Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинары и семинары-практикумы




ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

1. Сущность методической работы в ДОУ

Сущность методической работы – оказание системной практической помощи педагогам в повышении их профессиональной компетентности в вопросах качественного осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

2. Задачи методической работы в ДОУ

Непосредственная цель методической работы – это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Самая главная и существенная задача методической работы – оказать реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.

Системность– соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.

Цель:

– повышение педагогического мастерства каждого воспитателя и педагогического коллектива в целом;

– формирование индивидуальных методических систем отдельных воспитателей;

– освоение новых педагогических технологий и др.

Задачи– это подцели, способствующие реализации целей. Так, для повышения педагогического мастерства воспитателей необходимо решить следующие задачи:

а) выявить исходный уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, т. е. уровень его знаний, педагогических способностей и умений;

б) выработать у воспитателей потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании;

в) развить гуманистическую направленность личности каждого воспитателя;

г) развить педагогическую технику, т. е. организаторские, коммуникативные и другие умения.

Методическая работа оказывает существенное влияние на качество и эффективность обучения и воспитания на конечные результаты работы ДОУ.

 

3. Содержание методической работы в ДОУ

Содержание методической работы в дошкольном учреждении определяется поставленными целями и задачами с учетом результатов воспитательно-образовательного процесса данного ДОУ, уровня педагогического мастерства и квалификации воспитателей, зрелости и сплоченности конкретного педагогического коллектива.

В содержание методической работы включаются следующие направления:воспитательное, дидактическое, психологическое, физиологическое, техническое, самообразовательное, частно-методическое и др.

Так,воспитательное направление предусматривает повышение квалификации воспитателей по вопросам теории и методики воспитания дошкольников в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса.

Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний воспитателей по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ.

Психологическое направление обеспечивает повышение квалификации воспитателей в области общей, возрастной и педагогической психологии.

Физиологическое направлениепредусматривает занятия по общей и возрастной физиологии и гигиене.

Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современном дошкольном учреждении, разносторонний характер ее содержания, конкретные особенности каждого ДОУ требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания между собой.

 

4. Принципы построения методической работы в ДОУ

Целостная система методической работы должна развиваться в соответствии с важнейшими принципами:

Принципы актуальности, единства теории и практики – практической реализации закона РФ «Об образовании», учета современного заказа общества на образование, ориентации на социальную значимость ребенка в современных сложных' условиях жизни, учета проблем, близких конкретному педагогическому коллективу.

Принцип научности, который нацеливает на соответствие всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в самых различных областях.

Принципы системности и комплексности, которые требуют реализации подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, единства и взаимосвязи всех сторон и направлений повышения квалификации педагога.

Принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости, коллективности предусматривают превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года.

Принцип создания благоприятных условий работы – моральных, психологических, гигиенических, наличие свободного времени для творческой деятельности педагога.

Принципы оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода требуют от методистов проявлять способность к быстрому приему образовательной информации и его передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов ОУ.

Принцип постоянного самообразования педагогов, оказание квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности; повышение результативности его педагогического труда.

Принцип креативности предполагает творческий характер методической работы, создание в ДОУ своей системы методической работы.

 

5. Структура методической работы в ДОУ

Методы методической работы - это упорядоченные способы деятельности по достижению целей.

Форма - это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.

По формам методическая работа делится на групповые и индивидуальные.

К групповым формам относятся: участие педагогов в методических объединениях района, МДОУ; организация теоретических и научно – практических конференций; педсоветы.

К индивидуальным относятся индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование.

Необходимо учиться искусству беседы, её универсальный характер основывается на том, что в любой беседе участники должны искусно приспособиться друг к другу независимо от того, о чем идет речь.

Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться:

  • целями и задачами ДОУ;
  • количественным и качественным составом коллектива;
  • сравнительной эффективностью форм и методов работы;
  • особенностями образовательного процесса;
  • материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;
  • реальными возможностями;
  • передовым опытом и научными рекомендациями.

Наиболее эффективными формами организации методической работы являются:

  • педсовет.
  • семинары, семинары-практикумы
  • открытые просмотры эффективны.
  • медико-педагогические совещания.
  • консультации .
  • работа творческой группы.

Внешнее повышение квалификации происходит:

  • за счет посещения курсов повышения квалификации в НИРО;
  • обучение в учебных заведениях;
  • участие в работе методических объединений района.

Внутреннее повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в МДОУ:

  • участие в работе совета педагогов;
  • обучение на семинарах и семинарах-практикумах;
  • консультирование и др.

В методической работе особое место отводится принципу индивидуально-дифференцированного подхода к педагогической деятельности воспитателей и специалистов. В современных условиях методическая работа с кадрами должна строится на диагностической основе, с учетом запросов каждого педагога.

Осуществление индивидуально-ориентированной методической работы позволяет развивать творчество и инициативу педагогического коллектива путем включения каждого в активную профессиональную деятельность.

В сфере методической работы представлен комплекс взаимосвязанных форм сотрудничества педагогического коллектива с родителями.

Планирование методической работы.

Планирование осуществляется на аналитической основе:

  • анализ внешней среды ДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного, городского уровней);
  • анализ состояния ДОУ (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);
  • цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.

 

6. Типы методической деятельности в ДОУ

Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Именно методической деятельности отводится главенствующая роль в создании и внедрении в практику наиболее эффективных методов воспитания и обучения детей.

Анализ психолого-педагогической литературы, научных исследований позволяет выделить разные подходы к определению деятельности. По определению С.Ж. Гончаровой, «методическая деятельность представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создания метода, его апробации, внедрения метода (получение методик), применение методик».

Автором разработана модель методической деятельности, включающая в себя три «пространства деятельности» (термин Г.П. Щедровицкого): пространство создания методов, пространство распространения и внедрения методов (получение методики), пространство применения методик.

В процессе методической деятельности эти пространства связаны между собой в 3 типа методической деятельности, являющиеся единой цепочкой определенных элементов, в которой каждый этап имеет конечный продукт: метод, методика, гарантированный результат. Это наглядно представлено в представленной cхеме.

Типы методической деятельности (по С.Ж. Гончаровой)

Типы методической деятельности
(по С.Ж. Гончаровой)

Ориентируясь на данную схему, можно выделить основные действия методиста (старшего воспитателя) в каждом из этих пространств.

При создании, поисках методов работы с детьми используются: изучение используемых методов в практике, наблюдение, описание, сравнение, выявление закономерностей, экспертное заключение о значимости и т.д.

При внедрении метода в работу педагогов старший воспитатель информирует, обучает, распространяет, организует опытно-экспериментальную работу и воспроизведение данного метода и т.д.

При применении методики, метода основной упор делается на контроль за реализацией основных положений и коррекцию данной методики.

 

7. Суть системного и ситуативного подходов к организации методической работы в ДОУ

Системный подход отражен в работах зарубежных и отечественных ученых Ч. Бернарда, Г. Саймона, В. Афанасьевой, А. Аверьянова, Э. Юдина и др., при котором подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов – таких, как люди, структура, задачи и технологии. Эти элементы ориентированы на достижение различных целей в условиях  меняющейся среды.

Ч. Бернард утверждал, что руководитель может достигнуть превосходных результатов своей деятельности, выполняя три важных условия:

·      обеспечение системы коммуникаций;

·      приложение усилий, необходимых для действия системы;

·      формулировка и определение цели системы.

По мнению Р. Фатхутдинова в системном подходе к управлению, возможно использовать следующий алгоритм работы:

·      процесс принятия решения начинается с четкого формулирования целей;

·      вся проблема рассматривается  как целое, выявляются все последствия каждого частного решения;

·      выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения целей.

Мнение ученого дополняет исследования Л.Е. Басовского, который утверждает, что подход к эффективному управлению состоит в умении руководителя:

·      своевременно выделять проблемы, которые необходимо преодолеть в управлении организацией. Необходимо представить, что происходит внутри самой организации, между организацией и внешней средой;

·      определять общие, присущие всей организации характеристики – это поможет уменьшить трудности при решении сложных задач в управлении организацией;

·      учитывать особенности организации и ее положение, которые подразделяются на две основные категории: внутренние и внешние по отношению к учреждению.

