Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА: Методика выделения чистых культур аэробных бактерий (2 день). Микрофлора организма человека и окружающей среды.




ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: Правила работы в бактериологической лаборатории. Морфология бактерий.

Метод окраски бактерий по Граму.

ЦЕЛЬ: Научиться методам микроскопических исследований, используемым в бактериологии.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Научиться работать с иммерсионной системой микроскопа.

Приготовить мазок-препарат из смеси агаровых культур стафилококка и кишечной палочки, окрасить по Граму, промикроскопировать, зарисовать.

Изучить морфологию стрептококка и сарцины в демонстрационных мазках-препаратах, окрашенных по Граму, зарисовать.

Оформить протокол.

КОНТОРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Оборудование бактериологической лаборатории, организация рабочего места, техника безопасности, правила работы. Микроскопы: световые, фазово-контрастные, люминесцентные, электронные, сканирующие. Понятие о микробах и их классификация. Основные формы бактерий, их морфология. Краски, применяемые в бактериологии и их приготовление. Техника приготовления мазка-препарата. Простые и сложные методы окраски бактерий. Метод Грама: сущность метода и практическое значение. Работа с иммерсионной системой микроскопа.



ЗАНЯТИЕ № 2

ТЕМА: Структура бактериальной клетки. Методы окраски по Нейссеру, Ожешко, Гинсу.

ЦЕЛЬ: Научиться методам выявления спор, капсул, жгутиков, включений у бактерий.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Приготовить мазок-препарат из агаровой культуры споровой палочки, окрасить по Граму, промикроскопировать, зарисовать.

Изучить морфологию споровой палочки в демонстрационном мазке-препарате, окрашенном по Ожешко, зарисовать.

Изучить морфологию бактерий Фридлендера (клебсиеллы пневмонии) в демонстрационном мазке-препарате, окрашенном по Гинсу, зарисовать.

Изучить морфологию пневмококка в демонстрационном мазке-отпечатке из органов зараженной мыши (окраска по Граму). Зарисовать.

Приготовить мазок-препарат из культуры палочки Гоффмана, окрасить по методу Нейссера, промикроскопировать, зарисовать.

Изучить подвижность бактерий в демонстрационном препарате «висячая капля».

Оформить протокол.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Постоянные и непостоянные составные части бактерий: особенности строения, функции. Нуклеоид бактериальной клетки, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана, клеточная стенка, рибосомы, мезосомы. Капсулообразование, спорообразование у бактерий. Метахроматические зерна (зерна волютина). Методы окраски бактерий по Гинсу, Ожешко, Нейссеру. Жгутики у бактерий, их обнаружение, методы изучения подвижности.



ЗАНЯТИЕ № 3

ТЕМА: Особенности морфологии спирохет, риккетсий, хламидий, актиномицетов, микоплазм, грибов. Методы стерилизации.

ЦЕЛЬ: Изучить особенности морфологии различных групп микроорганизмов. Познакомиться с методами стерилизации, аппаратурой, используемой для стерилизации.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Изучить морфологию спирохет в демонстрационных мазках-препаратах, окрашенных по Бурри.

Изучить морфологию риккетсий в демонстрационных мазках-препаратах, окрашенных по Граму.

Приготовить мазок-препарат из культуры дрожжей, окрасить метиленовым синим, промикроскопировать, зарисовать.

Изучить морфологию плесневых грибов, выращенных на питательной среде.

Оформить протокол.

КОНТОРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Классификация и морфология спирохет. Классификация, морфология и формы существования риккетсий. Классификация, морфология и жизненный цикл хламидий. Классификация, морфология актиномицетов. Классификация, морфология микоплазм. Классификация грибов. Особенности морфологии грибов, как представителей эукариотов. Понятие о стерилизации. Физические методы стерилизации (прокаливание, кипячение, стерилизация сухим жаром, текучим паром, паром под давлением, УФО, фильтрование, стерилизация ультразвуком). Химическая стерилизация (окись этилена, формальдегид, фенол, хлороформ). Механическая стерилизация (фильтрование).



ЗАНЯТИЕ № 4

ТЕМА: «Морфология микроорганизмов»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Закрепить знания и навыки, полученные по темам «Строение бактериальной клетки. Морфология различных групп микроорганизмов. Методы окраски бактерий, грибов».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Принципы организации и оборудование бактериологической и вирусологической лаборатории. Правила работы в бактериологической лаборатории.

Современные методы микроскопического исследования.

Устройство светового микроскопа. Разрешающая способность и увеличение микроскопа.

Темнопольная микроскопия.

Фазовоконтрастная микроскопия.

Люминесцентная микроскопия.

Электронная микроскопия.

Принципы современной классификации микробов.

Определение вида бактерий, варианта, штамма, клона.

Основные формы бактерий.

Простые и сложные методы окраски бактерий.

Сущность метода окраски по Граму и практическое значение.

Приготовление препаратов для изучения микробов в живом состоянии.

Постоянные и непостоянные составные части бактериальной клетки.

Структура, химический состав и функции клеточной стенки. Различия в строении клеточной стенки грамположительных и грамотрицательных бактерий. L – формы бактерий.

Роль капсулы в жизнедеятельности бактериальной клетки, ее состав, методы выявления.

Процесс спорообразования у бактерий. Структура и химический состав споры. Методы окраски.

Химический состав и функции цитоплазматической мембраны.

Цитоплазма, органоиды цитоплазмы, их функция.

Метахроматические зерна, роль в жизнедеятельности клетки. Методы окраски.

Жгутики бактерий, строение, химический состав. Методы определения подвижности бактерий.

Строение и функции ворсинок.

Патогенные спирохеты, классификация, морфология, методы окраски.

Морфология актиномицетов. В чем их сходство и различия с бактериями и грибами.

Морфология риккетсий, методы окраски.

Хламидии, жизненный цикл хламидий, основные морфологические формы.

Морфология микоплазм.

Классификация и морфология грибов.



ЗАНАТИЕ № 5

ТЕМА: Физиология бактерий. Питательные среды. Выделение чистых культур аэробных бактерий (1 день).

ЦЕЛЬ:

Изучить особенности питания и дыхания микроорганизмов.

Ознакомиться с питательными средами, методами их стерилизации.

Ознакомиться с методами культивирования облигатных анаэробных бактерий.

Освоить работу первого дня методики выделения чистых культур аэробных бактерий.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Изучить демонстрационные наборы питательных сред: основных, дифференциально-диагностических, элективных, специальных.

Изучить методы культивирования анаэробов (демонстрация).

Промикроскопировать мазок-препарат из смеси микробов в физиологическом растворе, окрашенном по Граму, описать морфологию, зарисовать.

Произвести посев материала методом последовательной штриховки на чашку с МПА.

Оформить протокол.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Химический состав бактериальной клетки. Механизмы питания бактерий. Классификация микробов по типу питания. Классификация питательных сред по составу, консистенции, назначению, требования, предъявляемые к ним. Понятие о бактериальной культуре. Понятие о чистой и смешанной культуре, штамме, клоне. Дыхание бактерий. Классификация бактерий по типу дыхания. Распространение анаэробов в природе и их роль в патологии человека. Методы культивирования анаэробов. Методы выделения чистых культур и их практическое значение. Работа 1 дня методики выделения чистых культур аэробных бактерий.



ЗАНЯТИЕ № 6

ТЕМА: Методика выделения чистых культур аэробных бактерий (2 день). Микрофлора организма человека и окружающей среды.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:                                                                                                     1. Научиться методике выделения чистых культур аэробов (2 день).                2. Познакомиться с микрофлорой организма человека и окружающей среды.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 396.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...