Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Описать организацию оплаты труда работников коммерческого предприятия и формы и системы оплаты труда.




· В настоящее время коммерческие предприятия самостоятельно определяют численность работающих и в зависимости от получаемых доходов самостоятельно устанавливают на основе трудового соглашения размер заработка.

· В зависимости от категории работника, рода его работы, руководство коммерческого предприятия может устанавливать любую форму и систему оплаты труда: простую повременную или повременно-премиальную, Простую сдельную или сдельно-премиальную. В качестве основы может быть также использована и тарифная система оплаты труда.

· Тарифная система – это система ставок и окладов работников, устанавливающая определённые уровни и соотношения в оплате труда. Она характеризует качество труда работников коммерческих предприятий – квалификацию, сложность, ответственность, тяжесть и условия труда. Тарифная система включает: единую тарифную сетку, тарифные ставки, тарифно-квалификационный справочник, должностные оклады, районные коэффициенты к заработной плате.

· Единая тарифная сетка устанавливает соотношения в оплате между различными по уровню и квалификации работниками. Она характеризуется числом тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, показывающих, во сколько раз оплата труда работника данного разряда превышает оплату простейшего труда. Отнесённого к первому разряду.

· Отнесение работников к тому или иному разряду производится на основе тарифно-квалификационного справочника. Руководящим работникам, инженерно-техническим работникам и служащим предприятий торговли и массового питания устанавливаются должностные оклады. Условиями оплаты труда отдельных категорий работников предусмотрены доплаты и надбавки к установленным им ставкам заработной платы.

· Районные коэффициенты установлены для районов с более тяжёлыми условиями работы и жизни, например, для северных районов страны.

· Повременная оплата труда предусматривает оплату труд исходя из установленных должностных окладов или тарифных ставок с учётом фактически отработанного времени.

· Простая повременная система оплаты труда предусматривает выплату установленного оклада при повременно-премиальной системе оплаты кроме установленного должностного оклада (тарифной ставки) работникам выплачивается премия за соответствующие показатели при соблюдении определённых условий. При повременной форме заработной платы особенно важное значение имеет нормирование труда. Важно, чтобы отработанное каждым работником время отражало определённый объём выполненной работы.

· Сдельная заработная плата предусматривает оплату труда за выполнение определённого объёма работы, например, за фактический объём реализованных товаров. Сдельная форма заработной платы подразделяется на следующие системы: индивидуальная, бригадная или коллективная сдельная заработная плата, прямая сдельная или сдельно-премиальная.

· При индивидуальной сдельной оплате труда расценки и нормы выработки устанавливаются отдельно для каждого работника и соответственно ведётся индивидуальный учёт выполнения норм выработки. Сдельный заработок исчисляется путём умножения фактически выполненного объёма работы (товарооборота) на индивидуальную расценку.

· При коллективной (бригадной) оплате труда устанавливается бригадная расценка и бригадная норма выработки. Заработок распределяется между членами бригады пропорционально тарифным ставкам или окладам и фактически отработанному времени.

· Прямая сдельная оплата труда означает оплату труда по неизменной расценке за фактически выполненный объём работы. Применяется главным образом в мелкорозничной торговой сети.

· Сдельно-премиальная система оплаты труда предусматривает выплату наряду с заработком по сдельной расценке также премий за соответствующие качественные и количественные показатели в работе.

· В розничной и оптовой торговле применяется главным образом повременно-премиальная система оплаты труда. Кроме того, в условиях развития рыночных отношений заработная плата работника может представлять собой просто определённую долю коллективного заработка без разграничения на тарифную и другие части.

· Фонд оплаты труда и его состав. Планирование расходов на оплату труда

· Фонд оплаты труда коммерческого предприятия образуют все затраты на оплату труда, т.е. все начисленные предприятием выплаты работникам. Он состоит из трёх частей:

·

·

· - фонд заработной платы;

· - выплаты социального характера;

· - другие расходы, не относящиеся к ФЗП и выплатам социального характера.

· Постановлением Госкомстата РФ № 89 от 10 июля 1995 года утверждена Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, согласованная с Минэкономики, Минфином, Минтрудом, Центробанком РФ, Новая инструкция подготовлена с учётом международных рекомендаций по статистике средней заработной платы, национальных нормативных документов и неориентирована на методологию финансовых и налоговых органов.

· В настоящее время фонд заработной платы включает в себя:

· - оплату за отработанное время;

· - оплату за неотработанное время (отпуск, оплату простоев не по вине работающих, выходное пособие и т.д.);

· - выплаты на питание, жильё, топливо;

· - единовременные поощрительные выплаты;

· - материальная помощь.

· Для того чтобы правильно рассчитать фонд заработной платы, необходимо знать, какие виды оплаты труда включаются в издержки обращения (переносятся на себестоимость услуг), а какие нет.

· В состав затрат на оплату труда учитываемых в издержках обращения коммерческого предприятия входят:

· - выплаченная заработная плата, за фактически выполненную работу исходя их сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов;

· - выплаты стимулирующего характера по системным положениям: премии за производственные результаты, в том числе вознаграждение по итогам работы за год, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и т.д.;

· - выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, за совмещение профессий, за работу в тяжёлых, вредных условиях труда и пр.;

· - оплата очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков, денежных компенсаций за неиспользованный отпуск;

· - выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий в связи и их реорганизацией, сокращением штатов;

· - единовременные вознаграждения за выслугу лет;

· - оплата труда работников несписочного состава (внештатных) за выполнение работ по договорам подряда;

· - премии, вознаграждение и др. выплаты, исчисленные за счёт средств специального назначения и целевых поступлений.

· В издержки обращения не включаются следующие выплаты работникам предприятия:

· - материальная помощь, беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий;

· - оплата дополнительных по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам;

· - компенсационные выплаты в связи с повышением цен, производимых сверх индексации доходов по решениям Правительства РФ;

· - компенсации удорожания стоимости питания в столовых и др., а также детям, находящимся в детских садах, санаториях и др.;

· - надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

· - оплата путёвок на лечение и отдых, экскурсий, занятий в спортивных секциях, кружках, посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий;

· - другие виды выплат, не связанные непосредственно с оплатой труда.

· Планированию размера фонда заработной платы на коммерческом предприятии предшествует анализ использования средств на оплату труда в текущем (предшествующем плановому) периоде.

· Основными задачами анализа являются:

· - изучение состава и динамики фонда заработной платы;

· - выявление изменений показателей, произошедших в отчётном периоде и причин, их обусловивших;

· - определение влияния факторов на фонд заработной платы;

· - изучение направлений расходования и комплексная оценка эффективности использования фонда заработной платы.

· Источником информации для проведения анализа является годовой отчёт по труду (Ф № 1 – труд).

· Эффективность использования фонда заработной платы характеризуется следующей системой показателей:

· - товарооборот на рубль фонда заработной платы;

· - прибыль на рубль фонда заработной платы;

· - уровень расходов на оплату труда в процентах к товарообороту;

· - соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы;

· - средняя заработная плата на одного работника.

· Анализ и количественная оценка показателей эффективности использования фонда заработной платы позволяют выявить резервы и осуществить конкретные мероприятия по повышению роли материальных стимулов в улучшении конечных результатов хозяйственной деятельности.

· После проведения анализа и определения путей рационального использования фонда заработной платы приступают к планированию фонда заработной платы на планируемый период. Исходными предпосылками для планирования являются:

· - планируемая (прогнозируемая) численность работников на предприятии;

· - положения об образовании фонда заработной платы и премировании;

· - материалы анализа фонда заработной платы за отчётный (текущий) год;

· - нормативные материалы государственных органов по вопросам труда и заработной платы.

· Планирование фонда заработной платы производится в разрезе отраслей деятельности и структурных подразделений.

· Для того чтобы рассчитать общую сумму расходов на заработную плату. Включаемую в план издержек, необходимо определить планируемые (прогнозируемые) суммы по каждому виду расходов на оплату труда, включаемых в издержки обращения коммерческого предприятия.

· Расходы и выплаты, финансируемые из прибыли (т.е. не входящих в издержки обращения), должны предусматриваться в смете расходования фонда потребления исходя из заключённого коллективного договора с администрацией предприятия и прогнозируемой величины прибыли.

· Оплата труда производится по согласованию сторон, но все налоговые платежи обязательны для обеих сторон.

· При организации учёта труда, контроля за фондом оплаты труда работники предприятия подразделяются на 2 категории: рабочие и служащие. Служащие подразделяются на следующие категории:

· - руководители (руководители предприятия, отделов, лабораторий и т.д.);

· - специалисты (бухгалтеры, экономисты, товароведы, менеджеры, юристы и т.п.);

· - вспомогательный персонал (машинистки, секретари, уборщицы).

· Учёт рабочего времени ведётся отделом кадров или бухгалтером (для малых предприятий). Для ведения учёта используются 2 формы отчётности NT-12, NT-13. Форма NT-12 предназначена для учёта использования рабочего времени, а также для расчёта заработной платы. В форме NT-13 учитывается только рабочее время.

21. Описать формы внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность может осуществляться в трех основных формах:в ходе экспортно-импортных операций, путем создания предприятий с иностранными инвестициями и на основе совместной предпринимательской деятельности.

Экспортно-импортные операции могут выполняться двумя способами: прямым и косвенным.

При прямых операциях предприятие ведет экспортно-импортную деятельность самостоятельно, используя для этого собственные специализированные службы в России и за рубежом, а также действуя через зарубежных агентов.

При косвенных операциях экспортно-импортная деятельность ведется через независимых посредников – международных торговцев.

Прямые операции требуют серьезных начальных капиталовложений, подготовленных кадров, разветвленного аппарата за рубежом и большого опыта. Поэтому они обычно ведутся крупными предприятиями, располагающими значительными ресурсами.

Косвенные операции характерны для сравнительно небольших предприятий, начинающих международную коммерческую деятельность и стремящихся избежать свойственного ей риска.

Различают активные и пассивные экспортно-импортные операции. Активные связаны с реализацией стратегии продвижения на зарубежные и отечественный рынки, пассивные – имеют целью решение повседневных задач, например ликвидацию временного дефицита определенного товара, реализацию излишков сезонных товаров и т. п.

Технология проведения экспортно-импортной операциипредусматривает ряд циклов:

Нулевой цикл – создание предпосылок для экспорта или импорта; здесь идет выяснение экспортных возможностей и импортных потребностей.

Первый цикл – предоперационная деятельность, которая складывается из следующих шагов:

– экспортер исследует рынок и делает предложение о продаже;

– импортер исследует рынок и делает запрос или заказ;

– экспортер подтверждает получение запросов или заказов от импортеров и анализирует их условия;

– импортер подтверждает получение предложений от экспортеров и анализирует их условия;

– экспортер делает выбор торгового партнера; импортер соглашается (или не соглашается) с этим выбором.

Второй цикл – заключение контракта; он складывается из следующих шагов:

– экспортер подтверждает заказ и готовит проект контракта;

– импортер готовит проект контракта;

– экспортер и импортер согласовывают контракт в ходе переговоров.

Третий цикл – обеспечение выполнения контракта; он складывается из следующих шагов:

– экспортер при необходимости оформляет импортную лицензию;

– импортер дает экспортеру инструкции по транспортировке;

– экспортер изготавливает и отгружает товар;

– экспортер или импортер страхует груз;

– экспортер и импортер обеспечивают необходимые документы для перехода груза через границу;

– банк импортера переводит деньги экспортеру.

Четвертый цикл – отгрузка и перевозка товаров; он складывается из следующих шагов:

– экспортер готовит товар к отгрузке и по готовности информирует импортера;

– экспортер обеспечивает транспортировку груза до пункта назначения;

– импортер обеспечивает своевременную подачу транспорта в пункте назначения;

– таможенный орган страны-экспортера производит досмотр груза;

– экспортер и импортер получают информацию о переходе груза через границу;

– таможенный орган страны-импортера производит досмотр груза, взыскивает пошлины и сборы и дает разрешение на получение груза (это называется «таможенная очистка груза»).

Пятый цикл – выполнение расчетных операций; он складывается из следующих шагов:

– импортер направляет экспортеру подтверждение о получении груза;

– экспортер направляет импортеру коммерческий счет;

– импортер оплачивает груз.

Шестой цикл – заключительные операции; он складывается из следующих шагов:

– экспортер и импортер составляют отчеты о реализации контракта;

– проводятся переговоры по результатам анализа отчетов;

– намечаются мероприятия по необходимому в соответствии с проведенным анализом совершенствованию предпринимательской деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность путем создания предприятий с иностранными инвестициямиимеет целью получение прибыли на основе привлечения в российскую экономику иностранных материальных и финансовых ресурсов, совершенной зарубежной техники и технологий, а также передового управленческого опыта.

В качестве иностранных инвестиций могут использоваться все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые зарубежными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности:

– целевые денежные вклады;

– ценные бумаги;

– новые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства;

– научно-техническая продукция;

– имущественные права;

– интеллектуальная собственность.

В качестве иностранных инвесторов могут выступать:

– иностранные юридические лица (компании, фирмы, предприятия);

– иностранные граждане, а также российские граждане, постоянно живущие за границей;

– иностранные государства;

– международные организации.