Внутренние переменные являются характеристиками организации. Они контролируемы и возникают в результате управленческих  решений, определяющих, что должна дать организация и кто должен дать необходимую работу.

Внешние переменные являются факторами среды, находящейся вне организации и оказывающей на нее серьезное влияние (социальные факторы, государственное регулирование). Их влияние всегда необходимо учитывать, т.е. важен ситуационный подход по отношению к организации.

По мнению Г. Кунц, С. Доннел, теоретиков ситуационного подхода, процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям любой ситуации.

Ситуационный подход, при котором концентрируются на том, что пригодность различных методов управления, стиля руководства, а так же использование принципов управления определяется ситуацией, поскольку существует обилие факторов (как в самом учреждении, так и в окружающей среде). Эффективное управление – это управление по обстоятельствам или по ситуации. Все ситуационные перемены и все  функции управленческого процесса взаимосвязаны настолько, что их необходимо рассматривать в комплексе.

Деятельностный подход - это особый вид профессиональной деятельности, имеющий особую цель, средства, процесс и результаты.

 

8. Основные функциональные обязанности старшего воспитателя ДОУ

· Осуществление методического руководства учебно-воспитательной работой групп

· Организация целенаправленного воспитательно-образовательного процесса на основе Устава, программыразвития, образовательной программы и годового плана дошкольного образовательного учреждения.

· Обеспечение эффективной воспитательной работы с воспитанниками в группах детского ада, взаимодействия воспитателей с медицинской и психолого-педагогической службами, соблюдения норм и правил техники безопасности в процессе воспитательно-образовательной работы.

· Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.

· Осуществление разъяснительной работы с семьями воспитанников детского сада.

· Координация методической работы воспитателей детского сада в рамках реализуемых программ, взаимодействия ссемьями воспитанников в микро-имакросоциуме.

 

 

9. Требования к профессиональной компетентности старшего воспитателя ДОУ

Старший воспитатель должен обладать основными компетенциями:

- в планировании, организации и контроле:

· Мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие,

· Мероприятий, направленных на формирование культуры и здоровья педагогического коллектива,

· Различных видов деятельности и общения воспитанников детского сада,

· Образовательной деятельности и общения воспитанников детского сада,

· Образовательной деятельности, направленной на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

- в осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения;

- информационно-методическом обеспечениивоспитательно-образовательного процесса;

- организационно-методическом сопровождении основной общеобразовательной программы (методика организации групповой, индивидуальной и самостоятельной деятельности воспитанников детского сада).

 

10. Должностные обязанности старшего воспитателя ДОУ

Старший воспитатель:

1. Руководит работой воспитателей.

2. Обеспечивает:

- реализацию программ, системность в подходе к воспитательно-образовательному процессу;

       - подбор педагогических пар;

       - подготовку и проведение массовых мероприятий.

3. Анализирует:

       - состояние воспитательно-образовательного процесса, актуальные и перспективные потребности в развитии инноваций;

       - условия организации воспитательно-образовательного процесса (реализуемых программ, подбора кадров, материально-технических условий);

       - проблемы жизнедеятельности, актуальные и перспективные потребности в развитии групп;

       - наличие и перспективные возможности в осуществлении инновационных методик;

       - новинки методической литературы;

       - состояние работы по самообразованию воспитателей;

       - результат деятельности педагогов.

4. Прогнозирует:

       - развитие методического кабинета как центра педагогического мастерства;

       - тенденции к изменению ситуации воспитательно-образовательного процесса в группах на основе социального заказа Концепции образовательного пространства микрорайона;

       - вероятные сценарии развития учреждения;

       - возможности материально-технического и программно-методического обеспечения реализации образовательных программ;

       - количественный состав и возрастную структуру контингента воспитанников, средств перехода на новые педагогические технологии;

       - последствия инновационных процессов и конкретных управленческих решений;

       - результативность экспериментальной работы;

       - повышение профессионального уровня педагогов.

