Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 4. Классификация стран в мировой экономике.
Контрольные вопросы: 1. Что является доминантой экономического развития развитых стран? Что предполагает постиндустриальное или информационное общество? 2. Почему приемлемым считается термин не «промышленно развитые или индустриальные страны», а «развитые»? Что предполагает понятие «развитые страны»? 3. Назовите признаки, объединяющие развитые страны в одну группу? 4. Охарактеризуйте роль развитых государств в мировой экономике. 5. В чем заключаются противоречия между развитыми странами? 6. В чем квинтэссенция политики развитых стран по отношению к развивающимся? 7. Каковы основные инструменты конкурентной борьбы между развитыми странами? 8. Назовите характерные черты состояния экономики развивающихся стран? 9. Каковы основные модели индустриализации развивающихся стран? 10. В чем сущность проблемы долгового кризиса развивающихся стран? 11. Прокомментируйте следующий тезис: «развивающиеся страны никогда не достигнут уровня развитых стран». 12. В чем проявляется дуалистичность стран, таких, как Бразилия, Мексика, Турция, Аргентина. 13. В чем специфика экономического развития крупных экспортеров нефти? 14. Показатели ВВП на душу населения в некоторых странах высокие, особенно в странах Персидского залива, однако эти страны порой характеризуются как страны с псевдорыночной экономикой. Почему? 15. Преобладание в выше рассмотренных странах государственного сектора в области добычи и переработки нефти и газа, производстве электроэнергии, строительстве объектов инфраструктуры является подтверждением принадлежности к развитым странам или развивающимся? 16. Почему Кувейт, имеющий ВВП на душу населения выше, чем Греции, относят к развивающимся странам, а Грецию к промышленно развитым? 17. Какие показатели позволяют оценить уровень экономического развития страны? 18. Какой показатель позволяет наиболее полно оценить уровень жизни в стране? Как он рассчитывается? 19. Почему МВФ считает Тайвань, Южную Корею и Сингапур развитыми странами, а ООН – развивающимся? 20. Какой показатель является основным для классификации стран, по которому судят об уровне социально-экономического развития национальной экономики? 21. Охарактеризуйте сущности американской, японской, европейской моделей. 22. Охарактеризуйте тенденции, характерные для последних для американской, японской, европейской моделей. 23. В чем причины системной трансформации социалистических стран? 24. Каковы основные предпосылки успеха или неудач трансформации в отдельных государствах? 25. Назовите главные модели перехода к рыночной экономике и их основные элементы. 26. Каковы направления интеграции стран с переходной экономикой в мировое хозяйство? Темы для докладов и презентаций 1. Позиции стран с развитой рыночной экономикой на мировых рынках. 2. Структурные сдвиги в экономике промышленно развитых стран. 3. Развивающиеся страны и мировой кризис задолженности. 4. Развивающиеся страны и мировые рынки. 5. Сотрудничество России с развивающимися странами. Тема 5. Интеграционные процессы в глобальной экономике Вопросы для обсуждения: 1. Страна, производящая исключительно промышленные товары, намеревается создать таможенный союз со страной, производящей исключительно сельскохозяйственные и сырьевые товары. Приведет ли такой таможенный союз к повышению уровня благосостояния в каждой из стран? Почему? 2. Существует мнение, что экономическая интеграция между развивающимися странами не сможет обеспечить существенного роста их благосостояния, поскольку у них просто не достаточного ассортимента товаров, представляющих интерес для взаимной торговли. Каково выше мнение. 3. Когда Португалия и Испания, являвшиеся импортерами сельскохозяйственной продукции из США, вступили в ЕС, США, угрожая повышением импортных пошлин ни импорт из стран ЕС, потребовали увеличения доступа для своих сельскохозяйственных товаров на европейские рынки. Почему это произошло? 4. Какие стороны развития интеграционного процесса в Европе являются благоприятными для России? 5. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве, в отличие от Европейского Союза, с ярко выраженным стремлением стран-членов к взаимодействию, не получила должного развития, несмотря на то, что к 1991 г. сложились объективные предпосылки для обеспечения высокого уровня интеграции (общность традиций, единство технических стандартов и сертификации качества товаров и услуг, общность экономической инфраструктуры, технологическая взаимозависимость, исторически сложившееся разделение труда и др.). Как вы считаете, чем объясняется данное несоответствие (противоречие)? Какие факторы (политические, макроэкономические, структурные, институциональные) оказывают сдерживающее влияние на развитие экономической интеграции в рамках СНГ? 6. Какие экономические проблемы России надо решить, чтобы участвовать в мировых интеграционных процессах как равноправный партнер? 7. Чем обусловлено повышенное внимание России к АТЭС? Контрольные вопросы: 1. Что такое экономическая интеграция. Каковы ее предпосылки и цели? 2. В чем, по Вашему мнению, заключаются выгоды международной экономической интеграции? 3. Что является главной причиной, побуждающей страны к образованию различных интеграционных объединений? 4. Каковы основные этапы интеграционного процесса, что в них общего и разного? 5. В чем различия между зоной свободной торговли и таможенным союзом ? 6. В чем различия между таможенным союзом и общим рынком? 7. Возможны ли и какие негативные последствия для страны в результате ее вступления в таможенный союз? 8. Какие процессы экономического порядка могут обусловить потребность к переходу на новый этап развития интеграционного регионального образования ? 9. Чем вызваны и как взаимосвязаны такие системные процессы, как интеграция, интернационализация и глобализация? (выписать определения интеграция, интернационализация, глобализация) 10. Приведите примеры интеграционных группировок в различных частях света, ставящих своей целью создание зоны свободной торговли, таможенного союза и общего рынка. 11. В силу каких закономерностей интеграция в большинстве случаев ведет к росту благосостояния участвующих в ней стран? 12. Назовите основные региональные интеграционные объединения. На каком этапе развития находится каждое их них? 13. Почему формирование международных региональных образований облегчается, если страны-участницы близки по уровню экономического развития? 14. Какая логическая связь существует между понятиями: международное разделение труда, интеграция, глобализация? 15. Назовите основные этапы развития ЕС. План Шумана, 16. Каковы главные механизмы управления ЕС? 17. Каковы основные этапы интеграционного процесса (на примере ЕС)? 18. С чем связано требование Евросоюза к своим странам-кандидатам по достижению ими определенного макроэкономических показателей: уровня безработицы, инфляции, темпов роста, состояния бюджета и платежного баланса? 19. В чем заключается принципиальное отличие евро от ЭКЮ ? 20. Каковы преимущества участия в НАФТА для США, Канады и Мексики ? 21. Какие реальные выгоды получила Россия, вступив в АТЭС ? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 343. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |