Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Финансовое состояние российских корпораций и тенденции их развития. Основные направления развития инструментария финансового Факторы усиления эффективности финансового управления.




При проведении приватизации в России за основу была взята англо-американская модель как наиболее развитая схема корпоративного построения. Она предполагает перераспределение собственности через фондовый рынок, а не прямую ее продажу. Однако создать соответствующие финансовые рынки не удалось: переток капиталов пошел не через них, а через захват собственности в условиях облегченного механизма банкротства. На фондовый рынок вышли единицы. К тому же корпорации из-за высокого налогообложения стали уходить в "тень". При выборе модели исходили из того, что корпорация как институт универсальна и практически не зависит от национальных и других особенностей. Однако опыт многих стран, в том числе Германии и Японии, показывает, что опираться надо обязательно на национальные традиции, культуру, специфику исторического развития.

И сегодня в России существуют достаточно мощные группы, заинтересованные во внедрении континентальной модели, - прежде всего банки и олигархические группировки. Это приводит к тому, что создается устойчивая противоречивость формирующейся в России модели корпоративного управления. Суть противоречия в том, что сосуществуют два в принципе противоположных подхода. Первый из них связан с концентрацией акционерного капитала, которая предполагает минимум правовых средств защиты акционеров; второй - с англо-американской правовой традицией, характеризующейся максимизацией средств правовой защиты миноритарных акционеров. Сочетание этих подходов привело к уникальной ситуации взаимной нейтрализации. В силу национально-исторических особенностей России в результате борьбы экономических интересов сформировались следующие основные признаки, характеризующие состояние корпоративного управления.

1. Формирование олигархических структур на основе сращивания банковского и промышленного капиталов.

В результате возникновения олигархических структур основные отрасли разбиты по сферам влияния между отдельными группировками, которые ведут между собой борьбу за передел собственности и влияние на высшие эшелоны власти. "В этих условиях банки потеряли способность выполнять функции финансовой инфраструктуры, так как свободный перелив капиталов через границы олигархических групп оказался затрудненным. Внешне эти группы могут напоминать японское "кейрецу". Но полное отсутствие национальной идеологии, деловой морали, норм и ценностей превращают их в инструмент обогащения олигархов, а не в средство достижения национальных целей, как это имеет место в Японии"[29].

2. Отсутствие четких границ между политической сферой и рынком, особая роль государства.

Во многих крупных российских корпорациях есть пакет акций, принадлежащих государству[30]. Но государство не хотело и не хочет брать на себя соответствующие функции, а предпочитает передавать свои акции в доверительное управление генеральным директорам. В результате возникает феномен власти - собственности. Речь идет о нерасчлененном единстве властных и собственнических функций: политическое лидерство дает неотъемлемое право распоряжаться собственностью, а собственность органически подразумевает наличие политического авторитета.

3. Вывод финансовых ресурсов за рубеж.

"Центры прибыли" большинства крупных российских компаний находятся за рубежом. Практически вся прибыль и значительная часть прочих инвестиционных ресурсов вывозятся за границу, а затем по мере необходимости реинвестируются в компании в форме кредитов иностранных банков или прямого вложения иностранного капитала[31]. Ежемесячно из России вывозятся сотни миллионов долларов через фиктивные сделки по купле-продаже акций российских корпораций, фиктивные импортные контракты и пр. Государственные структуры или не способны, или не желают препятствовать выводу финансовых ресурсов за рубеж. В то же время российская экономика испытывает нехватку инвестиционных ресурсов.

4. Неэффективная структура собственности и слабое развитие корпоративной демократии.

Массовая приватизация создала предпосылки для распыления акционерного капитала среди большого количества индивидуальных собственников. Однако отсутствие механизмов учета интересов мелких собственников и возможности влиять на принимаемые решения привело к массовому сбросу акций мелкими собственниками. Акции были скуплены либо спекулянтами, либо менеджерами корпораций. В свою очередь, фондовый рынок, находящийся в зачаточном состоянии, существенно не мог повлиять на действия менеджеров.

"В итоге сложилась такая ситуация, когда отсутствие контроля со стороны акционеров и фондового рынка создало предпосылки для оппортунистического поведения менеджеров, т.е. максимизации ими собственной полезности в ущерб интересам акционеров. В результате массовой приватизации 1992-1994 гг. были разрушены старые механизмы контроля над менеджерами, а новые, по крайней мере, в кратко - и среднесрочной перспективе, не были созданы"[32]. Помимо экономической неэффективности сформировавшаяся в России структура собственности неэффективна и в социальном аспекте. Это лишает ее легитимности в глазах части населения страны. Таким образом, "возникшая в итоге структура собственности не только не соответствует критериям экономической эффективности, но и создает предпосылки для обострения социально-экономических проблем в средне - и долгосрочной перспективе"[33].

5. Усиление монополистических тенденций в экономике.

Одной из важнейших задач приватизации и экономической реформы было обеспечение конкуренции, развитие предпринимательства и частной инициативы. Но на смену отраслевому монополизму пришел олигархический монополизм. В результате монополистические тенденции после приватизации не только не исчезли, но даже усилились. Это негативно сказывается на конкуренции в экономике в целом, в том числе и на развитии малого и среднего бизнеса. Специалисты Всемирного банка считают, что среди основных причин неэффективности российской экономики - неразвитость малого бизнеса и чрезмерное доминирование крупного "олигархического" капитала[34]. Действительно, мировой опыт показывает, что большинство инноваций рождаются в среде малого и среднего бизнеса. Однако они становятся движущей силой экономики только тогда, когда попадают в сферу интересов корпораций, которые могут финансировать расходы на НИОКР. То есть крупные корпорации должны определять потенциал роста малых предприятий, обеспечивая для них платежеспособный спрос и в многообразных формах интегрируя их в свои структуры.

6. Неопределенность статуса собственности.

Двусмысленность статуса собственности порождает неэффективный тип собственника - все время ждущего экспроприации. Такой собственник не заинтересован в развитии корпораций, наоборот, происходит разворовывание активов и неконтролируемый вывоз капитала. Определенность статуса собственности открывает путь к усилению контроля над активами со стороны новых собственников (внутренних или внешних) и позволяет приступить не только к перереструктуризации корпораций, но и к более интенсивной переориентации их поведения на критерии экономической эффективности (такие, как рост компании, рост ее активов и т.д.).

Можно сделать вывод, что российские корпорации находятся сейчас в состоянии, когда им особенно необходимы существенные изменения. Их можно разбить на две группы:

1) изменения в системе корпоративного управления;

2) структурные преобразования в экономике.

Рассмотрим сначала изменения в системе корпоративного управления. В период с 2005 по 2015 г. в российской системе корпоративного управления произошли определенные позитивные изменения, обеспечивающие движение к рыночной экономике и демократическим ценностям.

Одним из важнейших направлений совершенствования корпоративного управления в России является изменение правил торговли на рынке ценных бумаг. ФКЦБ было принято 4 марта 2004 г. постановление "Об утверждении положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг". Согласно этому постановлению осуществлять листинг и иметь секцию для совершения срочных сделок могут теперь только организаторы торговли, имеющие лицензию фондовой биржи. В этом постановлении установлены дополнительные требования к органам управления фондовыми биржами. Фондовая биржа, являющаяся акционерным обществом, должна иметь совет директоров, не менее половины членов, которого обязаны удовлетворять определенным требованиям, которые примерно аналогичны требованиям, предъявляемым Кодексом корпоративного поведения к независимому директору.

Одним из важнейших компонентов в системе корпоративного управления является состояние взаимоотношений между менеджерами и акционерами. Связующим звеном во взаимоотношениях является совет директоров, к главной задаче которого относится обеспечение баланса между интересами акционеров и менеджментом. Для соблюдения объективности и взвешенности принимаемых советом директоров решений в мировой практике корпоративного управления был образован получивший распространение институт независимых директоров. Ими могут стать профессионалы с безупречной репутацией, которые представляют интересы акционеров, не будучи при этом связанными с заинтересованными группами.

На развитие системы корпоративного управления в России большое влияние оказывает состояние взаимоотношений крупного бизнеса и государства. В настоящее время в экономической литературе можно найти много публикаций о проблемах взаимодействия государства и корпораций. При этом выдвигаются самые разнообразные концепции такого взаимодействия - от трактовки государства в качестве ведущего субъекта хозяйствования и доминирующего фактора экономического роста до низведения государства до роли "ночного сторожа". В любом случае существует треугольник, вершинами которого являются государство, крупный бизнес, малый и средний бизнес. Безусловно, что данные элементы каркаса экономики не существуют в локальном виде. На практике - это сложная форма переплетения акционерных отношений, частной собственности и государственного участия.

В настоящее время, анализируя ситуацию в этих странах, можно говорить о формировании консенсуса между крупным бизнесом и государством, опирающегося на более или менее устойчивую систему взаимоотношений. Конечно, эта система далеко не идеальна, но достаточно эффективна с точки зрения устойчивого экономического развития.

Для России эта проблема очень актуальна, поскольку до перехода к рынку в стране функционировало достаточно мощное отраслевое управление. В его рамках решались задачи планирования заказов и сбыта продукции, приобретения сырья, материалов, финансирования развития и реконструкции, получения инвестиций, организации необходимой кооперации и специализации и т.д.

В настоящее время роль отраслевого управления или резко снизилась, или практически сведена к нулю. Между тем необходимость координации не только сохраняется, но и усиливается. Создавшийся вакуум координации можно преодолеть с помощью организации эффективного взаимодействия государственных структур и крупных корпораций.

Использование крупных корпораций в качестве связующего звена между государством и множеством отдельных организаций создает объективную основу для эффективного сочетания экономической активности государства с саморазвитием рыночных механизмов хозяйствования.

       33. Финансовые инструменты инновационного развития на уровне корпораций

Наличие достаточного финансирования является необходимым условием начала реализации инновационных проектов.

Сегодня в мировой практике используется большое разно- образие инструментов, посредством которых финансовые ре- сурсы направляются в инновационную сферу. Их широкое и комплексное применение позволяет стимулировать рост инно- вационной активности в экономике страны и обеспечить условия для успешной коммерциализации исследований и разработок. Анализ международного опыта позволяет выделить следующие основные виды инструментов финансирования инновационной сферы: инвестиции бизнес-ангелов и венчурных фондов, гран- ты, субсидии, инновационные ваучеры, гарантии, кредиты, ли- зинг, публичные размещения акций, выпуск долговых бумаг, а также продажа долей участия в капитале. Для систематизации и упорядочения знаний о характере и особенностях указанных инструментов финансирования инноваций представляется це- лесообразным провести их классификацию на основе выделе- ния ряда критериев, в том числе этапов инновационного цикла, на которых задействованы данные инструменты, ключевых сфер их применения, видов инвесторов и получателей инвестиций .

Результаты проведенной классификации показывают, в част- ности, что каждой стадии инновационного цикла (посев, внедре- ние, начало производства, его расширение и устойчивый рост) присущи свои инструменты финансирования инноваций. Так, на начальном этапе инновационного проекта — посевной стадии — используются главным образом такие инструменты, как гранты и инвестиции бизнес-ангелов, на этапе внедрения — гранты, суб- сидии, инновационные ваучеры и инвестиции венчурных фондов; на этапе начала производства инвестиции венчурных фондов до- полняются гарантиями и кредитами, на этапе роста и расшире- ния производства вместе с гарантиями и кредитами применяются лизинг, публичное размещение акций и выпуск долговых бумаг, приобретение долей участия в капитале. Имеются также универ- сальные инструменты финансирования инноваций, которые ис- пользуются на всех стадиях реализации инновационного проекта.

Инвестиции бизнес-ангелов — это финансовые вложения частных инвесторов, которые направляют собственные средства в высокотехнологичные проекты на самых ранних этапах раз- работки и внедрения инноваций, когда венчурные фонды и дру- гие финансовые институты не рискуют участвовать в них из-за слишком неопределенных перспектив.

Наряду с инвестициями бизнес-ангелов важную роль в обеспе- чении финансирования инновационных проектов на самых ранних стадиях их реализации играют гранты. Они представляют собой субсидии, предоставляемые безвозмездно в денежной или нату- ральной форме малым инновационным предприятиям, исследова- тельским организациям или самостоятельным предпринимателям- инноваторам на проведение исследований и разработок, в том числе фундаментального характера. Выделение грантов осуществляется на конкурсной основе согласно установленной процедуре.

Для содействия коммерциализации научных разработок и успешного запуска инновационных проектов в мировой прак- тике используется еще один важный инструмент финансирования инноваций — субсидии. Это безвозмездная форма государствен- ной финансовой поддержки, оказываемой в целях компенсации части затрат субъектов инновационной деятельности, связанных с осуществлением инновационных проектов. Основными свой- ствами субсидии наряду с безвозмездностью являются целевой характер и исключительно долевое участие государства в воз- мещении субсидируемых затрат (принцип софинансирования). Главными получателями субсидий обычно являются небольшие инновационные компании.

Инновационный ваучер является сравнительно новым ин- струментом государственной финансовой поддержки инноваций. Он позволяет своему владельцу (в основном индивидуальным предпринимателям-инноваторам и компаниям-стартапам) опла- тить услуги сторонних организаций, необходимые для создания и внедрения на рынок инноваций, в том числе маркетинговые и патентные исследования, инжиниринговые услуги, услуги по составлению бизнес-плана инновационного проекта, его инфор- мационному продвижению, оценке объектов интеллектуальной собственности, патентованию за рубежом, привлечению инве- стора или делового партнера. В отличие от субсидии, компенси- рующей уже понесенные затраты, инновационный ваучер дает возможность покрыть предстоящие расходы и тем самым перена- править эквивалентные их величине денежные средства на другие цели.

На втором этапе реализации инновационного проекта — его внедрении — ключевым инструментом финансирования иннова- ций выступают инвестиции венчурных фондов. Венчурное финан- сирование — это своеобразный долгосрочный кредит, предостав- ляемый без гарантийного обеспечения, но под более высокий, чем в банках, процент (как уже было отмечено, обычный банковский кредит часто недоступен для инновационных компаний).

На третьем этапе включается в работу такой важный инстру- мент привлечения инвестиций в инновационную сферу, как лизинг, позволяющий задействовать в ее финансировании средства лизинговых компаний. Лизинг помогает субъектам инновацион- ной деятельности (инновационным компаниям; научно-исследо- вательским организациям; компаниям, реализующим проекты по созданию и развитию инновационной инфраструктуры) получить
 в долгосрочную аренду объекты основных фондов (дорогостоя- щее оборудование, помещения и др.), сэкономив значительные средства на их приобретении

С выходом проекта на стадию расширения производства фор- мируются условия для использования публичного размещения акций в качестве еще одного эффективного инструмента привлече- ния инвестиций в инновационную сферу. Этот инструмент наряду с инвестициями бизнес-ангелов и венчурными инвестициями обе- спечивает долевой тип финансирования инновационных компа- ний. С его помощью они могут на регулярной основе посредством выпуска акций привлекать в свой капитал средства институцио- нальных инвесторов.

Продажа долей участия в капитале также является важным инструментом привлечения финансирования инновационными компаниями на поздних стадиях реализации высокотехнологич- ных проектов. Она предполагает вхождение в их капитал стра- тегических инвесторов, заинтересованных в развитии объектов своих инвестиций и оказании им дальнейшей активной финансо- вой поддержки. В качестве подобных инвесторов чаще всего вы- ступают фонды прямых инвестиций. Кроме того, нередко участие в капитале инновационных компаний приобретают другие инно- вационные фирмы, стремящиеся за счет подобных инвестиций вступить с ними во взаимовыгодное стратегическое партнерство.

 Наконец, на поздних стадиях реализации высокотехнологичных проектов растущие и зрелые инновационные компании актив- но используют в качестве инструмента финансирования инноваций выпуск долговых ценных бумаг. К этому времени они имеют сложившуюся репутацию на финансовом рынке, что позволяет им размещать среди его участников краткосрочные и долгосроч- ные долговые инструменты, включая облигации и векселя. Вы- пуск таких бумаг осуществляется на рыночных началах и обычно не предполагает льготных условий эмиссии. Их размещение дает возможность инновационным компаниям укрепить и диверсифицировать ресурсную базу, добившись благоприятных финансовых условий для продолжения и дальнейшего расширения инновационной деятельности.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 452.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...