5. Планирует и организовывает:

       - воспитательно-образовательную работу в группах;

       - разработку образовательных программ;

       - изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

       - систему контроля деятельности воспитателей и состояния воспитательно-образовательной работы в группе.

6. Разрабатывает совместно с творческой группой:

       - программу развития, образовательную программу, единую программу методической деятельности;

       - досуговые, оздоровительные и другие программы в рамках реализуемой программы;

       - пакет документов, необходимых для апробации и внедрения разрабатываемых программ (технологий);

       -нормативно - правовую документацию, методические и дидактические разработки;

       - рекламные материалы о педагогической деятельности;

       - методическую документацию.

7. Способствует обеспечению уровня подготовки воспитанников соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

8. Содействует получению дополнительного образования воспитанниками.

9. Работает в тесном контакте с воспитателями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников.

10. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

11. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.

12. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. 

13. Осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения.

14. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.

15. Оказывает квалифицированную помощь педагогам в разработке инновационных педагогических технологий.

16. Запрашивает материалы для координации осуществляемой деятельности, корректировки планов воспитательно-образовательной работы с детьми и планов работы педагогов дополнительного образования в едином образовательном пространстве.

17. Осуществляет контроль в рамках своих полномочий:

- за выполнением плана работы воспитателей;

- за выполнением программы воспитания на основе диагностики;

- правильности постановки воспитания и обучения в группе;

- за внедрением инноваций и экспериментальной деятельностью;

- за состоянием развивающей среды и сохранностью методического обеспечения в группах;

- за выполнением режима дня и соблюдения требований к гигиенической нагрузке на детей в организованных формах обучения;

- за повышением профессионального мастерства и самообразования;

- по вопросам взаимодействия с различными службами и родителями.

18. Консультирует родителей по вопросам воспитания и развития их детей; осуществляет просветительную работу среди родителей, создает условия для формирования у них потребностей к компетентных образовательных услугах для своих детей.

19. Повышает уровень профессионального мастерства и этику межпрофессионального общения.

 

11. Требования к личности старшего воспитателя ДОУ

На основе общего анализа исследований в области управления, все качества, которымисегодня должен обладать каждый руководитель, в т.ч. и старший воспитатель ДОО, можно разделить на 5 групп:

1). Общечеловеческие качества: трудолюбие, принципиальность, честность, верность слову, самокритичность, гуманность, тактичность, справедливость, целеустремлённость, высокая культура, порядочность, безупречная нравственность, альтруизм, работоспособность, выдержанность, любовь к своему делу, оптимистичность, требовательность к себе и другим, чувство юмора, внешняя привлекательность;

2). Психофизиологические качества и свойства личности: крепкое здоровье, стрессоустойчивость, общий уровень развития, интеллектуальные свойства (наблюдательность, аналитичность мышления, устойчивость и распределённость внимания, оперативность и логичность памяти, способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности), индивидуально-психологические свойства (темперамент, направленность личности);

3). Деловые качества и организаторские способности: инициативность, самостоятельность в решении вопросов, самоорганизованность (умение беречь своё и чужое время, пунктуальность), дисциплинированность, исполнительность, умение чётко определить цель и поставить задачи, способность менять стиль поведения в зависимости от условий, умение расставить кадры и организовать их взаимодействие, способность мобилизовать людей, мотивировать их; умение контролировать деятельность подчинённых; способность оперативно принимать решения, объективно анализировать и оценивать результаты, творческий подход к делу, умение поддерживать инициативу, стремление использовать всё новое, прогрессивное; умение поддерживать свой авторитет.

4). Коммуникативные качества: умение устанавливать деловые отношения с вышестоящими и смежными руководителями, с подчинёнными, с родителями и детьми; умение поддерживать нормальный психологический климат в коллективе, умение общаться (культура речи и умение слушать), умение выступать публично.

5). Общая профессиональная компетентность: знание науки об управлении (основы менеджмента, психология управления); способность применять в практической деятельности современные организационно-управленческие принципы и методы; умение работать с документацией. Старший воспитатель детского сада должен быть человеком творческим, поощрять стремление к инновациям, свободному выражению идей, мнений; постоянно учиться,

мотивировать других к занятиям самообразованием.

 

12. Традиционные технологии методической деятельности в ДОУ

Методическая работа в дошкольном учреждении - комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми (Васильева А. И.).

Здесь разворачивается широкое поле деятельности, раскрываются большие возможности по персонификации этой работы с одной стороны, и созданию сплочённого коллектива педагогов- с другой.

Необходимыми социально-педагогическими условиями для повышения педагогического мастерства воспитателей и результативности методической работы являются подсистемыобеспечения и поддержки, взаимодействующие между собой. Они создают предпосылки дляглубокого педагогического анализа, прогноза ожидаемых результатов и стимулирования педагогического творчества (Фалюшина Л. И.).

Определившись с основным содержанием методической работы на учебный год, старший воспитатель продумывает её технологические варианты, формы и методы.

Сущность технологий методической работы в ДОО заключается в подборе форм и методов формирования и развития профессиональных знаний и умений, комплексной оценки достижений педагогов в логике компетентностного подхода, а также способов развития качеств личности педагога, необходимых ему для самообразования и творческой самореализации в профессиональной деятельности.

В детском саду используются традиционно групповые и фронтальные формы методической работы: семинары, семинары- практикумы, коллективные просмотры педагогического процесса, консультации, педагогические советы, проблемные группы, мастер-классы, школы передового опыта и др., а также индивидуальные формы методической работы: беседы, индивидуальные консультации, взаимные посещения, портфолио, самообразование и пр.

Семинары - это групповые занятия по определённому плану под руководством опытных педагогов, специалистов. Семинары имеют целью повысить теоретический уровень воспитателей по конкретному вопросу образовательной работы с детьми. Тематика семинаров связана с задачами годового плана, с целями программы развития дошкольной организации.

Семинар, как правило, состоит из нескольких занятий. Их количество, частота проведения зависят от конкретной темы. Руководителем семинара может быть заведующий, старший воспитатель, специалисты детского сада, школы и др. Возможно приглашение для проведения семинара в детском саду преподавателей вуза, колледжа, научных работников. Руководитель семинара вместе со старшим воспитателем продумывает его программу, план работы. Участие в работе семинара добровольное, поэтому при выборе темы необходимо учитывать пожелания и потребности педагогов конкретного детского сада. Необходимо предусмотреть и подготовку участников семинара к занятиям. Вместе с планом работы семинара в методическом кабинете вывешивается список литературы, рекомендованный к конкретному занятию, подбирается картотека, готовятся выставки. Предварительная подготовка предоставляет возможность руководителю семинара проводить занятие с активным привлечением всех участников.

Семинар заканчивается выработкой рекомендаций о возможности использования в собственной педагогической деятельности изученной проблемы или разработкой плана дальнейшего изучения конкретных вопросов данной темы.

В практике детского сада используются также семинары- практикумы, направленные на повышение уровня практической подготовки воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров- практикумов строится, опять же, с учётом пожеланий воспитателей и связана с задачами годового плана. Руководителями этой формы методической работы могут быть люди, хорошо владеющие необходимыми навыками. Так, инструктор по физической культуре может руководить семинаром-практикумом по развитию основных видов движений, музыкальный руководитель - помочь овладеть навыками пения, хореографических движений, специалист по изобразительной деятельности - занятиями по лепке, рисованию, конструированию. Работа семинаров - практикумов всегда имеет какой-то материальный результат. Можно устроить выставку работ воспитателей, участники могут подготовить вечер отдыха, на котором прозвучит освоенный музыкальный репертуар и т.д. Итогом работы могут быть также наглядные материалы, подготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию, которыми могут воспользоваться и другие педагоги. Важно, как отмечает Васильева А.И., чтобы решения теоретических семинаров и семинаров- практикумов оформлялись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем старшего воспитателя и заведующего детским садом.