Инвестирование на российской территории

осуществляется зарубежными инвесторами следующими путями:

– создание предприятий и филиалов предприятий, полностью им принадлежащих;

– долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с российскими юридическими и физическими лицами;

– приобретение предприятий, имущественных комплексов, ценных бумаг;

– приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;

– иные виды деятельности, в том числе предоставление займов, кредитов и имущества.

Иностранные инвестиции на территории России пользуются полной и безусловной правовой защитой. Условия деятельности иностранных инвесторов в России не могут быть менее благоприятными, чем для российских юридических и физических лиц.

Иностранные инвесторы получают государственные гарантии от принудительных изъятий их собственности (национализации, конфискации, реквизиций), а также незаконных действий органов власти и должностных лиц.

Иностранным инвесторам после уплаты ими налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу доходов от инвестиций, полученных в форме прибыли, дивидендов, платежей за техническую помощь, а также сумм, полученных в связи с частичной или полной продажей инвестиций.

Предприятия с иностранными инвестициями в России создаются и действуют в виде предприятий с долевым участием иностранного инвестора (так называемые совместные предприятия), предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц.

Предприятия с иностранными инвестициями создаются либо путем их учреждения, либо приобретения иностранным инвестором и имеют форму акционерных и других хозяйственных обществ и хозяйственных товариществ, предусмотренную Гражданским кодексом Российской Федерации.

Предприятия с иностранными инвестициями имеют право осуществлять любые законные виды деятельности, соответствующие их уставным целям. Для ведения страховой и посреднической деятельности, связанной с операциями с ценными бумагами, необходима лицензия Министерства финансов Российской Федерации.

Предприятия с иностранными инвестициями имеют право на договорной основе определять цену и условия реализации производимой ими продукции.

Имущество, ввозимое в Россию иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной фонд предприятий, имущество, предназначенное для собственного материального производства, а также ввозимое работниками предприятий для личных нужд, освобождается от таможенной пошлины и налога на импорт.

Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами в соответствии с российским законодательством. Для таких предприятий, действующих в отдельных регионах России, а также для предприятий, действующих в приоритетных отраслях народного хозяйства (производство продовольствия, строительство, медикаменты), может устанавливаться льготный порядок налогообложения.

Внешнеэкономическая деятельность на основе совместной предпринимательской деятельности с иностранными партнерамиосуществляется в следующих формах: производственная кооперация, производство по контракту, управленческий контракт, продажа лицензий, франчайзинг.

Производственная кооперация имеет целью объединить и скоординировать усилия отечественного и зарубежного предприятий по совместному производству некоего сложного продукта.

Производственная кооперация закрепляется специальным долгосрочным соглашением, предусматривающим согласование производственных программ, обмен компонентами изделия, материалами и сырьем, необходимыми для его изготовления. В качестве примера такой кооперации можно привести совместную работу российских и зарубежных предприятий по производству самолетов, для которых иностранные фирмы поставляют реактивные двигатели, а российские – все остальное.

Существует так называемая альтернативная форма кооперации, при которой отечественные и зарубежные фирмы обязуются поставлять определенный продукт только на собственный рынок, а избыток передавать партнеру для использования на его рынках.

Производственная кооперация дает возможность снизить затраты за счет использования налаженных технологий и существующих производственных мощностей. Определенный эффект дает также объединение каналов распределения товаров, систем торговли и послепродажного обслуживания.

Производство по контракту (так называемое подрядное производство) предусматривает заключение зарубежной фирмой долгосрочного соглашения с местным предприятием на производство им определенного изделия или на его сборку. При этом зарубежная компания оставляет за собой полный контроль за продвижением товара на рынок и его реализацией.

Эта форма предпринимательства применима тогда, когда фирме нет смысла развивать в данной стране свои мощности, а выгодно использовать существующие. Это возможно лишь в тех случаях, когда удается найти хорошо технически оснащенное предприятие и есть уверенность в том, что оно будет надежным партнером.

Здесь возникает ряд проблем, которые требуют усилия и внимания:

– необходимо произвести дополнительное оснащение предприятия, обучить его производственный и управленческий персонал;

– следует особо позаботиться о качестве товара;

– принять меры на случай, если местный производитель захочет выйти из-под контроля и организовать собственное дело.

Вместе с тем данная форма внешнеэкономической деятельности получает все большее распространение: многие крупные фирмы именно таким путем производят значительную часть своей «фирменной» продукции. Это объясняется рядом существенных преимуществ производства по контракту:

– возможность внедрения на рынки, защищенные таможенными или административными барьерами;

– обеспечение контроля за рынком;

– минимальные капиталовложения и снижение стоимости производства за счет низкой оплаты труда и других издержек;

– уменьшение риска из-за политической и экономической нестабильности (национальное предприятие не подвержено национализации, расчеты в национальной валюте менее зависимы от изменения валютного курса);

– создание или поддержание высокого имиджа крупной фирмы на национальном рынке (что особенно важно в странах с большим населением).

Управленческий контракт дает возможность зарабатывать деньги в форме вознаграждения, а иногда и части прибыли, осуществляя управление деятельностью зарубежных компаний. Такая форма коммерции чаще всего применяется в сфере обслуживания, торговле предметами роскоши и других видах деятельности, требующих огромного опыта и особого доверия потребителей.

Данная форма привлекательна тем, что не требует значительных капиталовложений и производственных мощностей, риск потери собственности при этом сводится к минимуму. Привлекает также наличие быстрого и гарантированного дохода.

Однако и эта форма не свободна от теневых сторон. Здесь требуются специалисты действительно мирового класса, чьи управленческие действия и консультации не вызывают сомнений. Кроме того, в случае серьезных просчетов в руководстве можно ожидать предъявления исков по компенсации материальных потерь управляемого объекта.

Продажа лицензий выступает в качестве одного из наиболее доступных способов включения производителя товаров и услуг в международную предпринимательскую деятельность.

Продавец лицензии (лицензиар) заключает с зарубежным покупателем лицензии (лицензиатом) соглашение о продаже прав на использование производственной технологии, патента, товарного знака и другой интеллектуальной собственности за определенное вознаграждение (гонорар или лицензионный платеж).

Достоинством такой формы внешнеэкономической деятельности является то, что лицензиар получает возможность продвижения своего интеллектуального продукта на мировой рынок без каких-либо расходов и риска, получая при этом вознаграждение. Что касается лицензиата, то он получает возможность использовать чужое готовое изобретение, производственную технологию, товар и имя фирмы в своих интересах, не расходуя больших средств на научные исследования и разработки. Весь послевоенный опыт японской промышленности подтверждает преимущества такого рода деятельности.

