Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Практическое занятие – форма организации учебного процесса, направленная на закрепление теоретических знаний путем обсуждения первоисточников и решения конкретных задач, проходящее под руководством преподавателя. На таких занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности. При планировании состава и содержания практических занятий по дисциплине «Практический курс русского языка» следует исходить их того, что ведущей дидактической целью данных занятий является формирование практических умений – умений выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности. При разработке содержания практических занятий следует учитывать, чтобы в совокупности по учебной дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина. На занятиях по «Практическому курсу русского языка» студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками. Состав заданий для практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов. Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами, запланированными умениями. Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний студентов – их теоретической готовности к выполнению задания. Занятия по дисциплине «Практический курс русского языка» могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература. Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др. Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания. При планировании практических занятий по дисциплине необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности. Формы организации студентов на занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание. Для повышения эффективности проведения практических занятий рекомендуется: - разработка заданий для автоматизированного тестового контроля за подготовленностью студентов к практическим занятиям; - подчинение методики проведения практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для студентов; - применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ; - проведение практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором студентами условий выполнения работы, конкретизацией целей; - подбор дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на практические занятия. Методические указания для студентов В настоящее время преподавание русского языка осуществляется в достаточно сложных социальных и культурных условиях. Они отражают те общественные и политические процессы, которые происходят в стране и республике. Поэтому требования к преподаванию дисциплины значительно изменились. На первый план выходит коммуникативная направленность русского языка. В данном учебно-методическом комплексе дается распределение учебных часов. Согласно учебному плану на изучение данной дисциплины отводится 180 часов, из них на аудиторные занятия предусмотрено 54 часа (на орфографию, пунктуацию, основы стилистики). На самостоятельную работу выделено 85 часов: совершенствование навыков самоконтроля и потребности студентов обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формой итогового контроля является экзамен. Разделы имеют одинаково большое значение в лингвистическом образовании учащихся. Орфографическая и пунктуационная грамотность – одно из важнейших качеств письменной речи студентов, поэтому их развитию на практических занятиях русского языка необходимо уделять максимум внимания. Содержание работы по вышеназванным разделам складывается из усвоения новых орфографических и пунктуационных правил, повторения изученного в средней школе, обобщения и систематизации всего пройденного. Контрольные работы (в основном, диктанты, тестовые задания, сочинения и изложения), проводимые как в начале, так и в течение всего семестра, выявят орфограммы и пунктограммы, которыми учащиеся слабо овладели.
Приложение А. Рабочая программа дисциплины
Нефтекамский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Практический курс русского языка» на II семестр 1 курса (наименование дисциплины) для направления «Журналистика» (дневное отделение)
Основная литература: 1. Балыхина, Т. М., Маёрова, К. В., Шаклеин, В. М. Практикум по современной русской орфографии. – М., 1999. 2. Голуб, И. Б.. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. – М., 2003. 3. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2004. 4. Культура устной и письменной речи делового человека / Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюева и др. – М., 2001. 5. Панюшева, М.С., Шалимова, Г.С. Современный русский язык: Практикум по пунктуации: Пособие для вузов. – М., 2003. 6. Полный справочник по орфографии и пунктуации: правила, примеры, комментарии / под ред. О.Л. Соболевой. - М., 1999. 7.Попова, Н Н. Орфография и пунктуация: Пособие для подготовки к экзаменам. – Ростов н/Д., 2005. 8. Практический курс современного русского языка. Сборник упражнений: Учеб. пособие / под ред. П.А. Леканта.– М., 2002. 9. Розенталь, Д.Э., Джанджакова, Е.В., Кабанова, Н.П. Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию. – М., 2008. 10. Розенталь, Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку. – М., 2004. 11. Розенталь, Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная?: справочник-практикум.– М., 2005. 12. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / под ред. И.Б. Голуб. – М., 2006. 13. Селезнёва, Л.Б. Русская пунктуация: алгоритмизированные схемы, тесты, упражнения: учеб. пособие/ Л.Б. Селезнёва. - М., 2007. 14. Солганик, Г.Я. Практическая стилистика русского языка: учеб. пособие (гриф УМО) / Г.Я.Солганик. – М., 2008. 15. Темиз, Я. Практикум по русскому языку: интенсивный курс / Я. Темиз. - М., 2000. 16. Шмуренко, Т.М. Русский язык. В 4 ч. : [Электронный ресурс]. – СПб., 2006 // www/interact.ru/. 17. Шубина, Н.Л. Пунктуация современного русского языка: учеб. для студ. вузов / Н.Л. Шубина. – М., 2006. Дополнительная литература: 1. Валгина, Н.С., Светлышева, В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения: Учебное пособие. – М., 2000. 2. Валгина, Н. С. Современный русский язык: Учебник для филологических направлений и специальностей вузов. – М., 2003. 3. Греков, В. Ф., Крючков, С. Е., Чешко, Л. А. Пособие для занятий по русскому языку. – М., 2000. 4. Иванова, В. Ф. Современная русская орфография: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. – М., 1991 5. Полный справочник по орфографии и пунктуации: Правила, примеры, комментарии / Т.В. Вахрушева, Н.М. Ким, Е.В. Попова и др.; под ред. О.Л. Соболевой. – М., 1999. 6. Розенталь, Д.Э. Сборник упражнений и диктантов по русскому языку. – М., 2003. 7. Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – М., 2005. 8. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998. 9. Селезнева, Л.Б. Интенсивный курс русской пунктуации: Учебное пособие. – СПб., 1997. 10. Шапиро, А.Б. Современный русский язык. Пунктуация. – М., 2006. 11. Шелякин, М. А. Справочник по русской грамматике. – М., 1993. 12. Шипицына, Г. М. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. – М., 1997. Программное и коммуникационное обеспечение: 1.Интерактивные словари русского языка: www. slovari. ru 2.Информационно-справочный портал «Русский язык»: www. gramota. ru 3.Образовательный портал «Учеба»: www. ucheba. com 4.Русский филологический портал: www. philology. ru 5.Сайт Центра развития русского языка: www. ruscentr. ru 6.Вы уже поставили +1 этой странице. ОтменитьСправочная служба русского языка: rusyaz.ru/pr/ Сохраненная копия
* Тема сочинения-миниатюры предлагается преподавателем или выбирается студентом, исходя из содержания текста диктанта. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 221. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |