Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Российская культура в XIX в., наука и образование




Развитие системы образования. В течение века проводилось несколько реформ школьного образования: при Александре I были созданы учебные округа, при Николае I было открыто 3 тыс. школ для государственных крестьян, при Александре II стали открываться земские школы и школы грамоты. В целом количество начальных школ увеличилось с 311 (18297 учеников) до 41967 (2347534 уч.). Развивалась также система среднего (гимназии) и высшего образования (университеты и институты). Зна­чительным достижением было открытие высших женских институ­тов - Бестужевских курсов и женского Медицинского института в Петербурге, Высших женских курсов в Москве.

Однако в 1896 г. только 26% населения Империи было грамотным, в то время как в других странах Европы этот показатель превышал 80%. Правительство боялось последствий введения всеобщего начального образования.

Развитие науки. Значительные успехи были сделаны в медицине, математике, химии, физике. Великий русский матема­тик Н.И.Лобачевский создал не­евклидову геометрию. В. В. Пет­ров открыл тепловое и световое действие электрического тока, академик Б. С.Якоби открыл новое направление в техни­ке - гальванопластику. Замечательный русский хирург

Н. И. Пирогов проводил операции по ампутации органов с применением наркоза.

Всемирное значение имели открытия И. М. Сеченова, И. И. Меч­никова, К.А. Тимирязева. И.М.Сеченов явился основоположником отечествен­ной физиологической школы. И.И.Мечников создал первую в России бактериологи­ческую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями. К.А.Ти­мирязев исследовал процесс фотосинтеза, обосновал роль хлоро­филла в этом процессе.

Высокую оценку в мировой науке получили труды ученых-хи­миков Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова. Менде­леев открыл закон периодических эле-ментов и составил на осно­ве этого закона специальную периодическую таблицу. Бутлеров создал теорию химического строения, явившуюся фундаментом современной органической химии.

Большие успехи были сделаны в исторической науке. Труд Н. М. Ка-рамзина «История государства Российского» стал первым научным обзором истории России с древ­нейших времен до начала XVII в. С. М. Соловьев написал обширнейшую (в 29 томах) «Историю России с древнейших вре­мен.

Значительными достижениями отмечено и развитие техники в России. Талантливым военным инженером П. Н.Яблочковым была изобретена дуговая лампа. Русский электротехник А. Н.Лодыгин изобрел электрическую лампу накаливания. В конце столетия А. С. Попов изобрел радио.

Россия в 1894-1905 гг.

Политическое развитие. В 1894-1904гг. Россия была абсолютной монархией. В 1894г. импера­тором стал Николай II из династии Романовых. В первом своем выступлении он пресек попытки дворянских обществ и земств вмешаться в полномочия верховной власти.

Верной опорой трона были центральные органы власти: Государст­венный Совет и Кабинет министров. Государственный Совет был законосо­вещатель-ным органом при императоре. Он состоял из лиц, назначаемых самодерж-цем. Члены Кабинета министров также назначались императором и были от-ветственны только перед ним.  

Под контролем самодержца находился и высший судебный орган в стране - Сенат. Не имела своей самостоятельности и Русская православ­ная церковь, так как руководил ею обер-прокурор, которого назначал им­ператор из среды своих сановников.     

Самодержавие опиралось на разветвленную систему местных органов влас-ти. В системе управле­ния были заняты тысячи чиновников.   

Порядок в стране и защиту границ обеспечивала армия. За порядком в стра-не следила и полиция. Борьбу с противниками по­литического режима вела жандармерия. Мощный государственный аппарат создавал представление о незыбле­мости самодержавия.

По законам Российской империи не предусматривалась деятельность поли-тических партий. Поэтому они создавались и действовали нелегально. Пер-вой политической партией в России стала социал-демократическая рабочая партия (1898 г.). Конечной целью программы-минимум этой партии про-возглашалась ликвидация самодер­жавия и учреждение демократической республики.

В 1902 г. было объявлено об образовании партии социалистов-революцио­неров. Партия провозгласила своей целью преобразование России на общин-но-социалис­тических началах.

Б 1904 г. на съезде земских деятелей была создана либеральная пар­тия "Со-юз освобождения". "Союз" выступал за "освобождение" страны от самодер-жавия, за конституционную монархию, за созыв парламента на ос­нове все-общего избирательного права, за гарантии прав и свобод граж­дан, равенство сословий и граждан.

Перед Россией стояли задачи модернизации во всех сторонах жизни общества. Это понимали некоторые министры, не понимал только император. Министр С.Ю.Витте направил Николаю II записку, где назвал самодержавие «устаревшей формой правления». Вскоре министра заставили уйти в отставку. Николай II считал, что он получил абсолютную монархическую власть и такую же власть он должен передать своему преемнику.  

Экономическое развитие. Перед страной стояли задачи экономической модернизации. Большинство помещиков избрали такой способ ведения хозяйства, который оказался нерентабельным. В итоге было заложено 16 750 имений, а долг их владельцев превысил 1,2 млрд. руб.

Выкупные платежи подрывали силы крестьянских хозяйств. Поэтому в бо-льшинстве кресть­янских хозяйств не хватало средств для модернизации. В них, как и сто лет назад, широко использовались сохи и примитивные плуги.

Более высокими темпами проводила модернизация промышленности. В эти годы она осуществлялась под руководством министра финансов С,Ю. Витте. Стараниями Витте была укреплена национальная валюта, она стала кон­вертируемой. Россия стала привлекательной для иностранного капитала. Иностранные инвестиции составляли 40% всех капиталовложений.

Особенно грандиозным делом стало железнодорож­ное строительство. За эти годы было построено 27 тыс.км путей. Многие предприятия получили заказы на производство рельсов, шпал, паровозов и вагонов, а это способствовало развитию металлургии и машиностроения.

Правительство активно поддерживало отечественную промышленность и протекционистскими пошлинами на ввозимую продукцию (машины и хло-пок).

Особенностью экономического развития России было наличие огром­ного государственного сектора. Государству принадлежали казенные военные заво­ды, две трети железных дорог и треть земли. Опираясь на этот сектор, государство активно вмешивалось в развитие других секторов экономики через систему налогов, кредитов, заказов и закупок. Несмотря на эти успехи, правительство не смогло сделать промышленность ведущей отраслью эконо-мики.

Развитие культуры. По данным переписи 1896 г. лишь 26% населения было грамотным. В большинстве стран Европы доля грамотных превышала 80%. Необходимо было вводить всеобщее обязательное бесплатное образование. Но правительство медлило, опасаясь нежелательных последствий.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 365.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...