Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственное стимулирование и ограничение движения международных инвестиций. Свободные экономические зоны




Усиление влияния миграции капитала и деятельности ТНК на внутриэкономические процессы явилось важнейшей причиной все более активного вмешательства государства в сферу международного предпринимательства.

Цель госрегулирования международных инвестиций - получить эффект от их вложения в национальную экономику. Это госрегулирование состоит из мероприятий, как ограничивающих, так и стимулирующих деятельность экономических субъектов с иностранными инвестициями. Введение ограничений вызвано следующими причинами:

-опасениями стран относительно установления излишне высокого зарубежного контроля над национальной экономикой;

-опасениями потери части национального достояния;

-стремлением содействовать участию местного населения в руководстве компанией, росту его занятости;

-желанием контролировать приток технологий и управленческого опыта с точки зрения их тщательного отбора с учетом качества.

Традиционные формы госрегулирования притока иностранных инвестиций условно делят на две группы: прямые и скрытые. К прямым формам относят методы и средства, регулирующие приток иностранных инвестиций на основе законодательных норм и правил. К скрытым относят ограничения, которые представляют собой барьеры, связанные со спецификой административных процедур, деятельностью политических и социально-культурных организаций и т.д.

Для регулирования притока иностранных инвестиций используются следующие методы:

1. Разрешение на инвестиционную деятельность иностранной фирме, которое выдается при соблюдении обязательных требований.

2. Лицензирование. Оно может действовать в отраслевом разрезе с учетом объема вкладываемых инвестиций.

3. Процентное ограничение доли иностранного инвестора в отдельных отраслях принимающей экономики.

4. Запрет на вложение ПИИ, в основном в отрасли ВПК, газо- и водоснабжение.

5. Требование защиты окружающей среды.

6. Процедурные ограничения (порядок и стоимость регистрации и т.д.)

7. Ограничения на возврат капитала и перевод прибыли за рубеж.

8. Ограничения, связанные с наймом иностранной рабочей силы.

Перечисленные методы могут использоваться правительствами в разных комбинациях, но их воздействие на объем и эффективность иностранных инвестиций должно быть согласовано с элементами инвестиционного климата, т.е. со всей совокупностью условий приема и функционирования иностранного капитала в стране, а также методами стимулирования притока иностранных инвестиций в страну – реципиент.

Цель стимулирования – воздействовать на направление, величину и характер инвестиционных потоков. Выделяют три направления политики стимулирования:

1. повышение имиджа принимающей страны;

2. предоставление государством комплексного пакета услуг иностранным инвесторам (консультационные услуги, облегчение прохождения различных бюрократических этапов регистрации и налогового контроля и т.п.);

3. предоставление финансовых, фискальных и других льгот.

Развивающиеся страны и страны с переходными экономиками могут особо поощрять:

- иностранные инвестиции, положительно влияющие на состояние платежного баланса (инвестиции в импортозамещение и экспортно-ориентированные);

-инвестиционные проекты, особо значимые для развития национальной экономики (проекты с передовой технологией, капиталоемкие проекты, в наименее развитые регионы).

Средства стимулирования подразделяются на:

1. Фискальные стимулы (снижение ставки налога на прибыль, налоговые каникулы, ускоренная амортизация, сокращение взносов в социальные фонды, снижение экспортных пошлин и т.д.);

2. Финансовые стимулы (прямые субсидии, субсидированные займы, гарантии на предоставление займа, страхование от некоторых видов риска и т.д.);

 3. Прочие льготы (защита от импортной конкуренции, закрытие рынка для других инвесторов и пр.).

Существенную роль в активизации международного инвестирования играют свободные экономические зоны (СЭЗ). Они предоставляют многочисленные льготы для притока иностранных инвестиций в разные сферы экономики.

СЭЗ – это обособленная в хозяйственном отношении от остальной территории часть государства, на которой создаются льготные условия и финансовые стимулы иностранным инвесторам, устанавливается беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров. Наибольшее распространение в мировой практике получили следующие виды зон: зоны беспошлинной (свободной) торговли; экспортно-промышленные зоны; зоны развития новых и высоких технологий (технопарки, технополисы, бизнес-инновационные центры и инкубаторы); специальные экономические зоны, которые специализируются на конкретной сфере деятельности (например, экополисы), оффшорные зоны.

В оффшорных зонах создается особо благоприятный валютно-финансовый режим: свободный вывоз прибыли, отсутствие таможенных пошлин и сборов для иностранных инвесторов, минимальные требования к размерам уставного капитала, высокий уровень банковской и коммерческой секретности. Оффшорный бизнес наиболее развит в банковской и страховой сфере деятельности, морском судоходстве, консалтинге. Оффшорные компании функционируют в США, Великобритании, Японии, Швейцарии, Ирландии, Лихтенштейне, Гонконге и Сингапуре. Новые оффшор-центры появились на Мальте, в Израиле, в Малайзии и других странах. 

Особый режим ВЭД в оффшорных зонах вводиться для привлечения иностранных инвестиций, увеличения притока валюты от экспорта товаров и услуг, повышения конкурентоспособности национального производства.

Основными инвесторами в СЭЗ включая и оффшор-центры, являются не крупные, а мелкие, а средние ТНК. Именно они больше других нуждаются в льготах.

 

4.13 Международные и региональные финансовые организации и их кредитные механизмы.

К ведущим международным финансовым организациям относят, прежде всего, МВФ и систему Всемирного банка.

 МВФ предоставляет средства для преодоления дефицита платежного баланса. Наиболее важным источником кредитования являются взносы государств-членов, дополняемые займами МВФ у своих членов.

В рамках обычного механизма кредитования МВФ предоставляет средства своим членам равными кредитными траншами, каждый из которых соответствует 25% квоты государства-члена. В рамках программы расширенного финансирования членам МВФ может предоставляться среднесрочный кредит (обычно на 3 года) для устранения структурных перекосов. Кроме того, МВФ имеет специальные и льготные механизмы предоставления финансовой помощи странам.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - основное кредитное учреждение группы Всемирного банка. В отличие от МВФ он предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР является самым крупным кредитором проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев на срок 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от 3 до 5 лет. Особенностью банка является то, что он не переносит сроки платежей по предоставленным кредитам. Финансовые ресурсы МБРР складываются из собственного капитала, получаемой прибыли от операций, из средне- и долгосрочных займов на мировом рынке капиталов. Часть заемных средств банк получает от Центральных банков отдельных стран.

Международная ассоциация развития (МАР) входит в группу Всемирного банка и оказывает помощь самым бедным странам, предоставляя беспроцентные займы с 30-40 летним сроком погашения и отсрочкой основных платежей в течение первых 10 лет. Средства МАР образуются в основном за счет добровольных взносов стран-членов. Льготные кредиты предоставляются только государствам.

Международная финансовая корпорация также входит в группу Всемирного банка. Она финансирует проекты частного сектора. Процентные ставки варьируются в зависимости от страны и проекта. Займы погашаются в течение 3-5 лет. Отсрочка платежей возможна в течение первых 12 лет. МФК не признает гарантий правительств.

Кроме кредитных учреждений группы Всемирного банка, ресурсы на цели развития предоставляют также региональные банки развития: Азиатский банк развития, Африканский банк развития, Межамериканский банк развития и ряд других финансовых институтов.

Для содействия переходу стран ЦВЕ к рыночной экономике с 1991 г. стал действовать Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Доли различных стран в капитале ЕБРР менее дифференцированы, чем у МБРР.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) предоставляет долгосрочные кредиты и гарантии компаниям, государствам и финансовым институтам для финансирования преимущественно инфраструктурных объектов в менее развитых странах ЕС. Деятельность этого банка первоначально охватывала только участников ЕС впоследствии распространилась и на другие европейские государства, а также развивающиеся страны, подписавшие Ломейские конвенции.

Кроме ЕИБ, в рамках ЕС действуют также фонды развития и структурные фонды, предоставляющие субсидии и кредиты на льготных условиях.

4.14. Проблемы и значение привлечения инвестиций в Республику

Беларусь

В условиях глобализации производственно-инвестиционная модель сотрудничества разных стран стала преобладающей. Инвестиционная тема для Беларуси также является весьма актуальной. Износ основных фондов приблизился к критической точке, за которой начинается физический распад производственного потенциала и опасность возникновения техногенных аварий и катастроф. В промышленности он достиг 75%, а в целом по народному хозяйству - 75-80%. Основными источниками инвестиций в Республике Беларусь являются средства предприятий и госбюджета. На долю иностранных инвесторов приходится всего 3-5% вложений в основной капитал (за рубежом этот показатель достигает 15%). Причем подавляющая часть этих инвестиций (до 80%) состоит из кредитов от зарубежных совладельцев и только порядка 10% составляют взносы в уставные фонды предприятий. Очень мало интересуют зарубежных инвесторов широко развитые в Беларуси промышленность, сельское хозяйство, деревообработка, стройиндустрия, пищевая отрасль, туризм. Он предпочитает поддерживать развитие торговли и общепита, связи. Таким образом, в Беларуси присутствуют точечные иностранные инвестиции, которые невелики по объемам. Это позволило экспертам ЮНКТАД в Докладе о мировых инвестициях (2005 г.) отнести республику к числу стран с высоким, но неполно используемым потенциалом иностранных инвестиций.

Впрочем, Беларусь не стремится к механическому валовому притоку инвестиций. Во главу угла поставлен качественный аспект: ввоз в страну новых и высоких технологий. Благоприятные социально-политические и экономические условия для этого имеются: относительно низкий уровень внешнего долга к ВВП, выгодное географическое положение, устойчивый экономический рост, наличие квалифицированной рабочей силы. Принята программа привлечения ПИИ, Инвестиционный кодекс, активно действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, создано Национальное инвестиционное агентство, задачей которого является организация инвестиционных проектов под ключ и которое работает по принципу одного окна. Утверждена Государственная программа инновационного развития на 2007-2010 годы. В Интернете открыт инвестиционный сайт с указанием наиболее привлекательных сфер для инвестиций.

В то же время сохраняется ряд факторов, негативно действующих на инвестиционный климат в стране: нестабильность законодательства, большое количество проверок, сложный бухучет и отсутствие международных стандартов финансовой отчетности, тяжесть, запутанность и постоянные изменения налоговой системы, избыточность лицензирования, которое хотя и уменьшилось, но все равно действует более чем для 300 видов деятельности, практика неисполнения законов и т.д.

Правительство Беларуси постоянно работает над улучшением инвестиционного климата в стране: получен страновый кредитный рейтинг; отменена «золотая акция», упрощен порядок лицензирования и регистрации бизнеса; разработана новая концепция развития рынка ценных бумаг и т.п. Но есть еще над чем работать в будущем.

Проблемы с привлечениеминостранных инвестиций в Республику Беларусь обусловлены не только несовершенством инвестиционного климата, но и с тем, что инвестиции реализуются практически в единственной форме: «один инвестор -один проект». За рубежом широкое распространение получила совсем другая форма осуществления ПИИ - в виде фондов, управляемых специализированными компаниями. Подобная модель значительно снижает риск, так как деньги, аккумулированные в фонде, распределяются между несколькими предприятиями. Более того, инвестиции не предоставлены сами себе. Управляющая компания как раз специализируется на том, чтобы «выращивать» деньги, следить за эффективностью инвестиций и оказывать консультативную помощь предприятиям, в которые вложены средства.

Использование такой модели в Беларуси тормозится в силу ряда причин: отсутствия соответствующего законодательства, необходимой инфраструктуры, менталитетом белорусов. Белорусский бизнес не привык доверять кому бы то ни было, кроме себя, и стремится контролировать все лично.

В последнее время ситуация, похоже, стала меняться: в начале декабря 2007 г. американская управляющая компания Horizon Capital осуществила свои первые вложения на территории Беларуси, купив 31,5% акций ЗАО «Минский транзитный банк». Указанная компания существует с 1995 г. и в настоящее время управляет двумя инвестиционными фондами с общим капиталом порядка 280 млн. долл.

Данные фонды вкладывают средства в компании со средним уровнем капитализации и значительным потенциалом роста в Украине и Молдове. Сейчас Horizon Capital организует следующий инвестиционный фонд объемом около 300 .млн. долл. Инвестирование планируется осуществлять в финансовом, потребительском и розничном секторах экономики Украины, Молдовы и Беларуси.

Выбор банковской сферы для первых инвестиций нового фонда в Беларуси неслучаен: она демонстрирует потенциал роста. Кроме того, в белорусских банках активно внедряются международные стандарты финансовой отчетности и общепринятые в мире принципы организации надзора за банковской деятельностью. Все это обеспечивает иностранным инвесторам гарантии надежности вложения средств.

И если бы реальный сектор белорусской экономики развивался в том же направлении, что и финансовый, то нашим акционерным обществам привлекать инвестиции посредством продажи миноритарных пакетов акций зарубежным фондам было бы вполне по силам.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 388.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...