Вместе с тем продажа лицензий сулит продавцу и покупателю не только радости. Лицензиар на время соглашения лишается возможности единолично пользоваться плодами своего интеллектуального труда, неся при этом порой значительные потери. Лицензиат может и после окончания срока соглашения продолжать работу по совершенствованию лицензионного продукта, составив со временем опасную конкуренцию лицензиару.

Франчайзинг (или франшиза) – одна из форм продажи лицензий (см. также 4.3).

Суть франчайзинга заключается в предоставлении одной фирмой (франчайзером) права другой или другим фирмам на производство ее продукта. Иными словами, это лицензия на право ведения предпринимательской деятельности, в том числе и международной, с использованием имени того, кто дает лицензию.

Франчайзинг может носить исключительный либо неисключительный характер в зависимости от того, одной или нескольким фирмам продается лицензия.

Франчайзинг оформляется договором, заключаемым на определенный период. В соответствии с этим договором получатель франчайзы платит франчайзеру за предоставленные права лицензионный платеж.

Франчайзер предоставляет получателю специализированное оборудование, техническую помощь и консультации, необходимые для производства продукта компоненты, ингредиенты, стандартную упаковку, обеспечивает рекламу и продвижение товара на рынок. За это получатель выделяет франчайзеру определенную часть своей прибыли.

В отличие от обычной продажи лицензий, франчайзинг обеспечивает фирме большие возможности влияния на получателя лицензии и контроля ее деятельности.

 

22. Описать понятие и процесс системы управления внешнеэкономическими связями.

 

Внешнеэкономическая деятельность может осуществляться в трех основных формах:в ходе экспортно-импортных операций, путем создания предприятий с иностранными инвестициями и на основе совместной предпринимательской деятельности.

Экспортно-импортные операции могут выполняться двумя способами: прямым и косвенным.

При прямых операциях предприятие ведет экспортно-импортную деятельность самостоятельно, используя для этого собственные специализированные службы в России и за рубежом, а также действуя через зарубежных агентов.

При косвенных операциях экспортно-импортная деятельность ведется через независимых посредников – международных торговцев.

Прямые операции требуют серьезных начальных капиталовложений, подготовленных кадров, разветвленного аппарата за рубежом и большого опыта. Поэтому они обычно ведутся крупными предприятиями, располагающими значительными ресурсами.

Косвенные операции характерны для сравнительно небольших предприятий, начинающих международную коммерческую деятельность и стремящихся избежать свойственного ей риска.

Различают активные и пассивные экспортно-импортные операции. Активные связаны с реализацией стратегии продвижения на зарубежные и отечественный рынки, пассивные – имеют целью решение повседневных задач, например ликвидацию временного дефицита определенного товара, реализацию излишков сезонных товаров и т. п.

Технология проведения экспортно-импортной операциипредусматривает ряд циклов:

Нулевой цикл – создание предпосылок для экспорта или импорта; здесь идет выяснение экспортных возможностей и импортных потребностей.

Первый цикл – предоперационная деятельность, которая складывается из следующих шагов:

– экспортер исследует рынок и делает предложение о продаже;

– импортер исследует рынок и делает запрос или заказ;

– экспортер подтверждает получение запросов или заказов от импортеров и анализирует их условия;

– импортер подтверждает получение предложений от экспортеров и анализирует их условия;

– экспортер делает выбор торгового партнера; импортер соглашается (или не соглашается) с этим выбором.

Второй цикл – заключение контракта; он складывается из следующих шагов:

– экспортер подтверждает заказ и готовит проект контракта;

– импортер готовит проект контракта;

– экспортер и импортер согласовывают контракт в ходе переговоров.

Третий цикл – обеспечение выполнения контракта; он складывается из следующих шагов:

– экспортер при необходимости оформляет импортную лицензию;

– импортер дает экспортеру инструкции по транспортировке;

– экспортер изготавливает и отгружает товар;

– экспортер или импортер страхует груз;

– экспортер и импортер обеспечивают необходимые документы для перехода груза через границу;

– банк импортера переводит деньги экспортеру.

Четвертый цикл – отгрузка и перевозка товаров; он складывается из следующих шагов:

– экспортер готовит товар к отгрузке и по готовности информирует импортера;

– экспортер обеспечивает транспортировку груза до пункта назначения;

– импортер обеспечивает своевременную подачу транспорта в пункте назначения;

– таможенный орган страны-экспортера производит досмотр груза;

– экспортер и импортер получают информацию о переходе груза через границу;

– таможенный орган страны-импортера производит досмотр груза, взыскивает пошлины и сборы и дает разрешение на получение груза (это называется «таможенная очистка груза»).

Пятый цикл – выполнение расчетных операций; он складывается из следующих шагов:

– импортер направляет экспортеру подтверждение о получении груза;

– экспортер направляет импортеру коммерческий счет;

– импортер оплачивает груз.

Шестой цикл – заключительные операции; он складывается из следующих шагов:

– экспортер и импортер составляют отчеты о реализации контракта;

– проводятся переговоры по результатам анализа отчетов;

– намечаются мероприятия по необходимому в соответствии с проведенным анализом совершенствованию предпринимательской деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность путем создания предприятий с иностранными инвестициямиимеет целью получение прибыли на основе привлечения в российскую экономику иностранных материальных и финансовых ресурсов, совершенной зарубежной техники и технологий, а также передового управленческого опыта.
В качестве иностранных инвестиций могут использоваться все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые зарубежными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности:

– целевые денежные вклады;

– ценные бумаги;

– новые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства;

– научно-техническая продукция;

– имущественные права;

– интеллектуальная собственность.

В качестве иностранных инвесторов могут выступать:

– иностранные юридические лица (компании, фирмы, предприятия);

– иностранные граждане, а также российские граждане, постоянно живущие за границей;

– иностранные государства;

– международные организации.

Инвестирование на российской территории

осуществляется зарубежными инвесторами следующими путями:

– создание предприятий и филиалов предприятий, полностью им принадлежащих;

– долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с российскими юридическими и физическими лицами;

– приобретение предприятий, имущественных комплексов, ценных бумаг;

– приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;

– иные виды деятельности, в том числе предоставление займов, кредитов и имущества.

Иностранные инвестиции на территории России пользуются полной и безусловной правовой защитой. Условия деятельности иностранных инвесторов в России не могут быть менее благоприятными, чем для российских юридических и физических лиц.

Иностранные инвесторы получают государственные гарантии от принудительных изъятий их собственности (национализации, конфискации, реквизиций), а также незаконных действий органов власти и должностных лиц.

Иностранным инвесторам после уплаты ими налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу доходов от инвестиций, полученных в форме прибыли, дивидендов, платежей за техническую помощь, а также сумм, полученных в связи с частичной или полной продажей инвестиций.

Предприятия с иностранными инвестициями в России создаются и действуют в виде предприятий с долевым участием иностранного инвестора (так называемые совместные предприятия), предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц.

Предприятия с иностранными инвестициями создаются либо путем их учреждения, либо приобретения иностранным инвестором и имеют форму акционерных и других хозяйственных обществ и хозяйственных товариществ, предусмотренную Гражданским кодексом Российской Федерации.

Предприятия с иностранными инвестициями имеют право осуществлять любые законные виды деятельности, соответствующие их уставным целям. Для ведения страховой и посреднической деятельности, связанной с операциями с ценными бумагами, необходима лицензия Министерства финансов Российской Федерации.

Предприятия с иностранными инвестициями имеют право на договорной основе определять цену и условия реализации производимой ими продукции.

Имущество, ввозимое в Россию иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной фонд предприятий, имущество, предназначенное для собственного материального производства, а также ввозимое работниками предприятий для личных нужд, освобождается от таможенной пошлины и налога на импорт.

Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами в соответствии с российским законодательством. Для таких предприятий, действующих в отдельных регионах России, а также для предприятий, действующих в приоритетных отраслях народного хозяйства (производство продовольствия, строительство, медикаменты), может устанавливаться льготный порядок налогообложения.

Внешнеэкономическая деятельность на основе совместной предпринимательской деятельности с иностранными партнерамиосуществляется в следующих формах: производственная кооперация, производство по контракту, управленческий контракт, продажа лицензий, франчайзинг.

Производственная кооперация имеет целью объединить и скоординировать усилия отечественного и зарубежного предприятий по совместному производству некоего сложного продукта.

Производственная кооперация закрепляется специальным долгосрочным соглашением, предусматривающим согласование производственных программ, обмен компонентами изделия, материалами и сырьем, необходимыми для его изготовления. В качестве примера такой кооперации можно привести совместную работу российских и зарубежных предприятий по производству самолетов, для которых иностранные фирмы поставляют реактивные двигатели, а российские – все остальное.

Существует так называемая альтернативная форма кооперации, при которой отечественные и зарубежные фирмы обязуются поставлять определенный продукт только на собственный рынок, а избыток передавать партнеру для использования на его рынках.

Производственная кооперация дает возможность снизить затраты за счет использования налаженных технологий и существующих производственных мощностей. Определенный эффект дает также объединение каналов распределения товаров, систем торговли и послепродажного обслуживания.

Производство по контракту (так называемое подрядное производство) предусматривает заключение зарубежной фирмой долгосрочного соглашения с местным предприятием на производство им определенного изделия или на его сборку. При этом зарубежная компания оставляет за собой полный контроль за продвижением товара на рынок и его реализацией.

Эта форма предпринимательства применима тогда, когда фирме нет смысла развивать в данной стране свои мощности, а выгодно использовать существующие. Это возможно лишь в тех случаях, когда удается найти хорошо технически оснащенное предприятие и есть уверенность в том, что оно будет надежным партнером.

Здесь возникает ряд проблем, которые требуют усилия и внимания:

– необходимо произвести дополнительное оснащение предприятия, обучить его производственный и управленческий персонал;

– следует особо позаботиться о качестве товара;

– принять меры на случай, если местный производитель захочет выйти из-под контроля и организовать собственное дело.

Вместе с тем данная форма внешнеэкономической деятельности получает все большее распространение: многие крупные фирмы именно таким путем производят значительную часть своей «фирменной» продукции. Это объясняется рядом существенных преимуществ производства по контракту:

– возможность внедрения на рынки, защищенные таможенными или административными барьерами;

– обеспечение контроля за рынком;

– минимальные капиталовложения и снижение стоимости производства за счет низкой оплаты труда и других издержек;

– уменьшение риска из-за политической и экономической нестабильности (национальное предприятие не подвержено национализации, расчеты в национальной валюте менее зависимы от изменения валютного курса);

– создание или поддержание высокого имиджа крупной фирмы на национальном рынке (что особенно важно в странах с большим населением).

Управленческий контракт дает возможность зарабатывать деньги в форме вознаграждения, а иногда и части прибыли, осуществляя управление деятельностью зарубежных компаний. Такая форма коммерции чаще всего применяется в сфере обслуживания, торговле предметами роскоши и других видах деятельности, требующих огромного опыта и особого доверия потребителей.

Данная форма привлекательна тем, что не требует значительных капиталовложений и производственных мощностей, риск потери собственности при этом сводится к минимуму. Привлекает также наличие быстрого и гарантированного дохода.

Однако и эта форма не свободна от теневых сторон. Здесь требуются специалисты действительно мирового класса, чьи управленческие действия и консультации не вызывают сомнений. Кроме того, в случае серьезных просчетов в руководстве можно ожидать предъявления исков по компенсации материальных потерь управляемого объекта.

Продажа лицензий выступает в качестве одного из наиболее доступных способов включения производителя товаров и услуг в международную предпринимательскую деятельность.

Продавец лицензии (лицензиар) заключает с зарубежным покупателем лицензии (лицензиатом) соглашение о продаже прав на использование производственной технологии, патента, товарного знака и другой интеллектуальной собственности за определенное вознаграждение (гонорар или лицензионный платеж).

Достоинством такой формы внешнеэкономической деятельности является то, что лицензиар получает возможность продвижения своего интеллектуального продукта на мировой рынок без каких-либо расходов и риска, получая при этом вознаграждение. Что касается лицензиата, то он получает возможность использовать чужое готовое изобретение, производственную технологию, товар и имя фирмы в своих интересах, не расходуя больших средств на научные исследования и разработки. Весь послевоенный опыт японской промышленности подтверждает преимущества такого рода деятельности.

Вместе с тем продажа лицензий сулит продавцу и покупателю не только радости. Лицензиар на время соглашения лишается возможности единолично пользоваться плодами своего интеллектуального труда, неся при этом порой значительные потери. Лицензиат может и после окончания срока соглашения продолжать работу по совершенствованию лицензионного продукта, составив со временем опасную конкуренцию лицензиару.

Франчайзинг (или франшиза) – одна из форм продажи лицензий (см. также 4.3).

Суть франчайзинга заключается в предоставлении одной фирмой (франчайзером) права другой или другим фирмам на производство ее продукта. Иными словами, это лицензия на право ведения предпринимательской деятельности, в том числе и международной, с использованием имени того, кто дает лицензию.

Франчайзинг может носить исключительный либо неисключительный характер в зависимости от того, одной или нескольким фирмам продается лицензия.

Франчайзинг оформляется договором, заключаемым на определенный период. В соответствии с этим договором получатель франчайзы платит франчайзеру за предоставленные права лицензионный платеж.

Франчайзер предоставляет получателю специализированное оборудование, техническую помощь и консультации, необходимые для производства продукта компоненты, ингредиенты, стандартную упаковку, обеспечивает рекламу и продвижение товара на рынок. За это получатель выделяет франчайзеру определенную часть своей прибыли.

В отличие от обычной продажи лицензий, франчайзинг обеспечивает фирме большие возможности влияния на получателя лицензии и контроля ее деятельности.

 

23. Раскрыть сущность и содержание коммерческой деятельности предприятия торговли на современном этапе

Коммерческая деятельность является одной из важней­ших областей человеческой деятельности, возникших в ре­зультате разделения труда. Она заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-организа­ционных операций, направленных на совершение процес­са купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с це­лью получения прибыли.

В процессе коммерческой деятельности торговые орга­низации и предприятия, а также физические лица, зани­мающиеся предпринимательством, изучают спрос населе­ния и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков то­варов, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно­информационной деятельностью. Кроме того, проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых ус­луг. Все эти операции взаимосвязаны и выполняются в оп­ределенной последовательности.

В качестве субъектовкоммерческой деятельности высту­пают как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее совершения.Объектамикоммерческой деятель­ности на потребительском рынке являются товары и услуги.

Основными принципами коммерческой деятельности являются:

· соблюдение действующего законодательства;

· высокая культура обслуживания покупателей;

· оптимальность коммерческих решений;

· доходность, прибыльность.

Специалистам-коммерсантам необходимо хорошо знать законы и другие нормативные акты, регламентирующие коммерческую деятельность, уметь принимать решения, приносящие прибыль, проявлять инициативу, обладать способностью идти на риск.

Коммерческая деятельность должна строиться на основе соблюдения требований деловой этики. Коммерсант дол­жен верить в торговый бизнес, расценивая его как при­влекательное творчество. Признавая необходимость кон­куренции, он должен понимать и необходимость сотруд­ничества, а также доверять себе и другим, уважать профессионализм и компетентность.

Переход от административно-командной системы к ры­ночной экономике потребовал основательной перестройки коммерческой деятельности торговых организаций и предприятий. В современных условиях она должна стро­иться на принципах полного равноправия торговых парт­неров, строгой материальной и финансовой ответственно­сти сторон за выполнение принятых обязательств. При этом коренным образом изменилась правовая база ком­мерческой деятельности, чему, в первую очередь, способ­ствовало принятие в 1993 году Конституции Российской Федерации, введение в действие нового Гражданского ко­декса Российской Федерации, а также принятие других законов и нормативных актов, регламентирующих ком­мерческую деятельность торговых организаций и пред­приятий, физических лиц, имеюшцх на это право. При этом существенно расширился круг коммерческих струк­тур, появились их новые организационно-правовые фор­мы. Монопольная система государственной торговли сме­нилась системой свободного предпринимательства, осно­ванной на самостоятельности и независимости хозяйст- вуюших субъектов.

Все это ставит перед коммерческими службами ряд задач. Прежде всего, они должны формировать свои отношения с партнерами на взаимовыгодной основе,вовлекая в товаро­оборот продукцию предприятий-изготовителей и других по- ставшиков различных форм собственности, а также граж­дан, занимаюшихся индивидуальной трудовой деятельно­стью, зарубежных поставщиков. С этой целью необходимо расширять сферу договорных отношений с поставшиками товаров,повышать эффективность и действенность дого­воров поставки, укреплять договорную дисциплину.При этом особое внимание должно быть уделено развитию дли­тельных хозяйственных связей с поставшиками.

Важное значение имеет повышение уровня работы коммерческих служб по изучению и прогнозированию емко­сти рынков, развитию и совершенствованию рекламно­информационной деятельности. Все это должно осущест­вляться на основе маркетингового подхода.

Коммерческим структурам необходимо своевременно и адекватно реагировать на происходящие на рынке изме­нения, что требует постоянного совершенствования техно­логии коммерческой работы. При этом очень важную роль играет компьютеризация выполнения коммерческих опе­рацийпо оптовым закупкам и оптовой продаже товаров, а также операций, связанных с управлением товарными за­пасами и формированием ассортимента товаров, контро­лем исполнения договоров и др. С этой целью создаются автоматизированные рабочие места коммерсантов.

2. Содержание коммерческой деятельности

Операции, связанные с осуществлением коммерческой деятельности, условно можно разделить на ряд блоков. В каждый из них входят операции, выполняемые на соот­ветствующем этапе коммерческой деятельности. При этом следует отметить, что коммерческая деятельность, осуще­ствляемая структурами, занимающимися оптовой торгов­лей, в значительной степени отличается от коммерческой деятельности розничных торговых предприятий. Это осо­бенно характерно для операций, связанных с формирова­нием ассортимента и продажей товаров.

Основой успешного осуществления коммерческой дея­тельности является ее информационное обеспечение.Сюда, прежде всего, следует отнести информацию о спросе и конъюнктуре рынка, об объемах и структуре производства товаров, информацию о самом товаре (его потребитель­ских свойствах, качестве и т. п.). Важное значение имеет информация о численности и составе обслуживаемого на­селения, его покупательной способности. И, наконец, ком­мерческие структуры, работающие на рынке, должны рас­полагать информацией о потенциальных возможностях кон­курентов.

Опираясь на анализ имеющейся информации, можно приступать к следующему этапу коммерческой деятельно­сти — определению потребности в товарах.При этом оп­ределяется емкость рынка и его сегментов, обосновывает­ся ассортимент необходимых товаров.

Важным этапом коммерческой деятельности является выбор наиболее предпочтительных партнеров,с которы­ми должны быть установлены хозяйственные связи. Этому предшествует кропотливая работа по изучению возможных поставщиков товаров (их размещение, ассортимент и объем предлагаемых товаров, условия поставок, цена и т. д.).

На следующем этапе коммерческой деятельности реша­ется вопрос об установлении договорных отношений с по­ставщиками товаров.Должны быть согласованы все мо­менты, связанные с подготовкой проекта договора, с его подписанием. Результатом этого этапа коммерческой дея­тельности должен быть подписанный договор на поставку товаров, за выполнением которого необходимо наладить четкий контроль.

На этом заканчиваются коммерческие операции по оп­товым закупкам товаров. Далее следует целый комплекс технологических операций, связанных с поступлением то­варов, разгрузкой транспортных средств, приемкой това­ров по количеству и качеству, их хранением, перемещени­ем и т. д. Затем коммерческая деятельность развивается по двум направлениям — на предприятиях оптовой тор­говли и на предприятиях розничной торговли.

На предприятиях оптовой торгов - лив качестве следующих этапов коммерческой деятельно­сти необходимо выделить:

· управление товарными запасами;

· управление ассортиментом товаров;

· рекламно-информационную работу;

· оптовую продажу товаров;

· оказание услуг оптовым покупателям.

Упра.вление товарными запасамив оптовом звене пред­полагает их нормирование, оперативный учет и контроль за их состоянием, а также их регулирование в зависимости от конъюнктуры рынка. Они должны формироваться в со­ответствии со спросом, а их уровень должен обеспечивать бесперебойное удовлетворение потребностей оптовых по­купателей. Успешная работа по управлению товарными запасами позволяет принимать своевременные коммерче­ские решения по их нормализации, избегая при этом за­медления оборачиваемости товаров и увеличения затрат, связанных с их хранением.

Управление ассортиментом товаровтакже является одной из важных функций коммерческих служб оптовых предприятий. Оно обеспечивает поддержание на складах такого ассортимента товаров, который в наибольшей сте­пени удовлетворял бы запросы оптовых покупателей (мага­зинов, мелкорозничных предприятий и др.).

Успешное осуществление операций по оптовой продаже товаров во многом зависит от эффективности рекламно­информационной работыкоммерческих служб. Она долж­на быть систематической, хорошо спланированной, обес­печивающей успешную реализацию товаров и оказание услуг оптовым покупателям. Это достигается путем выбора рациональных видов и средств рекламы, обоснования це­лесообразности их применения.

Коммерческая деятельность по оптовой продаже това­ровявляется одним из самых важных этапов работы структур, осуществляющих оптовые операции. От ее успе­ха зависит экономическая эффективность работы пред­приятий, занимающихся сбытом товаров. На этом этапе важно правильно выбрать партнера по коммерческой дея­тельности, успешно провести с ним операции по оформле­нию продажи товаров, организовать контроль за выполне­нием условий договора.

Наряду с продажей товаров, предприятия, занимаю­щиеся оптовыми операциями, оказывают своим партне­рам по хозяйственным связям торговые услуги.Это могут быть рекламно-информационные услуги, а также посред­нические услуги по поиску поставщиков товаров и опто­вых покупателей. Сюда же следует отнести и организаци­онно-консультативные услуги по вопросам ассортимента и качества товаров, организации розничной продажи, мар­кетинга и т. п. По мере перехода к рыночным отношениям роль торговых услуг возрастает, а их набор, качество вы­полнения могут стать определяющими для укрепления по­зиций на рынке.

На предприятиях розничной торговли коммерческие операции имеют свою специфику, что осо­бенно касается операций, следующих за оптовыми закуп­ками товаров. Здесь также приходится иметь дело суправлением товарными запасамииуправлением ассор­тиментов товаров.Однако эти операции, в отличие от операций, выполняемых в оптовых звеньях, имеют свою специфику, которая определяется совершенно другими размерами и структурой товарных запасов, сроками на­хождения товаров на предприятиях розничной торговли и иными подходами к формированию ассортимента товаров в розничной торговой сети. Свою специфику имеет ирек­ламно-информационная деятельностьпредприятий роз­ничной торговли, иной характер имеют и оказываемые имиуслуги, так как рассчитаны они на непосредственных потребителей товаров — население.

Поскольку в розничной торговой сети завершается про­цесс доведения товаров от производства до потребителя, то коммерческая деятельность, связанная с розничной про­дажей товаров, является наиболее ответственной, так как на этом этапе приходится иметь дело с конечным потребите­лем товара. Поэтому очень важно не только предложить роз­ничному покупателю широкий выбор высококачественных товаров, обширный перечень услуг, но и использовать при этом современные, удобные для покупателя методы прода­жи, прогрессивные системы расчета за покупки и т. д.

Коммерческая деятельность торговых предприятий в условиях рыночной экономики должна осуществляться на основе маркетинговых исследований.При этом необходи­мо ориентироваться на интересы конечного потребителя, иначе невозможно рассчитывать на успешный коммерче­ский результат. Одновременно следует учитывать и то, что на коммерческую деятельность оказывают прямое или косвенное влияние многие факторы, основными их кото­рых являются:

· уровень квалификации коммерческих работников;

· правовая база коммерческой деятельности;

· состояние материально-технической базы торговых предприятий;

· ассортимент товаров и перечень оказываемых услуг;

· уровень конкуренции на рынке;

· финансовое состояние предприятия;

· наличие развитых информационных систем и др.

Торговые предприятия должны учитывать степень влия­ния этих факторов в своей коммерческой деятельности, без чего невозможно обеспечить высокую эффективность их функционирования.

2. Информационное обеспечение коммерческой деятельности

Успешное осуществление коммерческой деятельности невозможно без постоянного анализа и учета торговыми предприятиями информации, характеризующей ситуацию на рынке товаров и услуг. Ее принято называть коммерче­ской информацией. К ней следует относить информацию о:

· покупателях и мотивах покупок;

· требованиях рынка к товару;

· конъюнктуре рынка;

· конкурентной среде;

· потенциальных возможностях торгового предприятия и его конкурентоспособности.

Получить достоверную коммерческую информацию мож­но путем проведения комплексных маркетинговых исследо­ваний. Ее можно получить как из внутренних, так и внеш­них источников. К числувнутренних источников относятся статистическая и бухгалтерская отчетность предприятия, данные оперативного учета результатов коммерческой деятельности. Таким образом можно полу­чить информацию о ходе реализации товаров, о товарных запасах, ходе закупок, выполнении договорных обяза­тельств поставщиками и т. д. В качествевнешних источ­ников коммерческой информациииспользуют данные го­сударственной статистики, периодической печати, а также информацию, полученную при специальных обсле­дованиях. Используя эту информацию, можно выявить тенденции развития товарооборота, особенности спроса населения на соответствующие товары. Очень важной яв­ляется также информация о численности и составе насе­ления, составе семей, доходах и т. д.

Рассмотрим значение отдельных видов информации в коммерческой деятельности торговых предприятий.

Информ.ация о покупателях и м^отивах покупокявляет­ся основой для принятия коммерческих решений. Анализ этой информации позволяет принять решения, снижаю­щие риск выпуска или закупки неходовых товаров, а так­же решения, обеспечивающие увеличение объемов реали­зации товаров, укрепление финансовой устойчивости предприятия. Такой информацией может быть: числен­ность обслуживаемого населения, его состав, уровень до­ходов; национальные и другие традиции и обычаи; типы покупателей и т. д. Используя эту информацию, коммерче­ские структуры могут проводить более целенаправленную работу с покупателями, создавая тем самым условия для увеличения объемов продаж товаров и улучшения эконо­мических показателей своей деятельности.

