Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий




Практическое занятие – форма организации учебного процесса, направленная на закрепление теоретических знаний путем обсуждения первоисточников и решения конкретных задач, проходящее под руководством преподавателя. На таких занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности.

При планировании состава и содержания практических занятий по дисциплине «Практический курс русского языка» следует исходить их того, что ведущей дидактической целью данных занятий яв­ляется формирование практических умений – умений выполнять определенные действия, операции, необходи­мые в последующем в профессиональной деятельности.

При разработке содержания практических занятий следу­ет учитывать, чтобы в совокупности по учебной дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина. На занятиях по «Практическому курсу русского языка» студенты овладевают первона­чальными профессиональными умениями и навыками. Состав заданий для практиче­ского занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отве­денное время они могли быть выполнены качественно большинст­вом студентов.

Необходимыми структурными элементами прак­тического занятия, помимо самостоятельной деятельности студен­тов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами, запланированными умениями.

Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний студентов – их теоретической готов­ности к выполнению задания. Занятия по дисциплине «Практический курс русского языка» могут но­сить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструк­циями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основ­ные характеристики), материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература. Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых дейст­вий, и требуют от студентов самостоятельного подбора оборудова­ния, выбора способов выполнения работы в инструктивной и спра­вочной литературе и др. Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания. При планировании практических заня­тий по дисциплине необходимо находить оптимальное соотношение репродуктив­ных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.

Формы организации студентов на занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же рабо­та выполняется бригадами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый сту­дент выполняет индивидуальное задание. Для повышения эффективности проведения практических занятий рекомендуется:

- разработка заданий для автоматизированного тестового кон­троля за подготовленностью студентов к практическим занятиям;

- подчинение методики проведения прак­тических занятий ведущим дидактическим целям с соответствую­щими установками для студентов;

- применение коллективных и групповых форм работы, макси­мальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ;

- проведение практических занятий на по­вышенном уровне трудности с включением в них заданий, связан­ных с выбором студентами условий выполнения работы, конкрети­зацией целей;

- подбор дополнительных задач и заданий для студентов, рабо­тающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на практические за­нятия.

Методические указания для студентов

В настоящее время преподавание русского языка осуществляется в достаточно сложных социальных и культурных условиях. Они отражают те общественные и политические процессы, которые происходят в стране и республике. Поэтому требования к преподаванию дисциплины значительно изменились. На первый план выходит коммуникативная направленность русского языка.

В данном учебно-методическом комплексе дается распределение учебных часов. Согласно учебному плану на изучение данной дисциплины отводится 180 часов, из них на аудиторные занятия предусмотрено 54 часа (на орфографию, пунктуацию, основы стилистики). На самостоятельную работу выделено 85 часов: совершенствование навыков самоконтроля и потребности студентов обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формой итогового контроля является экзамен.

Разделы имеют одинаково большое значение в лингвистическом образовании учащихся. Орфографическая и пунктуационная грамотность – одно из важнейших качеств письменной речи студентов, поэтому их развитию на практических занятиях русского языка необходимо уделять максимум внимания. Содержание работы по вышеназванным разделам складывается из усвоения новых орфографических и пунктуационных правил, повторения изученного в средней школе, обобщения и систематизации всего пройденного. Контрольные работы (в основном, диктанты, тестовые задания, сочинения и изложения), проводимые как в начале, так и в течение всего семестра, выявят орфограммы и пунктограммы, которыми учащиеся слабо овладели.

 

Приложение А. Рабочая программа дисциплины


УТВЕРЖДЕНО решением УМС гуманитарного факультета   Председатель УМС________________.    (протокол № )   РАССМОТРЕНО на заседании кафедры от Зав. кафедрой ___________   (протокол № )  

 

Нефтекамский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине    «Практический курс русского языка» на    II семестр  1  курса

(наименование дисциплины)

для направления «Журналистика» (дневное отделение)

 

Рабочую программу осуществляют: Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) – 5 Учебных часов:   лекций (в т.ч. в интерактивных формах)_______________
Лекции: __________________________________________   семинарских (в т.ч. в интерактивных формах)
(должность, уч. степень, звание, ф.и.о.)   практических (в т.ч. в интерактивных формах) – 54 часа
  лабораторных __________
  консультаций  – 1 часа
Практические занятия: доц., канд. филол. наук, доц. Э.Р. Мардиева, зачет ________________________
доц., канд. филол. наук, доц. Е.А. Будько (должность, уч. степень, звание, ф.и.о.) экзамен – II семестр
  самостоятельная работа студентов – 49 часов КСР – 2,5

 

№ п/п Тема и содержание

Форма изучения материалов (лекции, практиче-

ские занятия, лаборатор-ные работы, самостоя-тельная работа)

 

 

Кол-во

часов

аудитор. работы

Интерактив-ные методы обучения

 

Меж-предметные связи

Инновацион-ные методы в обучении

Основная и дополни-тельная литература, рекоменду-емая студентам

Задания по самостоя-тельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач Количе-ство часов самост. работы Форма контроля самостоятельной работы студен-тов (колок-виумы, конт-рольные работы, компью-терные тесты и т.п.)
1 2

3

4

5

6

7

8

9 10 11
1 Модуль 1  

30

 

 

 

45  
1.1 Понятия орфографии, орфограммы. Основные принципы русской орфографии. Разделы орфографии практиче- ское занятие

2

Метод демонстра-ции, тестирование (входное)

Современный русский язык, стилистика и литературное редактирова-ние, риторика, редакторская подготовка изданий, актуальные проблемы языкознания, современные процессы в русском языке, язык и стиль СМИ

Компьютер-ное тестирование

Осн. лит.:

1,6, 7-12, 15,

16;

доп. лит.:

1-7,10-12;

прогр. обесп.: 1-6

Составление таблицы, кроссвордов

2 Фрон-тальный опрос, тестиро-вание
1.2 Передача буквами фонемного (звукового) состава слов практиче- ское занятие

10

Семинар-практикум, метод демонстрации

Современный русский язык, стилистика и литературное редактирова-ние, риторика, редакторская подготовка изданий, современные процессы в русском языке

Демнонстра-ция слайдов (использова-ние мультиме-дийного оборудования)

 

Осн. лит.:

1,6, 7-12, 15,

16;

доп. лит.:

1-7,10-12;

прогр. обесп.:  1-6

Выполнение упражнений по учебному пособию Балыхиной Т.М. и др. «Практикум по современной русской орфографии» (правописание гласных и согласных букв в различных морфемах слов знаменательных частей речи)

4 Проверка тетрадей
1.3 Слитные, раздельные, дефисные написания слов практиче- ское занятие

8

Учебная дискуссия, работа в малых группах

Современный русский язык, стилистика и литературное редактирова-ние, редакторская подготовка изданий, актуальные проблемы языкознания, язык и стиль СМИ

Закрепление материала, представлен-ного в форме таблиц на слайдах (использова-ние мультиме-дийного

обо-рудования)

 

Осн. лит.:

1,6, 7-12, 15,

16;

доп. лит.:

1-7,10-12;

прогр. обесп.:  1-6

Выполнение упражнений, анализ орфо-грамм –правописание слов разных частей речи (имен сущест-вительных, прилагатель-ных, числи-тельных и т.д.) по уч. пос. Балыхиной Т.М. и др. «Практикум по современной русской орфографии»

4 Опрос
1.4 Употребление прописных и строчных букв   практиче- ское занятие

4

Тестирование

Современный русский язык, стилистика и литературное редактирова-ние

Тестирова-ние с использованием телекомму-никацион-ных средств

Осн. лит.:

1,6, 7-12, 15,

16;

доп. лит.:

1-7,10-12;

прогр. обесп.:   1-6

Выполнение теста

4 Проверка тетрадей, тестиро-вание
1.5 Перенос части слова с одной строки на другую   практиче- ское занятие

2

Коллективная мыслительная деятельность, метод демонстрации

Современный русский язык, стилистика и литературное редактирова-ние, редакторская подготовка изданий

Демнонстра-ция слайдов (использова-ние мультиме-дийного оборудования)

 

Осн. лит.:

1,2, 4-6, 8, 9;

доп. лит.: 1-7,10-12;

прогр. обесп.:  1-6

выполнение упражнений по учебному пособию Балыхиной Т.М. и др. «Практикум по современной русской орфографии»

2 Собесе-дование
1.6 Графическое сокращение слов   практиче- ское занятие

4

Учебная дискуссия

Современный русский язык, стилистика и литературное редактирова-ние, редакторская подготовка изданий

Работа с электрон-ным учебником –программой Шмуренко Т.М. «Русский язык. Орфография. Ч.2» для закрепленияматериала

Осн. лит.:

1,6, 7-12, 15,

16;

доп. лит.:

 1-7,10-12;

прогр. обесп.: 1-6

Составление таблицы, выполнение упражнений по учебному пособию Балыхиной Т.М. и др. «Практикум по современной русской орфографии»

3 Опрос
2 Модуль 2  

24

 

 

 

 

   
2.1 Понятия пунктуации, пунктограммы. Основные принципы русской пунктуации. практиче- ское занятие

2

Тестирование, учебная дискуссия

Современный русский язык, стилистика и литературное редактирова-ние, риторика, редакторская подготовка изданий, актуальные проблемы языкознания, язык и стиль СМИ

Компьютер-ное тестирование

Осн. лит.:

5-8,10,11.13,15-17;

доп. лит:

1-3,5-7,9-12;

прогр. обесп.: 1–6

Составление таблицы, выполнение теста

4 Проверка тетрадей, тестиро-вание
2.2 Знаки препинания конца предложения. практиче- ское занятие

2

Дискуссия, метод демонстрации

Современный русский язык, стилистика и литературное редактирова-ние, риторика, редакторская подготовка изданий, актуальные проблемы языкознания, язык СМИ

Показ схем и таблиц на слайдах (использова-ние мультиме-дийного

оборудова-ния)

Осн. лит.:

5-8,10,11.13,15-17;

доп. лит:

1-3,5-7,9-12;

прогр. обесп.: 1–6

 

Выполнение упражнений и анализ пунктограмм по «Практикум по пунктуации» Панюшевой М.С. и др.

4 Опрос
2.3 Знаки препинания в простом предложении. практиче- ское занятие

4

Тестирование

Современный русский язык, стилистика и литературное редактирова-ние, редакторская подготовка изданий

Компьютер-ное тестирова-ние

Осн. лит.:

5-8,10,11.13,15-17;

доп. лит: 1-7,10-12;

прогр. обесп.:

1–6

Выполнение упражнений и анализ пунктограмм по по «Практикум по пунктуации» Панюшевой М.С. и др.

4 Тестиро-вание, собесе-дование
  2.4 Знаки препинания в простом осложненном предложении. практиче- ское занятие

6

Учебная дискуссия, работа в группах

Современный русский язык, стилистика и литературное редактирова-ние, редакторская подготовка изданий

Показ слайдов

Осн. лит.:

5-8,10,11.13,15-17;

доп. лит:

1-3,5-7,9-12;

прогр. обесп.: 1–6

Составление текста, анализ пунктограмм в подготовлен-ных текстов

6 Проверка тетрадей
2.5 Знаки препинания в сложном предложении. практиче- ское занятие

4

Мозговой штурм

Современный русский язык, стилистика и литературное редактирова-ние, редакторская подготовка изданий

Работа с электрон-ным учебником –программой Шмуренко Т.М. «Русский язык. Синтаксис и пунктуация. Ч.2» для закрепление материала

Осн. лит.:

5-8,10,11.13,15-17;

доп. лит:

1-3,5-7,9-12;

прогр. обесп.: 1–6

 

Выполнение теста, анализ пунктограмм по «Сборнику упражнений по русскому языку» Розенталя Д.Э.

 

6 Собесе-дование
2.6 Знаки препинания при оформлении чужой речи, диалога. практиче- ское занятие

2

Тестирование

Современный русский язык, стилистика и литературное редактирова-ние, риторика, редакторская подготовка изданий, актуальные проблемы языкознания, язык и стиль СМИ

Компьютер-ное тестирование

Осн. лит.:

5-8,10,11.13,15-17;

доп. лит:

1-3,5-7,9-12;

прогр. обесп.: 1–6

 

 

Пунктуацион-ный анализ текстов по «Сборнику упражнений по русскому языку» Розенталя Д.Э.

 

2 Тестиро-вание, проверка тетрадей
  Модуль 3  

 

 

 

 

 

 

   
  Основы стилистики практиче- ское занятие

4

Деловая игра, учебная дискуссия

Современный русский язык, стилистика и литературное редактирова-ние, риторика, редакторская подготовка изданий, актуальные проблемы языкознания, язык и стиль СМИ

Показ слайдов

Осн. лит.: 2,7

2,3,9,14;

доп. лит.:8,12;

прогр. обесп.: 1–6

 

Составление и анализ текстов разных стилей

4 Собеседование
                                 

Основная литература:

1.  Балыхина, Т. М., Маёрова, К. В., Шаклеин, В. М. Практикум по современной русской орфографии. – М., 1999.

2. Голуб, И. Б.. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. – М., 2003.

3. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2004.

4. Культура устной и письменной речи делового человека / Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюева и др. – М., 2001.

5. Панюшева, М.С., Шалимова, Г.С. Современный русский язык: Практикум по пунктуации: Пособие для вузов. – М., 2003.

6. Полный справочник по орфографии и пунктуации: правила, примеры, комментарии / под ред. О.Л. Соболевой. - М., 1999.

7.Попова, Н Н. Орфография и пунктуация: Пособие для подготовки к экзаменам. – Ростов н/Д., 2005.

8. Практический курс современного русского языка. Сборник упражнений: Учеб. пособие / под ред. П.А. Леканта.– М., 2002.

9. Розенталь, Д.Э., Джанджакова, Е.В., Кабанова, Н.П. Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию. – М., 2008.

10.  Розенталь, Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку. – М., 2004.

11. Розенталь, Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная?: справочник-практикум.– М., 2005.

12.  Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / под ред. И.Б. Голуб. – М., 2006.

13. Селезнёва, Л.Б. Русская пунктуация: алгоритмизированные схемы, тесты, упражнения: учеб. пособие/ Л.Б. Селезнёва. - М., 2007.

14.  Солганик, Г.Я. Практическая стилистика русского языка: учеб. пособие (гриф УМО) / Г.Я.Солганик. – М., 2008.

15.  Темиз, Я. Практикум по русскому языку: интенсивный курс / Я. Темиз. - М., 2000.

16.  Шмуренко, Т.М. Русский язык. В 4 ч. : [Электронный ресурс]. – СПб., 2006 // www/interact.ru/.

17.  Шубина, Н.Л. Пунктуация современного русского языка: учеб. для студ. вузов / Н.Л. Шубина. – М., 2006.

Дополнительная литература:

1. Валгина, Н.С., Светлышева, В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения: Учебное пособие. – М., 2000.

2. Валгина, Н. С. Современный русский язык: Учебник для филологических направлений и специальностей вузов. – М., 2003.

3. Греков, В. Ф., Крючков, С. Е., Чешко, Л. А. Пособие для занятий по русскому языку. – М., 2000.

4. Иванова, В. Ф. Современная русская орфография: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. – М., 1991

5. Полный справочник по орфографии и пунктуации: Правила, примеры, комментарии / Т.В. Вахрушева, Н.М. Ким, Е.В. Попова и др.; под ред. О.Л. Соболевой. – М., 1999.

6. Розенталь, Д.Э. Сборник упражнений и диктантов по русскому языку. – М., 2003.

7.  Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – М., 2005.

8.  Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998.

9. Селезнева, Л.Б. Интенсивный курс русской пунктуации: Учебное пособие. – СПб., 1997.

10. Шапиро, А.Б. Современный русский язык. Пунктуация. – М., 2006.

11. Шелякин, М. А. Справочник по русской грамматике. – М., 1993.

12. Шипицына, Г. М. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. – М., 1997.

Программное и коммуникационное обеспечение:

1.Интерактивные словари русского языка: www. slovari. ru

2.Информационно-справочный портал «Русский язык»: www. gramota. ru

3.Образовательный портал «Учеба»: www. ucheba. com

4.Русский филологический портал: www. philology. ru

5.Сайт Центра развития русского языка: www. ruscentr. ru

6.Вы уже поставили +1 этой странице. ОтменитьСправочная служба русского языка:  rusyaz.ru/pr/

Сохраненная копия

 


 


* Тема сочинения-миниатюры предлагается преподавателем или выбирается студентом, исходя из содержания текста диктанта.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...