацией, построенных по национальному принципу: Югославия, Чехословакия и Эфиопия распались, как впрочем и СССР. Индия образована по языковому принципу, а Нигерия учитывает при образовании провинций расселение тех или иных племенных групп.

4) Договорное разграничение предметов ведения и полномочий, которое сложилось в Росси с 1994 по 2001 годы, действительно отличало РФ от большинства зарубежных федераций. Но в настоящее время договор как инструмент разграничения предметов ведения и полномочий не используется (за исключением Договора с Татарстаном), так как происходит девальвация или эрозия конституционного регулирования этого института;

5) Институт сложноустроенных субъектов, например, в РФ автономный округ может входить в состав края или области, т.е. по сути один равноправный субъект может входить в состав другого равноправного субъекта.

6) Также в Российской Федерации существует два города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), которые также обладают статусом субъекта Федерации, такая модель субъекта встречается только в России.

Институциональный анализ деятельности Президента Российской Федерации.

Согласно конституции президент абсолютно самостоятелен. Он не относится не к законодательной, не к исполнительной власти. Должность Президента введена в 1991г.

Президентом может быть:

-обязательно гражданин РФ, достигший возраста 35 лет, проживающий на территории РФ в течение 10 лет.

-избирается сроком на 6 лет

-одно и тоже лицо не может занимать должность более 2-х сроков подряд

Президент определяет направление внутренней и внешней политики, которое излагает в ежегодном послании федеральному собранию РФ.

Полномочия Президента:

-назначает председателя Гос.Думы

-формирует правительство и принимает решение об его отставке

-формирует и возглавляет совет безопасности

-как верховноглавнокомандующий утверждает военную доктрину и освобождает и назначает высшее командование военных сил

-назначает и освобождает дипломатических представителей в иностранных государствах.

Взаимодействие президента с другими органами власти:

С гос. Думой.

-президент обладает правом законодательной инициативой

-согласовывает кандидатуру на должность председателя правительства

-подписывает и опубликовывает законы принятые гос.думой

-имеет право наложить вето на законы

-может распустить гос.думу

-назначает выборы депутата в гос.думу










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...