Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Самостоятельная работа по Модулю 1




Учебно-методический комплекс

дисциплины  «Практический курс русского языка»

 (наименование дисциплины)

 

 «Б.3 Профессиональный цикл. Вариативная часть» ФГОС-3

(Цикл дисциплины и его часть (базовая, вариативная, дисциплина по выбору))

 

Направление подготовки

031300.62 – Журналистика

(наименование ООП ВПО направления подготовки или специальности с указанием кода)

 

Профиль(и) подготовки

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

 

Разработчик (составитель) УМК: канд. филол. наук, доцент Мардиева Э.Р. уч. степень, уч. звание             ФИО   _________  подпись   «___»_________20…г.  

 

Нефтекамск 2012

 

 

 

 

 Содержание УМК

 

1. Цели освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины и требования к результатам освоения содержания дисциплины

4. Рабочая программа дисциплины (Приложение А)

4.1Структура курса (тематический план)

4.2 Содержание дисциплины

5. Образовательные технологии

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 Планы семинарских (практических) занятий для студентов всех форм обучения

6.2 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов очной формы обучения

6.3 Текущий контроль успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины для студентов очной формы обучения. Оценочные средства, уровень требований и критерии оценок

6. 4 Программа промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине

  6.5 Информационное обеспечение дисциплины

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические рекомендации для преподавателя

9. Методические указания для студента

Приложение А. Рабочая программа учебной дисциплины

 

 Содержание УМК

 

 

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Практический курс русского языка» являются систематизация знания русской орфографии и пунктуации; формирование нормы письменной литературной речи на основе овладения орфографическими и пунктуационными знаниями, умениями и навыками; обучение применению полученных знаний в практической деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина входит в раздел «Б.З. Профессиональный цикл. Вариативная часть».

Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных обучаемыми в средних образовательных учреждениях в процессе изучения школьного курса русского языка.

Место учебной дисциплины – в системе профессиональных курсов базовой части учебного плана и образовательной программы («Основы теории коммуникации», «Стилистика и литературное редактирование», «Современный русский язык», «Риторика», «Редакторская подготовка изданий») и других дисциплин гуманитарного цикла.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Практический курс русского языка»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать: общие сведения о русском языке; определения основных единиц языка и категорий; орфографические и пунктуационные правила;

уметь: выделять в слове орфограммы, а в предложении – смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания; правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно правильно оформлять предложения и текст; давать анализ и характеристику изученных языковых единиц (по существенным для них признакам); осмысленно обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры; правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами; правильно образовывать формы слов; грамотно строить предложения разных структур и уместно применять их в речи; пользоваться различными словарями русского языка;

владеть: орфографическими и пунктуационными знаниями, умениями и навыками.

 

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031300.62 – «Журналистика»:

общекультурных (ОК):

- свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного-национального) языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации при подготовке журналистских публикаций (ОК-17).

 

4. Рабочая программа учебной дисциплины «Практический курс русского языка» (Приложение)

Структура курса (тематический план) «Практический курс русского языка»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часа.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
1 Модуль 1 2 1-8 Л: 0 СР: 45 ПЗ: 30 К: еже-нед.

Опрос.

Выполнение упр. из разд. «Орфография».

Анализ отрывков из худ. произв. по предложенной схеме.

1.1 Понятия орфографии, орфограммы. Основные принципы русской орфографии. Разделы орфографии   2 1   СР: 4 ПЗ: 2  
1.2 Передача буквами фонемного (звукового) состава слов   2-6   СР: 18 ПЗ: 10  
1.3 Слитные, раздельные, дефисные написания слов   7   СР: 10 ПЗ: 8  
1.4 Употребление прописных и строчных букв     8   СР: 6 ПЗ: 4  
1.5 Перенос части слова с одной строки на другую     8   СР: 4 ПЗ: 2  
1.6 Графическое сокращение слов     8   СР: 3 ПЗ: 4  
2 Модуль 2 2 9-16 Л: 0 СР: 36 ПЗ: 20 К: еже-нед.

Опрос.

Выполнение упр. из разд. «Пунктуация».

Пунктуационный анализ отрывков из худ. произведений.

Написание сочинения-миниатюры и пунктуационный анализ подготовленного текста.

2.1 Понятия пунктуации, пунктограммы. Основные принципы русской пунктуации.   9   СР:4 ПЗ: 2  
2.2 Знаки препинания конца предложения.   10   СР:4 ПЗ: 2  
2.3 Знаки препинания в простом предложении.   11   СР:10 ПЗ: 4  
2.4 Знаки препинания в простом осложненном предложении.   12   СР:10 ПЗ: 6  
2.5 Знаки препинания в сложном предложении.   13   СР:4 ПЗ: 4  
2.6 Знаки препинания при оформлении чужой речи, диалога.   14   СР:2 ПЗ: 2  
3 Модуль 3   15-16   СР:4 ПЗ:4  

Составление и анализ текстов разных стилей

3.1 Основы стилистики   15-16   СР:4 ПЗ: 4  
  Всего: 144, 4 зач. ед. 2 16 0 85 54   Экзамен

 

Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: практические занятия, самостоятельная работа студентов, контрольные работы, консультации.

На практических занятий применяются компьютерные технологии, балльно-рейтинговая система мониторинга и оценки знаний студентов, активно-деятельностные приемы и методы обучения (метод дебатов, мозгового штурма, метод демонстрации, работа в малых группах и др.).

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Планы семинарских (практических) занятий для студентов

 

По разделу  (модулю) 1

1. Понятия орфографии, орфограммы.

2. Основные принципы русской орфографии.

3. Разделы орфографии

4. Передача буквами фонемного (звукового) состава слов

5. Слитные, раздельные, дефисные написания слов

6. Употребление прописных и строчных букв

7. Перенос части слова с одной строки на другую

8. Графическое сокращение слов

9. Анализ отрывков из художественных произведений по предложенной схеме

По разделу (модулю) 2

1. Пунктуации как раздел языкознания

2. Понятие пунктограммы

3. Основные разделы пунктуации

4. Основные принципы русской пунктуации

5. Пунктуационный анализ отрывков из худ. произведений

6. Написание сочинения-миниатюры и пунктуационный анализ подготовленного текста

По разделу (модулю) 3

1. Основы стилистики

2. Функциональные стили

3. Стили и типы текста

4. Стилистический анализ текста

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

Самостоятельная работа по Модулю 1

1. Выполнение упражнений по вариантам из раздела «Орфография».

Примерный перечень заданий для работы с текстом

1.Найти и объяснить все орфограммы в данном тексте на рассмотренные темы.

2.Определить принцип написания (фонетический, морфологический, исторический, дифференцирующий) слов в тексте.

Данную работу необходимо выполнить в отдельной тетради.

 

Упражнение 1

Унылое зрел…ще пре…стало перед Лёвой. Вроде бы лу(н, нн)ый кратер, но только засыпа(н, нн)ый снегом и с т…рчащими там и сям пучками ржавой арматуры зловещ…й к…нфигурации. На глыбе железобетона сидела Дама. (Не)смотря на н…чную мглу, Лёва отчетлив… разгл…дел все д…тали этой Дамы.

Она была довольно солидной. Объёмистую грудь пр…крывало отме(н, нн)ое боа из черн…бурки. Одна рука Дамы, сухая и обезображе(н,нн)ая скл…ротическими узлами, была украше(н, нн)а д…рогими перстнями и браслетами, другая, похожая на руку штангиста-тяжеловеса, была затянута до плеча в чёрную п…рчатку. Живот Дамы был пр…крыт тончайш…м ш…фоном, сквозь который просвечивала разнообразнейшая т…туировка, начиная с пр…митивного с…рдечка, пронзё(н, нн)ого стр…лой, кончая сложнейш…м фр…гатом. С плеч торжестве(н, нн)ыми складками н…спадал плащ рытого бархата. У Дамы было т…жёлое лицо борца вольного стиля, но на нем красиво выд…лялись сложе(н, нн)ые бантиком пунц…вые гу…ки. Волосы были уложе(н, нн)ы мелкими к…лечками, а в…нчала голову ф…сонистая шляпа, похожая на пропе(л, лл)ер.

Он ждал гром…вого выкрика, …глушительного ш…пения, удара, изв…ржения, но н…чего (не)последовал… . Опустив руки, Дама стояла в какой(то) бе…помощной, чуть ли (не)обречё(н, нн)ой позе. Н…когда, н…когда он (не)поц…лует даже краеш…к платья этой Дамы. Это (не)его Дама. Это нашшарабское, подвальное, тухлое, коми(с, сс)ио(н, нн)ое, бредовое, по…прилавочное, нафтали(н, нн)ое, паучьего плем…ни отродье, издавна плутающ… по зак…улкам Москвы. И пусть сулит она тебе шумную алкогольную славу и ман…т боч…нками з…рнистой икры, нежнейш…й замшей и бе…шумнейшими цилиндрами, мехом выдр и стриже(н, нн)ых зажив… нутрий, знай – прикоснёш…ся к ней и уже не уйдёш…, высос…т из тебя ум и честь, и юную ло…кость, и талант, и твою любовь. Лучше погибнуть! Он уже (не)видел, как Дама, потеряв к нему всякий интерес, ковыляла прочь.

Возле «Нашшараби», несмотря на ра(н, нн)ий час, уже дежурили м…чтатели. Лева вош…л в зал и уд…вился тишин… и свежест…, царивш…м там. Все столы были …двинуты в дли(н, нн)ые ряды, накрыты кр…хмальными скатертями, с…рвированы скромным г…гиеническим завтраком – дымящ…еся кофейники, поджаристые булочки, сливки, джем. Никакого намёка на пр…горклый запах вчерашнего чая. Лева остановился на пороге, (не)увере(н, нн)о поднял руку для приветствия, душа его …жалась – более страшного момента он н…когда (не)испытывал. 

(Аксенов В. Рандеву: Затоваренная бочкотара. – М., 2005)

 

Упражнение 2

Но Лес действительно стра(н,нн)ый. Там все живое, совсем (не)так, как в Крае. И деревья (не)любят чужих, следят за всеми. Днем этим обычно все и заканчива…тся. Ну, изре…ка самые злые …бросят ветку, по…ставят корень или ткнут колючкой. Но по ночам, говорят, случаются жуткие вещи. После заката я тут бывал раза два всего и то д…леко (не)заходил. Мне пок…залось, будто деревья переш…птываются, обмен…ваются сплетнями или н…востями на каком(то) (не)постижимом наречи…; и ветки качались без всякого ветра. Деревья вроде(бы)  умеют двигат…ся, могут окружить пр…шельца, стиснуть. Давным(давно) они даже п…пытались напасть на Переплетень: взяли да вр…сли в землю прям… перед нею и пер…весились внутрь. Но хоббиты с…брались, п…рубили их сотнями и устроили гр…мадный костер, а вдоль Переплетени выжгли широкую п…лосу. Д…ревья больше (не)нападали, но сильно …злобились. Поляну, где их жгли, до сих пор можно вид…ть чуть поглубже в лесу.

 – А еще что тут есть кроме деревьев? – спросил Пин.

 – В чаще леса и на дальнем конце, судя по слухам, живут дикови(н, нн)ые существа, – ответил Мерри. – Сам я н…чего (не)видел. Но кто(то) же пр…кладавает здесь тропы? И они см…щаются: встрет…ш… проторе(н, нн)ую тропку, а потом она н… с того н… с сего окажется совсем в другом месте. (Не)подалеку от наших ворот издавн… была широкая тропа – она вела к Пожогу, а о(т, тт)уда дальше, на северо(восток). Вот ее я и пытаюсь сейчас от…скать.

(Толкиен Джон Р. Р. Властелин колец. – М., 2005)

 

Упражнение 3

Слушая, хоббиты понемногу пост…гали жизнь леса: он жил сам по себе, а они действительно здесь были чужими. И во всех ра(с, сс)казах пом…нался Старый Осокорь; Фродо ут…лил свое любопытство, даже с лихвой, правда, сведения его (не)порадовали. Том раскрыл перед ними глуби(н, нн)ые помыслы д…ревьев, часто темные и чуждые, их ненависть ко всему, что движ…тся на своих ногах, грызет, ломает, кусает, руб…т и (ж, жж)ет – к разрушит…лям и захват…икам. Лес (не)даром звался Старым, он был и (в)правду очень древний – последний остаток обширных изначальных лесов; и в нем еще жили, старясь столь(же) медле(н, нн)о, как сама земля, пр…отцы деревьев, помн…щие врем…на своего господства. За долгие века пр…исполнились они гордыней, глуби(н, нн)ой мудростью и злобой. Но коварнее и опаснее всех был Старый Осокорь; сердц…вина его прогнила, а силы остались (не)растраче(н, нн)ыми. Он умел упр…влять ветрами, и они разн…сили его песни и мысли по всему лесу, по обоим берегам реки. Он алчно высасывал силу из земли и слал свои пов…ления по тонким к…решкам под землю и по ветвям, др…жащим в воздухе, пока под его власть (не)попали почти все деревья, от Переплетени до Могильников.

Вдруг Том оставил леса и пошел, пошел – по молодым потокам, по пе(н, нн)ым вод…падам, где галька и валуны, где ущелья и ро(с, сс)ыпь цветов во влажной траве – до самых Могильников. Хоббиты услышали о Великих Курганах, о заросших травою гр…бницах, о каме(н, нн)ых кругах. Блеяли пасущи…ся овцы. Поднимались земл…(н, нн)ые валы и белые стены. Крепости в…нчали в…ршины. Пр…вители княжеств ярос…но сражались между собою, и к…вались новые мечи, и огне(н, нн)ые блики юного со…нца г…рели на (не)насытных клинках. Победы сменялись пор…жениями, башни рушились, крепости г…рели, и пламя рвалось к н…бесам. Золото сыпали грудами на погр…бальные ложа королей и королев, и гр…моздили над ними курганы, и замуровывали каме(н, нн)ые двери; и пор…стало быльем. Снова п…слись овцы, пощипывая траву, но вскоре холмы вновь пустели.    

    (Толкиен Джон Р. Р. Властелин колец. – М., 2005)

    

Упражнение 4

Аркаим – с… ружение (не)просто сложное, но даже изощрё(н, нн)о сложное. При изучении плана сразу же обнаружил…сь его сходство с извес…ным пам…тником Стоунхендж в Англии. Например, диаметр внутре(н, н­н)его круга Аркаима указыва…тся везде равным 85 мет­рам, на самом деле – это кольцо с двумя радиусами – 40 и 43,2 метра. Между тем, радиус кольца «лунок Обри» в Стоунхендже – 43,2 метра! И Стоунхендж, и Аркаим расположе(н, нн)ы на одной ш…роте, оба в центре чаш…образной долины. И между ними почти 4000 километров...

Учёные-и(с, сс)ледователи говорят: «Су(м, мм)ируя все получе(н, нн)ые факты, можно сказать: Аркаим – пригоризонтная …бсерватория». Почему пригоризонтная? Потому что при изм…рениях и наблюдениях использо­вались моменты восхода и захода светил (Солнца и Луны) за г…ризонт. Причём зас…кался момент «отрыва» (или к…сания) нижнего края диска, что позв…ляет на…более точно засеч… место этого события. Если по­наблюдать за восходами Солнца, то мы заметим, что точка восхода каждый день будет см…щат…ся от пр…дыдущего места. Доходя максимально к северу 22 июня, эта точка затем двинется к югу, дойдя до другой крайней отметки – 22 декабря. Таков космический порядок. Число отчётливо видимых точек наблюдения Солнца – четыре. Две – точки восхода 22 июня и 22 декабря и две таких же точки захода – на другой стороне г…ри­зонта. Добав…те две точки – моменты равноденствия 22 марта и22 сентября.Этодавало достаточно точ­ное опр…деление протяж…(н, нн)ости года. Однако в году есть много других значимых событий. И их можно от­м…чать с помощью другого светила – Луны.

Аркаим как обсерватория позволял отслеживать и Луну. Всего на этих огромных стенах(кругах) можно было ф…ксировать 18 астрономических с…бытий. Шесть, связа(н, нн)ых с Солнцем, и двена…цать, связа(н, нн)ых с Луной (включая «высокую» и «низкую» Луну). Для сравнения: и(с, сс)ледователям Стоунхенджа удалось вы­д…лить лишь 15 небесных событий.

Кроме этих уд…вительных событий(фактов) были получе(н, нн)ы следу…щие да(н, нн)ые: аркаимская мера дли(н, нн)ы – 80 сантиметров, центр внутре(н, нн)его круга сме­щ…н относительно центра внешнего на 5,25 аркаимской меры, что близко к углу наклона лу(н, нн)ой орбиты – 5 градусов 9 плюс(минус) 10 минут. По мнению К. К. Быстушкина, это отража…т соотношения между орбитами Луны и Солнца (для земного наблюдателя). Соответстве(н, нн)о, внешний круг Аркаима посвящён Луне, а внутре(н, нн)ий – Солнцу.

(Мегре В. Анастасия: Кн. 4. – М., 2004)

 

Упражнение 5

Ми(л, лл)иардер св…репо сплюнул и уб…жал с балкона.

Только через пять минут ему удалось пр…драт…ся сквозь кольцо своей охраны, но толпа уже л…ниво расх….дилась. «Скорая помощ…» хл…потала над двумя ране(н, нн)ыми.

Стоящи… у края тр…туара ст…рушки говорили что(то) о том, что «наши этих били».

- А где девушка тут стояла? – спросил ми(л, лл)иардер.

Старушки под…зрительно на него посм…трели и отодвинулись. (Н…)какие поиски по тюрьмам и милициям (ни)чего не дали. Свидетели говорили, что была какая(то) девч…нка, но потом то(ли) сбежала, то(ли) что. Тогда ми(л, лл)иардер обзавелся в…ревочной лес…ницей, которую укрепил на своем    балконе (в)тайне от охраны. Он ждал, что девушка появ…тся еще раз.

Но осень плавно перет…кла в дождливую, грязную зиму, а под деревом (н…)кто не появлялся. Даже команда TВ уехала вон с курорта.

- Ну что мне, повесит…ся, что ли? – отча…вшись, спросил однажды вслух ми(л, лл)иардер. – Я же не могу уехать, она где(то) здесь, я чу…ствую! Слышишь? Я готов ум…реть, только(бы) тебя увид…ть!

И вдруг он заметил, что кто(то) пускает ему в лицо зайчик света. Ми(л, лл)иардер понял, что (не)кто (не)видимый подает ему сигнал с земли, из(под) дерева. Он сразу же спустил вниз лестницу и спустился с балкона без охраны. В воздухе плавал у…кий осколок зеркала. Ми(л, лл)иардер взял его в руку и м…шинально посм…трелся в это кривое зеркальц… . Тут же он (не)слышно закричал, заметив свою девочку – она стояла рядом и улыбалась ему.

И больше (н…)кто не видел миллиардера. Он и…чез, (не)оставив зав…щание, а поскольку ми(л, лл)иардера не нашли (н…)живого (н…)мертвого, его капитал не достался (н…)кому, лежит себе в банке. И (н…)чего под…зрительного в городе не было. К…лдун, правда, как донесли полицейские осв…домители, пил всю ночь в кафе один, (н…)кого (не)допуская за столик, хотя было два свободных стула – но, видно, с пьяных глаз он разговаривал с этими стульями и делал вид, что с кем(то) чокается, и кого(то) хвалил за платье от Шанель и сапоги от Версаче, за свежий вид и чудесные шляпки.

(Петрушевская Л.С. Настоящие сказки: Новые приключения. – М., 2005)

 

Упражнение 6

1. (В)близи всё будет, конечно, другое, потрёпа(н, нн)ое: загнутые ветром кровельные листы, осыпавша…ся до красного кирпича штукатурка, деревц…, выросш… на заброше(н, нн)ом балконе, да и сам балкон с выставле(н, нн)ыми и (не)пригодивш…мися, пересохш…ми до дровя(н, нн)ого статуса лыжами, с трёх(литровыми) банками и тряпкой, (не)когда бывшей чем(то) даже кокетливым («Чужие сны»). 2. Сияющий синим огнём воздух, которым окруж…н саркофа…, (не)когда содержавший набальзамирова(н, нн)ое тело имп…ратрицы, досто…н быть мечтой пламенно(религиозного) воображения («Смотри на обороте»). 3. На кра…чайший миг – глаз не успевает охватить п…толок, глаз меч…тся, - на кра…чайший миг тупая и жаркая тьма над головой внезапно становится звёздным небом, тёмно(синим) куполом с огромными, переливающ…мися, близко приближе(н, нн)ыми к глазам звёздами («Смотри на обороте»). 4. Это – Чехов, двух(слойный), трёх(слойный) (не)дающийся в руки, как отражение на воде. Чехов, н…когда н…чего (не)утверждающий, (не)дающий клятв и (не)осуждающий, отменяющий только что сказа(н, нн)ое, перетекающий из одного (не)видимого сосуда в другой, едва заметный глазу; это Чехов, пр…хотливо, как дым, меняющий своё направление, упорно и постоя(н, нн)о пр…вращающ…йся, словно по законам некоей химической реакции, про которую мы все время забываем, хотели бы забыть («Любовь и море»).     5. «Н…чем (не)замечательная» Анна Сергеевна, (не)понятно почему полюбившая Гурова и (не)объяснимо (не)обходимая ему, зам…нившая весь мир, - один из самых прекрасных и волнующих персонажей в литературе, а ра(с, сс)каз «Дама с собачкой» по праву считается ш…девром, хотя, что в нём такого происходит? («Любовь и море»). 6. То это таблетка с дымком вуали – крупной, редкой, (не)скрывающей глаз, случись им быть заплака(н, нн)ыми; то нашлёпка-ермолка с букетиком и(с, сс)ку(с, сс)твенной мимозы, то спол…ший от удивления на холку, вставший на попа овальный (полу)берет с бантом, гибри… строгости и легкомыслия («Лилит»). 7. На голове у неё было н…что вроде сиденья от плетё(н, нн)ого стула, н…что, похожее на модель первого самолёта, построе(н, нн)ую пионером(двоечником), н…что, напоминающ… старые бинты. Там, где сквозь бинты проб…валась провол…ка, они проржавели. Сбоку, прикруче(н, нн)ая к провол…ке ч…рными нитками, раздавле(н, нн)ая, но узнава…мая, висела цветущ…я яблоневая ветвь («Лилит»). 8. Влюблё(н, нн)ый ведёт себя анти(социально), нарушает установившиеся табу, разрушает семьи, пр…чиняет горе неви(н, нн)ым детям, уб…вает, кончает с собой, пов…нуясь ми(л, лл)ион раз описа(н, нн)ой, но всё ещё не уяснё(н, нн)ой потребности делать так, а (не)иначе («Любовь и море»). 9. Лёгкие, пышные цветники; трёх…ярусные колёса; взбитый белок; пышно(складчатые) и ни…падающие, закрывшие (пол)лица, закрывшие лох(несский) изгиб белой шеи, в парусах и розах, в шорохе ст…кляруса, - ч…рные муссы, сиреневые водопады, палаццо, коло(н, нн)ады, гаремы, терема, башни и облака, населё(н, нн)ые всеми пернатыми: от страуса, (не)умеющего летать, до ангела, живущ…го только полётом («Лилит»). 10. Вместо платьев – ночные сорочки, вместо шляп – волосы, волосы, волосы. Распуще(н, нн)ые, висящие, болтающ…ся, развевающ…ся на ветру («Лилит»). 11. Теперь я иду по его следам, еду в те города, где он был, и пытаюсь увид…ть их его глазами, пытаюсь представить себе его, молодого, заворачивающ…гося за угол, поднимающ…го по ступеням, облокотивш…гося на парапет набережной с сигаретой в зубах («Смотри на обороте»).

(Толстая Т. Изюм. – М., 2003)

 

Упражнение 7

К…рамика – самый древний вид народного и(с, сс)ку(с, сс)тва, возникла еще в эпоху п…леолита. Из рук в руки, из уст в уста пер…давали народные мастера – усто – пр…дание о том, что ост…влять посуду белой (не)хорошо, и для защиты от сглаза на нее наносили штрихи, точки, зигзаги, тр…угольники, круги, меандры, сп…рали, которые отражали сложные к…смогонические пр…дставления далеких предков. В узорах на к…рамике в…лнистые линии озн…чали воду; зубчатый рисунок – горы; кресты – четыре стихии и четыре стороны света; разорва(н, нн)ые зигзаги – молнию; в…хревые розетки – круговращение в природе и вечность жизни; сп…ралевидные узоры – Вселе(н, нн)ую; квадраты и треугольник – мужское и женское начала; круги – солнце и луну.

Среди р…стительных и г…ометрических узоров на к…рамике особо выделяются эп…графические надписи на ара…ском языке, содержащ…мудрые изречения из Корана. Человек, б…рущий в руки такую посуду, пр…общался к мудрости св…ще(н, нн)ого п…сания.

Резной ф…нтастический дракон на горлышке сосуда призван был охр…нять его содержимое, рыба и утка с…мволизировали чистоту и удачу.

(Ярыгина Е. Мир этому дому // Узбекистан. – 2006. – С.74-75)

 

2. Студенты должны проанализировать отрывок из любого художественного произведения согласно примерному перечню заданий для работы с текстом. Данную работу необходимо выполнить в отдельной тетради. Для анализа текста с орфографической точки зрения студент разбирает фрагмент художественного произведения с соответствующим языковым материалом по рассматриваемой теме.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...