Л.М. Волобуева называет коллективные просмотры педагогического процесса одной из самых эффективных форм методической работы. В каждом детском саду есть педагоги, которые могут поделиться с коллегами опытом организации работы с детьми. Следует различать «открытые мероприятия» и «коллективные просмотры». В первом случае это демонстрация уровня профессионализма педагогов, и они часто используются как одна из форм аттестации, творческих отчетов демонстрации результатов экспериментальной работы ДОО, а вдругом - показ конкретных, наиболее эффективных технологий, форм, методов организации педагогического процесса для ознакомления и обучения им других воспитателей. Для просмотра выбирается не только непосредственно образовательная деятельность, но и другие виды деятельности (игра, труд и др.), а также отдельные режимные моменты (утренняя гимнастика, организация прогулки, подъём детей после дневного сна и т. д.). Коллективныепросмотры организуются не чаще одного раза в три месяца. На них присутствуют свободные отработы педагоги, те, кому это рекомендуют руководители детского сада и те, кто сами изъявили желание. Как правило, к показу привлекаются наиболее опытные воспитатели, но не надо пренебрегать и педагогическими возможностями молодых специалистов, которые могут продемонстрировать некоторые нестандартные подходы.

Серьёзное внимание уделяется подготовке воспитателей к показу и просмотру.

Обязательно составляется конспект или план проводимой формы работы. Старший воспитатель консультирует педагога, помогая наиболее выигрышно представить именно те методы, приёмы, ради которых организуется просмотр части педагогического процесса, Старший воспитатель обязательно готовит вопросы для наблюдения, которые каждый участник получает перед коллективным просмотром. Важно правильно организовать обсуждение коллективного просмотра, в ходе которого первое слово предоставляется воспитателю, показывающему свою работу. Он знакомит с целью, программными задачами вида деятельности, проводит самоанализ. Далее участникам коллективного просмотра предлагается задавать вопросы воспитателю, который даёт необходимые пояснения. Старший воспитатель организует обсуждение увиденного всеми участниками, обращает внимание на то, что любое высказывание должно начинаться с положительного момента, а все пожелания, замечания делают в конструктивной форме. Затем воспитатель отвечает на высказанные замечания, объясняет причины своих действий, педагогических приёмов и т. д. Итог обсуждения подводит старший воспитатель. Он обращает внимание на использование удачных методов, приёмов, даёт конкретные рекомендации участникам просмотра.

Наиболее распространены в практике ДОО консультации - такая форма методической работы, для которой характерна монологическая основа преподнесения новой для воспитателей информации. Тем не менее, необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т. е. обеспечить активное включение воспитателей в воспроизведение, закрепление информации.

Это возможно при использовании активных методов работы. Удачно проведение консультаций в виде ролевых игр, когда старший воспитатель не рассказывает, как организовать, например, театрализованную деятельность детей, а показывает её, дав возможность воспитателям представить себя детьми младшего или старшего возраста, с последующим анализом действий участников. Следует помнить, что со временем потребность в ранее проведённой консультацииможет возникнуть и у других воспитателей. Поэтому её содержание или развёрнутый план суказанием использованной литературы, надо изложить в письменном варианте, который можно использовать и в последующей работе

Самой главной формой методической работы в ДОО является заседание Совета педагогов. Совет педагогов - это постоянно действующий орган самоуправления детского сада, выразитель коллективной педагогической мысли, своеобразная школа мастерства и трибуна педагогического опыта. Исследователями установлено, что наибольшие затруднения руководители дошкольных учреждений и старшие воспитатели испытывают при планировании и осуществлении работы по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта.

Изучение передового опыта может быть организовано заведующей или старшим воспитателем в любом дошкольном учреждении, даже проработавшем 1 год, при условии, что в коллективе работают хотя бы несколько опытных педагогов. Если в процессе планового изучения педагогического процесса старший воспитатель отметил высокие результаты реализации образовательной программы по какому- то разделу, значительные достижения в развитии дошкольников, он намечает систему посещений для изучения опыта работы данного педагога.

Однако недостаточно предусмотреть работу только по выявлению положительного опыта и ограничиваться этим. Необходимо также вести работу по планомерному, целенаправленному его созданию, формированию, исходя из запросов практики и актуальности задач. Обобщение передового педагогического опыта - неотъемлемая часть методической работы. Старший воспитатель помогает педагогу проанализировать имеющиеся факты, отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного. Опыт может содержать наглядные материалы: разработанные пособия, игры, видеофильмы, результаты детской продуктивной деятельности и т. д. Лучшая пропаганда передового педагогического опыта – непосредственный показ своей работы другим воспитателям, участие в конкурсах « Воспитатель года» и пр. Для успешного внедрения или широкого распространения передового опыта старшему воспитателю необходимо изучить возможности каждого педагога, разработать чёткие, конкретные рекомендации по организации этой работы. Использование чужого опыта с самого началаявляется творческим делом. По известному выражению К. Д. Ушинского, передаётся не сам опыт, а мысль, выведенная из него. Важно, чтобы сам педагог мог установить, чем его опыт отличается от внедряемого, что можно обновить, инициировать. При этом следует вестинаблюдение за процессом внедрения инноваций и вносить коррективы, способствующие поиску наиболее эффективных путей и средств достижения поставленной цели с учётом складывающихся обстоятельств. По сути, в процессе внедрения чужого передового педагогического опыта формируется новый педагогический опыт, разработанный другим педагогом.

Многие исследователи и практики дошкольного образования указывают на необходимость и удобство применения в современном ДОО разнообразных индивидуальных форм организации методической работы с педагогами. Л. М. Волобуева пишет, что цель индивидуальных форм методической работы – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые только у него вызывают затруднения или которые являются предметом его интересов.

Основой методической работы является наблюдение образовательной работы в группах.

Оно обязательно должно быть целенаправленным. Чем конкретнее будет поставлена цель, тем чётче будут рекомендации старшего воспитателя, помогающие повысить качество работы. При этом следует учесть, что рекомендаций должно быть не более 2-3, что они должны носить существенный характер, и их учёт в дальнейшей работе позволит решить имеющиеся у педагога проблемы.

Наблюдению образовательного процесса с детьми отводится самое большое место в рабочем плане старшего воспитателя. Его присутствие в группе должно быть не событием, а нормальной рабочей атмосферой дошкольной организации. Показатель системности этой стороны деятельности руководителя - приглашение воспитателей посетить то или иное занятие, тот или иной режимный момент. Достичь этого можно только добрым, внимательным отношением к педагогу, деловыми рекомендациями, помогающими за достаточно короткий срок повысить качество работы воспитателя.

Каждое наблюдение должно завершаться беседой старшего воспитателя с педагогом, которая проводится по окончании рабочего дня воспитателя. Беседа - одна из наиболее частоиспользуемых в работе с педагогами индивидуальных форм методической работы. Целью ее является уточнение позиций, взглядов педагога на процесс взаимодействия с детьми, выявление уровня владения воспитателем самооценкой, развития педагогической рефлексии, высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных на совершенствование наблюдаемых аспектов педагогической деятельности. Старший воспитатель должен основательноподготовиться к беседе, если хочет получить какой- то результат. Искусству проводить деловыебеседы надо учиться. Старший воспитатель должен быть хорошим психологом, знать, что одного воспитателя надо поощрять к разговору одобрительными словами, кивком головы, улыбкой, другого - направлять, не давать отвлекаться на другие темы, третьего - заинтересовать, придать беседе привлекательную форму и т. д.

Важнейшим фактором повышения профессиональной компетентности педагогов в настоящее время является самообразование. Оно определяется как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой- либо области науки, техники, культуры. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно быть потребностью педагогов дошкольной образовательной организации. Организация самообразования - одна из главных и сложных задач старшего воспитателя детского сада. Направление и содержание самообразования определяются самим воспитателем в соответствии с его потребностями и интересами. Каждый педагог обязан в течение учебного года или другого достаточно длительного периода углублённо заниматься либо проблемой, в решении которой чувствует определённые затруднения, либо той, которая вызывает его наибольший интерес. На этом этапе старший воспитатель помогает определить проблему, тему самообразования. Проводя наблюдения разных сторон педагогического процесса, педагогический анализ, контролируя работу педагогов, старший воспитатель помогает выделить вопросы, наиболее актуальные для каждого из них. Возможно применение и такой формы работы, как выставление воспитателями себе «оценок» по тому или иному разделу самообразования, которые обязательно анализируются старшим воспитателем и соотносятся с его собственными наблюдениями. Важно не только убедить воспитателя углубленно заняться какой-то проблемой, но и осуществлять постоянный контроль за тем, как проходит эта работа. Результаты работы по самообразованию - источник пополнения методического кабинета различными материалами. Они должны обязательно стать достоянием коллектива. Необходимо выработать определённые требования к оформлению материалов, чтобы в дальнейшем ими могли пользоваться все сотрудники детского сада. Нужно предусмотреть и определённые меры стимулирования наиболее эффективной работы воспитателей в течение учебного года. Результатом самообразования может быть и оформление передового педагогического опыта воспитателей дошкольного учреждения.

Денякина Л. М. отмечает, что требование учиться на протяжении всей жизни не являетсяновым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание.

С психологической точки зрения это требует значительных усилий, мобилизации творческих ресурсов и способностей человека. Педагоги, с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий.

Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. С технологической точки зрения педагогическое мастерство - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, компетентность. В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство. Таким образом, все рассмотренные формы организации методической работы являются тщательно изученными и постоянно используемыми в ДОУ. Они позволяют охватить все основные вопросы, касающиеся организации педагогического процесса в ДОО. Но они не всегда достигают своей цели и ведут к заметному повышению качества педагогической работы с детьми, т.к. не могут пробудить творческой активности, творческих стремлений педагогов.

 

13. Сущность технологий методической работы в ДОУ

Методическая работа в ДОУ чаще всего рассматривается так же, как и в школе, в качестве деятельности по усовершенствованию организации воспитательно-образовательного процесса учреждения и повышения уровня профессиональной подготовки педагогов.

С точки зрения Л.А. Бахтуриной, А.И. Васильевой, И.И. Кобитиной, методическая работа в ДОУ – это комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми. Авторы утверждают, что основное значение методической работы заключается в организации, контроле и анализе педагогической деятельности с целью всестороннего и гармоничного развития личности ребенка и повышения профессионального мастерства педагога.

Л.И. Фалюшина в своем исследовании под методической работой понимает функцию управления качеством воспитательно-образовательного процесса, основным предназначением которой является развитие профессионализма педагогов, необходимого для качественного осуществления педагогической деятельности по всестороннему воспитанию и развитию детей.

К.Ю. Белая рассматривает методическую работу в современном ДОУ как целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на:

1)повышение профессионального мастерства каждого педагога;

2) на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива;

3)повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

Главное в методической работе, как утверждает К.Ю. Белая, это оказание конкретной практической помощи воспитателям в совершенствовании форм и методов в работе с дошкольниками. Поэтому о результативности ее нужно судить не по количеству проведенных мероприятий, а по качеству самого педагогического процесса в детском саду и его результатам.

В итоге, по мнению большинства авторов, методическая работа – это деятельность, которая совершенствует и развивает профессиональную компетентность педагогов в вопросах качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Следовательно, сущность методической работы как деятельности заключается в оказании системной практической помощи педагогам в повышении их профессиональной компетентности в вопросах качественного осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

 

14. Формы методической работы в ДОУ

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.)

 

15. Групповые и фронтальные формы методической работы в ДОУ


Педагогический совет

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-об­разовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Консультирование

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.

Семинары и семинары-практикумы

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической рабо­ты в детском саду.

В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

Развернутость плана с четким указанием времени работы, продуманностью заданий привле­чет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ.

Руководителем семинара может быть заведующая или старший воспитатель, приглашенные специалисты. К проведению отдельных занятий можно привлекать воспитателей, специалистов, медицинских работников. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Открытый показ

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются».

Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми; выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

· пропаганда опыта;

· обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Деловые игры

Деловая игра — это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Сам термин «игра», на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Думается, что этим объясняется появление деловых игр в системе методической работы.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.

«Круглый стол»

Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обуче­ния дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 338.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...