Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Примерный перечень заданий для работы с текстом




Простое предложение

1. Подчеркните грамматические основы.

2. Определите тип простых предложений по характеру грамматических основ.

3. Какова изобразительная сила слов, выступающих в качестве грамматических основ? Почему автор использует разные способы выражения основ в организации текста?

4. Обратите внимание на порядок следования главных членов в двусоставных предложениях. С какой целью сказуемое иногда предшествует подлежащему?

5. Найдите слова, относящиеся к составу подлежащего.

6. Найдите слова, относящиеся к составу сказуемого.

7. Обозначьте подчеркиванием второстепенные члены (дополнения, обстоятельства, определения), укажите слова, к которым они относятся.

8. Как обилие и разнообразие второстепенных членов характеризует текст?

9. Подчеркните дополнения. Чем они выражены? Обозначьте прямые и косвенные дополнения (п / к).

10. Найдите определения и обозначьте их графически, укажите, чем они выражены, как связаны с определяемыми словами (согласованное/несогласованное/приложение). Возможна ли замена имеющихся в тексте определений синонимичными? Если возможна, произведите такую замену. Сравните варианты.

11. Найдите обстоятельства и обозначьте их графически, укажите, чем они выражены: словоформой (какой части речи) или оборотом (каким именно). Определите значение обстоятельств.

12. Найдите неполные предложения. Устно восстановите недостающие слова. Каких членов предложения недостает? Какова роль неполных предложений в тексте?

13. Найдите обращения. Чем они выражены? Распространенные они или нераспространенные? Как оформлено – в виде отдельного предложения или в виде включения в другое предложение? Кому адресовано обращение? Какова его изобразительно-выразительная роль в поэтическом тексте?

14. Найдите однородные члены, обозначьте их графически. Чем они выражены? Как связаны между собой грамматически (союзной – сочинительной связью или бессоюзной)? Попробуйте союзную связь между однородными членами заменить бессоюзной, и наоборот. Чем обусловлен выбор связи в каждом конкретном случае? Найдите однородные члены с повторяющимися предлогами. Какое значение имеют предлоги? Почему одни предлоги повторяются, а другие нет? Найдите обобщающие слова. Чем они выражены? Каким членом предложения выступают? Как это соотносится с ролью в предложении обобщаемых ими слов?

15. Выделите вводные слова/вставные конструкции. Определите их значение. Какова их смысловая роль в предложении? Преобразуйте предложения так, чтобы не употреблять вводные/вставные конструкции. Что изменилось в тексте? Сделайте вывод о роли вводных/вставных конструкций в художественном тексте при изображении мыслей и чувств героев. Определите структуру и функцию вставных слов, употребляемых в текстах драматических произведений (разновидность ремарки)

16. Подчеркните обособленные члены предложения, обозначая каждый из них, как принято. Укажите причину выделения этих членов предложения (графически). Преобразуйте обособленные члены предложения в необособленные (устно/письменно). Докажите, что обособленные обороты – емкое средство создания образа, обладает большей смысловой нагрузкой, большей выразительностью, чем необособленный. Найдите деепричастные обороты, преобразуйте деепричастия в глаголы, что теряет при этом строй предложения и весь текст в целом?

 

Сложное предложение

1. Подчеркните грамматические основы. Установите, какие предложения являются простыми, а какие сложными. Попробуйте простые предложения из текста преобразовать в синонимичные им сложные, и наоборот: сложные преобразовать в простые или несколько простых.

2. Подчеркните союзы. Выделите среди них сочинительные / подчинительные союзы. Докажите, что сочинительный союз, соединяющий части в сложном предложении, находится между частями, не относясь ни к одной из них. Аргументируйте свой ответ. Рассмотрите предложения с подчинительной связью. Найдите придаточные предложения. Какие из них присоединяются к одному слову в главном предложении, какие – ко всему главному? Определите тип придаточных по значению. Составьте схемы сложносочиненных / сложноподчиненных предложений.

3. Найдите бессоюзные сложные предложения, выделите в них грамматические основы, пронумеруйте части, объясните знаки препинания. Докажите экспериментально преимущества бессоюзной связи частей предложений в данном тексте.

4. Найдите сложные предложения с разными видами связи. Подчеркните грамматические основы, пронумеруйте их части. Определите их тип по средствам связи. Составьте схемы этих предложений. Объясните знаки препинания.

Самостоятельная работа по Модулю 3

Примерный перечень вопросов для смыслового, речеведческого и стилистического анализа текста

  1. Определите тип и стиль текста.
  2. Установите тип речи. Обоснуйте свое мнение.
  3. Объясните, какие типы речи сочетаются в этом тексте.
  4. Разбейте текст на части. Определите средства связи частей текста.
  5. Составьте простой (сложный) план текста.
  6. Выделите в тексте смысловые части и озаглавьте их.
  7. Укажите средства связи (параллельная, цепная) предложений (абзацев) текста.
  8. Сформулируйте основную мысль, содержащуюся в тексте.
  9. Передайте основной смысл текста одним сложным предложением.
  10. Подчеркните предложение, в котором сформулирована основная мысль, выраженная в тексте.
  11. Приведите несколько пословиц и поговорок, ассоциируемых с основной мыслью и темой текста.
  12. Выразите свое отношение к основной мысли, высказанной в тексте.
  13. Отметьте ключевые слова текста.
  14. Подчеркните предложение, которое можно использовать как эпиграф к данному тексту.
  15. Озаглавьте текст.
  16. Придумайте такой заголовок, чтобы он отражал стилистическую особенность текста.
  17. Определите стиль текста; укажите языковые средства, характерные для данного стиля речи.
  18. Установите, какие черты разговорного (книжного, публицистического) стиля присущи этому тексту.
  19. Докажите, что данный текст принадлежит к научно-популярному стилю.
  20. Подчеркните предложение, в котором наиболее ярко выражено отношение автора к описываемой картине (герою, …).
  21. Продолжите текст.
  22. Закончите текст своим рассуждением.
  23. Напишите сочинение-миниатюру на тему …, используйте в нем сведения из данного текста*.
  24. Подготовьте письменную рецензию на этот текст. Выразите свое отношение к содержанию текста и его языковому оформлению.
  25. Напишите сочинение, используя слова и выражения из этого текста.
  26. Напишите сочинение на такую же тему, которая раскрыта в данном тексте.
  27. Перечислите художественные произведения автора этого текста.
  28. Придумайте два вопроса по содержанию (структуре) текста.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...