Информ.ация о требованиях рынка к товарунеобходи­ма для того, чтобы торговое предприятие могло осущест­вить правильный выбор товаров и услуг, которые оно предложит покупателям. Поэтому коммерческие службы должны хорошо знать свойства и особенности товаров, а также то, в какой степени они отвечают запросам покупа­телей. Необходимо также уделить внимание исследованию «жизненного цикла» товара, то есть периода, в течение ко­торого товар покупается на рынке. Важное значение имеетинформация о конкурентоспособности товара.Она опре­деляется как совокупность характеристик товара, отли­чающих его от аналогичных товаров по степени удовле­творения потребностей конкретного потребителя. То есть это способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции.

Необходимо иметь в виду, что цена на товар имеет не­посредственную связь с его качеством. Часто потребители полагают, что высокие цены означают высокое качество товара и, наоборот, низкие цены — низкое качество. По­этому коммерческие службы торгового предприятия долж­ны располагать информацией о том, что цены на товары должным образом отражают их качество. При этом следует также учитывать и престижность товара, которая опреде­ляется степенью его признания на рынке, положительным общественным мнением о нем. В связи с эти существует еще и понятие престижных цен, когда определенная кате­гория покупателей не приобретает товары и услуги по це­нам, которые считают слишком низкими, полагая, что при низких ценах качество товара не соответствует их требо­ваниям, и они по своему общественному положению не могут покупать данные товары. Поэтому, устанавливая цены на товары и услуги, предприятие должно располагать информацией о верхних и нижних пределах цен, которые устанавливают конкретные группы потребителей.

Изучая информацию о требованиях рынка к товару, особое внимание следует уделить упаковке и рекламному оформлению товара. Они должны подчеркивать преиму­щества товара, способствовать ускорению его реализации и т. д.

Учитывая обширность и многосторонность информации о товаре, коммерческие службы предприятий должны ком­плексно подходить к ее изучению и анализу.

Информация о конъюнктуре рынкадает возможность коммерческим службам исследовать спрос и предложение на рынке и его сегментах, емкость и характер рынка, уро­вень цен, условия рыночной конкуренции и другие аспекты с целью принятия необходимых коммерческих решений.

Информацией о спросе населения являются сведения, характеризующие объем, структуру, закономерности и тен­денции его развития. Сюда же относится информация о причинах изменения спроса, особенностях его формирова­ния и развития. Все это является базой для обоснования по­требности в товарах как по общему объему, так и в ассор­тиментном разрезе.

Определить товарное предложение можно с помощью информации об объемах, структуре и динамике производ­ства, о товарных запасах, о товарах-новинках и т. д.

Изучая информацию о спросе и предложении, коммер­ческие службы должны иметь в виду, что несоответствие между ними вызывает нарушение нормальных условий реа­лизации товаров. При превышении спроса над предложе­нием возникает неудовлетворенный спрос, при чрезмерном превышении предложения над спросом накапливаются из­лишние товарные запасы, что приводит к увеличению из­держек, связанных с их хранением и реализацией.

Среди другой информации о конъюнктуре рынка важ­ное значение имеет информация о географическом поло­жении и месторасположении рынка, его границах и регио­нальных различиях, емкости и степени открытости, сте­пени насыщенности товарами и уровне цен и др.

Информ.ация о конкурентной средепозволяет коммер­ческим структурам объективно оценить их реальное поло­жение на рынке, так как в условиях рыночной экономики, высокой насыщенности рынка товарами конкуренция соз­дает предпосылки для приведения рыночных цен в соот­ветствие с действительной стоимостью и качеством това­ров. Поэтому, изучая конкурентов-поставщиков товаров,

следует выявить их позицию на рынке, изучить характе­ристику предлагаемых ими товаров, их финансовое поло­жение, надежность и гарантии при выполнении договор­ных обязательств и другую информацию. Не менее тща­тельным должно быть изучение конкурентов-покупателей товаров, при котором следует выделить их сильные и сла­бые стороны и объективно оценить позицию своего пред­приятия на рынке.

Информация о потенциальных возм.ожностях торгового предприятия и его конкурентоспособностинеобходима для оценки сильных и слабых сторон его деятельности с тем, чтобы можно было правильно определить направле­ния развития предприятия, обеспечивающие его устойчи­вое экономическое положение. С этой целью анализируют­ся показатели, характеризующие экономический потенци­ал и хозяйственную деятельность предприятия.

При оценке конкурентоспособности предприятия учи­тывают использование передовой технологии и новой тех­ники, наличие конкурентоспособного товара и услуг, фи­нансовую устойчивость и имидж предприятия. Все это позволяет определить потенциальные возможности пред­приятия и выработать мероприятия по укреплению его конкурентных позиций на рынке.

На основе анализа коммерческой информации торговые предприятия принимают коммерческие решения, то есть управленческие решения, связанные с куплей-продажей товаров.

2. Коммерческая тайна и ее защита

Федеральным законом «О коммерческой тайне» установ­лено, что под коммерческой тайной понимается конфи­денциальность информ.ации, позволяющая ее обладателю при существующих или возм.ожных обстоятельствах уве-36личить доходы, избежать неоправданных расходов сохра.- нить положение на рынке товаров, работ, услуг или полу­чить иную коммерческую выгоду.

Формой проявления коммерческой тайны являются ком­мерческие секреты. К ним принадлежат сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне предприятия или организации и подлежащие защите со стороны службы безопасности от хищения, выведывания или утечки.

Носителями коммерческой информации являются руко­водители предприятий или организаций, а также другие служащие, допущенные к коммерческим секретам.

Засекречивая информацию, предприятия или организа­ции должны исходить не только из принципа своей безо­пасности, но и экономической выгоды. Так, условия рынка требуют торговой рекламы производимой продукции и ус­луг, а чрезмерное засекречивание их деятельности может обернуться потерей прибыли.

Поэтому защиты от утечки и хищения требуют, напри­мер, сведения о финансовой деятельности предприятия или организации, деловые планы и планы производства новой продукции, информация о маркетинге, списки кли­ентов, организационные схемы, информация о сотрудни­ках и другая деловая информация.

К коммерческой тайне, безусловно, следует отнести на­учно-исследовательские проекты, конструкторские и тех­нологические разработки по производству какой-либо про­дукции и ее параметры, заявки на патенты, программное обеспечение ЭВМ и другую техническую информацию.

Предприятию необходимо позаботиться об охране за­ключенных им договоров, которые должны храниться в оп­ределенном месте у ответственного лица. Выдавать их сле­дует под расписку с письменного разрешения руководителя предприятия или организации, так как пропажа первых экземпляров договоров ведет к значительным затруднениям при доказательстве их соответствующих положений в слу­чаях возникновения спора и его разрешения в суде. При определенных обстоятельствах охране может подлежать не только текст договора, но и сам факт заключения сделки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...