Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Система функций государственного управления.Стр 1 из 15Следующая ⇒
Вопросы к экзамену по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность» Понятие государственного управления. Роль государства в обществе. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ - это целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему государственных органов, организаций и соответствующих должностных лиц) на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей. Роль государства в жизни общества: 1. Государство решает общие дела или управляет людьми, проживающими на его территории. Какими бы разными ни были люди, все они хотят, чтобы не было войны и голода, хотят спокойно ходить по улицам, воспитывать детей, быть здоровыми и т.п. Вот почему задачей государства является сохранение существующего общественного порядка, а также контроль выполнения определенных видов деятельности, необходимых для развития общества в целом. 2. Государство является арбитром в разрешении социальных споров (национальных, классовых, религиозных, производственных, споров между отдельными организациями и гражданами). Еще в древности, оценив, что война или грубая сила – нс лучший способ разрешения конфликтов, люди стали искать третью силу для разрешения споров. В первобытном обществе ей стал совет старейшин или вождей. Сейчас роль третьей силы выполняет государство, возлагая эти функции на специально созданные судебные органы. 3. На государство возлагается и обязанность урегулирования внешних конфликтов. Для этой цели требуются эффективная организация обороны страны и поддержание дипломатических отношений между государствами. 4. Государство устанавливает определенный правопорядок и обеспечивает его, в том числе с помощью принуждения. Это может выражаться в наложении уголовного наказания. Так, например, если подросток, достигший 14 лет, во время драки причинит кому-либо тяжкие телесные повреждения, по приговору суда его могут на определенный срок лишить свободы, определив в колонию для несовершеннолетних. Государственное управление как социальное и системное явление. Государственное управление – это реализация государственной политики через систему органов власти (государственных органов), при котором государственно-властные полномочия делегируются сверху вниз. Для государственного управления, осуществляемого президентом, правительством и иными органами исполнительной власти, представительными, законодательными органами и органами местного самоуправления, характерны следующие признаки: выполнение общезначимых функций; нормативно-распорядительное регулирование; подзаконный характер деятельности; использование властных полномочий. Государственное управление является разновидностью социального управления, при котором субъектом управления выступает государство, представленное специальными административно – политическими институтами. Социальное управление, осуществляемое органами местного самоуправления на основе форм прямого волеизъявления граждан, в целях самоорганизации последних и решения вопросов местного значения, именуется муниципальным управлением. Итак, государственное управление представляет собой разновидность социального управления, субъектом которого являются органы государственной власти и их должностные лица, объектом - общественные процессы и отношения. К особым свойствам государственного управления можно отнести: наличие специфического субъекта – органов государственной власти и их должностных лиц, порядок формирования и функционирования которых четко регламентирован Конституцией, федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами; наличие у субъекта управления властных полномочий – государственное управление представляет собой способ реализации государственной власти, распространяется на все общество; масштаб охватываемых управлением общественных явлений – государственное управление направлено на согласование интересов и действий всех граждан и социальных групп общества, удовлетворение потребностей всего населения, а не отдельных граждан, на защиту совместных интересов; право государства на применение в процессе управления методов принуждения. Методы государственного и муниципального управления. Под государственным или муниципальным управлением понимается деятельность государственного или муниципального исполнительно-распорядительного органа по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения цели соответствующего территориального образования, посредством принятия правовых актов, организации и контроля исполнения этих актов и актов органов законодательной (представительной) власти. Методами государственного и муниципального управления как управленческого процесса являются: • императивный метод (основной), предполагающий наличие отношений власти и подчинения, а также предписывающий действовать onределенным образом; • диспозитивный метод (встречается реже), позволяющий участникам общественных отношений действовать по своему выбору. При научном исследовании государственного и муниципального управленияиспользуются следующие методы: • общенаучные (важнейший из которых — диалектика — используется в большинстве наук); • частные методы, наиболее распространенными из которых являются: • наблюдение - непосредственное восприятие изучаемых процессов и явлений; • сравнение — сопоставление изучаемых процессов и явлений, выявление общих черт и различий; • анализ — разложение общего на отдельные составляющие; • синтез — получение общего вывода из объединения отдельных явлений; • эксперимент — моделирование желаемых ситуаций; • опрос- выяснение мнения различных репрезентативных групп (например, специалистов различного профиля) по одному или нескольким вопросам, что позволяет выявить общие тенденции изучаемых процессов; • анкетирование — выяснение мнения целевой аудитории посредством постановки заранее определенных вопросов; • иные методы. Система функций государственного управления. Функция управления — это конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия государственного управления на объект управления. По объему управляющего воздействия различают четыре уровня функций: функции госуправления как воздействие на общество в целом; функции исполнительной власти как административное управление государственными делами; функции конкретного госоргана, публичной службы; функции индивидуального должностного лица. Общие функции: · Планированиерассматривается как постановка целей, определяющих перспективы развития и будущее состояние управляемых объектов и процессов, а также способы достижения намеченных целей. Планирование является первейшей задачей управления. Оно должно появляться во всех управленческих функциях, поскольку определяет природу этих функций. Планирование включает выбор цели, прокладку курса и продвижение этим курсом в направлении цели. · Организация направлена на установление конкретных параметров оргструктуры объекта и субъекта управления и взаимосвязей между ними, в том числе: степени централизации и децентрализации управления; разделения и кооперации труда в объекте и аппарате управления; уровней организации рабочих мест и условий труда; квалификации работающих; регламентации и стимулирования работы подразделений и каждого работающего. · Координация обеспечивает согласованность работ всех звеньев системы управления. Благодаря координации устанавливается единство отношений управляемой и управляющей систем, структур объекта и субъекта управления, связывающая и объединяющая все усилия персонала. · Регулирование создает отношения упорядоченности и устойчивости социально-экономической системы и в случае ее отклонения от заданных параметров приводит в эффективное действие ее персонал. · Контроль призван выполнять обратную связь объектов управления с аппаратом управления; эта функция выполняется, чтобы постоянно наблюдать, оценивать и давать информацию о реализации объектом управления решений, относящихся к его компетенции. · Анализ – разложение управляемых процессов и процессов управления на составляющие их элементы таким образом, чтобы получить возможность исключить негативные проявления в объекте и субъекте управления, выявить условия и тенденции их возникновения, закрепить, синтезировать все прогрессивные, дающие социально-экономический эффект. Универсальных управленческих функций, которые: а) реализуются на всех этапах управленческого процесса – целепологания, принятия решений, организации их исполнения; б) требуют профессиональной управленческой квалификации (знания и опыта). К таким относятся: планирование, организация, регулирование, координация, контроль и анализа. Любой из этих видов есть обособившаяся, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности, продукт процесса разделения труда и специализации управления. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 386. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |