Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ выразительных языковых средств текста




  1. Напишите, с помощью каких лексических и синтаксических языковых средств создается поэтическое настроение текста.
  2. Объясните, с помощью каких языковых средств автор добивается эмоциональности и поэтичности описания.
  3. Подчеркните сочетания слов, придающих тексту поэтичность, образность.
  4. Установите, какие элементы текста создают приподнятый тон повествования.
  5. Выделите качественные прилагательные. Определите их функцию в тексте.
  6. Укажите, какие тропы использованы в тексте.
  7. Выпишите слова, посредством которых передаются зрительные и осязательные ощущения.
  8. Перечислите эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.
  9. Чем, по-вашему, объясняется использование в тексте больших по объему синтаксических конструкций.
  10. Разберите по составу слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Объясните роль данных слов в тексте.
  11. Поясните роль риторических вопросов (риторических восклицаний) в тексте.
  12. Выделите обращения (вводные слова, обособленные члены предложения) и определите их функцию в тексте.
  13. Объясните, с помощью каких изобразительных языковых средств достигается комический эффект в тексте.

 

Лексический анализ слова

  1. Поясните лексическое значение слова.
  2. Подчеркните книжные / разговорные слова.
  3. Отметьте термины / диалектные слова, объясните их значение.
  4. Подчеркните устаревшие слова.
  5. Выделите иноязычные слова. Объясните их лексическое значение.
  6. Выпишите старославянизмы.
  7. Подберите синонимы к слову.
  8. Найдите слова, употребленные в переносном значении.
  9. Подчеркните фразеологизмы.
  10.  Преобразуйте предложение, устраняя разговорные, просторечные, грубые слова.
  11.  Найдите синонимы / антонимы. Определите их функцию в тексте.

 

Кроме этого, студентам предлагается выполнить грамматические задания, включающие в себя вопросы из области фонетики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса. Например, выпишите слова, образованные суффиксально-приставочным способом.

Указанные выше формулировки заданий помогут провести диктанты с языковым анализом текста. Таким образом, подобные диктанты ориентированы на проверку, а также формирование речевых навыков и навыков правописания в их единстве, на отработку способности проводить элементарный языковой анализ текста.

Текущий контроль успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины для студентов очной формы обучения. Оценочные средства, уровень требований и критерии оценок

Контрольно-оценочные материалы

В целях проверки знаний студентов применяются следующие формы контроля: диктанты, тесты, сочинения, изложения. Наиболее распространенным видом работы является диктант, который успешно применяется в процессе обучения орфографии и пунктуации. В основном на занятиях используются диктанты четырех-пяти видов. Это прежде всего контрольный диктант, словарный, объяснительный, комментированный и выборочный диктанты. По записанному тексту выполняется аналитическая работа. Данная работа важна и необходима, так как основной особенностью курса русского языка начала XXI века является ориентирование процесса обучения на восприятие, анализ и создание текста. После записи текста учащийся письменно отвечает на поставленные вопросы. Эти вопросы могут быть связаны со смысловым, речеведческим анализом текста, а также с анализом его выразительных языковых средств, в том числе и лексических.

По модулю 1 «Орфография»

Контрольная работа.

На данном этапе контрольная работа включает проведение словарного диктанта по вариантам и теста.

Варианты словарного диктанта

Вариант 1.

Со_давать, импуль_, коля_ка, ра_колотый, снегопа_, аргумен_, увя_ший, о_говаривать, эласти_, орангутан_, нос_ий, полес_ий, распр_мить, дымч_тый, возвыш_нный, сост_влять, пол_гаю, к_сается, р_вновесие, издавн_, прот_реть, вест_бюль, слыш_мый, ящич_к, пр_сесть, днищ_, нос_т, кол_т, жуч_к, окруж_н, истолч_м, вольтиж_р, щ_лкнуть, ц_новка, из_скать, стоиц_зм, резолюц_я, ц_кать, пору_чик, дерма_тин, фо_е, пе(р,рр)он, оси(н,нн)ый, варе(н,нн)ик, дро(ж,жж)ит, ю(н,нн)ый, сломле(н,нн)ый, крое(н,нн)ый по мерке костюм, н_юанс, сяд_те, липуч_, блаж_, грош_, (пол)шага, (без)утайки, чуть(чуть), (не)ответив, (верти)хвостка, (экс)(вице)премьер, (журнально)газетный, (четверть)финал, (С,с)озвездие (Б,б)ольшого (П,п)са, (С,с)изифов труд.

 

Вариант 2.

Нарко_, зака_чик, ра_решить, _борщик, зо_чий, ша_кий, шотлан_ский, пре_сказать, хара_тер, отвер_ший, чтец_кий, формалист_ий, _гуар, удерж_нный, каш_вар, сем_доля, декл_мировать, р_стовщик, отг_реть, намертв_, ст_летний, он беспоко_тся, назойл_вый, н_когда я так н_ смеялся, за опускающ_мся занавесом, вследстви_ конфликта, всевид_щий, рокоч_щий, ш_винизм, компань_н, упрощ_нный, кража с подж_гом, под плащ_м, сверх_гривый, интенсифиц_ровать, певиц_н голос, дез_нформировать, незнакомц_, взял у _его, беспристрас_но, кровенос_ный, ра(с,сс)просы, лакирова(н,нн)ый, фирма не зарегистрирова(н,нн)а, не коше(н,нн)ая на трава, малоноше(н,нн)ый костюм, домищ_, (ни)что иное, что(бы) еще сделать сегодня? Выяснить все (на)счет документов, (средне)суточная температура, (не)громко, но выразительно, (Р,р)еспублика (А,а)рмения, (А,а)риаднина нить.

 

Вариант 3.

Оази_, в_крикнуть, гроте_к, прика_чик, о_дых, дебю_, пи_жак, гибри_, тя_чайший, войло_, близ_ий, одес_ий, земл_мер, травосе_ние, посв_щение, препод_ватель, прекл_няться, п_рламент, запретил настрог_, п_пулярный, выж_гать, древ_сина, погон_шься, дел_катный, причудл_вый, нет у него н_ друзей, н_ родных, прав_щий, колыш_тся (мн. ч.), рубаш_нка, разобщ_нность, с багаж_м, за рубеж_м, прич_ска, федерац_я, вакц_на, желтолиц_й, мышц_, ландыш_, прес_ный, злос_ный, юрис_консульт, ремесле(н,нн)ик, ра(с,сс)троганно, грима(с,сс)а, журавли(н,нн)ый, коло(с,сс)альный, постич_, сем_десят, возглав_те, репортаж_, впечатляющ_, бил наотмаш_, (с)начала подумай, (ярко)оранжевый, все(равно) не скажу, (в)дали от родного порога, (не)понятная мне фраза, (быстро)бегущий человек, (быстро)растворимый кофе, ((А,а)лма)атинский, (супер)обложка, (супер)ЭВМ, (Б,б)ольшой театр, (О,о)рганизация (О,о)бъединенных (Н,н)аций.

 

Вариант 4.

Бе_жизненный, невро_, сни_хождение, в_балтывать, цей_нот, о_дежурить, по_трунивать, ане_дот, подвер_шийся нападению, плотниц_кий, авангардист_ий, клеенч_тый, подвеш_нный, ветр_ное утро, ук_рять, разл_гать, прор_стать, пл_вник, пл_вец, вым_кнуть под дождем, лодку кл_нило (на)бок, накормить досыт_, пылищ_, наст_лать, мец_нат, в течени_ суток, пр_дать форму шара, в папке не оказалось н_ листа бумаги, под пр_ближающ_мся поездом, кол_т, свободомысл_щий, трущ_бы, колпач_к, перц_вый, смеш_н, польщ_н, ц_ганки, торг_нспекция, с_митировал ограбление, рец_див, медвеж_й, захлес_нуть, кремн_евая кислота, компроме_тирующий, вяза(н,нн)ые на спицах носки, образова(н,нн)а новая коми(с,сс)ия, исти(н,нн)ый, домотка(н,нн)ый ковер, открывается настеж_, идти не придет_ся, избав_тесь, вернисаж_, (в)глубь тайги, смотрит (с)высока, (пол)апельсина, ни в чем (не)пови(н,нн)ые, (пресс)конф_ренция, (О,о)бщество (К,к)расного (К,к)реста и (К,к)расного (П,п)олумесяца, (М,м)еждународный (Ж,ж)енский (Д,д)ень.

Тестовые задания

1.Буквы Е или И в корне слова. Отметьте слова, в которых пишется Е.

а) литературный ман_фест           е) эпоха пал_олита

б) свежая в_тчина                          ж) пож_мать руку

в) согр_вать чайник                      з) д_коративные птицы

г) эф_мерная мечта                        и) гармоничное соч_тание красок

д) сентим_нтальный романс        к) воинские р_ликвии

 

2.Буквы А или Ов корне слова. Отметьте слова, в которых пишется А.

а) укоренить тр_диции                 е) молодая пор_сль

б) ум_лить вину                             ж) тв_рение эпохи

                                                                    Возрождения

в) пром_кательная бумага            з) об_яние молодости

г) оз_ренный светом                     и) тонкое об_няние

д) р_внозначные выражения        к) изящный п_лисадник

3.Буквы Ы или И.Отметьте слова, в которых пишется Ы.

а) ц_ничный ответ             е) смуглолиц_й ребенок

б) античная цивилизац_я  ж) сушеный ш_повник

в) ц_ганский язык             з) сестриц_н подарок

г) спасательный ж_лет      и) достопримечательности

                                                         столиц_

д) без_сходная тоска          к) сверх_мпульсивная

                                                                        натура

4. Буквы Е или О после шипящих и Ц.Отметьте слова, в которых пишется Е.

а) изумрудный крыж_вник          д) ож_г руку

б) японский ш_лк                          е) ч_порная дама

в) медицинское зеркальц_            ж) холщ_вый мешок

г) веселые девч_нки                      з) печ_ный картофель

                                                 

5.Глухие и звонкие согласные.Отметьте слова, в которых пишется звонкаясогласная.

а) Курский во_зал                         е) частая изморо_ь

б) фу_больный матч                      ж) ви_г поросенка

в) антоно_ские яблоки                  з) рукописный шри_т

г) ведомственный арбитра_         и) восточная э_зотика

д) ду_ликат накладной                 к) меховая подсте_ка

 

6.Непроизносимые согласные(наличие буквы или отсутствие буквы). Отметьте слова, в которых буква пишется.

а) заморские я_ства           е) факельное ше_ствие

б) звез_ная пыль                ж) стать бес_селлером

в) че_ствование юбиляра  з) широкое пас_бище

г) беспристрас_ный судья и) манна небес_ная

д) дерма_тиновая сумка    к) моя сверс_ница

7.Двойные согласные (одна согласная или удвоенная согласная). Отметьте слова, в которых пишется удвоенная согласная.

а) архитектура баро(к,кк)о           е) гу(м,мм)анитарное

                                                                     образование

б) бе(з,зз)вучный плач                  ж) малогра(м,мм)отный

                                                                 ученик

в) га(л,лл)антерейные товары      з) книга с и(л,лл)юстрациями

г) петь ди(ф,фф)ирамбы                и) уютный ко(т,тт)едж

д) дра(м,мм)а А.П. Чехова            к) иску(с,сс)ная работа

8. Приставки пре-ипри-.Отметьте слова, в которых пишется приставка пре-.

а) пр_бывать в ожидании             е) пр_возмочь боль

б) народное пр_дание                   ж) пр_кусить губу

в) жить в пр_городе                      з) пр_ходящие радости

г) пр_клонение перед талантом   и) пр_мудрый старец

д) пр_корм для младенца              к) пр_меты весны

9.Суффиксы -чик-/-щик-.Отметьте слова, в которых пишется суффикс -чик-.

а) перевод_ик                                 г) барабан_ик

б) перебеж_ик                                д) водопровод_ик

в) фонар_ик                                    е) брильянт_ик

 

10. Е или И в суффиксах существительных. Отметьте слова, в которых пишется Е.

а) хлеб_ц                             з) сюжет_ц

б) пугов_чка                  и) луков_чка

в) плать_це                         к) письм_цо

г) ореш_к                            л) узорч_к

д) шкафч_к                         м) ящич_к     

е) метел_ца                         н) сем_чко  

ж) блюд_чко                       о) книж_ца

 

11.  Е или А в окончаниях существительных.Отметьте слова, в которых пишется Е.

а) жарищ_                                       г) грязищ_

б) морозищ_                                   д) бревнищ_

в) голосищ_                                    е) домищ_

12.  Н или НН в прилагательных и причастиях.Отметьте слова, в которых пишется НН.

а) кури(н,нн)ый бульон    з) апельси(н,нн)ая корка

б) топле(н,нн)ое молоко   и) авиацио(н,нн)ый институт

в) соломе(н,нн)ая шляпа   к) глуби(н.нн)ая деревня

г) ю(н,нн)ый возраст         л) тка(н,нн)ая скатерть

д) ветре(н,нн)ый юноша   м) приправле(н,нн)ое сметаной щи

е) балова(н,нн)ый ребенок н) серебря(н,нн)ая посуда

ж) кожа(н,нн)ые брюки    о) оловя(н,нн)ый солдатик

13.  Суффиксы -К-/-СК- в прилагательных.Отметьте слова, в которых пишется суффикс -СК-.

а) рыбац_ий поселок                     д) формалист_ий подход

б) кадет_ий корпус                        е) киргиз_ое

национальное блюдо

в) рез_ий поворот событий          ж) ткац_ий станок

г) замоскворец_ий квас                з) онеж_ие былины

14.  Буквы У(Ю) или А(Я).Отметьте слова, в которых пишется суффиксы У(Ю).

а) стро_щееся здание         е) пен_щийся гель для душа

б) бор_щиеся за мир          ж) пряч_щаяся в кустах газель

в) вар_щийся суп               з) свободомысл_щая личность

г) тяжело дыш_щий           и) колыш_щиеся деревья

д) дремл_щий зверь           к) щебеч_щие птицы

15. Сочетанияне кто иной/не что иное; никто иной/ничто иное.Отметьте предложения, в которых используются сочетания не кто иной/не что иное.

а) Эта страна славится (не, ни)чем иным, как созданием самых изысканных и элитарных ароматов в мире.                                     

б) (Не, ни)кто иной, кроме этого человека, так неожиданно и стремительно ворвавшегося в ее судьбу, не смог заронить искру солнечного света в ее сердце.            

в) (Не, ни)что иное, как притча «Алхимик», стала любимой книгой сильных мира сего и простых людей в ста семнадцати странах.

г) (Не, ни)кто иной, кроме вас, этого не сделает.

 

По модулю 2 «Пунктуация»

На данном этапе контрольная работа включает написание диктанта с пунктуационным анализом.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...